Виды упражнений на устранение дислексии на письме
Оценка 5

Виды упражнений на устранение дислексии на письме

Оценка 5
docx
10.01.2022
Виды упражнений на устранение дислексии на письме
упражнения на устранение дислексии.docx

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Черская средняя общеобразовательная школа»

МР «Нижнеколымский район»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

«ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И  ДИСГРАФИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Учитель начальных классов МКОУ ЧСОШ

Чебыкина Людмила Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022

 

Упражнения, формирующие умение четко и ясно произносить, выразительно говорить.

            Для того, чтобы ребенок умел четко и ясно произносить, выразительно говорить, включаю на уроках упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темп речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность этих упражнений зависит от возраста и подготовленности детей. В первом классе в разминку ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласными 9би-бе-ба-бо), чтение сочетаний стечения 2-3 согласных с гласной (стра, стро, стру) – чтение слов, содержащий тренируемый звук, чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи.

            Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце в качестве физминуток в течение 5-7 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания:

Да-да-да – из трубы течет вода

До-до-до – на дереве гнездо

Ды-ды-ды – мы пошли по ягоды

1.      Чтение шепотом, медленно

2.      Чтение тихо, умеренно

Арка-арца                  арма-арча                  арта-арда                    арва-аржа

3.      Чтение громко, умеренно

Гарь-парь-жарь                     дверь-зверь-червь

            Игры на подражание(ку-ка-реку). Хороший        эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай какая буква пропущена?». В скороговорках необходимо выяснить их смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходим на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром, необходимо помнить о четкости. На первом этапе короткие скороговорки, потом большие.

            Поменьше говори, побольше услышишь.

            Хорошая речь слаще меда.

            Все мы звуки повторяем чисто без помехи.

            Фа-ва, фа-ва – на дворе растет трава

            Фу-ву, фу-ву – Федя рвет козе траву

            Фы-вы, фы-вы – много он сорвал травы.

Упражнение № 1. Послушай и скажи. Послушай и доскажи.

            В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму и подбирать рифму.  

            Ба-бу-бы                    на дворе стоят столбы

            Бу-бы-ба                    из окна торчит труба

            До-ду-да                     гудят провода

            Жа-жа-жа                   есть иголки у ежа

            Жи-жи-жи                 здесь живут ежи

За-за-за                       уходи домой коза

Оч-оч-оч                    наступила ночь

Упражнение № 2. Составление рифмованных строк на тему.

            Чо-чо-чо, чо-чо-чо

            - У меня болит плечо

            Чу-чу-чу, чу-чу-чу

            - Нет, к врачу я не хочу.

            Ча-ча-ча, ча-ча-ча

            - Буду плакать у врача

            Чи-чи-чи, чи-чи-чи

            - помогают нам врачи

            Чу-чу-чу, чу-чу-чу

            - Ну тогда пойду к врачу.

Упражнение № 3. Долгоговорки.

            Многократное, четкое повторение приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону.

            Бесконечные стихи

            Кто вечно хнычет

            И скучает,

            Тот ничего не замечает.

            Кто ничего

            Не замечает,

            Тот ничего

            Не изучает.

            Кто ничего

            Не изучает,

            Тот вечно хнычет

            И скучает.

(Если скучно стало, начинай сначала)

            Скороговорки.

Говорит Чечетке Чиж:

- Ты куда от нас летишь?

- За чижами наш черед

- Вот.

 

- Хорошо, кто хорошо говорит,

  Еще лучше, кто хорошо слушает.

 

  Шашки на столе,

  Шишки на сосне.

 

 Мышонку шепчет мать:

 - Ты все шуршить, не спишь?

 

Давайте разговаривать,

И будем выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

            Игры на подражание. Например: изобразить голосом кукушку, петуха, корову, собаку.

 

            Виды работ по закреплению функции фонематического анализа.

1.      Подобрать слова, где заданный звук был бы на первой, втором, третьем месте. Например: придумать слова, в которых звук был бы на первом месте(кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).

2.      Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па – пар, пары, парад, паруса; ко – кот, козы, кошка, корова.

3.      Подобрать слова с определенным количеством звуков, например: с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).

