Викторина по сказкам К.И. Чуковского, посвященная юбилею писателя 135 лет.

  • Иллюстрации
  • Карточки-задания
  • Мероприятия
  • docx
  • 27.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытое занятие для воспитанников разновозрастной группы центра помощи детям. Цель: Показать детям всю мудрость и красоту удивительного мира сказок К. Чуковского. Дидактическая цель: способствовать обобщению знаний детей о прочитанных сказках. Задачи: Показать многократность таланта К.И. Чуковского- поэта- сказочника. В конце занятия дети делятся на 2 команды и отвечают на розданные им карточки с заданиями.Викторина по сказкам К.И. Чуковского, посвященная юбилею писателя 135 лет.
Иконка файла материала Викторина по сказкам К.docx
У сказки чистая душа, Как ручеек лесной. Она приходит не спеша В прохладный час ночной. Родной народ ее творец, Народ – хитрец, народ – мудрец, В нее мечту свою вложил, Как золото в ларец. Викторина по сказкам К.И. Чуковского, посвященная юбилею писателя 135 лет. Цель:  Показать   детям   всю   мудрость   и   красоту   удивительного   мира сказок К. Чуковского. Дидактическая   цель:  способствовать   обобщению   знаний   детей   о прочитанных сказках. Задачи:  Показать   многократность   таланта   К.И.   Чуковского­   поэта­ сказочника.  Материалы:  Портрет   К.   Чуковского,   выставка   детских   книг   К.   И.   иллюстрированный   материал,   презентация, Чуковского, кроссворд.   компьютер, Форма работы: индивидуальная, групповая. Предварительная   работа:  Чтение   произведений   К.   Чуковского, просмотр мультфильмов. Ход занятия Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшнее занятие мы посвятим   известному   детскому   писателю­   сказочнику.   Учёный,   писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши   родители,   дедушки   и   бабушки   не   представляли   своего   детства   без сказок Корнея Чуковского! ­   Недалеко   от   Москвы,   в   посёлке   Переделкино,   в   небольшом   доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он   придумал   множество   сказочных   героев:   Муху­Цокотуху,   Бармалея, Мойдодыра.   Звали   этого   замечательного   человека   Корней   Чуковский.       Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя­ Николай Васильевич Корнейчуков.– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,   большой   любопытный   нос,   щёточка   усов,   непослушная   прядь   волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.  И так приступим, сегодня мы совершим с вами необычное путешествие и   встретимся   с   героями   сказок   Корнея   Чуковского,   которые   так   нам полюбились. 1. «Вспомни сказку». 1. "Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали. " (Путаница). 2. "Но не слушали газели И по ­ прежнему галдели: ­ Неужели в самом деле Все качели погорели? Что за глупые газели. " (Телефон). 3. "Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она. «(Федорино горе). 4. "А рядом прикорнула Зубастая акула, Зубастая акула На солнышке лежит. " (Айболит). 5. "Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня. " (Мойдодыр). 6. "А слониха­щеголиха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала. " (Тараканище). 7. Он страшными глазами сверкает Он страшными зубами стучит, Он страшный костер зажигает Он страшное слово кричит: «Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас» (Бармалей). 8. То побежит за петухом И сядет на него верхомТо с лягушатами в саду Весь день играет в чехарду (Бибигон). 9. Но медведю воевать не охота: Ходит – ходит он, Медведь, круг болота, Он и плачет, Медведь, и ревет, Медвежат он из болота зовет. (Краденое солнце) 2. «Найди рифму и назови произведение, откуда взяты строчки» • У тебя на шее Вакса, У тебя под носом …. (клякса; "Мойдодыр") • Пошла муха на базар И купила …. (Самовар; "Муха ­ Цокотуха") • И снова медведь: ­ О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон") • Загляни­ка ты в кадушку ­ И увидишь там ­ … (лягушку; "Федорино горе") • Со слонами на ходу Поиграли в (чехарду; "Бармалей") • Море пламенем горит, Выбежал из моря … (кит; "Путаница") • Стыдно старому реветь ­ Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце") • Но как черная железная нога Побежала, поскакала … (кочерга; "Федорино горе") • Тут и мыло подскочило, И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как … (оса; "Мойдодыр") Воспитатель: ­     Детским   поэтом   и   сказочником   Чуковский   стал случайно. А это вышло это так.   Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде.   Мальчик   капризничал,   стонал,   плакал.   Чтобы   хоть   как­нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам   ходил.   Мальчик   неожиданно   затих   и   стал   слушать.   Наутро, проснувшись,   он   попросил,   чтобы   отец   снова   рассказал   ему   вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.  