Виртуальная экскурсия по памятникам и достопримечательностям города Лесосибирска как форма внеурочной работы по истории в школе.
В ходе прохождения производственной педагогической практики по организации внеурочной деятельности обучающихся по истории мы начали изучение научной педагогической литературы и выявили, что в современной российской школе существует одна из главных проблем образования – низкая заинтересованность обучающихся в изучении истории. Из этого следует: главной целью обучения истории является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Мы считаем решение этой проблемы, можно осуществить через внеурочную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса, школьного обучения.
Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» [15]. С этим высказываем трудно не согласиться.
В ходе анализа понятия внеурочной деятельности мы установили, что нет единого определения. Так, Т.А. Ильина внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классным руководителем и учителями-предметниками с учащимися школы [5].
Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [13].
Действительно, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внеурочная работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к изучению истории.
Цель нашей работы – это углубить знания, полученные школьниками на уроках краеведения и истории, представив материал в не стандартной, современной форме.
Для достижения поставленной цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть научную литературу и дидактический материал;
2) изучить источники и архивные материалы;
3) оформить собранные данные и создать виртуальную экскурсию;
4) провести внеурочное мероприятие для школьников средней школы.
Предметом исследования по данной теме являлась история города Лесосибирска, а объектом – памятники культуры и достопримечательности Лесосибирска.
Под виртуальной экскурсией мы понимаем организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
В работе использованы такие методы работы, как: анализ научной литературы, обобщение, сравнение. А также методы работы на внеурочном мероприятии, как: объяснительно-иллюстративный метод, словесный, интерактивный.
5 и 6 декабря 2019г. студенты ЛПИ-филиала СФУ, направленности русский язык и история, проводили мероприятие на базе МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска в 6 классе. Оно было проведено в соответствии с планом воспитательной работы. Учебно-воспитательные задачи мероприятия были сформулированы грамотно и чётко. По отзывам руководителя практики и учителя истории, внеурочное занятие было проведен на выскоком методческом уровне; были успешно решены все цели и задачи занятия.
Дети на этом занятии проявили свою дисциплинированность и высокую активность. Экскурсия смогла активизировать большую часть класса. Стиль общения между студентами и обучающимися шестого класса носил деловой и демократический характер. Во время выступления одногруппников мы наблюдали за учащимися с целью определения уровня развития внимания, познавательной и учебной мотивации, отношения к истории родного города, а так же и за ученическим коллективом в целом. На занятиях дети были активны, но иногда наблюдались нарушения дисциплины у отдельных детей. Сценарий представлен ниже в Приложении 1.
В заключение к вышесказанному можно отметить, что внеурочная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. Формы воспитательной работы – это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.
Внеурочные занятия образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.
Педагогическая практика является важнейшей частью подготовки педагогов. Практика поспособствовала закреплению знаний, а также формированию практических умений и навыков преподавательской работы в школе, интереса к преподавательской деятельности. В процессе практики студенты закрепили и расширили знания, полученные в процессе изучения педагогических дисциплин, сформировали знания о деятельности преподавания, сформировали индивидуальный стиль преподавательской деятельности.
Таким образом, все поставленные в начале практики задачи были выполнены, следовательно, была достигнута основная цель данной практики – закрепить знания, приобретенные во время обучения в институте, а также сформировали практические умения и навыки преподавательской работы в школе, интерес к преподавательской деятельности.
Список использованной литературы
1. Абдулова, Ж. Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности / Ж. Н. Абдулова // Наука и современность. – 2013. – № 25-1. – С. 68-72.
2. Баранов, М. Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка / М. Б. Баранов – Москва : Просвещение, 1965. – 214 с.
3. Борисов, Н. С. Историко-краеведческая работа в школе / Н. С. Борисов – Москва : Просвещение, 1982. – 223 с.
4. Дранников, В. Краеведческий факультатив // Преподавание истории в школе. – 1990. – N6 – С. 106-108
5. Ильина, Т. А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т. А. Ильина. – Москва: Просвещение, 1984. – 496 с.
6. Кисляков, А. В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
7. Князев, Ю. А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание истории в школе. – 1989. – N6. – С. 132-135.
8. Коваленко, С. С. Внеклассная работа по истории / С. С. Коваленко. – Москва, 2012. – 274 с.
9. Лингевич, О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О.В. Лингевич // Символ науки. – 2016. – № 9. – С. 80-82.
10. Мартыненко, М. А. Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории родного края и социально значимой деятельности [Электронный ресурс] / М. А. Мартыненко – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-grazhdanstvennosti-shkolnikov-podrostkov-vo-vneurochnoy-rabote-na-primerah-izucheniya-istorii-rodnogo-kraya-i
11. Писчаскина, М. В. Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы, решения / М. В. Писчаскина // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 37-41.
12. Попова, И. Н. Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС / И. Н. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 33. – С. 150-153.
13. Советова, Е. В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 318 с.
14. Стражев, А. И. Внеурочная деятельность в аспекте исторических дисциплин. – Москва : Просвещение, 1964. – 284 с.
15. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – Москва : 1979. – С. 57.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.