ССП | СПП | БСП |
Расставить номера предложений в таблицу; определить вид придаточного предложения и с помощью чего связаны части сложного предложения.
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.
ССП | СПП | БСП |
2, 3, 8 | 1 (прид.времени), | 6, 7 |
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. (СПП)
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. (ССП)
3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. (ССП)
4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. (СПП)
5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный. (СПП)
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек. (БСП)
7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог. (БСП)
ПРОВЕРКА
1. Сложносочинённое предложение | 1. Вы должны были, братья, устоять, как стена. |
2. Простое предложение | 2. Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. |
3. Бессоюзное сложное предложение | 3. Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. |
4. Предложение с однородными членами | 4. Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. |
5. Сложноподчиненное предложение | 5. Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. |
6. Предложение с обращением | 6. Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. |
Соотнесите виды предложений и примеры
1 – 6; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 2; 5 – 5; 6 – 1.
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Любишь кататься — люби и саночки возить.2) Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.3) Наступал вечер: шёл дождь, с севера порывисто дул ветер.4) Только шагнули мы вперёд — из-за куста раздался выстрел.
3
Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было.2) Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.3) Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.4) Будет дождик — будут и грибки.
Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2
4
1. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
1
2. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
что
Найдите бессоюзное сложное предложение.
Любите книгу: она откроет вам много интересного.
2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём.
4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.
1) Злой плачет от зависти – добрый от радости.
2) Закуковала кукушка – сей ячмень.3) Ум хорошо, а два лучше.4) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми.
3. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сопоставления.
1) Много снега – много хлеба.2) Красные дни – сей пшеницу.3) Труд человека кормит – лень портит.4) Ученый без трудов – дерево без плодов.
4. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.
Мир строит – война разрушает.
1) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором.2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом.3) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.4) Содержание первого сравнивается с содержанием второго.
5. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Вдалеке всё было в легком светлом тумане и мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая и по ней прогуливались влюбленные пары.2) Ещё на вершинах гор догорал день но в ущелье отовсюду темно смотрела ночь.3) Он встретил её взгляд спокойно но затем веки его дрогнули.4) Капитан иногда просыпался швырял через окно в шакалов принесенными днем камнями и странные мысли приходили ему в голову.
6. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Алешка поднялся заря еще не занималась.
2) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.3) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня.
4) Зима недаром злится прошла ее пора.
7. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.2) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня.3) Алешка поднялся заря еще не занималась.4) Зима недаром злится прошла ее пора.
8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Князь Лыков не противоречил это было бы напрасно.2) Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет.3) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.4) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
9. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Искусство перевоплощения необходимо не владея им актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой.2) Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу.3) Ученые без трудов дерево без плодов.4) Желтые листья роняет осень красные летят по лесам.
10. Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).1) Не легко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы.2) Молвит слово соловей поет.3) Выглянуло солнце и сразу потеплело.4) На улице холодно и надо одеться потеплее.
11. Укажите БСП со значением условия.
1) Зашло солнышко, все вокруг ожило.2) Сделал дело - гуляй смело.3) Лес молчит, в полях идет снег.4) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше.
12. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Есть желание учиться будет желание и время созидать2) Светлеет воздух видней дорога яснеет небо3) Не сули журавля в небе дай синицу в руки4) Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания
13. Укажите неверное утверждение.
1) Между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
2) Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие
3) Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты
4) Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире
1 - 1;
2 - 4;
3 - 3;
4 - 3;
5 - 1;
6 - 4;
7 - 4;
8 - 2;
9 - 3;
10 - 1;
11 - 2;
12 - 4;
13 -4
Ответы к тесту.
ИСТОЧНИКИ
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/74571-test-dlja-9-klassa-po-teme-bessojuznye-slozhn
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-vidi-bsp-klass-929596.html
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok_russkogho_iazyka_na_tiemu_tipy_biessoiuznogho_slozhnogho_priedlozhieniia_9_
https://nauka.club/russkiy-yazyk/bessoyuzn%D0%BEe-slozhn%D0%BEe-predlozheni%D0%B5.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.