3 тур «Кто есть кто». ­ Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит ­ (доктор) Бармалей ­ (разбойник) Федора ­ (бабушка)Каракула ­ (акула) Мойдодыр ­ (умывальник) Тотошка, Кокошка ­ (крокодильчики) Цокотуха ­ (муха) Барабек ­ (обжора) Рыжий, усатый великан ­ (таракан) Воспитатель:  ­   Корней   Иванович   Чуковский   отличался   большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!” 4.  тур. «Конкурс знатоков». ­ Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как  называется первая сказка писателя. По горизонтали: 1. Имя акулы в сказках Чуковского. И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет. (Айболит) 2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных. Вот и стал Таракан победителем, И лесов, и полей повелителем. Покорилися звери усатому. (Чтоб ему провалиться, проклятому!) А он между ними похаживает, Золоченое брюхо поглаживает: "Принесите­ка мне, звери, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)        3. Имя мухи – именинницы.Муха, Муха­Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. 4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю. Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил 5. Умывальников начальник и мочалок командир. Я ­ Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! 6. Кто вернул краденое солнце? Не стерпел Медведь, Заревел Медведь, И на злого врага налетел Медведь. Уж он мял его и ломал его: "Подавай сюда наше солнышко!" Испугался Крокодил, Завопил, заголосил, а из пасти Из зубастой солнце вывалилось, В небо выкатилось! Побежало по кустам, По берёзовым листам. 7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку? И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, но лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит) 8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота  бегемота. Наш бегемот провалился в болото... ­ Провалился в болото? ­ Да! И ни туда, ни сюда! О, если вы не придете ­ Он утонет, утонет в болоте,Умрет, пропадет Бегемот!!! (телефон) По вертикали: Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ Воспитатель: ­ Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.  5. «Найди связь» – На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае) – Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в  стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками) – Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем­ моголем) – Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое  и…” – Кто напал на муху­цокотуху? (Паук)  ­   Сказки   К. Воспитатель:   Чуковского   помогают   всем   детям ориентироваться   в   окружающем   мире,   заставляют   чувствовать   себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.   Стихи   К.   Чуковского   воспитывают   способность   сопереживать, сострадать, сорадоваться. 6.   Дети   разделились   на   2   команды.   Розданы   листки   с   вопросами   к викторине, где они должны дать правильные ответы. (Приложение 1.) (Подведение итогов двух команд) Итог занятия Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну, я вижу, что сказки вы читали, помните их названия.  Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всемисказки   с   их   героями   ­   возьмите   книжки.   И   вы   снова   будете   разгадывать загадки, хитрости "дедушки Корнея".  Хорошие книжки писал дед Корней, Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши и дети Сказки читать весёлые эти. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.» Рефлексия: в конце нашего занятия, прошу Вас высказать свое мнение: 1) Сегодня я узнал……. 2) Было интересно……. 3) Было трудно………… 4) Теперь я могу………. 5) У меня получилось………. 6) Меня удивило…………… 7) Мне захотелось…………. Приложение 1 Команда 1                                                                                       Команда 2 I. Подчеркните настоящее имя  Чуковского А) Николай Корнейчуков Б) Корней Чуковский В) Николай Чуковский II.  «Вспомни сказку». ­ Напишите, какими словами оканчивается строчка, напишите название   сказки. Веселится народ ­ Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… Комара (Муха­Цокотуха)    Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите­ка лучше…Ворону (Телефон)  ______________________________________________________   И мне не надо Ни мармелада, ни шоколадаА только маленьких,  Ну очень маленьких  Детей (Бармалей) _____________________________________________________ Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор Айболит (Айболит) ______________________________________________________________   Только вдруг из – за кусточка Из­за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… Воробей (Тараканище) _____________________________________________________________   А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу ­ Я больше идти…Не могу (Федорено горе)  ____________________________________________________________   А за ним – то народ И поёт, и орёт: ­ Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое Чудовище (Крокодил) ____________________________________________________________   Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке…Темно (Краденное Солнце)  ______________________________________________________________  Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки…Захрюкали хрю­хрю (Путаница)  _______________________________________________________________ III. Вопрос ­ ответ. 