Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии
Оценка 4.6

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
doc
технология +1
5 кл—11 кл +1
10.02.2017
Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии
Составленный справочник может быть полезен в работе учителей, руководителей кружков дополнительного образования, учащихся школ, родителей. справочник включает краткое описание и образцы изделий той или иной техники. Включает как известные техники рукоделия, так и довольно редкие: карвинг, айрис-фолдинг, артишок, ассамбляж и многие другие.Сборник материалов по видам декоративно-прикладного творчества
виды техник при выполнении изделий на уроках технологии.doc
Виды техник при выполнении изделий на уроках технологии Содержание: Введение Перечень  терминов: Айрис­фолдинг Аппликация Артишок Ассамбляж Батик Витраж Вытынанка Ганутель Гильоширование Гофротрубочки Граттаж Декупаж Живопись бумажная Карвинг Квиллинг Коллаж Кусудама Мозаика 1 2 3 3 3 4 5 6 6 7 7 7 8 8 9 9 10 10 11 12 Монотипия Мыловарение Оригами Отпечатки листьев Папье­маше Пергамано Плетение Плетение на коклюшках Пуантилизм Пэчворк Скрапбукинг Тиснение Торцевание Фильдцевание Чеканка Шитьё Штамповка Энкаустика Заключение 2 13 13 14 14 15 16 16 17 18 18 19 20 20 20 21 22 22 23 24 Введение Сегодня учебно­воспитательный процесс в школе должен включить в себя  эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных  традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и 3 культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования  современного человека. Трудовому обучению принадлежит особая роль. Хотя уроки технологии  строятся на основе применения общих для всех школьных предметов  дидактических принципов, их отличает ряд особенностей, например, ученики  занимаются не только познавательной, но и созидательной деятельностью,  предметы, процессы труда выступают не просто как объекты изучения, но  одновременно являются и средством наглядности, дидактическим  материалом, служащим для активизации работы учащихся, техническими  средствами обучения и т.д. Дети любят уроки технологии больше других  уроков. Ведь на уроках технологии ребенок занят изготовлением различных  поделок. Сочетание гентеллектуальной и моторной (работа руками)  деятельности создает атмосферу осмысленного труда. На основании  вышеизложенного считаем тему данного реферата актуальной и интересной в  плане дальнейшего изучения. Практическая значимость: составленный справочник  может быть    использован в работе учителей технологии, руководителей кружков  дополнительного образования, обучающимися школ, родителей. Айрис­фолдинг Техника айрис­фолдинг появилась в Голландии. «Радужное складывание» только кажется  сложным, на самом деле, эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом  позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного  альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами. 4 Аппликация Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности  — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные  пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое  применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных  возможностей очень близко к другому средству изображения ­ коллаж. Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.  Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать  шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только  соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.  Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые  цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей  гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно  заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет. В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно  сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы Артишок Эта разновидность печворка получила своё название из­за сходства с плодами артишока.  У этой техники есть и другие названия — «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья»… По большому счёту все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на  основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять  (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в  объёме. Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера —  острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме  квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся  со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти  лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают  объем, то, следовательно, и к «3d» технике. 5         Ассамбляж Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но  использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на  плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом,  деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от  фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего  визуального искусства не вполне устоялась.         Батик    Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе — с ХХ  века. Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» —  означает хлопчатобумажная ткань, а «­tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать,  покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый  клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску — или, как говорят художники,  «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. аа Б тик  — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.  Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная  роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.  В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью  специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не  поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется 6 горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ  используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении  работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря  послойному нанесению краски. Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя  возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный  материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он  представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные,  так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными  инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в  тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком. «Шибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем  перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается  определенным образом. Эта техника имеет японские корни, а там соответственно не  обходится без оригами (складывания самой ткани). Техника узелкового батика известна в Индокитае ещё до VII в. в качестве первого способа украшения ткани. В Индии её называют бандхана (бандхини) ­ "объвяжи­окрась". Рисунок  ­ множество точек белых и цветных. В Малайзии, Индонезии её называют "планги" ­  "пробел, пятно". На Суматре принято рисунок дополнять бисером, в Индии ­ бусинами, в  Африке ­ жемчугом, раковинами и вышивкой (это более утончённый приём). Узелковый  батик был известен в доколумбовой Америке, в Тибете, на Кавказе, в Северной Африке и  Ближнем Востоке. В Европе эта техника появилась в начале ХХв.в качестве декора тканей  для покрывал, занавесей и одежды. В 70­е гг. она стала применяться для украшения  модной одежды в стиле  "хиппи".         Витраж Витраж (лат. Vitrum – стекло) – это один из видов декоративного искусства. Стекло или  иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности  начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной  проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные  композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные  специальными красками по простому стеклу. Витраж – один из красивейших видов художественно­яркого решения для украшения  любого интерьера. Смотрите, наслаждайтесь увиденным и приобщайтесь к этому  прекрасному виду творчества! 7               Вытынанка Искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с  тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться  цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам,  Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны. Варианты работ в этой интересной технике вы можете посмотреть здесь ­ Нина Соколова­ Кубай ""Узоры из бумаги" .и тут ­ Район Вена, "Классическая китайская традиция макияжа лица в пьесе"     12 8 Ганутель Ганутель — эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях  Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для  украшения алтаря. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки  деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и  лёгкими. В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по­итальянски «canutiglia»,  а по­испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в  «канитель».         Гильоширование Техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой. Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой  цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции. Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички ­ всё это и  много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!         Гофротрубочки Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для  декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из  гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги  на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования. 9       Граттаж Технику «граттаж» еще называют «цап­царапки»! Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге  или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего  средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter  — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых  мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно  ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой  наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она  пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета  воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной  спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на  черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов. Посмотрите, какие замечательные рисунки получились у ребят!       Декупаж Декупаж (от французского decoupage — «вырезать») — это техника украшения,  аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские  крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных  картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как  роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника. Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки.  Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть  абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные  инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая  поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс — должны быть  однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден. 10       Живопись бумажная Техника Бумажной живописи напоминает технику Обычной живописи, т. к.  просматривается явная аналогия принципа нанесения рисунка послойно, но не красками, а  кусочками разноцветной бумаги. Обычно используют цветную бумагу, клей и кисти для  выполнения работ в этой технике, а также — художественные навыки. Ещё одно направление называется ханди грым (или хандигирим). Принцип тот же —  наложение кусочков цветной бумаги слоями, но это направление руководствовалось  исключительно уникальными свойствами самой бумаги. Бумага эта корейского ручного  производства так и называется ханди. Составляя картину из вырванных фрагментов  размоченной в определённых местах бумаги, вы получаете произведение, схожее с  акварелью или масленой живописью.  Хотя явно прослеживается аналогичное накладывание элементов и в такой технике, как  обрывная аппликация. Карвинг Карвинг (от англ. carvу ­ резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving ­ резьба, резная  работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии ­ это наипростейшая форма  скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь  недолговечных украшений стола. 11 Это искусство возникло много веков назад в Юго­Восточной Азии из­за необходимости  украсить домашний, весьма скудный разносолами стол, преимущественно состоящий из  овощей. Техники китайского и японского карвинга очень похожи ­ изображения иероглифов,  животных и людей, драконов, надписи с поздравлениями и сцены боя. А в таиландской  резьбе присутствует орхидея и другие цветочные композиции. Резной орнамент вызвал интерес и у европейских поваров, т.