Котомина Лариса Дмитриевна
Виды упражнений в учебнике «Русский язык» УМК «Школа России» для 3 класса, направленные на формирование функциональной грамотности
До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли скудограмотным или полуграмотным. Данное понимание нашло отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность – определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.
Содержательное наполнение понятия «грамотность»
В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность».
В 1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный» толкуется следующим образом:
Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок.
Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области.
Выполненный без ошибок, со знанием дела».
Содержательное наполнение понятия «грамотность»
Аналогичное значение фиксируется у термина «грамотность» через два десятилетия в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначены в документах ЮНЕСКО.
Историческая справка
В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины XX века рассматривались на совещаниях по статистике и программам переписей населения.
Историческая справка
Генеральная конференция ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.
Полуграмотный – это человек, умеющий только читать.
С середины 70-х годов в международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность».
Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам.
Историческая справка
Отличительной чертой жизни современного общества является стремительно возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, идей, технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Подобные изменения затрагивают практически все стороны общественной жизни и в первую очередь систему образования, так как вхождение в постиндустриальное общество породило серьёзную проблему – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Функциональная грамотность
Содержание программы УМК «Школа России», направ-ленное на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся представлено следующими линиями:
система языка :
фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи .
Функциональная грамотность
– конструировать предложения изученных видов (простые предло-жения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
Речевые умения
–различать однозначные и многозначные слова;
–видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и
антонимы к данным словам;
–употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической
сочетаемости;
Интеллектуально-речевые умения. Развитие речи.
–делить текст на структурно-
смысловые части;
–самостоятельно ставить вопросы
к тексту;
–выделять в тексте главное;
–составлять простой план текста;
–соотносить заглавие с содержанием
текста;
– отвечать на вопросы учителя по
тексту;
– составлять текст по содержанию
рисунку;
–находить ключевые слова;
Интеллектуально-речевые умения.Продуктивные (умения говорить, писать):
–создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле
(устно и письменно);
–создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);
Развитие орфографической зоркости
Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
-зрительного, предупредительного, выборочного диктантов;
- при орфографическом выделении орфограмм;
-в ходе звуко-буквенного анализа
Развитие орфографической зоркости
Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется:
-при разборе слов по составу;
Эффективные приёмы «усиления» орфограммы являются :
1.Представить себе предметы, явления или действия,
которые обозначают слова.
2. Объединить слова в группы. Класс Суббота Русский
3. «Оживить» группы слов путём составления предложений.
У нашего класса в субботу был русский язык.
Квартира картина карандаш cmакан
У Кати в квартире картина, на картине карандашом нарисован стакан.
Собака сорока яблоко
Бессовестная собака украла у сороки яблоко.
Психологи утверждают, что информация, подкрепленная эмоциями,
фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумыва-
нии сюжета картинок используют опыт, подкрепленный яркими воспо-
минаниями, тем лучше будет результат.
Развитие орфографической зоркости. Написание словарных слов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.