1.Как звали сыновей Крокодила? Тотоша и  Кокоша._______________________________ 2.Как звали сестру доктора Айболита?  Варвара._______________________________ 3. В этом стихотворении курочки закрякали, а кошечки захрюкали?  «Путаница»_______________________________4. Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»?   Медведь._______________________________ 5.Какой цветок использовал Бибигон как парашют во время своего прыжка из вороньего гнезда на землю в сказке «Приключения Бибигона»?  Лилия._______________________________ 6. Как называется чудесное лекарственное средство, с помощью которого  доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи?   Мазь._______________________________ 7.Кто победил в бою: Паук или Комар в сказке «Муха­Цокотуха»?  Комар._________________________ 8. Какого насекомого испугались все звери?   Таракана из сказки «Тараканище»_______________________________ 9.Куда мыши посадили кошку в сказке «Путаница»?  Мышеловка._______________________________ 10. Как переводится со звериного языка слово «чичи» — кличка обезьяны  в прозаической сказке «Доктор Айболит»?  Молодчина._______________________________ 11. Кто одной из первых пожалела Федору?  Чашка._______________________________ 12. Кто помог добраться доброму доктору Айболиту до Африки?  Волки, орлы, кит._______________________________ 13. Кто проглотил морского ежа в сказке «Телефон»? _  Морж.______________________________ 14. Кто проглотил солнце в сказке «Краденое солнце»? _  Крокодил.______________________________ 15.К кому попали в плен Таня и Ваня в Африке? _  К. Бармалею.______________________________ 16. Кто в сказке «Телефон» объелись лягушками и попросили дать им  лечебные капли? ____ Цапли.___________________________ 17.Как переводится со звериного языка на русский сложное слово «гин­ гин» в сказке «Айболит»? _________ Ау.______________________ 18. Из чего тушили пылающее море два ерша в сказке «Путаница»?  _______ Ковш.________________________ 19. У Котауси были злые глазауси. А что еще? __ Зубауси, «Котауси и  Mayси»._____________________________ 20. Кого встречал в Таврическом саду мальчик­грязнуля? __ Крокодила с  Тотошей и Кокошей._____________________________ 21. Какое отчество у главной героини сказки «Федорино горе»? _________ Егоровна.______________________IV.  Чьи это слова?  Напишите имя сказочного персонажа, которому  принадлежат эти слова. ­«Где убийца, Где злодей? Не боюсь его когтей!» ­ «Кому велено чирикать­ Не мурлыкайте!» ­ «Я знаменитый капитан! Мне не страшен ураган!» ­ «Стыдно старому реветь­ Ты не заяц, а Медведь. Ты поди­ка, косолапый, Крокодила исцарапай…» ­ «Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю. Кушай, кушай, Федора Егоровна.» Комар Заинька Бибигон Зайчиха Самовар V. Посчитай ­ ка! Напишите, сколько и какие сказки К.И. Чуковского «живут» в этом стихотворении?  Всего сказок _____________________ Названия сказок: ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ ______________________________________________________________ Я за свечку, Свечка – в печку! Я за книжку, Та бежать И вприпрыжку  Под кровать. А за нею вилки, Рюмки да бутылки, Чашки да ложки Скачут по дорожке. И такая дребедень Целый день: Динь­ди­лень, Динь­ди­лень, Динь­ди­лень! Наступила темнота. Не ходи за ворота: Кто на улицу попал – Заблудился и пропал. Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку. В Африку гулять! В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы. Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают,Мыши кошку  изловили, В мышеловку  посадили… VI. Напишите, из какой сказки иллюстрация? VII. «Героический поступок». ­ Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.  Айболит                          Воробей  Крокодил  Комар  Федора    Медведь  Лисички Бабочка    Вылечил зверей. Съел таракана.                          Проглотил солнце.                              Спас Муху – Цокотуху.  Помыла свою посуду. Вернул солнце в небо.                         Зажгли море. Потушила море. VIII. Подчеркни названия сказок, которые написал К.И.Чуковский.   «КОЛОБОК»,  «АЙБОЛИТ»,  «ВИННИ­ПУХ»,  «ДЮЙМОВОЧКА» , «КРОКОДИЛ»,     «ПРИКЛЮЧЕНИЕ  БИБИГОНА».IX.«Расшифруйте имена сказочных героев». ­ Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных  героев. БРМЛЙ ­ ЦКТХ ­ МЙДДР ­ ФДР ­ (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,). ЙБЛТ ­ ТРКНЩ ­ КРКДЛ ­ КРКЛ ­