к. сервировка ресторанного  стола стала намного привлекательнее! Немного терпения, тренировки и вы сможете радовать своих близких подобными  шедеврами! Квиллинг Искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil  (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны,  закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что  создавало имитацию золотой миниатюры. Более подробно о квиллинге. Коллаж Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых  разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте.  Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало  употребляться в расширенном значении ­ смесь различных элементов, яркое и  выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной  плоскости. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и  т. д. Надо отличать коллаж от близких по своей сути и технике, но всё же других средств  изображения — аппликации, инкрустации и родственной техники ассамбляж, в котором  используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на  одной плоскости. 12    Кусудама Кусудама (яп. 薬玉, букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно  (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых  пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного  листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные  компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью  склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы  использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые  настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских  слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют  для украшения или в качестве подарков. Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы,  составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает  модульное оригами. Однако, кусудаму всё же рассматривают как разновидность оригами, хотя борцы за  чистоту оригами смотрят косо на характерную для кусудамы технику сшивания или  склеивания. В то же время, другие признают, что в раннем традиционном японском  оригами часто использовалось разрезание бумаги (см тысяча бумажных журавликов) и  склеивание и отдают должное кусудаме, как важному объекту складывания среди других  моделей оригами. Современные мастера оригами, такие как Томоко Фусэ, создали новые конструкции  кусудам, которые полностью собираются без разрезания, клея или ниток (кроме подвеса). 13 Мозаика Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из  маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во­первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление,  воображение.  Во­вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается  целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.  В­третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему  творческую активность и служит особым средством познания мира.  Мозаика может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы,  пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки,  стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо­мозаика, тетрис­ мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны,  любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки),  стружки от карандаша, птичьи пёрышки… Впрочем, выбор материала ограничен только фантазией художника! Мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в  которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается  рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в  них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют  разные. Но, выбирая тот или иной вид мозаики для ребенка важно помнить о соответствии его  возрастным особенностям. Для детей 1—3 лет нужно выбирать мозаику с деталями  покрупнее, обязательно помогать малышу, не оставлять его один на один с такой  кропотливой и сложной работой. Занимаясь мозаикой вместе с малышом, вы поможете развитию всей его психической  деятельности: и таких важных интеллектуальных процессов, как восприятие, мышление,  воображение, эмоциональность ребенка, волевая регуляция, заложите в нем стремление к  творчеству и самостоятельности. Придумывайте, ищите, творите — и вы удивитесь, какой  творческой личностью вырастет ваш ребёнок! 14 Монотипия Одной из простейших графических техник считается монотипия... По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать  воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист  бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Монотипию (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) могут освоить  дети дошкольного возраста, печатая осенний пейзаж, букет цветов в вазе, бабочек…. Постарайтесь пробудить фантазию малыша, обратите занятие в игру. Оставьте несколько  крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите.  Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать  краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его  половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь! Поэкспериментируйте, возьмите фактурную бумагу под краску, а отпечаток сделайте на  листе обычной бумаги…. Мыловарение В качестве сырья для получения основного компонента мыла   могут использоваться  животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты,  канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).   Но если Вам совсем не доставляет никакого удовольствия пользоваться  купленными в  магазинах мылом, пенами, шампунями – тогда самое время  начать делать мыло   своими  руками и превратить мыловарение в свое творческое хобби. Мыловарение в домашних  условиях  даёт возможность сделать мыло максимально индивидуальным и особенным,  проявить безграничную фантазию и получить интересные и самые разнообразные  результаты. Вы сами будете контролировать все этапы его изготовления, что даст  уверенность в качестве и безопасности готового продукта. Используя опыт и полезные советы жителей нашей Страны, вы сможете сделать  замечательные подарки себе и своим близким.  15 Оригами Ориг миаа  (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания  фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и  была открыта бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид  искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны  оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих  поклонников. