Тема: «Виды и жанры изобразительного искусства. Жираф. Графика»
Цель: сформировать представление о видах графики и ее выразительных средствах
Задачи:
Обучающие:
-расширение представлений о выразительных средствах графики;
-формирование умения поэтапного выполнения композиции «Жираф»;
-совершенствование умений выбирать положение листа в соответствии с содержанием композиции и пластическим решением изображаемого объекта;
-совершенствование навыка
-развитие художественно- образного мышления;
-воспитывать любовь к природе, уметь удивляться красоте окружающего мира.
Прогнозируемые результаты урока
Личностные: положительная мотивация учения, реализация творческого потенциала, эмоционально-ценностное отношение к искусству, позитивная самооценка учащимися своих творческих возможностей.
Предметные: владение элементами графики, ключевыми понятиями по теме (Виды и жанры изобразительного искусства. Графика. Жираф), устойчивый интерес к изобразительному искусству, художественной деятельности, умение выполнять графическую композицию «Жираф»;
Метапредметные: участие учащихся в разнообразных видах художественной деятельности, активном общении, продуктивное сотрудничество со сверстниками, учителем, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Характер учебных заданий: творческий, активный, проблемный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная
Оборудование и материалы: альбомные листы, графитный карандаш, цветные карандаши, уголь активированный, ластик, магнитофон, листы для самооценивания, интерактивный комплекс (презентация по теме)
Художественный материал: афиши, линогравюры, открытки, рисунки, альбомы с произведениями графики русских и зарубежных мастеров
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Здравствуй, ребята! меня зовут Елена Владимировна.
Приветствие
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.
- У нас сегодня будет удивительный урок-путешествие.
-Каким вы хотите . чтобы он получился? (интересным, запоминающим).
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.
- Выберите из слов на доске слова, которые украсят наш урок. (на доске: «Творчество, фантазия, активность, успех, яркость, оригинальность, загадочность, скука, лень, равнодушие».)
- Я желаю, чтобы все эти слова сопровождали вас весь урок, и тогда нас ждет успех. А готовы ли мы к нашему уроку? А вот сейчас мы это и проверим.
-Ребята, сегодня на урок я принесла сюрприз. Как вы думаете, что это? (демонстрируется коробочка)
-А что эта за коробочка? Угадайте!(аптечка).Для чего она нужна? (хранятся таблетки, бинты, лекарства)Давайте заглянем. .(достается градусник)
-Это градусник. Он поможет нам определить наше эмоциональное состояние
-Готовы ли мы к нашему уроку? Как мы себя чувствуем? С каким настроением пришли на урок? У вас на партах лежат карточки с изображением градусника. Возьмите красный карандаш и проведите линию: по синему цвету- у вас упадок сил и не готовы работать; желтый цвет - вы готовы и настроение отличное; оранжевый - вы не уверены в своих силах, плохое настроение(выполняют задание)
-Покажите свои градусники! Большинство с желтым цветом. У нас отличное настроение и мы готовы отлично работать.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
-Сегодня, дети, мы с вами отправимся в далекую Африку.(показ на глобусе)
Это удивительная страна, где всегда солнечно и тепло и не бывает холодной зимы и снега. Но прежде чем мы туда отправимся, нам необходимо вспомнить какие животные живут в Африке. С кем можно близко познакомиться, с кем следует быть осторожными и кого нужно опасаться и обходить стороной.
Отгадайте загадки (Дети по очереди загадывают загадки, показ иллюстраций)
Тихо к берегу подплыл,
Притаился он, застыл.
Кто бы в пасть не угодил,
Вмиг проглотит …
(Крокодил)
Гривою своей гордится,
Никого здесь не боится.
Царь зверей он не напрасно,
Подходить к нему – опасно.
(Лев)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард)
Достает своей макушкой
У деревьев до верхушки,
Шея, как высокий шкаф,
Добрый, в пятнышках…
(Жираф)
Кто один имеет рог?
Отгадайте!
(Носорог.)
Кораблик пустыни идет по песку,
Воды по бутыли есть в каждом горбу.
