Виды самоконтроля
Оценка 4.8

Виды самоконтроля

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
Взрослым
09.05.2017
Виды самоконтроля
Как мы уже отметили, в отечественной педагогической психологии установлено, что любое умственное действие должно быть первоначально освоено ребенком в развернутом виде, то есть в соответствии с операционным составом действия. Лишь по ходу усвоения действие начинает свертываться, и составляющие его операции начинают выполняться мгновенно и не осознаваться. Действие самоконтроля также может выполняться как развернутое действие, а может – как проверка конечного результата. В соответствии с этим в педагогической литературе выделяют два вида самоконтроля:
Виды самоконтроля.docx
Виды самоконтроля Как   мы   уже   отметили,   в   отечественной   педагогической   психологии установлено,   что   любое   умственное   действие   должно   быть   первоначально освоено ребенком в развернутом виде, то есть в соответствии с операционным составом действия. Лишь по ходу усвоения действие начинает свертываться, и   составляющие   его   операции   начинают   выполняться   мгновенно   и   не осознаваться. Действие   самоконтроля   также   может   выполняться   как   развернутое действие, а может – как проверка конечного результата. В соответствии с этим в педагогической литературе выделяют два вида самоконтроля: ­  пооперационный   самоконтроль  –   если   осуществляется   проверка способа выполнения действия, его полнота, последовательность; ­  итоговый   самоконтроль  –   позволяет   ученику   самому   получать сведения о правильности конечного результата. Как   отмечает   А.В.   Захарова,   первоначальной   и   простейшей   формой контроля, который  осваивают  учащиеся,  является  контроль  по  результату, или так называемый итоговый самоконтроль. Его функция состоит в сличении результатов   с   заданным   образцом.   Последовательность   и   полнота проделанных   операций   остаются   вне   этого   контроля.   В   итоговом самоконтроле результат имеет функцию образца. Этот вид самоконтроля не ставит   перед   учащимися   задачи   осознанного   усвоения   учебных   действий. «Такой контроль доступен и дошкольнику. Если он уже хорошо сформирован и   осуществляется   как   умственное   действие   (невидимое   для   постороннего наблюдателя),   то   можно   говорить   о   непроизвольном   внимании   к   своим действиям.   не   то   Формула   этого   вида   контроля:   «Ой, получилось».1формирование итогового самоконтроля может быть на любом уроке.   Учителя   в   данном   случае   интересует   лишь   результат.   Но   если   у 1 Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: Издатель Рассказов. 2004. – с. 106. ребенка   не   будет   возможности   сличить   полученный   результат   с   образцом (например,   при   написании   диктанта),   то   большая   часть   детей   выполнит задание  с  ошибками.  Поэтому  необходимо  учить   детей   контролировать   не только результат, но и ход выполнения данного действия. Осознанному   усвоению   способа   действия   способствует   развитие   у учащихся пооперационного самоконтроля. Данный вид контроля позволяет проверять   содержание   выполняемого   предметного   действия.   Он   дает возможность   точно   фиксировать   допущенные   ребенком   ошибки,   тут   же исправлять их и успешно выполнять дальнейшие операции. Таким образом, пооперационный   самоконтроль   позволяет   регулировать   процесс   освоения предметного   действия,   избегать   отклонений,   устранять   их   и   получать правильный   результат.   Процессуальный   самоконтроль   обращает   внимание учащихся   на     способы   осуществления   ими   деятельности.   «Более   сложный контроль состоит в соотнесении последовательности операций, которые надо выполнить,   чтобы   достичь   цели,   с   реальной   последовательностью выполняемых операций. Формула такого вида контроля: «Ой, что­то я делаю не   то».   Сформированный   контроль   этого   вида   называется   произвольным вниманием».2  В связи с этим овладение процессуальным (пооперационным) контролем   выступает   в   качестве   необходимого   условия   формирования учащегося как субъекта учебной деятельности. По данным Н.Ф. Талызиной, в процессе усвоения предметного действия необходимо сначала формировать процессуальный   самоконтроль,   а   затем   уже   переходить   к   итоговому.  Ведь ребенок   сможет   обнаружить   ошибку   только   в   том   случае,   если   у   него сформирован   способ   действия,   если   он   сможет   восстановить   ход рассуждений, который привел к ошибке.  