Вирусы (10 класс)
Оценка 4.8

Вирусы (10 класс)

Оценка 4.8
docx
14.06.2020
Вирусы (10 класс)
Разработка урока биологии в 10 классе по технологии развития критического мышления.docx

Разработка урока биологии в 10 классе по технологии развития критического мышления

Тема урока: Вирусы.

Цель: изучение форм, состава и строения вирусов, углубление знаний о значении вирусов.

Задачи:

  • Развивающие:
  • Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  • Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
  • Развитие аналитического, критического мышления:

— научить школьников выделять причинно-следственные связи;

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

— отвергать ненужную или неверную информацию;

— понимать, как различные части информации связаны между собой;

— выделять ошибки в рассуждениях;

— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

  • Обучающие:
  • Создать условия для расширения кругозора знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля;
  • Способствовать формированию знаний о вирусах как о неклеточной форме жизни,их эволюционном происхождении, особенностях их строения и жизнедеятельности, классификации, роли вирусов в природе и жизни человека;
  • Способствовать формированию знаний о разнообразии вирусных заболеваний и методах их профилактики.
  • Воспитательные:
  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету через использование дополнительных источников информации и создание ситуации успеха;
  • Способствовать формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
  • Дидактическая:
  • Создать условия для осмысления новой учебной информации средствами критического мышления и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Стратегия проведения занятия:

Использование развивающей образовательной технологии «критического мышления», интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт школьников, создание атмосферы заинтересованности у каждого школьника, стимулирование учеников к высказыванию, диалогу, дискуссии, самовыражению.

Мотивация учащихся:

- повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- поддержка индивидуального развития;

- соревнование между подростками;

- помощь в затруднительных случаях;

- ориентация на решение поставленных задач;

- одобрение коллективной работы (групповой);

- опора на личный опыт.

Планируемые результаты:

1.Углубление знаний о строении и значении вирусов.

2.Самостоятельное формулирование гипотез.

3.Самостоятельное решение проблем.

4.Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

5.Выражение своих мыслей (устно и письменно): ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

6.Аргументация своей точки зрения, уважение точки зрения других.

7.Способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).

8.Способность брать на себя ответственность.

9.Способность участвовать в совместном принятии решения.

10.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

11.Умение сотрудничать и работать в группе.

Тип урока:

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы обучения:

репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ

Оборудование:

    • Наглядные пособия (таблица демонстрационная: «Вирусы»)
    • Компьютер и видеопроектор
    • Презентация «Вирусы. СПИД»
    • Раздаточный материал:

- Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова.- 3-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 816 с.

- Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 668 с.

- Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «Биология»

Ход урока

Оформление Оценочного листа (подписывают лист, указывают свое настроение вначале урока).



Оценочный лист

Фамилия Имя ________________________________

Мое настроение: Начало урока: __________________ Конец урока: ___________________

№ п/п

Критерии оценки работы на уроке

Самооценка

Оценка учителя

Баллы

Баллы

1

2

3

4

1

2

3

4

1

Активно работал в группе

2

Самостоятельно выполнял задания

3

Дополнял ответы учеников других групп

4

В групповой работе говорил убедительно

5

Имел высокую культуру речи

6

Вел записи по уроку

7

Использовал наглядные средства обучения

8

Обладал чувством времени

9

Мог удерживать внимание

10

Стремился достичь высоких результатов

Сумма знаков по вертикали

Итого (сумма самооценки и оценки учителя)



Характеристика самооценки ученика (дает учитель): завышенная ____ Оценка за тест:_______

заниженная ____

объективная _____ Оценка за урок: _______

Примечание: Оценка в баллах (1-нет 2-скорее нет, чем да 3-скорее да, чем нет 4-да)

1.Инициализация урока -5 мин.

На доске помещены ключевые понятия урока:живой организм, признаки живого, форма жизни (одноклеточные, многоклеточные, неклеточные).

Необходимо обратить внимание учеников на ключевые понятия и дать им объяснение (определение слов).

- Какие формы жизни (с 6 по 9 класс) изучались нами углубленно? (одноклеточные и многоклеточные).

