Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ
Оценка 4.6

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Оценка 4.6
Семинары
docx
родителям
Взрослым
27.01.2019
Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ
В материале рассматриваются возможности включения в образовательный процесс учащихся с ОВЗ, рассматриваются оптимальные условия для развития личности каждого ребенка, а также оговариваются особые условия при сдаче этими детьми выпускных экзаменов за курс 9 и 11 класса, указывается на документы, которые для этого требуются.
Учащиеся с ОВЗ.docx
Согласно   Федеральным   государственным   требованиям   и   Федеральным государственным образовательным стандартам Российская система образования отказывается   от   традиционного   представления   образовательных   результатов воспитанников и учащихся в виде знаний, умений и навыков и ориентируется на формирование   у   детей   базовых   компетентностей   и   обеспечение самоопределения   в   нравственной,   интеллектуальной,   коммуникативной,   в   развитии гражданско­правовой, индивидуальности каждого воспитанника, ученика, воспитание его как субъекта   трудовой   сферах   деятельности, социализации, готового к продуктивному социальному взаимодействию. На   современном   этапе   развития   образования   в   Российской   Федерации подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий   для   полноценного   включения   в   образовательное   пространство   и успешной   социализации   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья». Поэтому,   в   образовательном   учреждении   необходимо   создать   оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние   организовать   коррекционно­развивающую, возможности   и   резервы, реабилитационную и здоровьесберегающую среду, обеспечивающую частичное восстановление   и   сохранение   физического   и   психического   здоровья, необходимого для продолжения обучения. Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует статус «ребенок   с   ограниченными   возможностями   здоровья»   так:   «обучающийся   с ограниченными   возможностями   здоровья   —   физическое   лицо,   имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого­медико­педагогической   комиссией   и   препятствующие   получению образования без создания специальных условий». Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу   детей   с   ОВЗ,   а   только   те,   кто   нуждается   в   специальных   условиях 2 обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных   учебниках   и   учебных   пособиях;   специальных   технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях. В   основном,   это   дети   с   тяжелыми   нарушениями   речи;   значительными нарушениями   слуха,   зрения   и   опорно­двигательного   аппарата;   задержкой психического развития и умственной отсталостью. Следует   обратить   особое   внимание,   что   статус   «ребенок   с   ОВЗ» устанавливается психолого­медико­педагогической комиссией (ПМПК). Необходимо   помнить,  что   статус   может   быть   изменен,  если   у   ребенка наблюдается   положительная   динамика   в   результате   оказанной   психолого­ педагогической помощи. Что дает статус «ребенок с ОВЗ»? Данная   группа   детей   имеет   значительные   преимущества,   находясь   в системе образования: 1.      право  на   бесплатные   коррекционно­развивающие   занятия   с   логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации; 2.     право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально­ ориентированную систему оценивания; 3.      по окончании 9, 11 класса  право на  выбор традиционной формы сдачи государственной   итоговой   аттестации   (государственный   выпускной   экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания); 4.     право на бесплатное 2­х разовое питание в школе; 5.     к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.  Получение   детьми   с   ОВЗ   образования   является   одним   из   основных   и неотъемлемых   условий   их   успешной   социализации,   обеспечения   их 3 полноценного   участия   в   жизни   общества,   эффективной   самореализации   в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается   как   одна   из   важнейших   задач   государственной   политики   не только в области образования, но и в области демографического и социально­ экономического развития Российской Федерации. Особенности аттестация обучающихся с ОВЗ Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:   мониторинг   знаний,   умений   и   навыков   по   предметам   инвариантной   части учебного плана;   административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;   мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;   мониторинг   уровня   развития   учащихся   (совместно   с   социально­ психологической службой) Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273­ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной  программе  осуществляется  только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого­ медико­педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273­ФЗ). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным   программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе   особенности   организации   образовательной   деятельности   для   лиц   с ограниченными   возможностями   здоровья,   утвержден  приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015. 4 Статья 58 Федерального закона № 273­ФЗ не содержит особых положений относительно   проведения   промежуточной   аттестации   учащихся   с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе   с   тем  часть   9  данной   статьи   в   совокупности   с   другими   нормами Федерального   закона   №   273­ФЗ   позволяют   утверждать,   что   обучение   по адаптированной   общеобразовательной   программе   следует   рассматривать   как индивидуальный   образовательный   маршрут   учащегося,   имеющий   ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам. Представляется,   что   вопрос   об   оставлении   на   повторное   обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации   должен   рассматриваться   индивидуально,   исходя   из   характера ограничений,   а   также   из   содержания   самой   адаптированной   программы. Например,   повторное   обучение   допустимо   при   сохранном   интеллекте учащегося,   имеющего,   например,   нарушения   опорно­двигательного   аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности   посещения   образовательной   организации,   сложностей   в организации домашнего обучения в этот период и т.д. В   то   же   время,   отдельные   адаптированные   общеобразовательные программы   вообще   не   предполагают   повторного   обучения,   например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не   является   документом   об   образовании   и   не   подтверждает   освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273­ФЗ). 