4.      Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Примерные слова: рот-крот, мех-смех, челка-пчелка, Оля-Коля, Аня-Ваня, осы-косы, луг-плуг, игры-тигры, дочка-удочка, еда-беда, пушка-опушка;

б) добавить звук в конце слова. Примерные слова: бок-бокс, вол-волк, пар-парк, стол-столб, лис-лист;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов): соль-сок-сук-суп-сох-сор-сыр-сон; Рома-рама-мама- Маша-Саша-каша;

г) переставляя звуки:

пила-липа                              карп-парк                              кот-ток

палка-лапка                          гора-рога                               дар-рад

кукла-кулак                          рыбак-рыбка                         мода-дома

волос-слово                          ручка-круча                           Мара-рама

            В работе по преобразованию слов можно использовать следующие четверостишия (по М.П. Лукашук)

            С «ч» над морем я летаю

            С «ч» в машинах я бываю  (чайка- чайка)

            С «л» собачку называешь,

            С «м» меня ты надеваешь (лайка- майка)

            С «к» я в школе на стене,

            Горы, реки, есть во мне,

            С «п» - от вас я не таю –

            В каждом классе я стою (карта – парта)

            С «б» смертельной я бываю,

            С «м» меха я пожираю,

            С «р» актер я нужна

            С «с» для повара важна (боль, моль, роль, соль)

 

Я – дерево. В родной стране найдешь в лесах меня повсюду,

Но слоги переставь во мне – и воду подавать я буду.

                                                                       (Сосна – насос)

Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу.

                        (Шпала – лапша)

Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду

Надоедая всем (Уха – муха)

 

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду,

Но вставь лишь и – и поведу

Стальную птицу к небосводу.

                        (плои – пилот)

5.      Какие слова можно составить из букв слов: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак).

6.      Раскладывание картинок в соответствии в данными графическими схемами.

7.      Придумать слова к графической схеме.

8.      Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

9.      Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки соответствующие цифры.     

10.  Вписать недостающие три буквы в названия предметов на схеме. Предлагаются картинки: ложка, лейка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, мешок, песок, замок.

11.  Вписать слова в данную схему. Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так и не соответствуют схеме, например, предъявляется схема и следующие картинки: линейка, лодка, ложка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.

                                ______________

                              Л____________а

                               Л____________а

                               Л____________а

                               Л____________а

12.  Составить слово из первых звуков названий картинок.

13.  Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается изображение цветка. На его лепестках нарисованы предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук: рыба, очки, мангал, астра, шар, кубик, арбуз.

 

                                 Слоговой анализ и синтез.

1.      Повторить названное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

2.      Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

3.      Разложить картинки с изображением предметов в два ряда в зависимости от количества слогов.

4.      Выделить первый слог из названий предметов, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Например: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. Получается предложение: Мама купала Лару.

5.      Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз,ра,по; прос, ша, ква,то.

6.      Выделите из предложения слова, состоящие из 2, 3 слогов.

7.      Придумайте слова с двумя, тремя слогами.

8.      Придумать слово с определенным слогом в начале слова, например, со слогом ма.

9.      Придумать слово с определенным слогом в конце.

10.  Изменить порядок звуков в слоге, например, су – ус, ам – ма.

11.  Работа по таблице             а       о         у                                                        ш

Назовите слог                             с                                                      у           о            а

12.  Записать слоги, начинающие с гласного звука.

13.  Записать слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

14.  Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

15.  Прочитать и записать слова, вставляя вместо черточек пропущенный слог:

а) на

-род, -ходка, па-ма, мали-, гли-

б) ки

нос-, -но, зам-, конь-, -ты, мар-

16.  Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог са или ты: коле-, пар-, -хар, кус-, -ды, кар-; ло или ка: во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко.

17.  Записать слова, составленные из данных слов:

Ка, ли                                                мин,ви,та

Ри,ку,ца                                            то,ав,бус

Чик,не,куз                                         ла,ку,а

Боч,ка,ба                                           чок,ви,но

18.  Графический диктант. Текст записывается одними ударными гласными.

Осенью идут дожди                         о, у, и

Вода размыла дороги                                  а, ы, о

19.  Работа над смыслоразличительной ролью ударения. Ударный слог.

Замок – замок                                               скачки – скачки

Полки – полки                                             плачу – плачу

Хлопок – хлопок                              ирис – ирис

Белки – белки                                              атлас – атлас

 

 

1.      Из записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак - кот – топор – рот…

2.      Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, лес – сел, дар – рад, сор – рос, топ – пот.

3.      Заполнить схему. В левой части схемы дети записывают слова, заканчивающиеся на звук р, а в правой части – слова, начинающие со звука р.

4.      Вписать буквы в кружки, например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. КНИГА. Назвать слово которое получилось.

5.      Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.

6.      Какой звук выпал из слова: крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама, пилка – пила, мушка – мука.  

