Вклад в литературу А.С. Пушкина
Цели урока:
• обобщить и систематизировать знания о вкладе А.С. Пушкина в русское искусство; выработать умения применять сведения по теории литературы на практике;
• продолжить знакомство с образцами высокой, поэтической речи;
• выполнять частичный анализ лирических произведений;
• используя законы стихосложения, создавать собственные лирические произведения.
Оборудование и материалы:
• кроссворд;
• заранее написанные строки для определения стихотворного размера;
• схемы рифмовок;
• иллюстрации, посвященные зиме;
• портрет А.С. Пушкина;
• стихотворения учащихся о зиме;
• листочки для кодового диктанта;
• раздаточный материал – фрагмент “Евгения Онегина” о зиме;
• жетончики.
Вклад в литературу А.С. Пушкина
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания о вкладе А.С. Пушкина в русское искусство; выработать умения
применять сведения по теории литературы на практике;
продолжить знакомство с образцами высокой, поэтической речи;
выполнять частичный анализ лирических произведений;
используя законы стихосложения, создавать собственные лирические произведения.
Оборудование и материалы:
кроссворд;
заранее написанные строки для определения стихотворного размера;
схемы рифмовок;
иллюстрации, посвященные зиме;
портрет А.С. Пушкина;
стихотворения учащихся о зиме;
листочки для кодового диктанта;
раздаточный материал – фрагмент “Евгения Онегина” о зиме;
жетончики.
Ход урока.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о роли одного очень известного поэта и писателя ХIХ века. Я думаю, что
вы уже догадываетесь, о ком пойдет речь, но проверить ваши предположения нам поможет разминочный
кроссворд.
I. (На доске или ватмане нарисован кроссворд). Ваша задача – узнать, из какого произведения взят отрывок,
который я вам зачитаю, и написать фамилию его автора в соответствующие клеточки.
1. Собака была дикая, и лошадь была дикая, и корова была дикая, и овца была дикая, и свинья была дикая, и все
они были дикиепредикие и дико блуждали по мокрым и диким лесам. Но самая дикая была дикая кошка.
(“Кошка, гулявшая сама по себе” Р.Киплинг).
2. Это были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. Всех мальчиков было пять:
Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. (“Бежин луг” И.С. Тургенев).
3. А ну, кончай разговоры! – строго крикнул лейтенант Голощеков, и Звягинцев с не присущей ему ловкостью
нырнул в окоп. (“Они сражались за Родину” М.А. Шолохов).
4. Перед своим зверинцем, с баронами, с наследным принцем, король Франциск сидел…(“Перчатка” В.А.
Жуковский).
5. Быть иль не быть? Вот в чем вопрос. (“Гамлет” Шекспир).
6. Тем временем подоспели орудия для удаления зуба. Тетя Поли сделала петлю, надела на больной зуб
мальчика. Миг – и зуб повис на нитке. (“Приключения Тома Сойера” М.Твен).
Итак, чья же фамилия читается в выделенных клеточках? (Конечно, Александра Сергеевича Пушкина). Впишем
ее в тему и посмотрим самые знаменитые портреты писателя в исполнении Тропинина и Кипренского.
Следующее задание – выбрать из перечисленных мной произведений те, которые написал этот замечательный
поэт.
“Борис Годунов”, “Муму”, “Повести Белкина”, “Левша”, “Дубровский”, “Зимнее утро”, “Ромео и Джульетта”, “К
другу стихотворцу”. (взаимопроверка; если все полностью правильно, то ученик получает 1 балл к кодовому
диктанту, если справится с ним не успешно).А теперь давайте вспомним заслуги А.С. Пушкина (пять заслуг перечисляют по порядку с места, получают
жетончики).
1. Творческая универсальность.
– В чем она выражается? (В том, что он писал произведения, относящиеся к трем родам: эпосу, лирике, драме).
– Давайте записанные произведения распределим по трем родам литературы. (Отвечают с места).
