Вирусы

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Вирусы.ppt

Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Презентация по биологии
10 класс,
составлена учителем биологии
МКОУ СОШ д.Авдеево,
Адамонис Н.Н.

План урока:

История изучения вирусов
Мини – проект (работа по группам). Обсуждение
Классификация вирусов
Многообразие вирусов
Роль и значение вирусов в органическом мире
Закрепление знаний. Работа с мини-тестом.
8. Итоги урока. Запись домашнего задания




Тема урока:

Вирусы

В 1852 году русский ботаник
Дмитрий Иосифович Ивановский
получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

История изучения вирусов

В 1898 году голландец Мартин Бейеринк
ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

История изучения вирусов

Вирусология – наука о вирусах

Работа в группах

Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка».

Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции».

Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.

Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.

Понятие о вирусах

Мельчайшие живые организмы
Размеры варьируют от 20 до 300нм
В среднем в 50 раз меньше бактерий
Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа
Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Размеры вирусов

Разнообразие вирусов


Строение вируса

Мельчайшие живые организмы

Размеры варьируют от 20 до 300нм

В среднем в 50 раз меньше бактерий

Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Классификация вирусов:

дезоксивирусы

рибовирусы

ДНК двухнитчаиая

ДНК однонитчатая

РНК двухнитчатые

РНК однонитчатые

Без внешних оболочек:
Аденовирусы

Без внешних оболочек:
Крысиный вирус-

Без внешних оболочек:
Вирусы раневых опухолей, растений

Без внешних оболочек:
Полиомиелит, Энтеровирусы, Риновирусы ,
Вирус табачной мозаики

С внешними
Оболочками:
Герпес-вирусы
Оспенные
вирусы

С внешними оболочками:
Вирусы кори, свинки, гриппа, бешенства,
Онкогенные РНК-содержащие

Этапы жизненного цикла вируса

Прикрепление вируса к клетке –хозяина.

2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование.

3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.

5. Выход множества вирусов из клетки.

6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.

Многообразие вирусов

Болезни растений:
Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов
Карликовость
Скручивание листьев
Желтуха

Скручивание листьев

Вирус табачной мозаики

Многообразие вирусов

Болезни животных:
Ящур
Инфекционная анемия лошадей
Чума свиней, птиц
Грипп свиней, птиц

корь

Многообразие вирусов

Болезни человека:
свинка
грипп
оспа
некоторые онкологические
(опухолевые) болезни
желтая лихорадка
бешенство
полиомиелит
энцефалит
СПИД
бородавки
герпес

Роль вирусов в органическом мире

Негативная роль

Вызывают заболевания растений, животных и человека.

Используются как биологическое оружие.

Позитивная роль

Регулируют численность живых организмов в биосфере.

Являются объектом
нанобиотехнологий.

Многообразие вирусов

СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ!

Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты

Способы передачи вирусов

Капельная инфекция

Переносчик

Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте).

Безопасно

Опасно!

Очень опасно!!!

Укус комара

Прокалывание ушей

Множественные половые связи

Пользование общественным туалетом

Нанесение татуировки

Переливание крови

Поцелуй в щеку

Пользование чужой зубной щеткой

Уход за больным СПИДом

Укус постельного клопа

Плавание в бассейне

Объятия с больным СПИДом

Многообразие вирусов

Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии

Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов


Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

Значение вирусов

Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Мельчайшие живые организмы
Устроены очень просто
Не имеют клеточного строения
Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.
Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу
Вирусы не растут и не имеют обмена веществ
Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток
Находятся на границе живого и неживого
Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
Легко приспосабливаются к новым условиям
Мутируют
Большинство вызывает болезни
Могут долгое время находиться в скрытой форме


Проверим полученные знания

1.Вирусы – это:
А) прокариотическая клетка
Б)эукариотическая клетка
В) неклеточная форма жизни
Г) все верно
2. Вирусы состоят из
А)   белков и нуклеиновой кислоты
Б) целлюлозы и белков
В) ДНК и РНК
Г) ядра и цитоплазмы



  

3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется
А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид

4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания:
А) СПИД Б) паротит
В) герпес Г) корь

5. Вызывают заболевания
А) туберкулез 1) вирусы
Б) СПИД 2) бактерии
В) грипп
Г) сальмонеллез
Д) корь
Е) брюшной тиф

А

Б

В

Г

Д

Е

Сверим ответы

Сверим ответы

1 – В
2 – А
3 – Г
4 – В
5 – 2 1 1 2 1
Если нет ни одной ошибки – 5,
Если одна или две ошибки – 4,
Если более двух ошибок – 3.

Домашнее задание

Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа

Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.

Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее
ценности для человека.
 
«Всемирная хартия о природе»,
 принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

http://freddieforaday.odessastrings.com/ru/freddie-mercury-biography
http://musopedia.ru/author/Freddie+Mercury.html
http://dnevniki.ykt.ru/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%98%D0%BC/464782
http://yuricg.narod.ru/rock/queen.html
http://www.xn--1-btbmlni5exc.xn--p1ai/blog/
http://ab-vet.ru/bolezni?page=4