Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык».
(Для 5-8 классов ГБОУ № 627, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, а также для обучающихся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью).
Цели:
1.Закрепить знания и умения, полученные на уроках русского языка.
2.Развивать память, кругозор, абстрактное мышление, чувство слова.
3.Формировать интерес к русскому языку, как к учебному предмету.
4.Расширять словарный запас обучающихся.
5.Развивать интерес к глубокому изучению языка во внеурочное время.
6.Повышать общую языковую культуру.
«…И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!» (А.А. Ахматова)
Ход мероприятия:
Вводный этап.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего мероприятия. Вы знаете, что эта неделя в нашей школе не простая, а предметная и посвящена его величеству русскому языку. Наше мероприятие приурочено к Международному дню родного языка, который по решению ЮНЕСКО празднуется во всём мире с 2000 года 21 февраля. В этот день принято разговаривать на родном языке. Знаете ли вы, сколько языков насчитывается во всём мире? Их около семи тысяч, половина из них находится под угрозой исчезновения. А чтобы этого не произошло, нужно направить все силы на их сохранение.
В России насчитывается около 200 языков.
Как же людям разных национальностей в нашей стране понять друг друга?
(Они могут общаться на русском языке, его знают все народности, населяющие нашу страну. Русский язык выступает в роли языка общения людей разных наций. Мы называем его языком межнационального общения. Для всего, что окружает нас, есть названия.
Зачем, как вы думаете, нужно изучать русский язык? (Знание языка помогает нам правильно и грамотно писать, участвовать в диалоге, развивает культуру речи, а это всё и есть общий показатель культуры).
По-вашему, культурный человек, это какой? (Воспитанный, образованный, разносторонний, эрудированный, начитанный, интеллигентный и т.д.).
Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели:
«Русский язык-настоящий, сильный, где нужно-строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно-бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
«Наш язык-наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». Так отзывается о языке Константин Паустовский.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Так высказывался о русском языке Александр Куприн.
А Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя-как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
В русском языке насчитывается около 200 тысяч слов. А.С. Пушкин, создавая свои произведения, использовал 20 тысяч слов.
Итак, мы начинаем нашу викторину и я хочу познакомить вас с правилами:
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. Нашли ответ-поднимите руку.
3. За каждый правильный ответ даётся жетон, равный 1 баллу.
4. Набравший большее количество жетонов становится победителем викторины.
5. Оценивать ответы будет уважаемое жюри.
Конкурс № 1 «Загадки»
-Хоть и сладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу-
Как, скажи, зовётся он? (Будильник)
-Он, как добрый друг, с тобою,
Хоть жара, хоть с неба льёт:
И от солнышка укроет,
И от дождика спасёт. (Зонт)
-Маленький мальчишка в сереньком пальтишке
По дворам шныряет , крохи подбирает,
По ночам кочует-зёрнышки ворует. (Воробей)
-Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
-С неба пришёл,
В землю ушёл. (Дождь)
Конкурс № 2 «Вопрос-ответ»
1.Сколько букв в русском алфавите? (33)
2.Сколько букв согласных? (21)
3.Что такое фонема? (Звук речи)
4.Как называется наименьшая значимая часть слова? (Морфема)
5.Какая морфема служит для связи слов в предложении? (Окончание).
6. Как называется словарный запас языка? (Лексика)
7.Как называются слова одной части речи с противоположным значением? (Антонимы)
Конкурс № 3 «Подбери слово с противоположным значением»
Север юг
Свет тьма
Друг враг
Ненависть любовь
Мир война
Высокий низкий
Холодный горячий
Голодный сытый
Тихий громкий
Конкурс № 4 «Диктант Незнайки»
Ведущий: Ребята, вам, наверное, всем знаком герой сказки Н. Носова Незнайка. Он тоже хотел внести свой вклад в наше мероприятие, написал предложение на доске и уверял, что не сделал ни одной ошибки. Давайте проверим, так ли это. На доске запись. Неждите, я ушол посваим делам.
Конкурс № 5 «Фразеологизмы».
