ВКЛАД ПОЭТА И ПИСАТЕЛЯ С.АЙНИ В РАЗВИТИИ МУЗЫКИ И МУЗЫКОВЕДЕНИЯ
Кобилжон Файзуллаевич Абдуллаев
доцент кафедры педагогики БухГУ
Гулия Гайбиллоевна Хабибова
Ст. преподаватель кафедры педагогики БухГУ
Аннотация: в данной статье показывается значение вклада великого поэта и писателя С.Айни в развитии музыки и музыковедения. Также предоставленного им исторической информации о представителях искусства, которые жили и трудились на благо развития культуры музыки.
Annotation: This article shows the significance of the contribution of the great poet and writer S. Aini to the development of music and musicology. He also provided him with historical information about the representatives of the arts who lived and worked for the benefit of the development of the culture of music.
Ключевые слова: культура; музыка; творчество; мастерство; описание; история; народ; вклад.
Key words: culture; music; creativity; skill; description; history; people; contribution.
УДК 78.071
Введение.
Музыкальное искусство и литература как две стороны одной культуры народа, как зеркало, отражает его быт, обычаи, обряды и в целом, его жизнь. Другими словами, она является хранителем культурных ценностей, чем определяется его величие. Умножителями этих культурных ценностей считаются представители искусства и литературы, в первую очередь, поэты, музыканты и певцы.
Актуальность
Плодами совместных творений представителей искусства и литературы являются бессмертные классические национальные песни, начало которых заложены в устном народном творчестве. Наблюдается два направления данного совместного творчества: первое, - написание стихов, подбор или создание музыки; второе, - создание поэтами или писателями научно-теоретических произведений, специально предназначенных на эту и лииную музыку.
Цель – целью данной статьи является показание вклада поэта и писателя С.Айни в развитии музыки и музыковедения, также анализ предоставленного им исторической информации о «золотом голосе» своего времени, исполнителя и композитора Хожа Абдулазизе Самарканди.
Научная новизна.
Садриддин Айни (1878—1954) - писатель, ученый и общественный деятель узбекской и таджикской литературы 20 века. Айни вел научно-исследовательские работы в узбекской и таджикской литературе как историк, литератор и ученый. Написал научные романы о великих поэтах и ученых как Рудаки, ибн Сина, Саъди, Васфий, Бедиль, Навои, Ахмад Даниш.
Вклад великого поэта и писателя С.Айни в развитии музыки и музыковедения неоценимо велик, о чем свидетельствуют следующие его труды:
1. Художественное и образное описание встреч, выступлений и бесед с знаменитыми музыкантами.
2. Произведения в котором он собрал и художественным стилем толковал сведения о первых представителях музыкально-поэтического творчество, а также знаменитых певцах произведений устного народного творчества. В том числе, о хофизах (певцы) Ота Жалол (Бобо Жалол), Ота Гиес (Мирза Гиес), Ходжа Абдулазиз, Кори Камол, Кори Нажим, Миратожон танвурнавоз (национальный музыкальный инструмент, на котором он играл). «Тиллонохун» («Золотые ногти»), что составляет золотой фонд истории музыковедения.
3. Лексико-семантическое толкование слов и терминов, относящиеся к искусству музыки, а также комментирование историю их появления.
4. Периодически опубликованные в печати статьи, посвященные музыкальному искусству и музыковедении.
По словам С.Айни, который всем существом любил музыку, он дважды встречался с Хожа Абдулазиз Самарканди. Их первая встреча состоялась в Бухаре, а вторая - в Самарканде. Поэт о своей первой встрече написал статью (из 10 стр.) и опубликовал в журнале “Куллиёт” (том.7.c.322-337), краткое содержание которой сводится к следующим: распространилось сообщение о том, что у одного Бухарского состоятельного чиновника высокого ранга на днях состоится свадьба, на которую приглашен певец (хофиз) Хожа Абдулазиз.
