Виды односоставных предложений. Назывные предложения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке учащиеся знакомятся с видом односоставного именного предложения- назывным предложением. Сами определяют цели и задачи урока. На основе построения урока лежит конструктивисткие основы обучения. Урок насыщен стратегиями критического мышления, также разнообразен урок новыми методами и приемами. Присутствуют задание по таксономии Блума.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
ема занятия: Виды односоставных предложений. Назывные предложения 8 кл. Общие цели: Результаты  обучения:     продолжить знакомство с односоставными предложениями; помочь учащимся осмыслить новую информацию;  развитие критического мышления развивать умение работать в группе по достижению целей урока. Ученики знают:   предложения бывают односоставные и двусоставные; отличительные признаки разных видов предложений, в том числе виды  односоставных предложений; Умеют:    выделять грамматическую основу предложения; определять способ выражения главного члена предложения; определять тип односоставного предложения. Владеют навыками коллаборативного обучения. Ключевые идеи: Односоставные предложения имеют грамматическую основу, представленную  одним главным членом; виды односоставных предложений: назывное  предложение,определенно­личное, неопределенно­личное и др. Этапы занятия Время Повторение  домашнего  задания Вызов (предложения  записывают на  стикерах) 5 мин По стратегии «Горячий стул» 5 мин 1. Покажем следующие предложения: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. В чем особенность данных предложений? 1. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? 2. Задания на стикерах: Гр.1 Задание: Определить тип предложений (односоставное­двусоставное, вид односоставного предложения) Условные обозначения: ДС – двусост., ОС­ односост. Гр.1 Задание Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Грустно… Душевные муки Сердце терзают и рвут… Гр.2 Задание: Определить тип предложений (односоставное­двусоставное, вид односоставного предложения) Условные обозначения: ДС – двусост., ОС­ односост Нет любви ни к деревне, ни к городу, Как же смог я её донести? Брошу всё. Отпущу себе бороду И бродягой пойду по Руси. Гр.3 Задание: Определить тип предложений (односоставное­двусоставное, вид односоставного предложения) Условные обозначения: ДС – двусост., ОС­ односост . Снова пьют тут, дерутся и плачут Под гармоники жёлтую грусть. Проклинают свои неудачи, Вспоминают московскую Русь. Гр.4 Задание: Определить тип предложений (односоставное­двусоставное, вид односоставного предложения) Условные обозначения: ДС – двусост., ОС­ односост . Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Гр.4 Задание: Определить тип предложений(односоставное­двусоставное, вид односоставного предложения) Условные обозначения: ДС – двусост., ОС­ односост., ОС.О­Л. –  односост., опр.­личн. и др.) Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Сердцу приятно с тихой болью Что­нибудь вспомнить из ранних лет. 1. Стикеры размещаем на доске и разбираем предложения. Образец: Синий туман (О.Н.) 5 мин Этапы занятия Время 2. Определяем члены предложения. Изучение нового материала ЗАДАНИЕ: определите члены предложения в следующих назывных  предложениях: 1) Глухая окраина сибирского города. 2) Кривые улочки. 3) Узкие переулки. 4) Ветхие деревянные домишки. 5) Дворы, заросшие травой и бурьяном. 6) Рытвины, пустыри, огороды. (ОТВЕТ: все прилагательные и причастия – согласованные  определения; гóрода – несогласованное определение; травой и  бурьяном – дополнение в рамках причастного оборота).       3. Придумываем предложения. ЗАДАНИЕ: запишите как можно больше назывных предложений,  выраженных: 1) Только именем существительным: Зима. 2) Существительным с прилагательным: Поздний вечер. 3) Существительным с причастием: Смеющиеся лица. 4) Существительным с числительным: Девять часов.5) Существительным с частицами ВОТ, ВОН: Вот мельница. 6) Существительным с другим существительным: Начало января. 7) Существительным с наречием: Спуск вниз. 8) Фразеологизмом: Буря в стакане воды.   4. Пишем рассказ. ЗАДАНИЕ: напишите на одну из предложенных тем рассказ, состоящий из  возможно большего числа назывных (в том числе и распространённых)  предложений. 1) В театре. 2) В библиотеке. 3) Весна в деревне. 4) Зимний лес. 5) Весенний город.   Актуализация  знаний 15 мин Работа в группах. Создание алгоритма на основе таблицы (каждой  группе 1 вид предложений)  ЗАДАНИЕ: из сборников стихотворений С.Есенина, А.А.Блока, А.Ахматовой и т.д. выписать предложения, у которых есть только один главный член  предложения – подлежащее. ­ Что за лестница! – шептал про себя кузнец, ­ жаль ногами  топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой чёрт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на  пятьдесят пошло! … «Что за картина! Что за чудная живопись! – рассуждал он, ­ вот,  кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и  усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я  думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и  горит! важная работа! должно быть, грунт наведён был блейвасом…»(ОТВЕТ: назывные предложения подчёркнуты). «Карусель» 1. Выполнить задание, используя алгоритм. Задание. Тест. Односоставные предложения 1. Укажите верное утверждение. 1) Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и  сказуемое), являются двусоставными. 2) Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными. 3) Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются  двусоставными. 2. Определите вид односоставного предложения по следующим  признакам: 1) В нем нет подлежащего. 2) Основная форма сказуемого­глагола – 1­е или 2­е лицо. 3) Действие совершается определенным лицом. 3. Определите, какие из этих предложений обобщенно­личные. 1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и  пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн. 4. Укажите неопределенно­личные предложения. 1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных  городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато­ розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и  золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову) 5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего.  Как называется это предложение? 1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветерсрывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья  опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому) 6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем  сказуемое. 1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3)  Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им  мороз. 5 ) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на  весь лес. (Из журнала «Юный натуралист») 7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте? 1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито  прозрачным лунным светом. 4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком  желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась в воздухе душистая,  терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий) 8. Найдите грамматические основы в предложениях. 1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром  проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде.  5) Небо рогами не проткнуть. 9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных  членов. 10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и  определите их вид. 1) Если заводишь друга, смотри в его сердце. (Пословица) 2) Правда –  воздух, без которого дышать нельзя. (И.С. Тургенев) 3) Сидя за рулем,  особенно замечаешь, что делается вокруг.(В.Г. Лидин) 1. Взаимопроверка по ключу 1­1 2­О­Л 3­1,3 4­2,3,4,5 5­2, безличное 6­5, слово категории состояния 7­1,2, сосредоточенность на явлении, краткость. 8­ 1) Слово не догонишь, 2)Сделанное проверяй, 3)Смелость берет,  4)Друзья познаются, 5)Небо не проткнуть 9­двусоставные 10­Если заводишь друга – О­Л; Смотри в его сердце – О­Л; Правда –воздух  – ДС; Без которого дышать нельзя – безличное; Сидя за рулем, особеннозамечаешь – О­Л; Что делается вокруг –ДС. Этап Рефлексия Прием «Свободное письмо».На листочках напишите свободное письмо на  тему «Что было наиболее важным при изучении темы «Односоставные  предложения с главным членом­ подлежащим?» выполняют задание на  листочках (режим работыиндивидуальный) ­зачитывают вслух на  класс Об односоставных предложениях я  знаю___________________________________ Типы односоставных  предложений_________________________________________ Односоставные предложения нужны  для____________________________________ Я уверен (а), что смогу определить тип односоставного предложения: да ­  нет Написать эссе на тему « Друзья познаются в беде» Домашнее  задание

Посмотрите также