Ведущий: Ребята, А.С. Пушкин говорил: «…русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». К таким оборотам относятся и фразеологизмы. Что такое фразеологизм? (Фразеологизмы –это устойчивые неделимые сочетания слов, которые можно заменить синонимом или словосочетанием; это средства выразительности языка, они делают нашу речь не только выразительной, но и яркой, эмоциональной, остроумной.
Задание: у каждого из вас есть рисунки, которые иллюстрируют фразеологические обороты.
Покажите картинку, если она соответствует фразе.
1. Смотреть с тупым недоумением на что-либо незнакомое ( как баран на новые ворота)
2. Сделать пакость (подложить свинью)
3. Всё наоборот (вверх тормашками)
4. Сделал не так, как полагается (шиворот-навыворот)
5. На него всегда сваливают вину (козёл отпущения).
Конкурс № 6 «Шарады, метаграммы, логогрифы»
1.Моё начало- буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго –корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое-весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Шмель)
2.Мне недолго измениться:
С С я рыба, с Ф я птица.(Сазан-фазан)
3. Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с П, на мне плывут. (Плод-плот)
4. Я мал, и не велик мой вес
От ветра в поле я качаюсь,
Но если мне прибавить С,
То я в гиганта превращаюсь. (Колос-колосс)
Конкурс № 7 «Доскажи словечко»
1.Буквы-значки, как бойцы на парад.
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй… (Алфавит)
2.Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно,…(Карандаш)
3.Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (Снегири)
4.Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …. (Капуста)
5.В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется …(Медведь)
Конкурс № 8 «Половинки». (Задание на развитие словесно-логического мышления).
Ведущий. Проверим, как вы знаете русские пословицы и ситуации их применения.
Задание: соедините в карточках фразы первого и второго столбика, чтобы получилась пословица.
Любишь кататься потехе-час
Век живи лучше новых двух
Семь раз отмерь не вытащишь и рыбку из пруда
Без труда люби и саночки возить
Старый друг век учись
Делу время один раз отрежь
Конкурс № 9 «Знаки препинания»
Ведущий: Ребята! На уроках литературы вы знакомились с древнерусскими летописями. Вспомните отличия написания древнерусских и современных произведений. (Древнерусские летописи писали сплошным текстом, без знаков препинания. Без знаков разделения и завершения. И только каждая новая страничка древнего текста была написана красным цветом. Отсюда перешла в русский красная строка.
А знаки препинания систематизировал и назвал М.В. Ломоносов в книге «Российская грамматика». В неизменном виде до наших дней дошли точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Попробуйте догадаться, как эти знаки называются сейчас.
1.Удивительный знак (Восклицательный знак)
2.Две точки (Двоеточие)
3.Вместительный знак (Скобки)
4.Единительный знак (Знак переноса)
Ведущий. Наше мероприятие подошло к концу. Положите жетоны в именные конвертики и сдайте для подсчёта членам жюри. И пока жюри подсчитывает баллы, мы послушаем стихотворение о русском языке.
«Ода русскому языку».
Русский язык нам всем понятен
Красив, величествен и ясен.
На нём мы мысли выражаем
И говорим, и пишем, и читаем.
В нём есть и птичьи голоса
Любви и счастья чудеса.
Дремучие леса, бескрайние поля
И краски осени, и свежесть января
На свете нет другого, такого нам родного
Ты благороден, ты велик,
Любимый русский наш язык!
Тебя пусть славят все на свете:
Потомки наши, внуки, дети.
И любим мы тебя, и чтим
И если надо, защитим!
Ведущий. Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно приобщиться к богатству нашего языка и с ещё большим удовольствием получать и усваивать новые знания о русском языке.
Подведение итогов. Награждение.
Мероприятие подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ № 627 Невского района Санкт-Петербурга Тимофеева Тамара Васильевна
Февраль 2024
1. Развивать фонематический слух.
2. Создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков.
3. Закреплять навыки самостоятельной работы.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Задачи урока через планируемые результаты.
Предметные:
Знать классификацию согласных звуков по твёрдости/мягкости.
Метапредметные:
Развивать умение формулировать тему и познавательную цель урока;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Сравнивать, группировать, классифицировать.