- Правильно ли будет сказать, что все живое на Земле имеет клеточное строение? (нет).

- Сегодня мы поговорим о неклеточных формах жизни, а конкретно, о ком? (о вирусах).

- Определите тему урока («Неклеточная форма жизни.Вирусы»).

- Давайте поставим для себя цели нашего урока на основе имеющихся знаний

(ученики определяют цели):

  • Более глубоко изучить строение вируса
  • Выявить черты сходства и отличия вируса и живого организма
  • Выяснить, в чем вред и польза вирусов

 

2.Целеполагание и мотивация- 3 мин.

Учитель:

- Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования   угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Речь идет о вирусах.

- Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (Ответы учащихся).

3.Актуализация знаний и умений- 3 мин.

(Стадия Вызова)

- Что мы знаем о вирусах?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу (предположеия) знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно.

Используется Прием "Верные и неверные утверждения"

Утверждения

верные и неверные

Ответы

До изучения материала (предположения)

После изучения материала

Вирусы - это мельчайшие живые организмы.

Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

Вирусы - это неклеточные формы жизни.

Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.

Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

Возбудителем СПИДа является вирус иммунодефицита человека.

Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

Переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.

4. Подготовка к активному осознанному восприятию нового материала - 2 мин.

(Валеологический компонент – использование здоровьесберегающей паузы – художественный образ, стихотворение, физические упражнения, дыхательные упражнения).

Например: Стихотворение-рассуждение Человека про вирусы

Я сегодня заболел,

У меня - простуда

Я сегодня много дел

Дома делать буду.

Накормлю таблеткой кошку,

Посмотрю чуть-чуть в окошко,

Нарисую самолёт,

Градусник засуну в лёд.

Буду кашлять и чихать,

В общем, буду отдыхать

Я ужасно очень рад,

Что не нужно в детский сад.

Впрочем, хватит о делах!

Тайну знать хотите ли?

У меня в носу, в ноздрях

Завелись вредители!

Не шпионы, не злодеи,

Не артисты-лицедеи,

А микробы-вирусы!

Вирусы-вредирусы.

Вирусы гриппозные,

Очень-очень грозные

Быстрые, проворные

И болезнетворные.

Как коровы на полях

Вирусы живут в ноздрях.

Ничего не говорят,

А болезни нам творят.

Рассказал про них толково

Мне наш доктор участковый-

Николай Иванович

Таблеткин, Валерьянович.

В общем, вирусы живут

И болезни создают,

Вирусят рожают,

Болезни размножают.

Весело смеются,

Всем передаются.

Скажем, ты берешь стакан,

А оттуда пил Иван

Или скажем, Вовка

Выпил газировку.

В общем, ты напился

И потом икнул,

А вирус - притаился

И в тебя нырнул.

Значит, начинается

Грустная картина:

В вас переселяется

Вовкина ангина.

Забудь о физкультуре,

Привет температуре!

Были вы – отличники,

А теперь – горчичники!

Если после этого

Поцелуешь кошку,

Может даже кошка

Заболеть немножко…

Чем-то страшным, типа

Вирусного гриппа.

Долго думал я, гадал,

Почему ж я не видал

Этих всех опасных

Вирусов ужасных?

Объясняет мне Таблеткин,

Что таинственный микроб,

Он ужасно очень мелкий,

Виден только в микроскоп!

И теперь я чётко знаю,

Что микробов убивает:

Это – чистая вода

И варёная еда!

До свиданья, вирусы,

Вирусы-вредирусы!

  1. Изучение нового материала - 17 мин.

(Стадия Осмысления (Реализации)

А являются ли вирусы живыми?

Постановка проблемного вопроса:  «Вирус – кто или что?»

Работа с текстом в группе – (7 мин.)

Работа в группах (каждая группа для работы использует Инструктивную карточку).

Инструктивная карточка:

- Инструктаж о последовательности действий в работе

- Использование дидактического материала

- Индивидуальная работа с текстом («Инсерт») - 3 мин.

- Оформление понятий в тетради - 2 мин.

