Ращкпкина Ирина Геннадьевна
учитель математики
МАОУ"СОШ№1",
г.Абакан, Республика Хакасия.
Некоторые виды работ с задачами на уроке математики.
Текстовые задачи на уроках математики могут быть использованы для различных целей: для подготовки к введению новых знаний, для ознакомления с новыми понятиями и свойствами понятий, для углубленного и расширенного формирования математических знаний и умений, для формирования вычислительных навыков, для обучения метода и приёмов решения задач на разных этапах обучения. Следовательно: методика работы с задачей на уроке должна опираться, прежде всего тем, с какой целью эта задача включена в урок. На практике, зависимости между методикой организации деятельности над задачей и учебной целью её включения в урок чаще всего нет. Ученики в основном работают над задачей для достижения практической цели: это значит решить задачу, т.е. получить ответ на поставленный вопрос задачи. На уроках задачи, в основном, решаются по традиционной структуре и в процессе решения отличаются большей или меньшей самостоятельностью детей. При решении задач, для экономии времени, чаще нужно использовать опорные схемы для краткой записи. Сэкономленное время нужно использовать на заключительном анализе задачи, т. е. после того, как решена задача, не следует торопиться приступать к выполнению другого задания. Полезно подумать, попробовать другой способ решения задачи, осмыслить его, попытаться найти и обратить внимание на трудности при поиске решения задачи, проанализировать неверно найденное решение, выявить новую и полезную информацию для учащихся.
Программа по математике предусматривает использование различных приёмов работы над задачей. Рассмотрим некоторые виды работы над задачей на уроке математики
Первый вид: "Решение задачи". Решение задач на уроке может отличаться формой организации познавательной деятельности, характером и степенью руководства процессом решения . Содержание решаемых задач, способом решения. Исходя из сказанного, даже решение задачи на разных этапах урока, в разных классах, в зависимости от цели урока, может осуществляться по разному.
Фронтальная работа над решением задачи, под руководством учителя. Такое решение задачи, под руководством учителя, можно использовать для знакомства задачи определённого вида. В этом случае, оно должно быть направлено на запоминание учениками отличительных особенностей задачи этого вида и запоминании основных шагов решения. Коллективное решение, под руководством учителя, используется и для того, чтобы дети запомнили этапы решения, познакомились с каким- либо приёмом, свойством.
Фронтальная работа над решением задачи, под руководством учащихся. Этот вид работы чаще всего может быть использован для овладения учениками умения последовательно выполнять этапы решения задач. Учитель в данной ситуации только направляет учащегося к правильному решению. Работа завершается обобщением и выводами.
Самостоятельное решение задачи учениками. Самостоятельное решение, один из наиболее распространённых видов работы над задачей на уроке, однако и здесь возникают ориентиры на разные цели: на формирование умения решать задачу определённым видом; проводить проверку и самопроверку, самооценку. В зависимости от содержания задачи, можно выделить следующие
виды решения задач: решение задач с лишними данными, решение задач с недостающими данными, решение задач определённого вида при разной классификации видов ,решение нестандартных задач.
Второй вид: "Выполнение части решения". Целью данного вида роботы, формирование учащимися умения выполнять определённый этап решения. Например: сделать рисунок; пользуясь схемой, разобрать задачу от вопроса к данным; составить план решения; дано решение задачи по действиям, записать это решение выражением. В методической литературе рассматривается довольно большое число видов дополнительной работы над решением части задачи. Главная цель такой работы, научить ребёнка находить другой способ решения задачи, решать задачу разными способами. Задания могут быть: измени условие задачи так. чтобы задача решалась другим действием; постановка всех вопросов, на которые ещё можно найти ответы по данному условию; сравнение данной задачи, с другой задачей по содержанию, по решению; измени числовые данные так, чтобы получился новый способ решения.
Третий вид: "Не включение явного и полного решения задачи".Цель учителя, научить сравнивать, сопоставлять, анализировать. Способствовать развитию мышления, повышения интереса к математике. Данный вид работы, позволит учителю целенаправленно формировать компоненты общего умения решать задачи.
Виды работ: установить соответствие между содержанием и схематическим рисунком и наоборот; выбор среди задач той, которая соответствует данному чертежу; выбор среди нескольких решений того , которое соответствует данной задаче; выбор задачи, ответ на вопрос которой, может быть найден с заданиями последовательности действий.
Четвёртый вид:"Составление задач самими учениками". Цель: закрепить умения решать задачи, находить различные способы решения( определённое число арифметических способов решения задачи).
Видами работ: дополни задачу недостающими данными; постановка вопроса к условию; составление задачи по краткой записи; составление задачи аналогичной данной, по способу решения, по сюжету, с такими же числовыми данными, но с другим решением. Применение различных способов решения, в учебном процессе, очень важно с общеобразовательной точки зрения, является одним из главных методологических принципов обучения. Систематическое применение этого вида деятельности, на уроках математики, развивает умственные способности детей. Безусловно, что не со всеми учениками можно заниматься этой работай в полном объёме на уроке, но нельзя этому не учить более сильных, способных учеников. Приёмы, которые помогут отыскиванию различных способов решения задачи: построение иной модели задачи, чем та , которая была использована для решения первым способом; замена данной задачи другой, результат решения которой, можно найти ответ на вопрос данной задачи( приём уравнения).
Следовательно, научив детей умению решать текстовые задачи, учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание ребёнка, подготовит его к приему более сложной информации в старших классах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.