– Произведений какого рода литературы у Пушкина больше всего? (Лирических).
– Чем отличаются лирические от произведений других родов литературы? (Передаются мысли, чувства,
переживания автора в поэтической форме, в них есть ритм).
– И сейчас мы с вами поработаем над ритмом, определим в стихотворных строчках стихотворный размер:
1. Прощай, родная пуща… – 3стопный ямб.
2. Буря мглою небо кроет… – 4стопный хорей.
3. Тучки небесные, вечные странники… – 4стопный дактиль.
4. В краю, где по дебрям, по рекам… – 3стопный амфибрахий.
5. Ты, как утро весны, хороша и свежа… – 4стопный анапест.
– Какое из этих стихотворений написал Пушкин? (Буря мглою небо кроет).
– А какой стихотворный размер был любимым у А.С. Пушкина? (4стопный ямб).
– Приведем примеры таких стихов (Мороз и солнце – день чудесный. Друзья мои! Прекрасен наш союз.)
2. Еще одной особенностью творчества Пушкина стало изобретение “онегинской строфы”. В чем же ее
особенность? (Строфа состоит из 14 строчек, как в сонете, все три четверостишия рифмуются тремя разными
способами, а оставшиеся две строчки – между собой).
– Перед вами лежит знакомая вам онегинская строфа, давайте прочитаем каждое четверостишие и определим
вид рифмовки. (Читают 1ое – перекрестная; 2ое – парная; 3е – кольцевая, или опоясывающая).
3. А теперь обратимся к работам некоторых художников, писавших зимние
пейзажи: Шишкину, Саврасову,Грабарю, Васнецову, Левитану. Все они очень яркие, интересные, но
отражают только один застывший во времени момент. А как же можно описать зиму с помощью слов? Давайте
обратимся к богатейшему по своей выразительности языку
А.С. Пушкина и найдем всевозможные художественные средства, с помощью которых рисуются картины в
литературных произведениях.
(Плетется рысью – оксюморон,
Бразды взрывая – метафора,
Бразды пушистые – эпитет,
Кибитка летит – олицетворение,
Красный кушак – эпитет,
Заморозил пальчик – синекдоха).
– Какое выразительное средство на уровне фонетики используется в стихотворении? (Аллитерация – взрывные
звуки [р] создают образ восторженного крестьянина, а также позволяют “услышать” хруст, скрип свежего
снега.)
– Вот какие картины можно создавать с помощью языка, не хуже художников – мастеров живописи. Я знаю, что
многие из вас тоже пишут стихи. Давайте зачитаем одно из них, посвященное седой чародейке.
Итак, подходит к концу наш сегодняшний урок. Те, кто набрал пять жетончиков, получают оценки 5; кто четыре –
тот 4 и так далее.
А сейчас мы с вами напишем кодовый диктант, который позволит выяснить, какие же выводы по уроку вы
сделали. Напоминаю: вы пишете только номер правильного ответа, в результате получите пятизначное число.
III. Кодовый диктант.
– Какое художественное средство используется в строчке “Поутру побелевший двор”.
1.Эпитет. 2. Сравнение. 3 Метонимия.
– Укажите вид рифмовки в четверостишии:Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег…
1. Перекрестная. 2. Парнаяя. 3. Кольцевая.
– К какому лирическому жанру относится стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу”?
1. Послание. 2. Эпиграмма. 3. Элегия.
– Какое произведение принадлежит перу Пушкина?
1. “Толстый и тонкий”. 2. “Вий”. 3. “Барышнякрестьянка”?
– К какому роду литературы относится произведение “Выстрел”?
1. Эпос. 2. Лирика. 3. Драма.
Передаем с последних столов на первые. Ваш код должен был быть 12131.
IV. Домашнее задание: дома вам предстоит так же ярко и образно, как А.С. Пушкин, описать любую картину с
зимним пейзажем либо пейзаж за окном. Обязательно используйте различные изобразительновыразительные
средства. А желающие могут проявить себя в поэтическом творчестве.