- Обсуждение (промежуточная диагностика текста) - 2 мин.

  • Применение приема «Инсерт»

Ученики читают текст (страницы указаны, согласномаршрутного листа) § 2.11., маркировка текстадо статьи «СПИД» (проставляют пометки на полях).

Работают индивидуально.

Промежуточная диагностика текста

Ученики в группе выясняют: какую новую информацию они получили, какая информация остается непонятной. Идет обсуждение в группах.

Защита ответов, согласно вопросам Инструктивной карточки – (10 мин.)

1. История открытия вирусов.

2. Общие сведения о вирусах.

3. Классификация вирусов.

4. Химический состав и строение вирусов.

5. Характерные особенности вируса.

6. Значение вирусов.

  • Использование презентации «Вирусы» при защите ответов (учитель демонстрирует).

6.Закрепление материала - 5мин.

(Стадия Размышления (Рефлексии)

- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните третью колонку таблицы (2 мин).

Учитель:

- Оцените, по каким вопросам ваше мнение совпало?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся) – 2 мин.

7. Обобщение и систематизация знаний - 8 мин.

– Итак, кто такие вирусы?

Вывод (формулируют учащиеся): вирусы обладают некоторыми свойствами живого организма, находясь в клетке хозяине, а в свободном виде вирусы не обладают признаками живого. Вирусы – это особая группа организмов, занимающая промежуточное положение между живыми организмами и неживой природой - (1 мин.)

  • Применение приема «Синквейн» - (3 мин.)

Вирус.

Невидимый. Коварный.

Вредит. Заражает. Ослабляет.

С ним трудно жить.

Опасность!

  • Выполнение теста -(5 мин.)

ТЕСТ: ВИРУСЫ

Выбрать один или несколько ответов:

1.К неклеточным формам жизни относятся:

а) растения б) бактериофаги в) бактерии г) животные д) вирусы

2.В типичном случае вирус состоит из:

а) головки и хвостика б) головки и жгутикав) головки и хвостовых отростков г) нет правильного ответа

3.Генетический аппарат вирусов представлен:

а) ДНК б) РНК в) комплексом ДНК и РНК г) полипептидами

4.Капсид – это:

а) генетический аппарат вируса б) покоящаяся стадия вируса

в) неактивный вирусг) белковая оболочка вируса

д) небелковая оболочка вируса

5.Вирусы проникают в клетку путем:

а) фагоцитоза б) диффузии в) осмоса

г) «впрыскивания» нуклеиновой кислоты

6.СПИД у человека вызывают вирусы:

а) кори б) иммунодефицита человека в) гриппа

г) полиомиелита д) бешенства

7.Человек может заразиться вирусом СПИДа через:

а) рукопожатие

б) переливание инфицированной крови

в) половые контакты со случайным партнером

г) нестерильные медицинские и бытовые инструменты

д) плаценту от инфицированной матери

8.Болезни вызываемые вирусами:

а) сифилис б) корь в) грипп г) полиомиелит д) холера

8. Подведение итогов - 2 мин. Заполнение оценочного листа.

9. Домашнее задание: § 20. Ответить на вопросы и задания на с.43, подготовить сообщения (см.презентацию).


 

Разработка урока биологии в 10 классе по технологии развития критического мышления

Разработка урока биологии в 10 классе по технологии развития критического мышления

Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации

Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и…

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и…

Мог удерживать внимание 10

Мог удерживать внимание 10

Актуализация знаний и умений- 3 мин

Актуализация знаний и умений- 3 мин

Дома делать буду. Накормлю таблеткой кошку,

Дома делать буду. Накормлю таблеткой кошку,

Всем передаются. Скажем, ты берешь стакан,

Всем передаются. Скажем, ты берешь стакан,

И варёная еда! До свиданья, вирусы,

И варёная еда! До свиданья, вирусы,

Учитель: - Оцените, по каким вопросам ваше мнение совпало? -

Учитель: - Оцените, по каким вопросам ваше мнение совпало? -

Человек может заразиться вирусом

Человек может заразиться вирусом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020