Виды дидактических игр их психолого-педагогические возможности
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что в теории дидактических игр нет единой их классификации по видам. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
Часто игры группируются по содержанию: игры по сенсорному воспитанию («Чудесный мешочек», «Подбери по форме»), игры по ознакомлению с природой («Такой листок - лети ко мне!», «Чьи детки?»), по формированию математических представлений («Что изменилось?»), по развитию речи («Закончи предложение», «Скажи слово с нужным звуком») и др.
А. И. Сорокина группирует игры по видам: игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения (что было бы ...?), игры - загадки, игры - беседы [37].
Дадим краткую характеристику дидактическим играм данной классификации.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, - иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии
с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».
Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.
Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка; Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Авторы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» предлагают свой подход к классификации игр [21]. В основе этой классификации лежит представление об инициаторе игры. В связи с таким подходом предлагаются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самостоятельные игры;
— игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, — организованные игры;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, — народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Первый класс игр подразделяется на игры-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные. Считается, что это наиболее продуктивные игры для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, для возникновения новых видов деятельности.
Второй класс включает в себя игры обучающие. Необходимо отметить, что именно в эту группу входят дидактические игры.
Третий класс — традиционные или народные.
В большинстве случаев авторы научных работ и пособий придерживаются традиционной классификации дидактических игр, а именно, объединяют их в три основные вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные [5, 6, 14, 15]. Основу этой классификации составляет характер используемого материала в дидактических играх. Дадим подробную характеристику этим видам игр и покажем их педагогическое воздействие на дошкольников. В дальнейшем, в практической части работы, будем опираться на эту классификацию.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величавой, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по этим свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабо заметные различия между предметами.
В средней группе для использования в игре берутся такие предметы, где разница между ними становится менее заметной.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей формируют культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших.
Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх.
В игрушках, как правило, ярко выражены их цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого сделана игрушка.
Это позволяет воспитателю с помощью игрушек упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики) или игрушки, которые необходимы для различных творческих игр: для игры «в семью», «в строителей», «в колхозников», «в больницу» и др. Здесь происходит активизация знаний о материале, из которого делаются игрушки, а также знаний о тех предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые дети отражают в своих играх. С помощью дидактических игр с подобным содержанием воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть.
Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки и другое — все это постоянно используется воспитателем в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор не камушков?», «Собери букет из осенних листьев!», «Разложи листья по убывающей величине» и многие другие, позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, при этом закрепляются знания детей об окружающей среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и, наряду с этим, воспитываются любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настолно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринт.
Развивающие задачи, которые решаются при их использовании, могут быть разнообразными. Например, в подборе картинок па парам самое простое задание заключается в нахождении среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковых и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающихся одна от другой. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. Аналогично проводится игра с подбором картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение установление связи между предметами. Например, R игре «Что растет... (в саду, в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят их с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр являются также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слова, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Задача по составлению разрезных картинок и кубиков учит логическому мышлению детей, развивает умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнение в этих играх идет по линии увеличения количества частей, а также по усложнению содержания, сюжета картинок.
Если в младшей группе картинки разрезаются на 2—4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8—10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет, то для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.
В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Здесь часто ребенок для того, чтобы играющие дети отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений или голоса. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.
В более старших группах задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие — отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например: маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, строители строят дом, музыканты играют на разных инструментах.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в иных обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать но описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях и др.
В младших и средних группах игры со словом направлены, в основном, на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения; уточнение, закрепление и активизацию словаря; развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи?
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них вошли игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц» и др.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
В особую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.
Итак, все изложенные классификации, несмотря на различие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошкольном учреждении. А для этого необходимо активное участие воспитателей в играх. Воспитатель может быть главным в игре (что характерно для игр с детьми младшего и среднего возраста) или же выполнять роль старшего в совместной с детьми игре. В последнем случае его роль не главная — инициатива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направляет ее в русло воспитательного воздействия, особенно для решения задач умственного воспитания и развития дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.