Викторина ко Дню славянской письменности
Цель: актуализация и расширение имеющихся знаний детей по возникновению письменности; повышение внимания к истории слова.
Задачи:
1. Обобщить имеющиеся знания по предметам.
2. Способствовать формирование интереса к истории своего народа.
3. Развивать эрудицию, творческие способности учащихся.
4. Воспитывать уважение и понимание русской культуры.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор.
Возраст: 5-6 классы
Форма мероприятия: викторина
Учитель: Иванова Евгения Николаевна
Правила викторины: учащиеся объединяются в 2 команды: «Кирилл» и «Мефодий»; на обсуждение вопроса дается 40-1,5 мин.; победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.
Ход мероприятия:
Учитель читает стихотворение:
Великий день Кирилловой кончины —
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощался и с братом, и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...
Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.
И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам».
Прослушивание гимна Святым Кириллу и Мефодию.
Учитель: В 9 веке у славян появилась своя азбука. Император Византии отдал приказ создать письменность для старославянского языка. За это поручение взялись Кирилл и Мефодий. Поэтому и азбука называется кириллица. И в честь такого важного события был предложен особый праздник. Но многие о нем ничего не знают. Люди зачастую и не понимают его смысла.
Человек с появлением письменности получил возможность записывать информацию и получать новые знания. Нам, современным людям, трудно представить, как раньше жили люди без письма.
-Какова же история праздника? Об этом нам расскажет Кашина Марина (заранее подготовленный ученик).
-Внимание, вопросы!
1.Какие имена до принятия монашества носили Кирилл и Мефодий? (Константин и Михаил)
2.Если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов, какие новые слова получатся: муж, торг, ноль, ель (шум, крот, лен, лей)
3.Когда празднуется день Кирилла и Мефодия в России? (24 мая)
4.В алфавитном порядке назовите названия животных и птиц. (Например: аист-баран-верблюд…)
5.Что такое летопись? (Запись исторических событий по годам)
6. Кто вел летописи? (Монахи)
7.Как называется самая известная русская летопись? («Повесть временных лет»)
8.Напишите имя КОНСТАНТИН по-древнерусски. (Буквы старославянского языка на столах у каждой команды)
Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча. Сейчас мы определим победителя нашей викторины.
Подведение итогов. Награждение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.