Цели: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование: таблица «Суточные нормы витаминов»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
1. Проверка заданий в рубрике «Какие утверждения верны?»
2. Проверка заданий в рубрике «Выберите правильный ответ»
3. Используя рисунок «Обмен веществ», выполненный в тетради, расскажите об обмене веществ в организме человека.
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Отважные путешественники т мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга, или скорбут. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах , под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками.
От цинги погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.
В народе цингу умели лечить с давних пор плодами шиповника, «сосновым пивом» - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.
Долгое время оставалось неизвестным, что содержится в этих продуктах и предотвращает цингу.
2. Сообщения учащегося «Забытое открытие Н. И. Лунина».
Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский ученый-врач Николай Иванович Лунин. Молодой ученый Дерптского Университета исследовал роль минеральных веществ в питании. Искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ, Н. И. Лунин кормил мышей. В диету включались минеральные соли. Мыши без минеральных солей гибли на одиннадцатый день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли соль и соду. Тогда Н. И. Лунин решил проверить, как себя будут чувствовать мыши, если в их искусственные «обеды» включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время мыши тоже все погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.
ВИТАМИНЫ.docx
Урок 50
Витамины
Выполнила: Кубатаева А.Б
Цели: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержании их в
продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных
препаратов; роли витаминов в обмене веществ. Показать приоритет отечественной 1. Проверка заданий в рубрике «Какие утверждения верны?»
2. Проверка заданий в рубрике «Выберите правильный ответ»
3. Используя рисунок «Обмен веществ», выполненный в тетради,
расскажите об обмене веществ в организме человека.
III. Изучение нового материала
науки в открытии витаминов. Формировать умения: самостоятельно работать с
текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию;
логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и
письменной форме.
Оборудование: таблица «Суточные нормы витаминов»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
1. Вступительное слово учителя.
Отважные путешественники т мореплаватели прошлых столетий часто
подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих
продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга, или скорбут.
Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая
слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах , под кожей
лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками.
От цинги погибало моряков больше, чем от морских сражений и
кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.
В народе цингу умели лечить с давних пор плодами шиповника, «сосновым
пивом» - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта,
жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если
пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.
Долгое время оставалось неизвестным, что содержится в этих продуктах и
предотвращает цингу.
2. Сообщения учащегося «Забытое открытие Н. И. Лунина».
Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым
открыл русский ученый-врач Николай Иванович Лунин. Молодой ученый
Дерптского Университета исследовал роль минеральных веществ в питании.
Искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически
чистых веществ, Н. И. Лунин кормил мышей. В диету включались
минеральные соли. Мыши без минеральных солей гибли на одиннадцатый
день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли соль и соду.
Тогда Н. И. Лунин решил проверить, как себя будут чувствовать мыши, если в
их искусственные «обеды» включать все необходимые минеральные соли.
Через некоторое время мыши тоже все погибли. Другая партия мышей,
которых кормили коровьим молоком, была здорова.
У ученого возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не
хватает, и сделал предположение, что это какие-то неизвестные вещества,
которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких
естественных продуктах, как молоко.
Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные
вещества, позже названные витаминами. Исследования Н. И. Лунина долгое
время были малоизвестны, и их забыли. Опыты Н. И. Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Англии,
Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность
опытов подтвердились.
Вопросы для слушателей:
1) Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных позже
2) Какие опыт ы проводил Н. И. Лунин?
3) К каким выводам пришел Н. И. Лунин в результате своих
витаминами?
экспериментов?
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом
4. Обсуждение прочитанного и составление таблицы «Витамины»
Содержится:
1. Витамин А
a. рыбий жир;
b.
яичный желток
Морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент –
каротин, из которого в печени человека образуется витамин А.
