ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ

  • doc
  • 02.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ.doc

Урок по литературе

в 9 классе по теме

«Я буду видеть сердцем»

 

 

1.Пояснительная записка: данный урок проводится после изучения творчества С.Есенина (учебник под редакцией Беленького).      

Сегодня приоритетом при изучении литературы является материал регионального или местного содержания,т.е. программы по творчеству писателей и поэтов Прикамья. На уроках русского языка и литературы мною используется краеведческая литература с целью сопоставить изученные про-

изведения, обратиться к личности того или иного поэта, писателя Октябрьского района.

 

2.Цель: ознакомление со стихотворениями о родном крае С.Есенина и Р.Шангина, выявление сходства и различия мотивов стихотворений.

 

3.Задачи: 1)совершенствовать навыки творческого чтения поэтического текста;      

                  2)развивать умение целостного анализа стихотворений;

                  3)воспитывать у учащихся такие качества, как умение дорожить    

                  своей родиной, сохранять то, что копилось годами в литературе.

 

4.Оборудование: портреты поэтов, компьютерная презентация, тексты стихотворений, магнитофон, аудиозапись, репродукции картин Левитана,

 Шишкина.

 

5.Ход урока.

Введение: каждый человек должен ощущать свою причастность к малой родине, сохранять то, что накапливалось годами ,дорожить памятью предков,

обретать себя как личность.

 

1.-Назовите известных русских поэтов, которые прославляли родную землю?

(Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин)

-Мы с вами на уроке обращаемся к творчеству поэтов Октябрьского района.

Кто из них писал о малой родине?

(С.Вилисова, Т.Боброва, И.Коновалов, Р.Шангин и др.)

-Сегодня на уроке мы обратимся к двум стихотворениям поэтов разных эпох и попытаемся увидеть отношение к родной земле С.Есенина и Р.Шангина.

 

Слайд №1.Запишем эпиграф к уроку. Слайд №2.

-Что вы можете вспомнить о том, как относился Есенин к родине?

(Высокое чувство родины ощутимо во всём его творчестве. Он всегда жил в сознании неотделимости своей личной судьбы и своего творчества от судеб

родной страны. Не переставал любить родную землю и в трудные времена

для России.)

Слайд №3.

-Давайте послушаем стихотворение Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» и подумаем над ним.(читает подготовленный ученик).

-Каким чувством проникнуто стихотворение? Слайд №4.

(нежной любовью к родине,родной природе.)

-Да, с самого начала стихотворения мы определяем основной мотив.

-Какое образное наполнение темы родины имеет в стихотворении?

(«хаты- в ризах образа», «весёлый пляс», «приволь зелёных лех».)

-Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с родной землёй?

(«я смотрю твои поля», «побегу по мятой стёжке».)

 

-И хотя природа родного края неприметна,невзрачна: «чахнут тополя», «у низеньких околиц»,но неповторима. Любовь к родной земле не требует громких слов.

-Художественный мир стихотворений Есенина полон звуков.

Какой приём использует поэт?

(аллитерация: повторение звуков з,б,ц передают слуховую картину колокольного звона. «Как захожий богомолец».)

-Цветопись-одна из характерных черт стихотворений Есенина.

Какова роль цветописи в создании образа родины?

(цвета:синий,золотой-связь с родиной.)

-Какие литературные приёмы использует автор для выражения чувства любви к родному краю?

(эпитеты: «родная», «мятой стёжке»,

 метафоры: «синь сосёт глаза».

 сравнения: «как захожий богомолец» и др.)

-Какие строчки являются эмоциональным стержнем стихотворения? Почему?

(последняя строфа. Лирический герой Есенина любит родину такой,какая она есть.Каждая строчка пронизана любовью к родине.Не променяет ни за что:

«Не надо рая, дайте родину мою!»Это идея всего стихотворения.)

Вывод: в стихотворении Есенина природа соотносится с внутренней жизнью человека,это стихотворение выражает патриотические чувства поэта,прилива жизненных сил.   

 

Слайд №5.

2.-Прослушаем стихотворение Р.Шангина «Родина» (читает подготовленный ученик).

Слайд №6.

-Как природа соотносится с внутренним миром лирического героя?

(мотив пробуждения природы соединяется с мотивом пробуждения к жизни души лирического героя: «Всё тут дорого и мило: люди,речки,лес», «Мне приятно жить в деревне».)

-Природа в поэзии Шангина всегда напоминает о самом дорогом в жизни человека-об отчем доме или поре влюблённости. Подтвердите это текстом.

(«Родимый дом», «В сень свою зовут влюблённых, тянут им цветы», «Песню про любовь». Настроение автора романтическое,приподнятое.)

-В стихотворении лирическое «я» сливается с русской природой. Герой не уходит в природу,а живёт постоянно с ней. Его душа открывается и на шум реки,и на цветение черёмухи и сирени,и на пение пташечек.

-Какие литературные приёмы помогают передать чувства поэта?

(олицетворения: «Дремлет тополь», «Дарят аромат», «Шевелят мечты»,

 метафоры: «В сердце шевелят» и др.)

Вывод:поэт с великим мастерством передал восхищение родной природой,

личную сопричастность всему окружающему миру: «Славлю, не тая,- ты,

уральское селенье, родина моя». Любовь к природе и родине нераздельны.

Стихотворение Шангина «Родина» положено на музыку Нигматуллиной М.М.,прослушаем в аудиозаписи.

 

Слайд №7.

3.Задание по группам: 1)найдите сходство мотивов двух стихотворений;

                                       2)отметьте, что отличает эти два стихотворения;

                                       3)соотнесите репродукции картин русских художни-

                                          ков с содержанием стихотворений.

                                                   

                                      

                                       

4.Отчёт групп. Оценки учащимся.

5.Вывод: эти два стихотворения тематически сходны. Их объединяет тема родины, неразрывно связанная с темой природы.

 

Слайд №8.Домашнее задание (по выбору):1)выучить наизусть одно из           

                                                                               стихотворений;

                                                                            2)проиллюстрировать

                                                                               понравившееся стихотворение;

                                                                            3)выразить своё отношение  к

                                                                               родной земле в любом жанре.