Виды дидактических игр их психолого-педагогические возможности
Оценка 4.8

Виды дидактических игр их психолого-педагогические возможности

Оценка 4.8
Научные работы
docx
24.05.2020
Виды дидактических игр их психолого-педагогические возможности
Виды дидактических игр их психолого-педагогические возможности
Виды дидактических игр их психолого.docx

Виды дидактических игр их психолого-педагогические возможности

 

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что в теории дидактических игр нет единой их классификации по видам. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Пере­численные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Часто игры группируются по содержанию: игры по сенсорному воспитанию («Чудесный мешочек», «Подбери по форме»), игры по ознакомлению с природой («Такой листок - лети ко мне!», «Чьи детки?»), по формированию математических представлений («Что изменилось?»), по развитию речи («Закончи предложение», «Скажи слово с нужным звуком») и др.

А. И. Сорокина группирует игры по видам: игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения (что было бы ...?), игры - загадки, игры - беседы [37].

Дадим  краткую характеристику дидактическим играм данной классификации.

Игры-путешествия имеют сходст­во со сказкой, ее развитием, чуде­сами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необыч­ное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необ­ходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ре­бенку, радует его. Цель игры-путе­шествия - усилить впечатление, придать познавательному содержа­нию чуть-чуть сказочную необыч­ность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдатель­ность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда не­сколько романтичны. Именно это вызывает  интерес и активное уча­стие в развитии сюжета игры, обо­гащение игровых действий, стремле­ние овладеть правилами игры и по­лучить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, ве­сти процесс обучения незаметно.

В названии игры, в формулиров­ке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие ин­терес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы рас­крытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятель­ностью: постановка задач, поясне­ние способов ее решения, - иногда разработка маршрутов путешест­вия, поэтапное решение задач, ра­дость от ее решения, содержа­тельный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности ко­роче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и иг­ровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Со­бери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создает­ся ситуация, требующая осмысле­ния последующего действия. Игро­вая задача заложена в самом на­звании «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предпо­лагаемого действия в соответствии

с    поставленными    условиями    или созданными обстоятельствами.

Эти игры требуют умения соотне­сти знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревнователь­ный элемент: «Кто быстрее сообра­зит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми труд­ными», требующими умения «по­думать».

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображе­ние. Проводятся они подобно пре­дыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебни­ком, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим наро­дом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки зна­ний, находчивости. В этом и заклю­чается очевидная педагогическая направленность и популярность за­гадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, за­гадывание и отгадывание, рассмат­риваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (от­гадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляет­ся в виде вопроса или заканчи­вается им. Содержанием загадок является окружающая действитель­ность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются дости­жения науки, техники, культуры.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Спо­собы построения логических задач различны, но все они активизиру­ют умственную деятельность ребен­ка; Детям старшего возраста нра­вятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Авторы базисной программы развития ребенка-дошколь­ника «Истоки» предлагают свой подход к классификации игр [21]. В основе этой классификации лежит представление об ини­циаторе игры. В связи с таким подходом предлагаются три класса игр:

— игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самостоятельные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого и стар­ших детей, — организованные игры;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, — народные игры, которые могут возникать по ини­циативе как взрослого, так и более старших детей.

Первый класс игр подразделяется на игры-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театра­лизованные. Считается, что это наиболее продуктивные игры для развития интеллектуальной инициативы, творчества ре­бенка, для возникновения новых видов деятельности.

Второй класс включает в себя игры обучающие. Необходимо отметить, что именно в эту группу входят дидактические игры.

Третий класстрадиционные или народные.

В большинстве случаев авторы научных работ и пособий придерживаются тра­диционной классификации дидактических игр, а именно, объе­диняют их в три основные вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные [5, 6, 14, 15]. Основу этой классификации составляет  характер используемого ма­териала в дидактических играх. Дадим подробную характеристику этим видам игр и покажем их педагогическое воздействие на дошкольников. В дальнейшем, в практической части работы, будем опираться на эту классификацию.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цве­том, величавой, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательно­сти решении задач. По мере овладения детьми новыми зна­ниями о предметной среде задания в играх усложняются: ре­бята упражняются в определении предмета по какому-либо од­ному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цве­ту, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Для детей младшей группы даются предметы, резко отли­чающиеся друг от друга по этим свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабо заметные различия меж­ду предметами.

В средней группе для использования в игре берутся такие предметы, где разница между ними становится менее замет­ной.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения пред­метов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, дети при­обретают умение складывать целое из частей, нанизывать пред­меты (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируют культурно-гигиени­ческие навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших.

Разнообразные игрушки широко используются в дидакти­ческих играх.

В игрушках, как правило, ярко выражены их цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого сделана игрушка.

Это позволяет воспитателю с помощью игрушек упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать игрушки, сделанные из дерева (металла, пласт­массы, керамики) или игрушки, которые необхо­димы для различных творческих игр: для игры «в семью», «в строителей», «в колхозников», «в больницу» и др. Здесь про­исходит активизация знаний о материале, из которого делаются игрушки, а также знаний о тех предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые дети отражают в своих играх. С помощью дидактических игр с подобным содер­жанием воспитателю удается вызвать у детей интерес к само­стоятельной игре, подсказать замысел игры с помощью отобран­ных игрушек.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть.

Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки и другое — все это постоянно используется воспита­телем в работе с детьми при организации и проведении дидак­тических игр. Такие игры, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листоч­ков?», «Кто скорее сделает узор не камушков?», «Собери букет из осенних листьев!», «Разложи листья по убывающей вели­чине» и многие другие, позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, при этом закрепляются знания детей об окружающей среде, фор­мируются мыслительные процессы и операции (анализ, син­тез, классификация) и, наряду с этим, воспитываются любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настолно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринт.

Развивающие задачи, которые решаются при их использо­вании, могут быть разнообразными. Например, в подборе картинок па парам самое простое задание заключается в нахожде­нии среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковых и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающихся одна от другой. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и ябло­ки, изображенные на картинке, могут быть разные и по фор­ме и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принад­лежность к одному виду предметов. Аналогично проводится игра с подбором картинок по общему признаку (классифика­ция). Здесь требуется некоторое обобщение установление свя­зи между предметами. Например, R игре «Что растет... (в са­ду, в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответ­ствующими изображениями растений, соотносят их с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр явля­ются также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении карти­нок на столе (справа, слова, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые про­изошли с картинками, о их содержании.

Задача по составлению разрезных картинок и кубиков учит логическому мышлению детей, развивает умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнение в этих играх идет по линии увеличения количества частей, а также по услож­нению содержания, сюжета картинок.

Если в младшей группе картинки разрезаются на 2—4 ча­сти, то в средней и старших группах целое делят на 8—10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изобра­жается один предмет, то для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художе­ственных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для млад­ших групп необходимо давать детям целую картинку для рас­сматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: раз­вивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Здесь часто ребенок для того, чтобы играющие дети отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений или голоса. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.

В более старших группах задачи посложнее: одни дети изо­бражают действие, нарисованное на картине, другие — отгады­вают, кто нарисован на картине, что делают там люди, напри­мер: маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, строите­ли строят дом, музыканты играют на разных инструментах.

В этих играх формируются такие ценные качества лично­сти ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представ­ления о предметах, углублять знания о них, так как здесь тре­буется использование приобретенных ранее знаний в новых свя­зях, в иных обстоятельствах. Дети должны самостоятельно ре­шать разнообразные мыслительные задачи: описывать предме­ты, выделяя характерные их признаки, отгадывать но описа­нию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить ало­гизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены, в основном, на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения; уточнение, закрепление и активизацию словаря; развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной дея­тельности самостоятельности в решении задач. Эти дидакти­ческие игры проводятся во всех возрастных группах, но осо­бенно они важны в воспитании и обучении детей старшего до­школьного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный воп­рос, точно и четко формулировать свои мысли, применять зна­ния в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание за­ниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок пре­одолевает легко, не замечая, что его учат.

Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи?

Для удобства использования словесных игр в педагогиче­ском процессе их условно можно объединить в четыре основ­ные группы. В первую из них вошли игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) призна­ки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения:  «Похож — не похож»,  «Кто больше заметит небылиц»    и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объеди­нены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три пред­мета», «Назови одним словом» и др.

В особую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не ле­тает», «Белого и черного не называть» и др.

Итак, все изложенные классификации, несмотря на различие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошколь­ном учреждении. А для этого необходимо активное участие воспитателей в играх. Воспитатель может быть главным в игре (что характерно для игр с детьми младшего и среднего воз­раста) или же выполнять роль старшего в совместной с деть­ми игре. В последнем случае его роль не главная — инициа­тива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направляет ее в русло воспитательного воздейст­вия, особенно для решения задач умственного воспитания и развития дошкольников.


 

Виды дидактических игр их психолого-педагогические возможности

Виды дидактических игр их психолого-педагогические возможности

Игры-путешествия всегда не­сколько романтичны

Игры-путешествия всегда не­сколько романтичны

Эти игры требуют умения соотне­сти знания с обстоятельствами, установления причинных связей

Эти игры требуют умения соотне­сти знания с обстоятельствами, установления причинных связей

Авторы базисной программы развития ребенка-дошколь­ника «Истоки» предлагают свой подход к классификации игр [21]

Авторы базисной программы развития ребенка-дошколь­ника «Истоки» предлагают свой подход к классификации игр [21]

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательно­сти решении задач

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательно­сти решении задач

С помощью дидактических игр с подобным содер­жанием воспитателю удается вызвать у детей интерес к само­стоятельной игре, подсказать замысел игры с помощью отобран­ных игрушек

С помощью дидактических игр с подобным содер­жанием воспитателю удается вызвать у детей интерес к само­стоятельной игре, подсказать замысел игры с помощью отобран­ных игрушек

И самолеты, и ябло­ки, изображенные на картинке, могут быть разные и по фор­ме и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принад­лежность к одному…

И самолеты, и ябло­ки, изображенные на картинке, могут быть разные и по фор­ме и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принад­лежность к одному…

Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др

Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание за­ниматься умственным трудом

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание за­ниматься умственным трудом

его роль не главная — инициа­тива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направляет ее в русло воспитательного воздейст­вия, особенно для решения…

его роль не главная — инициа­тива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направляет ее в русло воспитательного воздейст­вия, особенно для решения…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020