Визитная карточка урока внеклассного чтения в 9 классе «Одиночество – счастье или беда в жизни людей?» (по рассказу Л. Петрушевской «Страна»)
Оценка 4.8

Визитная карточка урока внеклассного чтения в 9 классе «Одиночество – счастье или беда в жизни людей?» (по рассказу Л. Петрушевской «Страна»)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11.02.2022
Визитная карточка урока внеклассного чтения в 9 классе  «Одиночество – счастье или беда в жизни людей?» (по рассказу Л. Петрушевской «Страна»)
Урок внеклассного чтения для учащихся 9 класса. Цель урока: совершенствовать умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста.
Визитка урока .docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 15» г. Заволжье

 

 

 

 

Визитная карточка урока внеклассного чтения в 9 классе

 «Одиночество – счастье или беда в жизни людей?» (по рассказу

Л. Петрушевской «Страна»)

 

 

Составитель:
Муравьева Г.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

совершенствовать умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста.

 

 

 

 

Задачи урока:

- аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произведению;

- учиться определять авторскую позицию;

-вырабатывать личностный интерес к тексту, его проблематике;

- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;

- способствовать формированию нравственной чуткости и способности к сопереживанию.

 

Тип урока:

 

работа с художественным текстом

Используемые образовательные технологии:

технология критического мышления

 

Приёмы:

 

ключевые слова, мозговой штурм, «двойной дневник», прогнозирование по названию, кластер, «тонкие» и «толстые» вопросы, «нарисуй счастье», ассоциативный ряд, письмо по кругу.

Формы организации деятельности:

сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой

Средства и дидактические материалы:

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- презентация;

- текст притчи об одиночестве, рассказ

Л. Петрушевской «Страна»

- Видеоролик на песню А. Юрпалова «Одиночество»

- Листы ватмана и цветные  карандаши

- Оценочный лист


Описание деятельности учителя и учащихся по достижению образовательных результатов на уроке

Структурный элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дид.
материалы

Средства

ФОУД

Время

1

Организационный момент.

Организует психологический настрой учащихся в начале урока.

Делит класс на 4 группы по 5 человек.

Организуют  и готовят рабочее место.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

2 мин

2

 

Стадия вызова

Читает притчу, задает вопросы:

- О чем будет наш сегодняшний урок?

- Какими ключевыми словами характеризовалось одиночество?

- Продолжите этот ассоциативный ряд (прием «мозговой штурм»)

- Актуальна ли сейчас тема одиночества?

- Что является причиной одиночества?

- А всегда ли одиночество – страдание…

- слушают притчу,

- сами пытаются сформулировать тему урока

- обсуждение совместно с учителем (тема одиночества)

- подбирают ключевые слова, характеризующие одиночество

- продолжают ассоциативный ряд

- прогнозирование по названию рассказа «Страна»

- зачитывают варианты ответов, делают выводы

 

Слайд № 1

 

 

 

 

Фронтальная

3 мин

 

 

 

 

3 мин

3

Стадия осмысления.

Основная часть урока.

1.Наблюдает, корректирует работу

 

 

 

 

 

 

2.С помощью «толстых» и «тонких» вопросов вносит необходимые дополнения

3. Предлагает расшифровать слово «страна», опираясь на текст

4. читает стихотворение Н. Жильченко, задает вопросы:

- Относятся ли строки стихотворения к героям рассказа?

- Почему?...

5. Предлагает вписать в кластер ключевые слова рассказа, чтобы изобразить внутреннее состояние матери и дочери

 

6. Предлагает нарисовать «счастье»

- читают рассказ Л. Петрушевской «Страна»;

- выписывают ключевые слова, характеризующие героев произведения, дают им свое толкование

(прием «двойной дневник»);

- обсуждение результатов работы;

 

- расшифровывают слово «страна», опираясь на текст?

- отвечают на вопросы;

 

 

 

 

 

 

- составляют кластер в группах: 1 группа – описание матери, 2 группа – описание дочери;

- представляют кластеры -от каждой группы;

- каждая группа рисует свое «счастье», вывешивают рисунки на доске.

Текст рассказа

Л.Петрушевской «Страна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист ватмана и

цветные  карандаши

 

Работают под песню В. Толкуновой «Одиночество»

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайды № 3, 4

 

 

 

Видеоролик на песню А. Юрпалова «Одиночество»

Слайд № 5

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

групповая

 

 

 

 

12 мин

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

3 ин.

4

Стадия рефлексии.

Подведение итогов урока.

- предлагает написать такое письмо матери от дочери, чтобы она нашла в себе силы начать новую жизнь, перестала жить воспоминаниями, подумала бы о будущем и о своей маленькой дочери

 

- помогает заполнить оценочный лист

- пишут письмо по кругу

 

 

 

 

 

 

 

 

- заполняют оценочный

лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Фронтальная

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

6

Домашнее задание

Объясняет дом. задание

Записывают в дневнике

 

Слайд № 6

 

2 мин.

7

Организационный момент

 

Организует сбор раздаточного материала и выполненных заданий

Раздаточный материал сдается учителю

Собирают раздаточный материал

 

Фронтальная

2 мин.

Итого:

45 мин.

 

Домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу: «Оглянись вокруг, и ты увидишь, что рядом с тобой весь мир, нужно просто идти ему навстречу».

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Л. Петрушевская «Страна»

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице — брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино — девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Приложение №2

Учитель читает стихотворение Натальи Жильченко:

Одинокими не рождаются,

Просто в день, судьбою проклятый,

Одинокими пробуждаются,

Пустотою насквозь проколотые.

В одиночестве не рождаются

И по жизни за ним не гонятся.

В одиночестве не нуждаются,

Просто с ним мириться приходится.

 

Приложение №3

ПРИТЧА ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

В одном небольшом посёлке жила обыкновенная женщина. Правда, у неё не было детей, не было мужа, не было родственников. Но женщина была очень добрым и отзывчивым человеком. К ней многие приходили за советом, поддержкой. Всех она встречала добрым, ласковым словом.

И вот однажды к ней пришла соседка, у которой была большая семья: муж, много детей, внуков. Но женщина была печальна.

Женщина подумала немного и ответила:

- Мне действительно тебя не понять, потому что я никогда не чувствовала себя одинокой. Как я могу быть одинока, если вокруг меня целый мир! Мы рождаемся свободными и счастливыми. Одиночество мы создаём себе сами. Каждый день из-за непонимания, недоговорённости мы теряем своих близких и, живя с ними, становимся одинокими.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15» г

Цель урока: совершенствовать умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста

Цель урока: совершенствовать умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста

Описание деятельности учителя и учащихся по достижению образовательных результатов на уроке №

Описание деятельности учителя и учащихся по достижению образовательных результатов на уроке №

С помощью «толстых» и «тонких» вопросов вносит необходимые дополнения 3

С помощью «толстых» и «тонких» вопросов вносит необходимые дополнения 3

Стадия рефлексии. Подведение итогов урока

Стадия рефлексии. Подведение итогов урока

Приложение №1 Л. Петрушевская «Страна»

Приложение №1 Л. Петрушевская «Страна»

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как…

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как…

Приложение №3 ПРИТЧА ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

Приложение №3 ПРИТЧА ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022