7.      Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:

Луна – стол – л

Кино – игла – и

Лампа – мышь – м

Окно – дом – о

Нос – Анна – н

 

Дифференциация твердых и мягких согласных. Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных звуков М и М.

ЦЕЛЬ: научить детей различать на слух и в произношении звуки М и М, выделять из слогов и слов твердые и мягкие звуки М и М.

 

1.      Рассматривание картинок на слова квазиомонизмы: мыло – Мила.

2.      Беседа по картинкам.

- Что нарисовано на первой картинке? (мыло)

- Что нарисовано на другой картинке? (девочка)

- Эту девочку зовут Мила.

- Итак, что нарисовано на первой картинке?

- Как зовут девочку на картинке? Повторите эти слова (мыло, Мила)

3. Выделение первых звуков в словах. Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове мыло первый звук М, а в слове Мила – М.

4. Сравнение звуков М и М.

    - Одинаково ли произносятся звуки М и М.

    - Какой звук звучит более твердо – М или М(М)

    - Какой звук звучит более мягко – М или М (М)

    - Значит, как звучит М (твердо)

Делается вывод: М звучит твердо, он твердый, звук М звучит мягко он мягкий.

5.      Соотнесение звуков М и М с буквой.

- Какой буквой обозначаются звуки М и М (Буквой М)

- Одной буквой обозначаются и твердый и мягкий звук М.

            Чтобы различить твердые и мягкие звуки возьмем звук М зеленого и синего цвета. Синяя буква будет обозначать твердый звук М, а зеленая буква – мягкий звук М.

6.      Составление графической схемы слов Мыло, Мила.

- В слове Мыло какой первый звук (М)?

- Этот звук твердый или мягкий (Твердый).

- Какой буквой мы обозначим его – зеленой или синей (Синей).

- В слове Мила какой первый звук (М)

- Это звук твердый или мягкий (мягкий)

- Какой буквой обозначим этот звук (Зеленой).

- В каком же слове звук М твердый? (в слове Мыло)

- В каком слове звук М мягкий? (в слове Мила)

 

Дифференциация звуков М    М в слогах.

1.      Поднять зеленую карточку, если в слове мягкий звук М, поднять синюю карточку, если в слове твердый звук М.

2.      Прочитать слоги со звуками М и М, подчеркнуть буквы М мелом зеленого или синего цвета в зависимости от того какой звук они обозначают. 

3.      Диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (М   и   М). Подчеркнуть буквы зеленым или синим карандашом.

                                                   Дифференциация звуков М       М в словах.

1.      Поднять зеленую или синюю карточку в зависимости от того, твердый или мягкий звук М в слове.

А) со звуками М   М в начале слова: малина, мяч, молния, муха, мясо, мед, мел, мишка, мышка, мох, мех, мыло, метро.

Б) со звуком М   М в середине слова: камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, смородина, лампа.

2.  Подобрать слова на твердый звук М.

3. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука М.

4. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный М на мягкий согласный М. Назвать слово, которое получится. Сравнить по значению и звучанию пары слов: мыло – Мила, мал – мял, мыл – мил, мать – мять, мышка – мишка.

5. Добавить слог с твердым или мягким звуком М. определить какой звук твердый или мягкий?

До.., …ха, …локо, …чик, …шина, …тя.

6.Записать слова, подчеркнуть букву М карандашом зеленого или синего цвета.

7. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в слове.

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок)

Красна девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

Я над речкой лежу оба берега держу (Мост)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

Почему беднягу бьют?

Потому, что н надут.   (Мяч)

Зверь забавный сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши

Меду зверю дай немного

И устрой его в берлогу. (Медведь)


 

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Черская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Черская средняя общеобразовательная школа»

Упражнения, формирующие умение четко и ясно произносить, выразительно говорить

Упражнения, формирующие умение четко и ясно произносить, выразительно говорить

Оч-оч-оч наступила ночь

Оч-оч-оч наступила ночь

Игры на подражание. Например: изобразить голосом кукушку, петуха, корову, собаку

Игры на подражание. Например: изобразить голосом кукушку, петуха, корову, собаку

Шпала – лапша) Известное я блюдо,

Шпала – лапша) Известное я блюдо,

Придумать слово с определенным слогом в начале слова, например, со слогом ма

Придумать слово с определенным слогом в начале слова, например, со слогом ма

Луна – стол – л Кино – игла – и

Луна – стол – л Кино – игла – и

Диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (М и

Диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (М и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022