Виртуальная лаборатория. Особенности использования
Оценка 4.6
Лабораторные работы
docx
астрономия +2
7 кл—11 кл +1
24.09.2018
Рассматриваются общие вопросы использования виртуальных лабораторий. Приведены основные преимущества использования в сравнении с традиционными методами демонстрации опытов. Вместе с тем, отмечаются и присущие виртуальным лабораториям недостатки. По мнению автора, данная тема достаточно актуальна. Необходима программа поддержки удачных продуктов в этой области. Это вселяет надежду, что виртуальные лаборатории найдут достойное применение как в среднем, так и высшем образовании.
Материалы к по теме Виртуальная лаборатория (2).docx
«Виртуальная лаборатория. Особенности использования»
С развитием информационных технологий возникла необходимость
внедрения современных технологий в процесс обучения. Электронное обучение,
реализуемое образовательными организациями, должно включать в себя не
только учебнометодические комплексы по дисциплинам (модулям), но и
программное обеспечение, направленное на освоение профессиональных
компетенций. На первых этапах развития электронного обучения считалось, что
одним из оптимальных способов формирования компетенций
являются виртуальные лаборатории,
смоделированные в электронной
образовательной среде на объектах реального мира. Создание виртуальных
лабораторий позволяет, с одной стороны, проводить эксперименты с
оборудованием и материалами, соответствующими реальной лаборатории, с
другой ознакомиться с компьютерной моделью по освоению практических
навыков и умений в профессиональной деятельности. Следует отметить, что не
каждое образовательное учреждение может позволить себе закупить
дорогостоящее оборудование, которое требует затрат при техническом
обслуживании, приобретения расходных материалов, а главное, замены при его
усовершенствовании. Универсальность виртуальных лабораторий компенсируют
данные недостатки. Виртуальная лаборатория предоставляет учащимся
комплекс задач различных предметных областей, виртуальные инструменты для
формализации условий процесса, средства для решения проблемы; учителям
постоянный контроль, диагностику освоения материала. Таким образом,
учащиеся самостоятельно могут формировать практические умения и навыки как
во время занятий, так и в удобное для них время, не ограничивая себя временем
работы.
Давно устаревшее лабораторное оборудование по физике во многих школах
создает трудности на пути модернизации образовательного процесса. При
демонстрации учебного эксперимента, а также при проведении лабораторных
занятий используются старые,
Внедрение
информационных технологий в образовательный процесс должно эффективно
дополнять существующие технологии обучения или иметь дополнительные
преимущества по сравнению с традиционными формами обучения. Например,
использование виртуальных лабораторных работ в преподавании физики
позволяет сделать лабораторные работы более живыми и интересными, повышая
при этом качество образования. Виртуальная лаборатория представляет собой
"программноаппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без
непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии
таковой. В первом случае мы имеем дело с так называемой лабораторной
установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная
лаборатория, программноаппаратное обеспечение для управления установкой и
оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации. Во втором
случае все процессы моделируются при помощи компьютера". По сравнению с
традиционными лабораторными работами виртуальные лабораторные работы
имеют ряд преимуществ:
несовременные приборы.
− виртуальные лабораторные работы безопаснее, т.е. использование
виртуальных лабораторных работ в случаях, где идет работа с высоким
напряжением или опасными химическими реактивами; − виртуальные работы обеспечивают универсальность и
многофункциональность, а также гибкость и простоту адаптации к
различным объектам;
− появляется возможность осуществить эксперимент, который в обычных
условиях невозможен или его проведение сопряжено с большими
временными и материальными затратами;
− использование персонального компьютера упрощает контроль не только
за выполнением, но и за подготовкой ученика к проведению конкретной
лабораторной работы;
− использование компьютера дает возможность хорошо успевающим
ученикам быстрее осваивать материал и не ждать отстающих;
− графические возможности виртуальных лабораторных работ позволяют
увидеть многомерные процессы, которые невозможно представить
(отобразить) реальными приборами или в двумерном виде;
− уменьшение затрат на создание лабораторных работ позволяет в
короткие сроки значительно расширить их базу и обеспечить тем самым
большую гибкость в обучении.
Наряду с преимуществами использования информационных технологий при
обучении физике нужно отметить и недостатки:
− реальный эксперимент невозможно заменить полностью компьютерным;
− отсутствие практических навыков работы с оборудованием;
− отсутствие предметной наглядности;
− относительно высокая стоимость виртуальных лабораторий;
− неготовность поставщиков предоставить продукт, лишенный технических
недостатков;
− несоответствие предлагаемых на рынке компьютерных программ
реальным учебным программам, которые построены на традиционных
учебных пособиях;
− неполнота охвата учебных тем;
− непроработанные схемы предоставления пробных версий программных
продуктов;
− предложение непереведенных на русский язык программ;
− непроработанные схемы предоставления пробных версий программных
продуктов.
Оценивая
преимущества и недостатки использования виртуальных
лабораторных работ нужно заметить, что информационные технологии должны
дополнять традиционные, а не вытеснять их полностью. Компьютерный
эксперимент делает образовательный процесс более разнообразным,
интересным и увлекательным. Работа с электронной программой позволяет
многократно, с меньшими затратами времени и сил произвести сразу несколько
экспериментов, используя большой набор исходных данных. Это позволяет
ученику глубже разобраться в исследуемой теме. Однако степень
проработанности виртуальных лабораторий, которые школьное учебное
заведение может себе позволить, вызывает сегодня справедливую критику.
Отсутствие добротного полностью российского продукта либо доступного котонизированного зарубежного аналога пока на мой взгляд не позволяет
полностью заменить привычные реальные эксперименты.
Виртуальная лаборатория. Особенности использования
Виртуальная лаборатория. Особенности использования
Виртуальная лаборатория. Особенности использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.