Колючки ему на обед подают,
Везет в караванах товары…
(Верблюд)
Всем известный тихоход,
По делам она ползет,
В панцирь прячется от страха
Долгожитель…(Черепаха)
Любит он среди саванны
Принимать в озерах ванны.
только ноздри-то и видно
Над водой, снаружи.
Зверь большой, но безобидный,
Очень неуклюжий.
(Бегемот)
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран
Всех крупней на суше.
(Слон)
Я лошадка, но не та,
Что бежит в упряжке.
Я от носа до хвоста
В меховой тельняшке.
(Зебра)
Чьи ужимки без труда
Повторяет детвора?
Кто живёт среди лиан?
Стая диких ...
(Обезьян!)
- Молодцы, угадали. Я не зря принесла аптечку, она нам пригодится. Представляете, в этой жаркой и удивительной стране иногда болеют животные. И одному из них нужна наша помощь. О ком идет речь? Прослушайте песенку (звучит песня про жирафа)
Жирафу нужна помощь: он потерял свои пятнышки. Мы должны ему помочь, а для этого нам нужно быть сильными и здоровыми.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Физминутка нам нужна,
Для детей она важна!
Выше руки, выше пятки
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули! (присаживаются)
II. Этап усвоения новых знаний и способов действий
-Отправляемся в путь. (демонстрация карты «Африка»).
На столе у каждого лежит карта нашего пути, но нужно проложить точный маршрут. Возьмите свои карты и вперед! (берут на парте)
-Возьмем простой карандаш и найдем на карте изображение самолета. Полетели! Проведем линию от самолета к следующей остановке- это машина. Линия может быть тонкой, толстой, длинной, короткой, прямой или волнистой. (проводят линии).
-Мы добрались. Пересядем в автомобиль. (иллюстрация автомобиля)
-Штрихи- это короткая линия, выполняем одним движением руки до …остановки. Называется штриховкой.
-А вот дальше путь пешком. Выполняем точками- это наши следы
-Впереди преграда- пустыня- рисуем пятно.
- Вот мы и на месте. Нам помогла «Графика». А что это такое?
- Графика- это вид искусства, в которой создают изображения с помощью линий, точек, пятен и штрихов. Посмотрите на свои карточки- получилась у нас графика? (да). Предлагаю оценить работу своего соседа по парте при создании графической карты. Если вам понравилось, как он работал - нарисуйте лучики у солнышка, а если он мог больше постараться, то на тучке- капельки. (выполняют).
- Чем рисуют художники – графики. Мы так будем их называть? ( карандаши, фломастеры, уголь, гелевые ручки). Что можно создать графическим материалом? (картину, рисунок)
-И не только! Графические изображения делятся на 2 вида: печатная графика и рисунок. Печатная графика создается на печатных станках (демонстрация станка). Можно сделать несколько экземпляров. (показ открыток, линогравюры).
-А вот рисунок только от руки и в одном экземпляре. (показ иллюстрации)
III. Этап первичной проверки понимания изученного
- А давайте проверим- внимательно ли вы меня слушали. Игра на внимание « Не зевай!, вид искусства отгадай!». Я показываю картины, а вы делаете хлопок в ладоши, если картина выполнена в графике? (показ картин)
- Молодцы! Вот мы и добрались до нашего жирафа. Авы знаете как он выглядет?(высокий, длинные ноги и с пятнышками).
-Сегодня мы будем учиться рисовать жирафа.
Жираф очень солнечное, красивое животное, он добрый и интересный.
-Правильно! Длинная шея помогает жирафу дотягиваться до высоких растений - акаций, с которых он обрывает веточки своим длинным языком. А также высокий рост и хорошее зрение помогают ему вовремя замечать хищника – с такой высоты ему все замечательно видно!
Пятнистая окраска помогает ему маскироваться в тени деревьев. А на своих длинных ногах жираф легко убегает от хищников!
Давайте внимательно рассмотрим жирафа и постараемся запомнить особенности внешнего облика этого красивого животного.
