Разработка урока биологии в 10 классе по технологии развития критического мышления
Тема урока: Вирусы.
Цель: изучение форм, состава и строения вирусов, углубление знаний о значении вирусов.
Задачи:
— научить школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
Стратегия проведения занятия:
Использование развивающей образовательной технологии «критического мышления», интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт школьников, создание атмосферы заинтересованности у каждого школьника, стимулирование учеников к высказыванию, диалогу, дискуссии, самовыражению.
Мотивация учащихся:
- повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- поддержка индивидуального развития;
- соревнование между подростками;
- помощь в затруднительных случаях;
- ориентация на решение поставленных задач;
- одобрение коллективной работы (групповой);
- опора на личный опыт.
Планируемые результаты:
1.Углубление знаний о строении и значении вирусов.
2.Самостоятельное формулирование гипотез.
3.Самостоятельное решение проблем.
4.Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
5.Выражение своих мыслей (устно и письменно): ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
6.Аргументация своей точки зрения, уважение точки зрения других.
7.Способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).
8.Способность брать на себя ответственность.
9.Способность участвовать в совместном принятии решения.
10.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
11.Умение сотрудничать и работать в группе.
Тип урока:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения:
репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ
Оборудование:
- Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова.- 3-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 816 с.
- Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 668 с.
- Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «Биология»
Ход урока
Оформление Оценочного листа (подписывают лист, указывают свое настроение вначале урока).
Оценочный лист
Фамилия Имя ________________________________
Мое настроение: Начало урока: __________________ Конец урока: ___________________
№ п/п |
Критерии оценки работы на уроке |
Самооценка |
Оценка учителя |
||||||
Баллы |
Баллы |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Активно работал в группе |
||||||||
2 |
Самостоятельно выполнял задания |
||||||||
3 |
Дополнял ответы учеников других групп |
||||||||
4 |
В групповой работе говорил убедительно |
||||||||
5 |
Имел высокую культуру речи |
||||||||
6 |
Вел записи по уроку |
||||||||
7 |
Использовал наглядные средства обучения |
||||||||
8 |
Обладал чувством времени |
||||||||
9 |
Мог удерживать внимание |
||||||||
10 |
Стремился достичь высоких результатов |
||||||||
Сумма знаков по вертикали |
|||||||||
Итого (сумма самооценки и оценки учителя) |
Характеристика самооценки ученика (дает учитель): завышенная ____ Оценка за тест:_______
заниженная ____
объективная _____ Оценка за урок: _______
Примечание: Оценка в баллах (1-нет 2-скорее нет, чем да 3-скорее да, чем нет 4-да)
1.Инициализация урока -5 мин.
На доске помещены ключевые понятия урока:живой организм, признаки живого, форма жизни (одноклеточные, многоклеточные, неклеточные).
Необходимо обратить внимание учеников на ключевые понятия и дать им объяснение (определение слов).
- Какие формы жизни (с 6 по 9 класс) изучались нами углубленно? (одноклеточные и многоклеточные).
- Правильно ли будет сказать, что все живое на Земле имеет клеточное строение? (нет).
- Сегодня мы поговорим о неклеточных формах жизни, а конкретно, о ком? (о вирусах).
- Определите тему урока («Неклеточная форма жизни.Вирусы»).
- Давайте поставим для себя цели нашего урока на основе имеющихся знаний
(ученики определяют цели):
2.Целеполагание и мотивация- 3 мин.
Учитель:
- Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Речь идет о вирусах.
- Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (Ответы учащихся).
3.Актуализация знаний и умений- 3 мин.
(Стадия Вызова)
- Что мы знаем о вирусах?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам выполнить задание на карточках.
Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу (предположеия) знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно.
Используется Прием "Верные и неверные утверждения"
Утверждения верные и неверные |
Ответы |
|
До изучения материала (предположения) |
После изучения материала |
|
Вирусы - это мельчайшие живые организмы. |
||
Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке. |
||
Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК. |
||
Вирусы - это неклеточные формы жизни. |
||
Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают. |
||
Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна. |
||
Возбудителем СПИДа является вирус иммунодефицита человека. |
||
Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки. |
Переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.
4. Подготовка к активному осознанному восприятию нового материала - 2 мин.
(Валеологический компонент – использование здоровьесберегающей паузы – художественный образ, стихотворение, физические упражнения, дыхательные упражнения).
Например: Стихотворение-рассуждение Человека про вирусы
Я сегодня заболел,
У меня - простуда
Я сегодня много дел
Дома делать буду.
Накормлю таблеткой кошку,
Посмотрю чуть-чуть в окошко,
Нарисую самолёт,
Градусник засуну в лёд.
Буду кашлять и чихать,
В общем, буду отдыхать
Я ужасно очень рад,
Что не нужно в детский сад.
Впрочем, хватит о делах!
Тайну знать хотите ли?
У меня в носу, в ноздрях
Завелись вредители!