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы  зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Б льшая часть условных  знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой. оо Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно  окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда  отходят от этого канона. Разновидности оригами — модульное оригами и кусудама. Отпечатки листьев   является частью любого растения. В привычном понимании ­ листья могут быть  Лист   использованы для составления гербариев, флористических композиций, картинных  коллажей или в лекарственном плане.  Оказывается, что обычный, казалось бы лист (клена, тополя, дуба или березы) может  превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка. 16 Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны  прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или  белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги  аккуратно снимите  его, взяв за "хвостик" (черешок) . Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав  детали, у Вас уже летает над цветком бабочка  Самые  неожиданные образы  могут возникнуть в сочетании данного приема и техники “по  сырому”. Для этого надо взять  лист бумаги, смачить его при помощи губки, а затем  затонировать лист растения краской нужного оттенка и сразу же пропечатать на фоне.   Для выразительности отпечатка, лист стоит смазать краской тоном выше, чем фон.  А  прикладывание чистого листика, дает мягкие и плавные очертания.  Такой незамысловатый вид художественного творчества, как  нетрадиционное рисование  отпечатками листьев, замечательно подойдет для маленьких художников, для которых  кисточка является пока  сложным инструментом. Папье­маше еа еа (фр. papier­mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке  Папь ­маш масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими  веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье­маше делают муляжи, маски, учебные  пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель. В Федоскино, Палехе, Холуе из папье­маше изготавливают основу для традиционной  лаковой миниатюры. Вы же можете декорировать заготовку из папье­маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж. Удачного ВАМ творчества! 17 Пергамано Пергамано — это ещё одна из разновидностей техники теснения      Пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для  тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике  получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления  скрапстранички. Спец. инструмент, чтобы продавливать узоры — обычный шарик на палочке для  эмбоссинга, который можно заменить булавочной головкой (местами) или вязальным  крючком. Кайму можно делать по многофункциональному трафарету Rayher.  Старый  коврик для шариковой мышки ­ удобно, дешево и сердито ­ вполне справится с задачей  подложки для мягкости во время тиснения. Дырочки можно с успехом делать той же  булавкой или шилом, а узорчики при необходимости вырезать обычными маникюрными  ножничками. Может пригодиться обычное ученическое перо, восковые мелки,  разноцветная тушь. Узоры, кружево, завитушки, точки, цветочки — многое можно выполнить без трафаретов и "перевода рисунка белыми чернилами", просто дайте простор Вашей фантазии! Плетение Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из  длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для  разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился  заплетать волосы в косы.  С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для  применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из  верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие  техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите,  узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение  шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их  имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...  Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно  сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом. ( описание составлено   Викторичка ) 18 Плетение на коклюшках С давних времён изысканным украшением интерьера являлось кружево, сплетенное на  коклюшках. С виду простые движения рук заставляют появляться на свет замысловатые  узоры. Гармония рисунка и правильное сочетание нитей создают изящество и красоту  плетения на коклюшках. Сам процесс завораживает, а перезвон работающих коклюшек  приносит упоительное умиротворение, успокоение и радость! Из истории известно, что плетением кружев, особенно в период расцвета промысла  занимались мальчишки. Например,  в 1910 году 245 мужчин плели кружево (по данным  земства вологодского района). Многие,  в том числе и мужчины, отмечают, что  этот вид рукоделия  способствует   релаксации, помогает переключиться.  Плетение на коклюшках, как хобби, помогает справиться с трудностями характера,  развивает уверенность в себе и помогает проявиться фантазии и  креативности. Благодаря   этим свойствам данного художественного творчества — его применяют как метод в арт­ терапии. Для изготовления кружева необходимо специальное оборудование — сами коклюшки, на  которые наматываются нитки, подушка и подставка под неё. Чаще всего используют  заранее отрисованный рисунок — сколок.  В России до сих пор известны — Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский,  Михайловский промыслы. Пуантилизм 19 Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи,  использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками  прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов  (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий —  оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая  смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе  восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде. Основоположником стиля явился Жорж Сера. Другое название пуантилизма — дивизионизм (от лат. divisio — разделение, дробление). Пэчворк Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё ­ это народное декоративно­прикладное  искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника,  использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических  форм для соединения в покрывале, блузке или сумке. Такие изделия по прежнему популярны, они дарят уют и тепло нашему дому, так как  несмотря на технические новинки, облегчающие труд мастерицы, они сделаны с душевной  теплотой и подарены от всего сердца!   