Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классе
Цель урока: создание условий для осмысления учащимися роли семьи в жизни человека и общества, сложности взаимоотношений между родителями и детьми; осмысление необходимости внимания, уважения к личности ребенка; взаимопонимания в семье.
Задачи:
1. формирование интереса к современной литературе, в том числе к литературе Прикамья;
2. формирование навыков целостного анализа эпического текста, совершенствование и развитие навыков творческого чтения.
Оформление доски:
1. Эпиграф к уроку:
«Мы, кажется, только сейчас, когда многие жизненные уклады в России бездумно и хищно порушены, начинаем по-настоящему постигать такие понятия, как «семья» и «род». Юрий Беликов, соб. корр. газеты «Трибуна»
(Из рецензии на сборник стихов жителей поселка Майский «Майское небо», 2005 г.)
2. Выставка сборников современных пермских поэтов и писателей.
3. Схема, отражающая художественный мир рассказа
Владимир Александрович Киршин "Рассольники".
Урок литературы в 10-м классе
Цель урока: создание условий для осмысления учащимися роли семьи в жизни человека и общества, сложности
взаимоотношений между родителями и детьми; осмысление необходимости внимания, уважения к личности
ребенка; взаимопонимания в семье.
Задачи:
1. формирование интереса к современной литературе, в том числе к литературе Прикамья;
2. формирование навыков целостного анализа эпического текста, совершенствование и развитие навыков
творческого чтения.
Оформление доски:
1. Эпиграф к уроку:
«Мы, кажется, только сейчас, когда многие жизненные уклады в России бездумно и хищно порушены,
начинаем понастоящему постигать такие понятия, как «семья» и «род». Юрий Беликов, соб. корр. газеты
«Трибуна»
(Из рецензии на сборник стихов жителей поселка Майский «Майское небо», 2005 г.)
2. Выставка сборников современных пермских поэтов и писателей.
3. Схема, отражающая художественный мир рассказа
Предварительная работа:
1. чтение рассказа;
2. знакомство с биографией В. Киршина;
3. распределение заданий для исследования текста по группам:
1. Каким Артем был до путешествия с отцом? Его отношение к миру, к близким людям, к себе
самому.
2. Исполняется заветная мечта. Отчего мальчику стало страшно?
3. Как принимает мальчика мир отца? Обратите внимание на пейзаж и сцену в электричке.
4. Как складываются отношения с отцом? Понимают ли отец и сын друг друга?
5. Какие изменения происходят в душе Артема во время этого путешествия?
6. Обратите особое внимание на финал рассказа. Почему утром после ночевки в лесу отец и сын
одновременно вспоминают маму? Какие чувства переживает Артем? Как выражает свое
отношение к происходящему автор?
7. Какова взаимосвязь последних слов рассказа («Это будет твое отечество. И это приказ.» И
засмеялся») с названием и идейным содержанием произведения? Найдите еще один эпизод, где
упоминается слово «отечество».
8. Объясните смысл названия рассказа «Рассольники».Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Тема взаимоотношений «отцов и детей», старшего и вступающего в жизнь, юного поколения – тема вечная.
Насколько она важна сегодня, говорит эпиграф к уроку.
Эта тема раскрывается и в рассказе современного пермского писателя Владимира Александровича Киршина.
II. Беседа по выяснению восприятия текста.
(Работа по схеме, отражающей художественный мир рассказа, систему образов).
– Мы с вами уже заметили, что на описание жизни Артема до путешествия с отцом (а это 1617 лет!) автор
отводит одну страничку, зато путешествие (день, ночь и утро следующего дня) рассматривается детально. Во
что автор так внимательно вглядывается, что ему хочется увидеть и показать читателям?
III. Постановка проблемного вопроса
– Как повлияло на отношения Артема с родителями путешествие с отцом?
IV. Анализ-исследование текста.
1. Заслушиваем отчеты групп по самостоятельной работе с текстом.
2. После ответа группы – беседа на углубление понимания содержания.
