Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.Виды средств обучения
МБОУ «СОШ»
Виды средств обучения
Семендяева Елена Сергеевна
Мурманск 2018СОДЕРЖАНИЕ
1.Средства обучения и их классификации
1.1 Понятие о средствах обучения и их сущность
1.2 Классификации средств обучения
1.З. Виды средств обучения и их характеристика
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3
3
4
5
9Средства обучения и их классификации
1.1 Понятие о средствах обучения и их сущность
Средства обучения это составная часть метода обучения. Они обеспечивают
реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности
учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и
впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной
деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет
однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения
это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе
обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие
материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых
более успешно и за рационально сокращенное время достигаются
поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств
ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения
определяется:
материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.
задачами урока или занятия;
содержанием учебного
Функции средств обучения:
познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат
непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу
более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении,
позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные
непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например,
школьный микроскоп позволяет увидеть объекты,
невооруженному глазу).
недоступные
формирующая функция заключается в том, что средства обучения
формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их
эмоциональную сферу. дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются
важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление
учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции
выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
1.2 Классификации средств обучения
1. По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы,
макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ презентации; аудиальные:
музыкальный центр,
телевидение,
аудиовизуальные:
радио;
кинофильмы, ИКТ презентации.
2. По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины,
модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные
кабинеты, компьютеры.
3. По происхождению: натуральные природные средства (предметы,
непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней,
растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют
действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4. Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
естественная:
натуральные объекты или их изображения (реальные предметы,
картины, портреты, произведения искусств); объемная (геометрические
изобразительная (фото, кадры кино, теле,
фигуры, чучела);
диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы,
диаграммы); символическая (географические карты, глобус); звуковая
(магнитофонная запись); мультимедиа, основанная на компьютерных
технологиях,
использующая интерактивность
и средствадистанционного обучения. НО! Учителю надо иметь в виду, что
разнообразными
перегрузка урока или занятия наглядностью,
средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе
обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на
второстепенные детали.
1.З. Виды средств обучения и их характеристика
I.
Вербальные средства обучения:
Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный
инструмент общения, передача знаний.
II.
Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип
наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации
воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся:
Естественные предметы и объекты в природной и искусственной
среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели,
дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. При
использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем)
необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность
должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна
использоваться в меру и показывать ее следует только в
соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко
выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с
содержанием материала; наглядность должна быть эстетическивыполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней
привлекать самих учащихся к нахождению желаемой
парты;
информации в наглядном пособии или демонстрационном
устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие
требования: Демонстрируемые на классной доске или учительском
столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей
видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют
различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют
поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному
столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию
лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не
следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое,
иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения
Количество и объем демонстрации должен быть
дисциплины.
оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а
избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает
степень познавательного интереса.
III.
Технические средства обучения:
ТСО это приборы и устройства, используемые в процессе обучения.
В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления,
быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где
без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими
средствами обучения, не преувеличивать значимость использования
новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую
эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение,
недооценка которых может привести к сдерживанию развития
личности. Методика использования ТСО. При использовании ТСОнеобходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их.
Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся
инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что
запомнить, что записать. Демонстрацию видео кинофильмов надо
проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом
демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации
провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного
показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их
внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая
длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30
минут). Использовать прием немого демонстрирования фильмов с
комментарием учителя. При демонстрации сложного материала
следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками
информации.
IV. Современные информационные средства обучения:
Использование персональных компьютеров в обучении приобретает
широкое распространение. Современные персональные компьютеры
являются мультимедийными: позволяют показывать цветное
динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое
количество разнообразных компьютерных обучающих программ по
большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики
могут получать информацию с любого компьютера и баз данных –
все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на
уроке. Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном
виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки
помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к
компьютеру или видеомагнитофону.
Появились электронные
проекторы (их называют еще мультимедиапроекторы), которыеподключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие
цветные динамически компьютерные изображения с высоким
разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые
колонки). Появились электронные копировальные классные доски.
Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что
пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на
компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на
обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными
цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.
Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию
на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на
устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно
распечатать и раздать классу. Классная доска то же претерпела
сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала
светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными
фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.
V.
Электронные журналы и электронные дневники:
Система электронных журналов это удобный инструмент для
создания единого информационнообразовательного пространства
учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения
с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернетсайтов
для каждого класса в школе, включающий в себя функции:
электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.
Система предназначена для пользования в школах. Доступы к
системе разделены на 2 модуля: административный (для директора,
завуча и учителей) просмотровый (для родителей и учеников)СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в
учебно – воспитательном процессе образовательной школы – М.:1991;
2. Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения –
М.:1957;
3. Махмутова.М.И. Современный урок – М.:1981;
4. Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования
средств обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985;
5. Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.