Не шпионы, не злодеи,
Не артисты-лицедеи,
А микробы-вирусы!
Вирусы-вредирусы.
Вирусы гриппозные,
Очень-очень грозные
Быстрые, проворные
И болезнетворные.
Как коровы на полях
Вирусы живут в ноздрях.
Ничего не говорят,
А болезни нам творят.
Рассказал про них толково
Мне наш доктор участковый-
Николай Иванович
Таблеткин, Валерьянович.
В общем, вирусы живут
И болезни создают,
Вирусят рожают,
Болезни размножают.
Весело смеются,
Всем передаются.
Скажем, ты берешь стакан,
А оттуда пил Иван
Или скажем, Вовка
Выпил газировку.
В общем, ты напился
И потом икнул,
А вирус - притаился
И в тебя нырнул.
Значит, начинается
Грустная картина:
В вас переселяется
Вовкина ангина.
Забудь о физкультуре,
Привет температуре!
Были вы – отличники,
А теперь – горчичники!
Если после этого
Поцелуешь кошку,
Может даже кошка
Заболеть немножко…
Чем-то страшным, типа
Вирусного гриппа.
Долго думал я, гадал,
Почему ж я не видал
Этих всех опасных
Вирусов ужасных?
Объясняет мне Таблеткин,
Что таинственный микроб,
Он ужасно очень мелкий,
Виден только в микроскоп!
И теперь я чётко знаю,
Что микробов убивает:
Это – чистая вода
И варёная еда!
До свиданья, вирусы,
Вирусы-вредирусы!
(Стадия Осмысления (Реализации)
А являются ли вирусы живыми?
Постановка проблемного вопроса: «Вирус – кто или что?»
Работа с текстом в группе – (7 мин.)
Работа в группах (каждая группа для работы использует Инструктивную карточку).
Инструктивная карточка:
- Инструктаж о последовательности действий в работе
- Использование дидактического материала
- Индивидуальная работа с текстом («Инсерт») - 3 мин.
- Оформление понятий в тетради - 2 мин.
- Обсуждение (промежуточная диагностика текста) - 2 мин.
Ученики читают текст (страницы указаны, согласномаршрутного листа) § 2.11., маркировка текстадо статьи «СПИД» (проставляют пометки на полях).
Работают индивидуально.
Промежуточная диагностика текста
Ученики в группе выясняют: какую новую информацию они получили, какая информация остается непонятной. Идет обсуждение в группах.
Защита ответов, согласно вопросам Инструктивной карточки – (10 мин.)
1. История открытия вирусов.
2. Общие сведения о вирусах.
3. Классификация вирусов.
4. Химический состав и строение вирусов.
5. Характерные особенности вируса.
6. Значение вирусов.
6.Закрепление материала - 5мин.
(Стадия Размышления (Рефлексии)
- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните третью колонку таблицы (2 мин).
Учитель:
- Оцените, по каким вопросам ваше мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся) – 2 мин.
7. Обобщение и систематизация знаний - 8 мин.
– Итак, кто такие вирусы?
Вывод (формулируют учащиеся): вирусы обладают некоторыми свойствами живого организма, находясь в клетке хозяине, а в свободном виде вирусы не обладают признаками живого. Вирусы – это особая группа организмов, занимающая промежуточное положение между живыми организмами и неживой природой - (1 мин.)
Вирус.
Невидимый. Коварный.
Вредит. Заражает. Ослабляет.
С ним трудно жить.
Опасность!
ТЕСТ: ВИРУСЫ
Выбрать один или несколько ответов:
1.К неклеточным формам жизни относятся:
а) растения б) бактериофаги в) бактерии г) животные д) вирусы
2.В типичном случае вирус состоит из:
а) головки и хвостика б) головки и жгутикав) головки и хвостовых отростков г) нет правильного ответа
3.Генетический аппарат вирусов представлен:
а) ДНК б) РНК в) комплексом ДНК и РНК г) полипептидами
4.Капсид – это:
а) генетический аппарат вируса б) покоящаяся стадия вируса
в) неактивный вирусг) белковая оболочка вируса
д) небелковая оболочка вируса
5.Вирусы проникают в клетку путем:
а) фагоцитоза б) диффузии в) осмоса
г) «впрыскивания» нуклеиновой кислоты
6.СПИД у человека вызывают вирусы:
а) кори б) иммунодефицита человека в) гриппа
г) полиомиелита д) бешенства
7.Человек может заразиться вирусом СПИДа через:
а) рукопожатие
б) переливание инфицированной крови
в) половые контакты со случайным партнером
г) нестерильные медицинские и бытовые инструменты
д) плаценту от инфицированной матери
8.Болезни вызываемые вирусами:
а) сифилис б) корь в) грипп г) полиомиелит д) холера
8. Подведение итогов - 2 мин. Заполнение оценочного листа.
9. Домашнее задание: § 20. Ответить на вопросы и задания на с.43, подготовить сообщения (см.презентацию).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.