Личностные УУД:
-формулировать и аргументировать собственное мнение;
-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
(адекватно понимать причины своего успеха (неуспеха) в учебной деятельности);
-формировать сознательное отношение к собственной безопасности и здоровью.
Регулятивные УУД:
-формировать умение формулировать тему урока;
-высказывать свои предположения на основе учебного материала;
-проговаривать последовательность действий на уроке, составлять план работы и работать по нему;
-осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение;
-делать анализ;
-выдвигать предположения и осуществлять их проверку;
-выстраивать логическую цепочку рассуждений;
-контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-формулировать своё мнение;
-уметь устно и письменно выражать свои мысли.
Оборудование: ФГОС Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронных носителях. Т.А. Ладыженская, М., «Просвещение», таблица звуков, карточки (раздаточный материал).
Этапы урока |
Содержательный материал |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1 этап. Организационный момент. |
Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить ребят на понимание и сотрудничество. |
|
2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. |
Учитель предлагает обучающимся продолжить «путешествие» по волшебной стране «Фонетика». Знакомит с таблицей согласных звуков, их условным обозначением. Спрашивает, что им известно о согласных. Предлагает на основе наблюдения и беседы самостоятельно сформулировать тему урока. |
Классифицируют согласные звуки на твёрдые и мягкие. Оформляют свои мысли в устной форме. Самостоятельно формулируют тему урока. |
3 этап. Постановка целей и задач урока. Целеполагание и мотивация.
|
Учитель спрашивает о целях «путешествия» в страну звуков, предлагает проложить маршрут путешествия, составить план маршрута. Спрашивает, где можно получить информацию о предстоящем путешествии. |
Высказывают свои предположения.
Определяют тему и задачи урока самостоятельно или с помощью учителя.
|
4 этап. Первичное усвоение новых знаний и способов действий
|
Учитель предлагает получить информацию в учебнике. Параграф 54 стр. 127-128. Учитель спрашивает, что из прочитанного уже знали, что узнали нового и осталось ли что-либо непонятным. |
Самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом. анализируют его, делают выводы. Составляют план параграфа. Предлагают план работы, согласовывают маршрут путешествия.
|
|
|
|
5 этап. Первичная проверка понимания изученного |
Предлагает обучающимся составить план параграфа. |
Выполняют задание самостоятельно, устно выражают свои мысли, выслушивают ответы других. Совместно выбирают оптимальный план работы. |
|
Физкульт минутка |
|
6 этап. Обобщение и систематизация
|
Предлагает обучающимся самостоятельную работу с таблицей звуков. |
Размещают звуки в таблице. Группируют их по отличительным признакам, записывают примеры. |
закрепление новых знаний и способов действий |
Организует работу обучающихся по карточками. Карточка № 1. Выбери правильный вариант ответа. Что такое фонетика.
Карточка № 2. Выпиши слово, в котором все согласные звуки твёрдые: а) циклон в) лебедь б) чугун г) цветок
|
Выполняют работу, сверяют свою работу с образцом, корректируют свои действия. |
Применение знаний и способов действий
|
Предлагает обучающимся записать предложение. Гласные – реки, а согласные – берега звучащей реки. Задание: над каждым словом поставьте буквы: 1) Т (если в слове все звуки твёрдые) 2) М (если все звуки мягкие) 3) ТМ (если есть и мягкие и твёрдые). |
Рассуждают, выполняют задание.
Делают выводы |
6 этап. Рефлексия |
Возвращает обучающихся к теме и задачам урока. Предлагает проверить, как усвоена тема урока с помощью сигнальных карточек. Зелёная карточка, если в слове все звуки мягкие, синюю, -если все твёрдые, обе карточки, - если в слове есть звуки твёрдые и мягкие. (речь, лужа, тень, шишка, нож, рожь, мяч, пенал, чай, цель). Предлагает карточки, позволяющие выяснить, насколько хорошо усвоена тема урока. |
Оценивают выполнение поставленных задач. Перечисляют то, чем занимались на уроке, адекватно оценивают, что удалось, что вызвало затруднения. |
Информация о домашнем задании
|
Упр. 281. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
|
Конспект подготовила учитель Тимофеева Т.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.