Виды средств обучения

  • Лекции
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.Виды средств обучения
Иконка файла материала Виды стредств обучения.docx
МБОУ «СОШ» Виды средств обучения Семендяева Елена Сергеевна Мурманск 2018СОДЕРЖАНИЕ 1.Средства обучения и их классификации 1.1 Понятие о средствах обучения и их сущность 1.2 Классификации средств обучения 1.З. Виды средств обучения и их характеристика СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3 3 4 5 9Средства обучения и их классификации 1.1 Понятие о средствах обучения и их сущность Средства обучения ­ это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного   процесса,   дают   учащимся   материал   в   форме   наблюдений   и впечатлений   для   осуществления   учебного   познания   и   мыслительной деятельности   на   всех   этапах   обучения.   В   педагогике   сегодня   нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения ­ это   различные   объекты,   используемые   учителем   и   учениками   в   процессе обучения.   Под   средствами   обучения   следует   понимать   разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более   успешно   и   за   рационально   сокращенное   время   достигаются поставленные   цели   обучения.   Главное   дидактическое   назначение   средств   ­ ускорить   процесс   усвоения   учебного   материала.   Выбор   средств   обучения определяется: материала;  применяемыми методами обучения;  предпочтениями учителя.    задачами   урока   или   занятия;   содержанием   учебного Функции средств обучения: ­   познавательная   функция   состоит   в   том,   что   средства   обучения   служат непосредственному   познанию   действительности;   обеспечивают   передачу более   точной   и   полной   информации   об   изучаемом   объекте   и   явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному   наблюдению   с   помощью   органов   чувств   (например, школьный   микроскоп   позволяет   увидеть   объекты, невооруженному глазу).   недоступные ­   формирующая   функция   заключается   в   том,   что   средства   обучения формируют   познавательные   способности,   чувства   и   волю   учащихся,   их эмоциональную сферу.­ дидактическая  функция  состоит  в том,  что  средства  обучения  являются важным   источником   знаний   и   умений,   облегчают   проверку   и   закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.  1.2 Классификации средств обучения 1. По   характеру   воздействия   на   обучаемых:   визуальные:   предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ ­ презентации;   аудиальные:  музыкальный   центр,   телевидение,   аудиовизуальные:   радио; кинофильмы, ИКТ ­ презентации. 2. По степени сложности:  простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;   сложные:   механические   визуальные   средства,   лингафонные кабинеты, компьютеры. 3. По   происхождению:   натуральные   природные   средства   (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений,   шишек,   желудей,   семечек);   символические   (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;  технические:  визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. 4. Классификация   А.Е.Дмитриева   и   Ю.А.Дмитриева:   естественная: натуральные   объекты   или   их   изображения   (реальные   предметы, картины, портреты, произведения искусств);  объемная (геометрические   изобразительная   (фото,   кадры   кино­,   теле­, фигуры,   чучела); диафильмов,   диапозитивов);   графическая   (схемы,   чертежи,   таблицы, диаграммы);  символическая (географические карты, глобус);  звуковая (магнитофонная   запись);   мультимедиа,   основанная   на   компьютерных технологиях,   использующая   интерактивность   и   средствадистанционного обучения. НО!   Учителю   надо   иметь   в   виду,   что    разнообразными   перегрузка   урока   или   занятия   наглядностью, средствами обучения  приводит  к  снижению  эффективности   процессе обучения   за   счет   рассеяния   внимания   учащихся,   отвлечения   их   на второстепенные детали. 1.З. Виды средств обучения и их характеристика  I. Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.  Главный инструмент общения, передача знаний. II. Визуальные   средства   обучения   позволяют   реализовать   принцип наглядности   в   обучении.   Учащиеся   более   80   %   информации воспринимают   зрительно.   К   визуальным   средствам   относятся:  Естественные   предметы   и   объекты   в   природной   и   искусственной среде   (гербарии,   коллекции).   Карты,   схемы,   диаграммы,   модели, дорожные   знаки,   математические   символы,   наглядные   пособия.  Диафильмы,   диапозитивы,   кинофильмы,   видеофильмы.   При использовании   наглядных   средств   (иллюстраций,   таблиц,   схем) необходимо   соблюдать   ряд   условий:   применяемая   наглядность должна   соответствовать   возрасту   учащихся;   наглядность   должна использоваться   в   меру   и   показывать   ее   следует   только   в соответствующий   момент   занятия   или   урока;   необходимо   четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;  детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;  демонстрируемая   наглядность   должна   быть   точно   согласована   с содержанием   материала;   наглядность   должна   быть   эстетическивыполнена;   наглядность   должна   быть   хорошо   видна   с   последней   привлекать   самих   учащихся   к   нахождению   желаемой парты; информации   в   наглядном   пособии   или   демонстрационном устройстве.     К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:   Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.   Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом   к   классу,   чтобы   видеть   реакцию   учащихся.   При   показе   не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе   возможны   ошибки   в   представлении   материала,   нарушения   Количество   и   объем   демонстрации   должен   быть дисциплины. оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток   наглядности   рассеивает   внимание,   утомляет,   снижает степень познавательного интереса. III. Технические средства обучения: ТСО ­ это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без   них   можно   обойтись   (провести   опыт   или   наблюдения). Рационально   сочетать   компьютерную   технику,   ИКТ   с   другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых   информационных   технологий.   Они,   несмотря   на   высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка   которых   может   привести   к   сдерживанию   развития личности. Методика использования ТСО. При использовании ТСОнеобходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например,   перед   просмотром   видеофильма   дать   учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео ­ кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:  Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.  Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание   рассевается   (в   младших   классах   рекомендуемая длительность   не   более   10   минут,   в   старших   классах   не   более   30 минут).   Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием   учителя.   При   демонстрации   сложного   материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. IV. Современные информационные средства обучения:  Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются   мультимедийными:   позволяют   показывать   цветное динамическое   изображение   со   стереозвуком.   Имеется   большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.  Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде   имеет   толщину   менее   10см,   и   вместо   прозрачной   пленки помещают   жидкокристаллическую   панель,   подсоединяемую   к компьютеру   или   видеомагнитофону.   Появились   электронные проекторы   (их   называют   еще   мультимедиа­проекторы),   которыеподключаются   к   компьютер   и   позволяют   демонстрировать   яркие цветные   динамически   компьютерные   изображения   с   высоким разрешением,   иногда   с   аудиосистемой   (динамики   и   звуковые колонки).   Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется   учителем   на   ее   поверхности   мгновенно   переносится   на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере. Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на   специальную   термобумагу.   Нажатием   одной   кнопки   на устройстве,   встроенном   в   доску,   написанную   информацию   можно распечатать   и   раздать   классу.   Классная   доска   то   же   претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой,   на   ней   пишут   вовсе   не   мелом,   а   разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой. V. Электронные журналы и электронные дневники: Система   электронных   журналов   ­   это   удобный   инструмент   для создания   единого   информационно­образовательного   пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс   закрытых интернет­сайтов  для   каждого   класса   в   школе,   включающий   в   себя   функции: электронный   дневник   школьника   и   электронный   журнал   учителя. Система   предназначена   для   пользования   в   школах.   Доступы   к системе разделены на 2 модуля:  административный (для директора, завуча и учителей)  просмотровый (для родителей и учеников)СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно – воспитательном процессе образовательной школы – М.:1991; 2. Лордниканидзе.Д.О.   Принципы   организации   и   методы   обучения   – М.:1957; 3. Махмутова.М.И. Современный урок – М.:1981; 4. Преессман.Л.П.   Методика   и   техника   эффективного   использования средств обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985; 5. Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.