Скрапбукинг Вряд ли сохранилось в истории имя того, кто первым придумал совместить фотографии, открытки, памятные записи и милые сердцу мелочи в «одном флаконе» и создать из обычных вещей совершенно необыкновенное изделие, 20 которое увлекает всё больше поклонников из разных стран. Если в Вас кипит творческая энергия, и Вы хотите создать свой маленький шедевр, СКРАПБУКИНГ поможет Вам! Скрапбукинг (от англ. «scrap» — вырезка и «book» — книга, вносить в книгу) — это искусство оригинального, декоративного оформления не просто альбома, а альбома-истории, дневника, записной книжки, панно… Аналог в русском языке найти сложно. Скорее, это своего рода «живая книга», «узелки на память», красиво оформленное воспоминание, рассказ о значимом событии… Одним словом, скрапбук — «это маленькая жизнь»!   Тиснение Тиснение (другое название Эмбоссинг) – механическое выдавливание, создающее  изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или по  пластику, фольге ,  на  пергаменте (техника называется пергамано), а также на коже котором на самом материале получается рельефное изображение давлением выпуклого  или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием  фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках,  открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.     или на бересте при    Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной  материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.   Одина из разновидностей тиснения ­ Текстурирование ­ нанесение изображения с  помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью  имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д) Ещё одна из разновидностей теснения ­  Пергамано. Пергаментная бумага (плотная  вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки  становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также  эту технику можно применить для оформления скрапстранички. Дайте простор Вашей фантазии! 21 Торцевание "Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. И конечно же, с новыми  идеями и дополнениями", ­ начинает свой урок Татьяна Николаевна. Приглашаем посетить  её мастер­класс и окунуться в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из  небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги! Приглашаем заглянуть в рубрику " торцевание на пластилине". А также ознакомится с ещё одной разновидностью торцевания с использованием  природного материала ­ шишка!   Фильдцевание Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью  (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству  оценить это уже около 8000 лет назад. Есть даже легенда о том, что первый валяный ковер  появился в Ноевом ковчеге (как раз примерно в это время). Овцы, плывшие в нем,  держались дружно, и когда их шерсть падала на пол и намокала, она взбивалась их  копытами. Когда же все покинули ковчег, то увидели, что на полу лежал красивый валяный ковер.  С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, (ее ведь в основном  получают, подстригая овец), мягкая, разноцветная. Такая шерсть  пропитана любовью и  позитивом. Не удивительно, что она заняла заметное место среди материалов для хобби.  Различают два способа валяния шерсти: мокрое и сухое (сухое валяние также иногда  называют фильцеванием, это немецкое слово, обозначающее предварительное уплотнение  шерсти перед валкой, имеется ввиду промышленная валка с целью получения плотного 22 войлока).  Для мокрого валяния Вам также потребуются:  * Кусок мыла, предпочтительнее использовать мыло с добавлением растительного масла  * Коврик (можно использовать рифленый резиновый коврик, бамбуковые коврики, жесткий кусок ковролина или, как в нашем примере, воздушно­пузырчатую упаковку, наиболее  доступный и недорогой материал)  * Горячая вода =)  А для сухого валяния кроме шерсти  * Иглы для валяния (три вида)  Иглы для валяния очень острые и имеют специальные зазубрины.  Классическая техника валяния руками подразумевает наличие нескольких факторов:  шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и  развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно  глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Чеканка Плоская чеканка ­это один их видов декоративно­прикладного искусства, в результате  выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или  круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое  художественное произведение.  Обработка материала осуществляется при помощи стержня ­ чекана, который стаивтся  вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно  проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и  способностью изменяться под воздействием силы. Работая с младшими ребятишками мы примняем аналогичные инструменты и материалы ­  пластилин или металлизированную фольгу, стеки или ручку. Такая чеканка называется уже эмбоссинг (тиснение). 23 Шитьё Шитье ­ разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито. При помощи иглы или швейной машинки , можно из куска ткани создать одежду, предметы  быта, украшения, игрушки и еще массу нужных и полезных вещей. Штамповка В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов... Окунаем в краску и штампуем узоры на бумаге или на ткани. Так можно украсить косынку, футболку, салфетку или носовой платок. Сюжеты разнообразны: цветы, листья, птицы, животные, фигурки, ваше имя. 24 Энкаустика аа ἐγκαυστική  (от др.­греч.  Энк устика  — [искусство] выжигания) — техника живописи,  в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая  темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие  раннехристианские иконы. Заключение Особое место в содержании курса технологии занимает раздел «Основы художественной обработки различных материалов», он имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание школьников. Мы думаем что, данные словаря- справочника будут востребованы педагогами и родителями для работы со школьниками, помогут раскрыть особенности декоративно прикладного искусства - соединение утилитарной и эстетической сторон - пользы и красоты, удобства формы и неповторимости образа. 25

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии

Вида техник декоративно-прикладного творчества при выполнении изделий на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017