2 Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина  – В.В. Давыдова. – М.: Издатель Рассказов, 2004. – с. 106. Некоторые   исследователи   выделяют     еще   один   вид   самоконтроля   – прогнозирующий   самоконтроль.   Как   отмечает   А.В.   Захаров,   данный   вид контроля   является   еще   более   сложной   формой   проверки,   определяющей уровень   сформированности   учебной   деятельности.   Предваряющий (прогнозирующий) самоконтроль дает учащемуся как субъекту деятельности возможность   предвосхищать   результаты   еще   не   осуществленного, дискурсивно   планируемого   действия.   Этот   вид   контроля   несет   на   себе функцию   определения   учащимся   общей   стратегии   учебной   деятельности. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для   решения   учебной   задачи,   прогнозируя   возможные   результаты деятельности, учащийся с помощью этой формы контроля может выделить наиболее трудные для него этапы решения учебной задачи, наметить пути его совершенствования. С действием контроля тесно связано действие оценки. Оценка выступает в   роли   мотива   для   действия   самоконтроля.   Действие   оценки   позволяет определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной  учебной  задачи, соответствует  или  нет  (и  в какой  мере)  результат учебных действий   их  конечной  цели.  Но оценка состоит  не  в  формальной констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата   усвоения   (общего   способа   действия   и   соответствующего   ему понятия)   в   его   сопоставлении   с   целью.   Оценка   позволяет   школьнику определить, разрешена ли данная учебная задача и можно ли переходить к выполнению   различных   конкретных   действий,   опирающихся   на   требуемое понятие,   или   необходимо   создавать   новые   ее   варианты   для   достижения исходной цели.  Выполнение   действий   контроля   и   оценки   предполагает   обращение внимания   школьника   к   содержанию   своих   собственных   действий,   к рассмотрению их особенностей с точки зрения требуемого задачей результата. Такое   рассмотрение   собственных   действий   школьника,   называемое рефлексией, служит существенным условием их построения и изменения. В соответствии   с   этим,   кроме   рассмотренных   выше   видов   самоконтроля, возможен   и   необходим   еще   один,   специфический   и   более   сложный,   вид контроля – рефлексивный самоконтроль. Он появляется тогда, когда нужно проверить   не   соотношение   ориентировки   и   реализации   действия   (как   при пооперационном самоконтроле), а пригодность самого плана. Формула такого контроля: «Да таким путем этого вообще не сделать». Как отмечает в своих трудах В.В. Репкин, установить пригодность или непригодность плана можно только понимая сами принципы  построения плана  действий,  то есть связи условий,   в   которых   осуществляется   действие,   с   самим   способом   этого действия.   Именно   закономерные   связи   между   особенностями   предмета преобразования   и   способами   действия   с   ним   составляют   содержание теоретических   понятий,   поэтому   рефлексивный   самоконтроль   возможно сформировать   лишь   в   условиях   обучения,   направленного   на   усвоение теоретических   понятий.   Рефлексивный   контроль   выглядит   как   система своеобразных   проб,   состоящих   в   примеривании   изменяющегося   способа действия к новым условиям его выполнения. Л.В. Берцфаи указывает на то, что   в   дальнейшем   рефлексивный   контроль   может   становиться «упреждающим»,   позволяющим   в   процессе   поиска   адекватных   способов мысленно   проиграть   предполагаемые   варианты   и   сопоставить   их   с возможными результатами.  Санкционируя выполнение деятельности или ее коррекцию, контрольные действия   являются   основным   средством   саморегуляции,   осуществляемой учащимися на всех этапах учебной деятельности – планирования, выполнения и подведения итогов. Формирование у школьников действия самоконтроля – особая задача, хотя и включенная в общий контекст определения условий формирования   учебной   деятельности.   Психологические   исследования показывают, что при определенных условиях (о которых мы скажем позднее) становится   возможным   формирование   у   младших   школьников   всех перечисленных видов самоконтроля.

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля

Виды самоконтроля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017