Значение для организма:
a. участвуют в обмене белков, минеральных солей;
b. усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям
Какие болезни развиваются при недостатке витамина:
При недостатке витамина А возникает «куриная слепота» - заболевание, при
котором человек теряет способность видеть в сумерках
2. Витамины группы В
Содержится:
a. в хлебе грубого помола
b. дрожжи
c. печень
d. молоко
e. шпинат
Значение для организма:
В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности
центральной нервной системы. В6 участвует в белковом обмене, уменьшает
отложения на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина,
ведущие к развитию атеросклероза, ожирению печени, появлению камней в
желчном пузыре. В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и
тромбоцитов, участвует в обмене белков.
Какие болезни развиваются при недостатке витамина: При недостатке витамина В1 развивается заболевания под названием
бери-бери, при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита,
резкое исхудание.
Недостаток витамина В2 приводит к нарушению зрения, заболеваниям
кожи, слизистых оболочек, выпадению волос. Недостаток витамина В 12
приводит к развитию малокровия.
3. Витамин С
Содержится:
Свежие фрукты и овощи:
a. Шиповник
b. Лимон
c. Черная смородина
d. Капуста
Значение для организма:
Регулирует обмен белков и углеводов
Какие болезни развиваются при недостатке витамина:
При недостатке витамина С у людей повышается утомляемость,
появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Полное
отсутствие витамина С в пище приводит тяжелому заболеванию – цинге,
при котором на фоне общей слабости развивается одышка, кровотечение из
десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы.
4. Витамин D
a. Рыбий жир
b. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого
Содержится:
витамина
Значение для организма:
Участвуют в обмене кальция и фосфора
Какие болезни развиваются при недостатке витамина:
Недостаток витамина D приводит к размягчению костей , их деформации –
рахиту
5. Витамин РР
Содержится:
a. Дрожжи
b. Неочищенный рис
c. Печень
d. Яичный желток
e. Молоко
Значение для организма:
Обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно
-восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов
надпочечников.
Какие болезни развиваются при недостатке витамина:
Недостаток витамина РР приводит к нарушению деятельности
пищеварительной системы. Кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками.
IV. Закрепление знаний.
Работа в группах.
1 группа выполняет задания в рубрике «Проверьте свои знания»
1) Что такое витамины? Что между ними общего?
Ответ. Витамины – это различные органические вещества. Многие
витамины входят в состав ферментов или сами являются
ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение
обмена веществ. Большинство витаминов образуется в растениях, и
только очень немногие имеют животное происхождение. Обычно
человек получает витамины с пищей.
2) Что такое авитаминоз?
Ответ. Различные нарушения в работе организма, связанные с
недостатком витаминов, называются авитаминозом.
2 группа выполняет задания в рубрике « Какие утверждения верны?»
Верные утверждения указаны в учебнике
3 группа выполняет задания в рубрике «Выберите правильный ответ» в
учебнике.
4 группа выполняет задание в рубрике « Подумайте!» в учебнике.
-Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Ответ. Потому что питательные вещества и витамины выполняют в
организме разные функции: питательные вещества являются строительным
материалом и источником энергии, а витамины входят в состав
биологических катализаторов – ферментов, или сами являются ферментами,
которые ускоряют химические процессы в организме.
5 группа выполняет задания в рубрике «Рассмотрите рисунок» в учебнике.
- Назовите продукты питания; укажите, какими витаминами они богаты.
Ответ.
1) Помидор, лук, шпинат, фасоль, горох – содержат каротин, из которого в
печени человека образуется витамин А.
2) Картофель, капуста, лимон, черная смородина, шиповник – источник
витамина С.
3) Молоко, рожь, овес, рис – источник витаминов группы В.
4) Рыба, рыбий жир, печень, сливочное масло, яйца – источник витамина D.
Задание на дом: изучить текст учебника, желающий готовит сообщение «
Как осуществляется выделение продуктов жизнедеятельности у одно- и
многоклеточных организмов».
Витамины
Витамины
Витамины
Витамины
Витамины
Витамины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.