Вклад в литературу А.С. Пушкина

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вклад в литературу А.С. Пушкина Цели урока: • обобщить и систематизировать знания о вкладе А.С. Пушкина в русское искусство; выработать умения применять сведения по теории литературы на практике; • продолжить знакомство с образцами высокой, поэтической речи; • выполнять частичный анализ лирических произведений; • используя законы стихосложения, создавать собственные лирические произведения. Оборудование и материалы: • кроссворд; • заранее написанные строки для определения стихотворного размера; • схемы рифмовок; • иллюстрации, посвященные зиме; • портрет А.С. Пушкина; • стихотворения учащихся о зиме; • листочки для кодового диктанта; • раздаточный материал – фрагмент “Евгения Онегина” о зиме; • жетончики.
Иконка файла материала Вклад в литературу А.С. Пушкина.doc
Вклад в литературу А.С. Пушкина Цели урока:     обобщить и систематизировать знания о вкладе А.С. Пушкина в русское искусство; выработать умения  применять сведения по теории литературы на практике; продолжить знакомство с образцами высокой, поэтической речи; выполнять частичный анализ лирических произведений; используя законы стихосложения, создавать собственные лирические произведения. Оборудование и материалы: кроссворд; заранее написанные строки для определения стихотворного размера; схемы рифмовок; иллюстрации, посвященные зиме; портрет А.С. Пушкина; стихотворения учащихся о зиме; листочки для кодового диктанта; раздаточный материал – фрагмент “Евгения Онегина” о зиме;          жетончики. Ход урока. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о роли одного очень известного поэта и писателя ХIХ века. Я думаю, что  вы уже догадываетесь, о ком пойдет речь, но проверить ваши предположения нам поможет разминочный  кроссворд. I. (На доске или ватмане нарисован кроссворд). Ваша задача – узнать, из какого произведения взят отрывок,  который я вам зачитаю, и написать фамилию его автора в соответствующие клеточки. 1. Собака была дикая, и лошадь была дикая, и корова была дикая, и овца была дикая, и свинья была дикая, и все они были дикие­предикие и дико блуждали по мокрым и диким лесам. Но самая дикая была дикая кошка.  (“Кошка, гулявшая сама по себе” Р.Киплинг). 2. Это были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. Всех мальчиков было пять:  Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. (“Бежин луг” И.С. Тургенев). 3. А ну, кончай разговоры! – строго крикнул лейтенант Голощеков, и Звягинцев с не присущей ему ловкостью  нырнул в окоп. (“Они сражались за Родину” М.А. Шолохов). 4. Перед своим зверинцем, с баронами, с наследным принцем, король Франциск сидел…(“Перчатка” В.А.  Жуковский). 5. Быть иль не быть? Вот в чем вопрос. (“Гамлет” Шекспир). 6. Тем временем подоспели орудия для удаления зуба. Тетя Поли сделала петлю, надела на больной зуб  мальчика. Миг – и зуб повис на нитке. (“Приключения Тома Сойера” М.Твен). Итак, чья же фамилия читается в выделенных клеточках? (Конечно, Александра Сергеевича Пушкина). Впишем  ее в тему и посмотрим самые знаменитые портреты писателя в исполнении Тропинина и Кипренского. Следующее задание – выбрать из перечисленных мной произведений те, которые написал этот замечательный  поэт. “Борис Годунов”, “Муму”, “Повести Белкина”, “Левша”, “Дубровский”, “Зимнее утро”, “Ромео и Джульетта”, “К  другу стихотворцу”. (взаимопроверка; если все полностью правильно, то ученик получает 1 балл к кодовому  диктанту, если справится с ним не успешно).А теперь давайте вспомним заслуги А.С. Пушкина (пять заслуг перечисляют по порядку с места, получают  жетончики). 