Виды упражнений в учебнике «Русский язык» УМК «Школа России» для 3 класса, направленные на формирование функциональной грамотности

  • pptx
  • 27.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.pptx

Котомина Лариса Дмитриевна

Виды упражнений в учебнике «Русский язык» УМК «Школа России» для 3 класса, направленные на формирование функциональной грамотности

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом  человека, умеющего только читать, называли скудограмотным или полуграмотным. Данное понимание нашло отражение  в  «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. 
Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х  годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность – определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.

Содержательное наполнение понятия «грамотность»

В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность». 
В  1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный»  толкуется следующим образом:
Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок.
Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области.
Выполненный без ошибок,  со знанием дела».

Содержательное наполнение понятия «грамотность»

Аналогичное значение фиксируется у термина «грамотность» через два десятилетия  в  «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова,  Н.Ю. Шведовой.

В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначены в документах ЮНЕСКО.

Историческая справка

В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины XX века рассматривались на совещаниях  по статистике и программам переписей населения.

Историческая справка

Генеральная конференция  ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

Полуграмотный – это человек, умеющий только читать.

С середины 70-х годов в  международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность».
Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам. 

Историческая справка

Отличительной чертой жизни современного общества является стремительно возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, идей, технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Подобные изменения затрагивают практически все стороны общественной жизни и в первую очередь систему образования, так как вхождение в постиндустриальное общество породило серьёзную проблему – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Функциональная грамотность

Содержание программы УМК «Школа России», направ-ленное на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся представлено следующими линиями:
система языка :
фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи .

Функциональная грамотность

– конструировать предложения изученных видов (простые предло-жения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);

Речевые умения

Речевые умения

– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;

–различать однозначные и многозначные слова;

–видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и
антонимы к данным словам;

–употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической
сочетаемости;

Интеллектуально-речевые умения. Развитие речи.

–делить текст на структурно-
смысловые части;
–самостоятельно ставить вопросы
к тексту;
–выделять в тексте главное;
–составлять простой план текста;
–соотносить заглавие с содержанием
текста;


– отвечать на вопросы учителя по
тексту;
– составлять текст по содержанию
рисунку;
–находить ключевые слова;








Интеллектуально-речевые умения. Продуктивные (умения говорить, писать):


–создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле
(устно и письменно);









–создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);

Развитие орфографической зоркости

Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
-зрительного, предупредительного, выборочного диктантов;




- при орфографическом выделении орфограмм;
-в ходе звуко-буквенного анализа



















Развитие орфографической зоркости

Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется:
-при разборе слов по составу;


Эффективные приёмы «усиления» орфограммы являются :
1.Представить себе предметы, явления или действия,
которые обозначают слова.
2. Объединить слова в группы. Класс Суббота Русский
3. «Оживить» группы слов путём составления предложений.
У нашего класса в субботу был русский язык.
Квартира картина карандаш cmакан
У Кати в квартире картина, на картине карандашом нарисован стакан.
Собака сорока яблоко
Бессовестная собака украла у сороки яблоко.
Психологи утверждают, что информация, подкрепленная эмоциями,
фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумыва-
нии сюжета картинок используют опыт, подкрепленный яркими воспо-
минаниями, тем лучше будет результат.
 

Развитие орфографической зоркости. Написание словарных слов.

Формирование навыков грамотного письма у
школьников -одна из самых трудных задач,
которую приходится решать учителю. Но именно эта
задача обозначается как важнейшая программная
установка при формировании функционально
грамотной личности.