5 Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) – это может быть основной государственный   экзамен  (ОГЭ)   либо   государственный   выпускной   экзамен (ГВЭ).  Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.  Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом   особенностей   психофизического   развития, возможностей и состояния здоровья выпускников.    индивидуальных Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при   подаче   заявления   на   участие   в   ГИА   должен   предоставить   один   из следующих документов (оригинал или ксерокопию): заключение психолого­медико­педагогической комиссии;   справка,   подтверждающая   факт   установления   инвалидности,   выданной федеральным   государственным   учреждением   медико­социальной экспертизы. Материально­технические условия проведения экзамена должны учитывать индивидуальные особенности  обучающихся с ОВЗ,  детей­инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность  беспрепятственного  доступа  и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещениях.   В   помещениях   должны   быть   пандусы,   поручни,   расширенные   дверные проемы,  лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже. При   проведении   экзамена   присутствуют   ассистенты,   оказывающие участникам   необходимую   техническую   помощь   с   учетом   их   индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство. 6 Участники   экзамена   могут   пользоваться   необходимыми   им   техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей. Особенности организации экзаменов Для глухих и слабослышащих обучающихся:   аудитории   для   проведения   экзамена   оборудуются   звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;  при необходимости привлекается ассистент­сурдопереводчик;   по   желанию   экзамены   по   всем   учебным   предметам   могут   проводиться   в письменной форме. Для слепых обучающихся:  экзаменационные   материалы   оформляются   рельефно­точечным   шрифтом Брайля   или   в   виде   электронного   документа,   доступного   с   помощью компьютера;  письменная   экзаменационная   работа   выполняется   рельефно­точечным шрифтом Брайля или на компьютере;  предусматривается   достаточное   количество   специальных   принадлежностей для оформления ­ ответов рельефно­точечным шрифтом Брайля, компьютер;  ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме. Для слабовидящих обучающихся:  экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;  в   аудиториях   для   проведения   экзаменов   предусматривается   наличие увеличительных   устройств   и   индивидуальное   равномерное   освещение   не менее 300 люкс. Для   лиц   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата  нарушениями двигательных функций верхних конечностей):  письменные   задания   выполняются   на   компьютере   со   специализированным (с   тяжелыми программным обеспечением;  по желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в устной форме. 7 Во   время   проведения   экзамена   для   участников   организуются   питание   и перерывы для проведения необходимых медико­профилактических процедур.  Время экзамена увеличивается на 1,5 часа. Для   обучающихся, по   медицинским  показаниям   не имеющих  возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому. Общеизвестно,   что   человек   —   существо   социальное.   От   того,   как формируется   социум,   как   в   нем   воспринимается   человек   с   ограниченными возможностями, как он вписывается в общество и какое место в нем занимает, зависит ни много ни мало духовное состояние и здоровье самого общества. С этой точки зрения успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в   обществе,   обладающем   здоровой   нравственной   основой.   Но   процесс   этот взаимозависимый. Существование инклюзивного образования, в свою очередь, укрепляет нравственное здоровье общества. В этом плане перед современной Россией стоит немало проблем. Единственный доступный всем нам способ сделать жизнь семей с особыми детьми   частью   всего   общества   принять   (не   формально,   а   сердцем)   идею инклюзии   –   включения   любых   детей   в   общую   жизнь.   Смысл   школы   (для   любых   детей)   –   не   просто   добиться   освоения материала, а научить существовать в обществе людей с разными способностями. Потому что если бы смысл был только в освоении программы, то не то что особым, а и половине обычных детей было бы лучше сидеть дома и учиться по интернету. Но правильная школа, в которой инклюзивный подход к образованию не   спущен   сверху,   а   является   частью   ее   школьной   установки   без   всяких государственных предписаний, учит детей общаться, слушать одноклассников, правильно   выражать   чувства,   доверять   другим   людям,   кроме   мамы   и   папы, делать что­то по очереди, сидеть на месте в автобусе и т.д. Все эти навыки гораздо легче привить в обществе, потому что вне общества они и не нужны. 8 Литература 1.   Банч   Г.   Включающее   образование.   Как   добиться   успеха?   Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/–М.: Прометей, 2005. 2.Бурлачук Л. Психодиагностика.–Санкт­Петербург : Питер, 2002. 3.Вильшанская   А.Д.,   Прилуцкая   М.И.,   Протченко   Е.М.   Психолого­медико­ педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка.–М.:Генезис, 2012. 4.Екжанова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» ­М.­2008. 5.Ковалева Т.М. ­К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной  технологии   //   Основные   тенденции   развития   современного   образования   : Материалы   международной   научно­практической   конференции   –М.:   ИТОиП РАО, 2002. 6.Ковалева Т.М.­О возможном соотношении системы развивающего обучения и  педагогики   развития   //   Педагогика   развития   :   замыслы,   достижения, возможности.­Красноярск, 2002. 7.Левченко   И.Ю.,   Киселева   Н.А.   Психологическое   изучение   детей   с нарушениями   развития   /   Под   научной   редакцией   И.Ю.Левченко.   –М.: Национальный книжный центр,2013. 8.Организация   инклюзивного   образования   для   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья:   Учебное   пособие   /Отв.   Ред.   С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.–М.: МГППУ, 2013. 9.Семаго   М.М.,   Семаго   Н.Я.   Диагностико­консультативная   деятельность психолога  образования.: Методическое пособие /Под общ.ред. М.М. Семаго. – 2­е изд. –Москва : Айрис­Дидактика, 2006. 9

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ

Включение в образовательное пространство учащихся с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019