1. Творческая универсальность. – В чем она выражается? (В том, что он писал произведения, относящиеся к трем родам: эпосу, лирике, драме). – Давайте записанные произведения распределим по трем родам литературы. (Отвечают с места). – Произведений какого рода литературы у Пушкина больше всего? (Лирических). – Чем отличаются лирические от произведений других родов литературы? (Передаются мысли, чувства,  переживания автора в поэтической форме, в них есть ритм). – И сейчас мы с вами поработаем над ритмом, определим в стихотворных строчках стихотворный размер: 1. Прощай, родная пуща… – 3­стопный ямб. 2. Буря мглою небо кроет… – 4­стопный хорей. 3. Тучки небесные, вечные странники… – 4­стопный дактиль. 4. В краю, где по дебрям, по рекам… – 3­стопный амфибрахий. 5. Ты, как утро весны, хороша и свежа… – 4­стопный анапест. – Какое из этих стихотворений написал Пушкин? (Буря мглою небо кроет). – А какой стихотворный размер был любимым у А.С. Пушкина? (4­стопный ямб). – Приведем примеры таких стихов (Мороз и солнце – день чудесный. Друзья мои! Прекрасен наш союз.) 2. Еще одной особенностью творчества Пушкина стало изобретение “онегинской строфы”. В чем же ее  особенность? (Строфа состоит из 14 строчек, как в сонете, все три четверостишия рифмуются тремя разными  способами, а оставшиеся две строчки – между собой). – Перед вами лежит знакомая вам онегинская строфа, давайте прочитаем каждое четверостишие и определим  вид рифмовки. (Читают 1­ое – перекрестная; 2­ое – парная; 3­е – кольцевая, или опоясывающая). 3. А теперь обратимся к работам некоторых художников, писавших зимние  пейзажи: Шишкину, Саврасову,Грабарю, Васнецову, Левитану. Все они очень яркие, интересные, но  отражают только один застывший во времени момент. А как же можно описать зиму с помощью слов? Давайте  обратимся к богатейшему по своей выразительности языку А.С. Пушкина и найдем всевозможные художественные средства, с помощью которых рисуются картины в  литературных произведениях. (Плетется рысью – оксюморон, Бразды взрывая – метафора, Бразды пушистые – эпитет, Кибитка летит – олицетворение, Красный кушак – эпитет, Заморозил пальчик – синекдоха). – Какое выразительное средство на уровне фонетики используется в стихотворении? (Аллитерация – взрывные  звуки [р] создают образ восторженного крестьянина, а также позволяют “услышать” хруст, скрип свежего  снега.) – Вот какие картины можно создавать с помощью языка, не хуже художников – мастеров живописи. Я знаю, что  многие из вас тоже пишут стихи. Давайте зачитаем одно из них, посвященное седой чародейке. Итак, подходит к концу наш сегодняшний урок. Те, кто набрал пять жетончиков, получают оценки 5; кто четыре – тот 4 и так далее. А сейчас мы с вами напишем кодовый диктант, который позволит выяснить, какие же выводы по уроку вы  сделали. Напоминаю: вы пишете только номер правильного ответа, в результате получите пятизначное число. III. Кодовый диктант. – Какое художественное средство используется в строчке “Поутру побелевший двор”. 1.Эпитет. 2. Сравнение. 3 Метонимия. – Укажите вид рифмовки в четверостишии:Согретый вдохновенья богом, Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег И все оттенки зимних нег… 1. Перекрестная. 2. Парнаяя. 3. Кольцевая. – К какому лирическому жанру относится стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу”? 1. Послание. 2. Эпиграмма. 3. Элегия. – Какое произведение принадлежит перу Пушкина? 1. “Толстый и тонкий”. 2. “Вий”. 3. “Барышня­крестьянка”? – К какому роду литературы относится произведение “Выстрел”? 1. Эпос. 2. Лирика. 3. Драма. Передаем с последних столов на первые. Ваш код должен был быть 12131. IV. Домашнее задание: дома вам предстоит так же ярко и образно, как А.С. Пушкин, описать любую картину с  зимним пейзажем либо пейзаж за окном. Обязательно используйте различные изобразительно­выразительные  средства. А желающие могут проявить себя в поэтическом творчестве.

Посмотрите также