Викторина по пройденному материалу
Цели: провести мониторинг знаний учащихся, посещающих занятия; воспитывать интерес к народному творчеству, к детской литературе, к детскому искусству слова.
Оборудование: выставка книг, рукописных книг, тетрадей, которые дети писали в течение всего года, собранный ими материал по детскому творчеству, рисунки, картины и т. д.
Ход занятия
Дети выбирают жюри.
Повторение изученного.
Учитель. В раннем возрасте очень важно открыть для себя Литературу. Читать – не обязанность, а возможность. Важно почувствовать, что в жизни есть эта возможность. Почувствовать, что именно лично вам может дать литература. И какая именно литература. Тогда произведение становится мудрым другом, к которому можно всегда прийти и узнать, увидеть, понять что-то новое. Настоящая литература помогает жить полнее и осознаннее: иногда – заметить в жизни прежде неразличимые нюансы и оттенки, иногда – увидеть в событиях более глубокий смысл, а порой ответить на вопрос « что со мной происходит?». Мы ищем в книгах то, чего нам не хватает в жизни. Или смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе и в нашей биографии.
– Что такое тема произведения? (События – важные и не очень, происшествия – таинственные и самые обыденные, явления – странные и вполне объяснимые, предметы – существующие в реальном мире и никогда не существовавшие – словом, все, что только может стать темой произведения, нередко отражается в названии. Тема – это то, что писатель изображает.)
– Что такое идея произведения? (Идея – как автор оценивает изображаемое, что он хочет сказать нарисованными им картинами жизни в произведении.)
– Что такое фабула произведения? (Последовательное изложение событий или происшествий, изображенных в художественном произведении.)
– Что такое сюжет? (Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание произведения.)
– Что такое композиция? (Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.)
– Что такое лейтмотив? (Основная мысль, которая пронизывает все произведение, повторяется и подчеркивается в нем автором.)
– Как вы объясните – герой литературного произведения? (Действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.)
– Что такое эпос? (Повествовательный род литературы.)
– Что такое роман? (Произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в ее сложности, столкновении и борьбе интересов разных слоев общества.)
– Когда появился первый роман? (Первый роман появился в античности.)
– А вы не помните название этого романа? («Золотой осел» Апулея.)
– Что такое повесть? (Средняя форма повествовательной литературы, где жизнь героя освещена в одном каком-либо направлении.)
– Назовите повести, которые вы читали. (С. А. Баруздин «Рави и Шаши», З. И. Воскресенская «Зойка и ее дядюшка Санька» и др.)
– Что такое рассказ, новелла? (Малая форма повествовательной литературы. Произведение посвящено отдельному событию в жизни человека.)
– Что такое художественный очерк? (Повествование о событии или человеке, существовавшем в действительности.)
– Где впервые появился эпос? (В Древней Греции.)
– Как называются большие формы героического эпоса? (Эпопеями.)
– Приведите пример эпопеи. («Одиссея», «Илиада».)
– Что обозначает греческое слово «лира»? (Греческое слово «лира» обозначает музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни.)
– Что такое ода? (В античности одой называли именно песню, а позже стихотворение, написанное в торжественном тоне.)
– Как вы объясните, что такое элегия? (Элегия – это печальное стихотворение.)
– Что такое эпиграмма? (Небольшое сатирическое стихотворение.)
– Что такое баллада? (Баллада – это произведение, в котором описывается столкновение человека с судьбой, роком.)
– Что такое драма? (В драме человек – герой, а не событие. В драме огромное значение приобретают высказывания действующих лиц – диалоги, монологи, реплики.)
– Какие вы знаете драматические жанры? (Трагедия, комедия.)
– Какие вы знаете трагедии? («Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло» и т. д.)
– Где возник жанр – трагедия? (В Древней Греции.)
– Какие три слова дают характеристику фольклору? (Устное, народное и творчество.)
– В каком значении употреблялось слово былина? (Слово «былина» употреблялось в народной речи в значении быль, былое.)
– Каким казаком был составлен сборник былин для заводчика Демидова? (Один из самых известных сборников былин был составлен в ХVIII веке для уральского заводчика Демидова казаком Киршей Даниловым. Назвал он его «Древние российские стихотворения».)
– Что такое предание? (Созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ.)
– Что такое легенда? (Легенды во многом связаны с преданиями. В легенде время не оговаривается.)
– Чем отличается легенда от сказки? (Сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на схожесть сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.)
– Какие вы знаете пословицы о сказках?
(Сказка – ложь, а песня – правда;
Сказка – складка, послушать сладко;
Сказывали и мы сказки.
Сказка – складка, песня – быль.)
– Что за жанр – обрядовая песня? (Обрядовые песни – составная часть своеобразного языка – язык не только слов, но ритуальных действий и предметов.)
– Что такое потешка? (Особые забавы взрослых с малыми детьми.)
– Что такое скороговорка? (Быстро произносимые слова, на которых не останавливают внимания.)
– Что такое загадка? (Один из распространенных видов устного народного творчества: иносказательное, нарочито затемненное определение какого-либо явления или предмета.)
– Как воспринимались загадки? (Они воспринимались как игра, как умственное состязание.)
– Кто больше загадает загадок о человеке? (Тебе дано, а люди пользуются.
И у тебя, и у меня,
И у попа, и у кота,
И у щуки в море,
И у дуба в лесу.)
– Без чего не может жить человек? (Имя.)
– Что такое считалка? (Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.)
– Какие качества у детей вырабатывают считалки? (Познавательные функции, эстетические, развитие памяти.)
– Когда возникли прозвища? (В Древней Руси не было фамилий, а вернее их не признавали в крестьянской среде. Фамилии заменялись прозвищами.)
Поведение итогов.
Победители награждаются грамотами, подарками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.