Наконец-то хофиз Хожа Абулазиз приедет в Бухару и обрадует народ своим талантом певца с золотым голосом. На свадьбе С.Айни находился в одном ряду с “Дойрахабарон” (дойра –музыкальный инструмент, дойрахбарон – музыканты-глашатаи). Он, находясь в далеке от певца, с удовольствием слушал его песни и был неописуемо счастлив. Слушая певца, у С.Айни и его однокурсников (он учился в медресе) появляется желание пригласить Хожа Абдулазиза к себе в худжру (комнату в медресе). С помощью Ашрафджон сандуксоз (сандук – на подобие ящик, в котором держали ценные ожерелья и материалы) им удалось пригласить певца к себе в гости. Уважаемого гостя с великой радостью встретили все учащиеся медресе во главе с Кори Камол и Кори Нажм, где продолжили музыкальный вечер, начатый на свадьбе. Хотя Абдулазиз пел песни, слова которых принадлежат поэтам-классикам, что доставило огромное удовольствие всем слушателям. По словам С.Айни, музыка и песня осветила не только их души, но и в худжрах стало светло как яркий, солнечный день. Об этих чувствах слушателей поэт пишет: «Он шаб то дамидани субҳ ҳақиқатан базми жамшеди шуд. Ҳарчанд Қори Камолу Қори Нажм дар вақти дамгириҳои Ҳожи баъзан ғазалхони кунанж ҳам, асосан ў бо навохти дутор ва бо сурудани ғазалҳои обдор рашковари булбулони гулзор буд» (1,16). Позднее, С.Айни вспоминая эту встречу, констатирует песни в исполнении Абдулазиза, слова которых принадлежали А.Бедил (газель “Ноз”) и Камолу Хужанди (газель “Натавон кард”).
Вторая встреча поэта с хофизом состоялась в июне 1917 года на сцене пруда Шакардиза города Самарканда. В этом году он только переехал из Бухары в Самарканд, в целях исцеления после побоев его эмиром Бухарским (75 ударов даррой - это специальное приспособление из жесткого кожаного ремня). Об этом С.Айни пишет: «Мо се нафар шуда роҳи Шакардизаро пеш гирифтем. Ман, ки бо бемори аз зарбу лати амир хеле кўфта шуда будам, бо ёрии рафиқон ба зўр қадам мепартофтам. Дар роҳ он рафиқе, ки маро ба базми Ҳочи Абдулазиз мебурд, овоз ва оҳангҳои ўро тақлид карда замазама сар кард. Ин тақлид маро ба худ чунон машғул кард, ки дур буд аст, нафаҳмида мондам» (2, 398). (Мы втроем направились в сторону Шакардиза. Я несмотря на тяжелое свое состояние после побоев, медленно шаг за шагом вместе с друзьями шел слушать задушевную классическую музыку и песни Хожа Абдулазиз Хофиза. По дороге один из моих друзей с воодушевлением старался петь песни хофиза, слушая которых я не заметил как прошел путь от Суйфирозак до Шакардиза). С.Айни с двумя его друзьями посчастливилось присутствовать на концерте Хожа Абдулазиза Хофиза, музыка и песни которого оставили в душе поэта огромные впечатления, о чем он писал в своих мемуарах: “Ман мусиқаро бисёр дўст медорам, садои ларзишдори дутор, бо нолаи пуршўри танбўр, дили маро, ки аз ғояти ҳасрат ва андўҳ мачоли ҳаракаташ намондааст, дар ларзиш ва шўриш меоварад. Ҳар гоҳ ин нолаи шўрангез ва суруди ларзишомез аз нохун ва гулўи мусиқашиноси куҳансоле сар барзанад, чўшу хурўши дил ҳасраткашидаам дучандон мегардад. Зеро ҳар нағма ва суруде, ки дар ин ҳолат навохта ва гуфта меояд, чунон ки сурати айёми шабоб ва саргузашти рўзҳои чавониамро аз пеши назарам ягон-ягон мегузаронад, инчунин гиреҳҳои дили хунгаштаамро, ки монанди ғунча лола тан ба тан доғ барҳам бастааанд, ба пеши чашмам варақ-варақ мекушоядн” (2, 399). (Я люблю музыку, захватывает мой дух звуки дутара и танбур. Музыка Хофиза, исполненная при помощи ногтей, в сопровождении пением лирических песен берет за душу и красной нитью проходит перед глазами вся душевная боль моя, подобно нераскрытый бутончик тюльпана). Песни и музыка Хожа Абдулазиз Хофиза, исполненные на сцене пруда Шакардиза помогли С.Айни избавится не только от телесных, но и от душевных недугов. Они подействовали на него как мумия исселения (Подробную информацию об этом смотрите в 38 номере журнала “Барои адабиет”cтатья “Cанъаткори бузург”или в 11 томе второй книги “Куллиёт” под рубрикой “Маколахо иид ба санъат ва мусика”).Уместно отметить и то, что поэт одним из первых указал на львиную долю Абдулазиза в создании “Шашмакома” (классическое направление музыки).