(Дети описывают жирафа)
- На длинной шее- маленькая голова, на которой имеются рожки, покрытые кожей, а также большие уши. Сильные ноги с копытами на концах помогают жирафу защищаться от хищников и быстро бегать. Передние ноги более длинные и тонкие, а задние ноги короче передних. Шкура жирафа песочно-оранжевого цвета с коричневыми пятнами по всему туловищу.
IV. Практическое выполнение задания
-Я буду вам помогать. Для того, чтобы нарисовать жирафа, вам потребуется белый лист бумаги, ластик, простой карандаш, цветные карандаши и, конечно, ваша фантазия.
Возьмите в руки лист бумаги. В начале рисования мы всегда выбираем правильное расположение листа. Как вы думаете, ребята, как правильно лучше положить лист – вертикально или горизонтально?
(ответы детей- вертикально)
- А почему?
(ответы детей- жираф высокий)
Учитель: Правильно, ребята, потому что жираф самое высокое животное на земле. Жираф бывает ростом до 6 метров и половина этой высоты приходится на длинную-предлинную шею.
Давайте поскорее приступим к работе, ведь нашим жирафам не терпится появиться на ваших листах. Лист расположили вертикально. Двигаемся вместе со мной- я на доске, а вы на листах бумаги. (рисунок на доске)
-Рисунок выполняется поэтапно. Нам нужно его разукрасить. Каким цветом воспользуемся? (желтым, оранжевым). Кончики ушек и рожки украсим коричневым или черным карандашом.
Во время рисования мы будем слушать звуки, которые слышат жирафы, гуляя по африканской саванне.
(Звучит запись «Звуки живой природы. Африканская саванна.»)
Выполнение рисунка жирафа в карандаше.
- Ну, вот у нас и получились замечательные жирафы. Самые настоящие! Правда?
Ребята, все ли у нас готово? Чего не хватает нашим жирафам? Правильно, забавных пятнышек! Давайте скорее поможем нашим жирафам и нарисуем пятнышки. Они нас просили о помощи. Вот нам и пригодится наша аптечка. (достается активированный уголь).
Этими таблетками мы «излечим» жирафа. А вы знаете, ребята, что пятнышки у всех жирафов разные, совсем как отпечатки пальцев у человека? я раздам вам таблетки угля. людям он нужен, чтобы лечить животик. А жирафу этой таблеткой нарисуем пятнышки. Возьмите таблетку и как карандашом рисуем пятнышки на своем жирафе.(демонстрируется)
Как вы думаете, ребята, наши жирафы совсем готовы? (да).
-Можно добавить с помощью угля полянку.(демонстрируется на доске) (дети рисуют).
V. Подведение итогов урока
Выставка и анализ выполненных работ
-Мне кажется, что они очень хотят подружиться.
Ребята, а давайте соберем наших жирафов всех вместе вот на этой замечательной полянке.
(оформление выставки: дети подходят к доске и закрепляют свои работы)
У нас получились красивые, веселые и здоровые жирафы.
-Вам понравилось в Африке? 9(да)
-Что же нам помогло изобразить красивых жирафов?(графика)
Что такое графика? Чем рисуют художники-графики? Какими инструментами они пользуются?
-Нам пора возвращаться домой.
VI. Этап рефлексии.
-РЕБЯТА! Сегодня в нашем путешествии обрели много нового и узнали много интересного. Сделали доброе дело- вылечили жирафа. Скажите, какие добрые дела мы можем делать каждый день? (ответы детей: кормить птиц, собак, котов).
Чем больше будет добрых дел, тем добрее этот мир.и ярче будет светить солнышко. У вас на столах карточки с изображением солнышка. Вы готовы делать добро каждый день, то прикрепите солнышко на доску. Посмотрите, как солнечно стало в нашем классе. Даже пасмурный день за окном стал на много светлее.
-Спасибо, ребята! Благодарю за урок, мне очень понравилось сегодня с вами работать. Пусть в вашем классе будет всегда солнечно, а добрые дела помогают вам расти.
До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.