Викторина по русскому языку: Знатоки русского языка
Цели: - обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, лексика, морфология, фразеология)
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность
- воспитывать умение работать в группах
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Безграничны сокровища русского языка! Сейчас мы с вами еще раз в этом убедимся. А.С. Пушкин призывал любить и изучать русский язык. По мнению поэта этот звучный и выразительный язык гибкий и мощный в своих оборотах и средствах.
Существительное – школа . Просыпается – глагол
С прилагательным веселый Новый школьный день пришел
Встали мы – местоименье, бьет числительное семь
За ученье, без сомненья, приниматься надо всем.
Мы наречием отлично на уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим
Не и ни у нас частицы нам не надо повторять
И при этом не лениться И ни часу не терять!
После школы, как известно Мы катаемся в санях
Здесь особенно уместны междометья ОХ и АХ!
А потом у теплой печки Повторяем части речи!
Великий, могучий ,правдивый, свободный, народной живительной силы родник, тебе посвящаем игру мы сегодня наш гордый, наш русский, родной наш язык.
1. Визитка команд - название, девиз
Внимание, внимание! Ждет вас новое испытание, ох и трудное предстоит вам задание, пассивных сейчас быть не должно, помните: «Один за всех и все за одного!»
2. Станция – Фонетика
Загадки: Сердитый недотрога живет в глуши лесной иголок очень много, а нитки ни одной (еж)
Сроду он ни ест ни пьет песни звонкие поет А с урока на урок подает свой голосок (звонок)
Шумит он в поле и в саду а в дом не попадет И никуда я не иду покуда он идет (дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг ,червякам я враг, а деревьям друг ( дятел)
В какой отгадке звуков меньше чем букв?
3. Станция Словообразование
Подбери однокоренное слово к слову шли ( вышли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли)
4. Станция – Фразеология ( раскрыть смысл крылатых выражений или фразеологизмов)
- рукой подать – близко
- во весь дух - быстро
- работать, засучив рукава – хорошо работать
- в час по чайной ложке – медленно
- работать спустя рукава – плохо работать
- прикусить язык – замолчать
-ни пуха, ни пера – пожелать удачи
- морочить голову – обманывать, запутывать
- сломя голову – быстро
- зарубить на носу – быстро
- бить баклуши – ничего не делать
5. Станция – Морфология
- как называется часть речи которая обозначает предмет ? существительное
- на какие вопросы отвечает имя существительное? Кто? что?
- какого рода бывают имена существительные? Ж.р., ср,р., м.р.
- определите род им. сущ кофе? – м.р.
- Какая часть речи обозначает признак предмета? Прилагательное
- как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам? спряжением
- как называется изменение имен сущ-ых по падежам и числам? склонением
- сколько звуков в слове яд? три
- как называется слово, которое обозначает действие предмета? глагол
-что такое грамматическая основа? Подлежащее и сказуемое
- неизменяемая часть слова? Корень
- местоимения служат для связи в тексте чего? Для связи предложений
-как называется часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его? местоимение
6. Пословицы:
Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя
они великие помощницы и в жизни верные друзья
порой они нас наставляют, советы мудрые дают,
порой чему-то поучают и от беды нас берегут
пословицам вовек не сломится, ведь с ней и горе, и беда
и наша речь красна пословицей, ну что ж, приступим господа !
- труд кормит (а лень портит)
- семь раз отмерь (один раз отрежь)
- нет друга ищи (а нашел береги)
- сам погибай а товарища (выручай)
- век живи (век учись)
- поспешишь (людей насмешишь)
- после драки (кулаками не машут)
- друзья (познаются в беде)
Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки русского языка.
Награждение команд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.