Виды упражнений в учебнике «Русский язык» УМК «Школа России» для 3 класса, направленные на формирование функциональной грамотности
Оценка 4.8

Виды упражнений в учебнике «Русский язык» УМК «Школа России» для 3 класса, направленные на формирование функциональной грамотности

Оценка 4.8
pptx
27.06.2024
Виды упражнений  в учебнике «Русский язык» УМК «Школа России» для 3 класса, направленные на формирование функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.pptx

Котомина Лариса Дмитриевна Виды упражнений в учебнике «Русский язык»

Котомина Лариса Дмитриевна Виды упражнений в учебнике «Русский язык»

Котомина Лариса Дмитриевна

Виды упражнений в учебнике «Русский язык» УМК «Школа России» для 3 класса, направленные на формирование функциональной грамотности

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли скудограмотным или полуграмотным

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли скудограмотным или полуграмотным

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом  человека, умеющего только читать, называли скудограмотным или полуграмотным. Данное понимание нашло отражение  в  «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. 
Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х  годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность – определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.

Содержательное наполнение понятия «грамотность»

В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность»

В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность»

В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность». 
В  1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный»  толкуется следующим образом:
Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок.
Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области.
Выполненный без ошибок,  со знанием дела».

Содержательное наполнение понятия «грамотность»

Аналогичное значение фиксируется у термина «грамотность» через два десятилетия  в  «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова,  Н.Ю. Шведовой.

В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое

В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое

В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначены в документах ЮНЕСКО.

Историческая справка

В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины

В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины

В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины XX века рассматривались на совещаниях  по статистике и программам переписей населения.

Историческая справка

Генеральная конференция  ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

Полуграмотный – это человек, умеющий только читать.

С середины 70-х годов в международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность»

С середины 70-х годов в международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность»

С середины 70-х годов в  международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность».
Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам. 

Историческая справка

Отличительной чертой жизни современного общества является стремительно возрастающая изменчивость окружающего мира

Отличительной чертой жизни современного общества является стремительно возрастающая изменчивость окружающего мира

Отличительной чертой жизни современного общества является стремительно возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, идей, технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Подобные изменения затрагивают практически все стороны общественной жизни и в первую очередь систему образования, так как вхождение в постиндустриальное общество породило серьёзную проблему – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных…

Функциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных…

Функциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Функциональная грамотность

Содержание программы УМК «Школа

Содержание программы УМК «Школа

Содержание программы УМК «Школа России», направ-ленное на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся представлено следующими линиями:
система языка :
фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи .

Функциональная грамотность

– конструировать предложения изученных видов (простые предло-жения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные); Речевые умения

– конструировать предложения изученных видов (простые предло-жения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные); Речевые умения

– конструировать предложения изученных видов (простые предло-жения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);

Речевые умения

Речевые умения – использовать в речи изученные синтаксические конструкции;

Речевые умения – использовать в речи изученные синтаксические конструкции;

Речевые умения

– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;

–различать однозначные и многозначные слова; –видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам; –употреблять в речи слова с учётом их значения…

–различать однозначные и многозначные слова; –видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам; –употреблять в речи слова с учётом их значения…

–различать однозначные и многозначные слова;

–видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и
антонимы к данным словам;

–употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической
сочетаемости;

Интеллектуально-речевые умения

Интеллектуально-речевые умения

Интеллектуально-речевые умения. Развитие речи.

–делить текст на структурно-
смысловые части;
–самостоятельно ставить вопросы
к тексту;
–выделять в тексте главное;
–составлять простой план текста;
–соотносить заглавие с содержанием
текста;


– отвечать на вопросы учителя по
тексту;
– составлять текст по содержанию
рисунку;
–находить ключевые слова;








Интеллектуально-речевые умения

Интеллектуально-речевые умения

Интеллектуально-речевые умения. Продуктивные (умения говорить, писать):


–создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле
(устно и письменно);









–создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);

Развитие орфографической зоркости

Развитие орфографической зоркости

Развитие орфографической зоркости

Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
-зрительного, предупредительного, выборочного диктантов;




- при орфографическом выделении орфограмм;
-в ходе звуко-буквенного анализа



















Развитие орфографической зоркости

Развитие орфографической зоркости

Развитие орфографической зоркости

Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется:
-при разборе слов по составу;

Эффективные приёмы «усиления» орфограммы являются : 1

Эффективные приёмы «усиления» орфограммы являются : 1


Эффективные приёмы «усиления» орфограммы являются :
1.Представить себе предметы, явления или действия,
которые обозначают слова.
2. Объединить слова в группы. Класс Суббота Русский
3. «Оживить» группы слов путём составления предложений.
У нашего класса в субботу был русский язык.
Квартира картина карандаш cmакан
У Кати в квартире картина, на картине карандашом нарисован стакан.
Собака сорока яблоко
Бессовестная собака украла у сороки яблоко.
Психологи утверждают, что информация, подкрепленная эмоциями,
фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумыва-
нии сюжета картинок используют опыт, подкрепленный яркими воспо-
минаниями, тем лучше будет результат.
 

Развитие орфографической зоркости. Написание словарных слов.

Формирование навыков грамотного письма у школьников -одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю

Формирование навыков грамотного письма у школьников -одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю

Формирование навыков грамотного письма у
школьников -одна из самых трудных задач,
которую приходится решать учителю. Но именно эта
задача обозначается как важнейшая программная
установка при формировании функционально
грамотной личности.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2024