82-летний Хожа Абдулазиз попрощавшись с Айни и его друзьями умер 10 января 1936 года. Об этом С.Айни пишет: «В целях увековечения имя Хожа Абдулазиз Хофиз в 1954году в газете «Кизил Узбекистон» (Красный Узбекистан) опубликовал статью «Самаркандий Хожа Абдулазиз билан дастлабки учрашганим» (Первая встреча с Хожа Абдулазиз Самарканди).
С.Айний ограничиваясь малыми сведениями преподносит читателям большую историческую информацию и о других представителях искусства, которые жили и трудились на благо развития культуры музыки, к числу которых относятся Кори Камол, Кори Нажм, Кори Каромат и Кори Дилкаш Танбури. Кори Каромати Дилкаш – основоположник «Шашмакома» и близкий друг Ахмада Дониш. В подтверждении сказанного приведем небольшой отрывок из произведения С.Айни: «…(см.стр.17)»
(Дом Кори Камол Хофиза был расположен на этой улице. Он после гостеприимства приходил в Медресе и своими песнями, задушевной музыкой радовал друзей. Иногда его сопровождали Кори Нажм, Мулло Хомид Савтий Гиждувони. С их приходом место вечера «Шашшоклик базми» занимал вечер «Жамшид базми».)
В статье «Базм» С.Айни так искусно характеризовал мастерство певцов Кори Камол и Кори Нажм, что перед их пением даже соловей был в замешательстве: “Зи савти дилкаши Қори Камолу Қори Начм// Зи нағма булбули бечора инфиол кашид”.
В 1948 году объединение искусство и культура отправляет С.Айни книги «Шашмаком» Бобокул Файзуллаева, Шохназар Сохибова и Фазлиддина Шахобова с просьбой написать предисловие, ответ на который поэт отправляет в издательство почтой. По неизвестным причинам предисловие не дошло до издателя, поэтому книги были опубликованы без предисловия. Позднее этот труд поэта был найден и предоставлен в издательство Фазлиддином Шахобовым. Спустя некоторое время сын С.Айни Камолу Айни удаётся опубликовать предисловие «Шашмакома» во второй книге 11 т ома 15 томного сборника «Куллиёт».
Заключение
Подведя итог, хотелось бы отметить, что С.Айни всем существом своим любил музыку, ибо она является частью бессмертной культуры народа. У узбеков есть такая притча: «Бог создал людей из глины и приказал душе войти в это безжизненное существо, но она никак не входила в тело. Тогда бог просил сыграть музыку душевную, благодаря которой душа вселилась в тело человека». Выше приведенные труды С.Айни непременно послужили толчком в становление и развития музыкального исскуства и музыковедения.
Литература
1. Айни С. Куллиёт, Ч.7. – Душанбе: «Ирфон», 1962, саҳ.331.
2. Айни С. Куллиёт. Ч.11. Китоби дуюм. – Душанбе: “Ирфон”, 1964, саҳ.436.
3. АБДУЛЛАЕВ К. Ф. МЫСЛИТЕЛИ ВОСТОКА О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ //Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития. – 2020. – С. 117-120.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.