Визуализация процесс на всех этапах обучения.
Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное, это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации.
Какие же основные компетенции формируются методом визуализации?
Мы считаем, что все ключевые компетенции предполагают формирование способностей находить и применять нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их формирования. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”. Можно соглашаться с запросами общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу необходимо. Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, тренажеры.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, при работе с текстом; при самостоятельной работе…и еще можно назвать множество при..., которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.
Мультимедийные
энциклопедии, интеллектуальные компьютерные игры, индивидуальные и групповые
создания презентаций, опорные схемы, конспекты, планы, выполненные в
электронном варианте, - формируют ценностно-смысловые компетенции. Данные
компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и иной
деятельности.
Самая используемая и любимая учителями предметниками составная визуализации –
это презентация. Если раньше мы использовали линейные презентации, то теперь в
своей школе чаще применяем интерактивные плакаты (ИП) урока, т.к. они более
удобны при переходах с одного этапа урока на другой. Интерактивный плакат - это
электронное средство нового типа, позволяющее повысить наглядность изучаемого материала,
но не презентация.Это своеобразная укрупненная дидактическая единица, которая
охватывает все этапы передачи, обработки, сжатия определенного объема
информации. Дидактическая единица общения, информационный массив, в котором
имеются ассоциативные и смысловые связи между отдельными элементами, понятиями,
терминами или разделами (то, что называется в словаре по информатике
гипертекстом). Интерактивный плакат это не урок, а штучный товар, на создание
которого требуются гораздо больше усилий: и методические, и технические.
Визуализация не замена живому слову учителя. Различными интерактивными приемами
можно украсить и сделать урок более насыщенным. Навыки оформления презентаций,
схем, помогающие в работе с текстом, анализом проведенных лабораторных и
практических работ, видеоролики нужны как средство, обогащающее воспитанников
мыслями и чувствами; способное разнообразить и сделать ярче методическое
построение современного урока.
Визуализация урока способствует развитию образно-эмоциональной памяти
обучающихся и формирует множество вышеуказанных компетенций. Современный урок
ценен не только получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его
приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического
оформления и демонстрации результатов.
Визуализация на уроках позволяет сделать деятельность учителя и школьника
наиболее интенсивной, повысить качество обучения предмету, отразить
существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип
наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные с точки зрения учебных
целей и задач характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Таким образом, визуализация в преподавании позволяет не только наполнить
учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, организованных
соответствующим образом знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие
способности ребят, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать
с различными источниками информации. Анкетирование учащихся позволило сделать
вывод, что у школьников, для обучения которых активно использовались
компьютерные технологии, сформировался более высокий уровень
самообразовательных навыков и умений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.