Публикация является частью публикации:
Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
Проблемный вопросПочему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Презентация по биологии
10 класс,
составлена учителем биологии
МКОУ СОШ д.Авдеево,
Адамонис Н.Н.
План урока:
История изучения вирусов
Мини – проект (работа по группам). Обсуждение
Классификация вирусов
Многообразие вирусов
Роль и значение вирусов в органическом мире
Закрепление знаний. Работа с мини-тестом.
8. Итоги урока. Запись домашнего задания
В 1852 году русский ботаник
Дмитрий Иосифович Ивановский
получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.
История изучения вирусов
В 1898 году голландец Мартин Бейеринк
ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей
История изучения вирусов
Работа в группах
Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка».
Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции».
Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".
Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.
Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.
Понятие о вирусах
Мельчайшие живые организмы
Размеры варьируют от 20 до 300нм
В среднем в 50 раз меньше бактерий
Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа
Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
Размеры вирусов
Строение вируса
Мельчайшие живые организмы
Размеры варьируют от 20 до 300нм
В среднем в 50 раз меньше бактерий
Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа
Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
Классификация вирусов:
дезоксивирусы
рибовирусы
ДНК двухнитчаиая | ДНК однонитчатая | РНК двухнитчатые | РНК однонитчатые |
Без внешних оболочек: | Без внешних оболочек: | Без внешних оболочек: | Без внешних оболочек: Вирус табачной мозаики |
С внешними Оспенные вирусы | С внешними оболочками: Онкогенные РНК-содержащие |
Этапы жизненного цикла вируса
Прикрепление вируса к клетке –хозяина.
2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование.
3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.
4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.
5. Выход множества вирусов из клетки.
6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.
Многообразие вирусов
Болезни растений:
Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов
Карликовость
Скручивание листьев
Желтуха
Скручивание листьев
Вирус табачной мозаики
Многообразие вирусов
Болезни животных:
Ящур
Инфекционная анемия лошадей
Чума свиней, птиц
Грипп свиней, птиц
корь
Многообразие вирусов
Болезни человека:
свинка
грипп
оспа
некоторые онкологические
(опухолевые) болезни
желтая лихорадка
бешенство
полиомиелит
энцефалит
СПИД
бородавки
Роль вирусов в органическом мире
Негативная роль
Вызывают заболевания растений, животных и человека.
Используются как биологическое оружие.
Позитивная роль
Регулируют численность живых организмов в биосфере.
Являются объектом
нанобиотехнологий.
Многообразие вирусов
СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ!
Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты
Способы передачи вирусов
Капельная инфекция
Переносчик
Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте).
Безопасно | Опасно! | Очень опасно!!! |
Укус комара | Прокалывание ушей | Множественные половые связи |
Пользование общественным туалетом | Нанесение татуировки | Переливание крови |
Поцелуй в щеку | Пользование чужой зубной щеткой | |
Уход за больным СПИДом | ||
Укус постельного клопа | ||
Плавание в бассейне | ||
Объятия с больным СПИДом |
Многообразие вирусов
Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии
Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов
Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений
Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Значение вирусов
Проблемный вопрос.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Мельчайшие живые организмы
Устроены очень просто
Не имеют клеточного строения
Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.
Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу
Вирусы не растут и не имеют обмена веществ
Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток
Находятся на границе живого и неживого
Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
Легко приспосабливаются к новым условиям
Мутируют
Большинство вызывает болезни
Могут долгое время находиться в скрытой форме
Проверим полученные знания
1.Вирусы – это:
А) прокариотическая клетка
Б)эукариотическая клетка
В) неклеточная форма жизни
Г) все верно
2. Вирусы состоят из
А) белков и нуклеиновой кислоты
Б) целлюлозы и белков
В) ДНК и РНК
Г) ядра и цитоплазмы
3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется
А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид
4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания:
А) СПИД Б) паротит
В) герпес Г) корь
5. Вызывают заболевания
А | Б | В | Г | Д | Е |
Сверим ответы
Сверим ответы
1 – В
2 – А
3 – Г
4 – В
5 – 2 1 1 2 1
Если нет ни одной ошибки – 5,
Если одна или две ошибки – 4,
Если более двух ошибок – 3.
Домашнее задание
Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.
Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее
ценности для человека.
«Всемирная хартия о природе»,
принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.