– Что вы считаете главным в отношениях Артема с окружающими в замкнутом мирке?
Автор подчеркивает одиночество Темы рядом с мамой (вечная спешка, приказы, борьба, забота мамы о здоровье
сына) и одиночество в школе. Не случайно «членом семьи» становится телевизор, он дает отдых – надежность и
покой; можно ни о чем не думать, никто не беспокоит, никто не нужен, кроме отца. Этот замкнутый мирок
неинтересен Теме, он мечтает о большом, «отцовском» мире.
– «Кажется, это всетаки случилось». Исполняется заветная мечта. Отчего Артему страшно? Что он знал о
внешнем мире до путешествия?
Артем знал, что «большой мир» может быть жестким, негостеприимным, как с мамой.
Это мир мечты, мир вымышленный. А вдруг он в действительности совсем не такой?
Отец – хозяин внешнего мира. Так думал Тема в детстве. А каков отец на самом деле? Если Артем разочаруется
в нем, то жизнь потеряет смысл; не будет мечты – не будет цели.
– Как принял Артема отцовский мир?
Это мир сказочный, необыкновенный, наполненный неодушевленными предметами. Здесь у Артема появляется
друг Торба, его понимают и поддерживают в электричке, юноша ощущает вкус победы: «все дочкиматери, что
они могут против их мужского корпуса?»
Лес и небо во время ночевки представляются Артему юртой, где надежно и уютно, как в одеяле перед
телевизором.
– В электричке Тема боится расплакаться от «неправильного счастья». Они с отцом «рассольники» – «вагон наш,
вокзал наш, мужской – и лес». Но так ли уж безмятежны взаимоотношения с отцом?
Артем устал, когда заблудились в лесу. В душе растет обида на отца. Он такой же, как мать. Не считается с
Артемом, велел сидеть и ждать, ничего не объясняя. «Вообще родители таковы – притащат в жизнь, а зачем и
насколько – сами не знают». Снова все то же, что и в отношениях с матерью.
– И всетаки изменения происходят. Все самое важное – в финале, в конце рассказа. В счастливейший момент
своей жизни Артем оглядывается на прошлое. О чем он думает?
В это утро Артем заново «родился из отцовской куртки ножками вперед». Он смотрит на своих родителей
новыми глазами. Он впервые поновому увидел любовь матери, ее страх за сына, впервые засомневался:
«Хорошо это или плохо?»– Отец одновременно с Артемом вспоминает о маме. О каких «новых, удивительных далях» думает он?
V. Выводы. Концептуальное осмысление.
– «Сдвинулись горы у него на душе, сдвинулись с привычного места, и сразу дали себя знать их невероятная
тяжесть и гигантские размеры – годы, горы, горе – за что?»
Какое отношение к героям выразил автор этими словами? Кому сочувствует, кого и в чем упрекает?
– Какова основная мысль рассказа?
– Почему рассказ называется «Рассольники»?
Отец и сын впервые почувствовали, что они все (и мама тоже) из одного рода – «рассольники». Они – одна
семья. Сможет ли эта семья обеспечить сыну надежность, защищенность, чтобы не было страха перед большим
миром или апатии, равнодушия к себе и к жизни?
VI. Рефлексия.
– Что изменилось в вашем восприятии рассказа в ходе урока?
– Какие средства создания образа и выражения авторской позиции помогли в этом?
VII. Чтение стихотворения
пермского поэта А.Ф. Старовойтова «Я не знаю, что такое счастье?»
– В чем стихотворение перекликается с рассказом?
Счастье, когда есть близкие люди и есть общие интересы и желание быть вместе, заботиться друг о друге.
Счастье – это полная семья.
VIII. Домашнее задание:
написать отзыв о рассказе.
Список литературы:
1. Киршин В.А. Дед Пихто: Цикл прозы. Пермь, 2000.
2. Современный русский рассказ: Хрестоматия по литературе /Составители и авторы статей Н.А. Петрова,
В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева. – Пермь: Книжный мир, 2005.