Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классе Цель урока: создание условий для осмысления учащимися роли семьи в жизни человека и общества, сложности взаимоотношений между родителями и детьми; осмысление необходимости внимания, уважения к личности ребенка; взаимопонимания в семье. Задачи: 1. формирование интереса к современной литературе, в том числе к литературе Прикамья; 2. формирование навыков целостного анализа эпического текста, совершенствование и развитие навыков творческого чтения. Оформление доски: 1. Эпиграф к уроку: «Мы, кажется, только сейчас, когда многие жизненные уклады в России бездумно и хищно порушены, начинаем по-настоящему постигать такие понятия, как «семья» и «род». Юрий Беликов, соб. корр. газеты «Трибуна» (Из рецензии на сборник стихов жителей поселка Майский «Майское небо», 2005 г.) 2. Выставка сборников современных пермских поэтов и писателей. 3. Схема, отражающая художественный мир рассказа
Иконка файла материала Владимир Александрович Киршин.doc
Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классе Цель урока: создание условий для осмысления учащимися роли семьи в жизни человека и общества, сложности  взаимоотношений между родителями и детьми; осмысление необходимости внимания, уважения к личности  ребенка; взаимопонимания в семье. Задачи: 1. формирование интереса к современной литературе, в том числе к литературе Прикамья; 2. формирование навыков целостного анализа эпического текста, совершенствование и развитие навыков  творческого чтения. Оформление доски: 1. Эпиграф к уроку: «Мы, кажется, только сейчас, когда многие жизненные уклады в России бездумно и хищно порушены,  начинаем по­настоящему постигать такие понятия, как «семья» и «род». Юрий Беликов, соб. корр. газеты «Трибуна» (Из рецензии на сборник стихов жителей поселка Майский «Майское небо», 2005 г.) 2. Выставка сборников современных пермских поэтов и писателей. 3. Схема, отражающая художественный мир рассказа Предварительная работа: 1. чтение рассказа; 2. знакомство с биографией В. Киршина; 3. распределение заданий для исследования текста по группам: 1. Каким Артем был до путешествия с отцом? Его отношение к миру, к близким людям, к себе  самому. 2. Исполняется заветная мечта. Отчего мальчику стало страшно? 3. Как принимает мальчика мир отца? Обратите внимание на пейзаж и сцену в электричке. 4. Как складываются отношения с отцом? Понимают ли отец и сын друг друга? 5. Какие изменения происходят в душе Артема во время этого путешествия? 6. Обратите особое внимание на финал рассказа. Почему утром после ночевки в лесу отец и сын  одновременно вспоминают маму? Какие чувства переживает Артем? Как выражает свое  отношение к происходящему автор? 7. Какова взаимосвязь последних слов рассказа («Это будет твое отечество. И это приказ.» И  засмеялся») с названием и идейным содержанием произведения? Найдите еще один эпизод, где  упоминается слово «отечество». 8. Объясните смысл названия рассказа «Рассольники».Ход урока I. Вступительное слово учителя. Тема взаимоотношений «отцов и детей», старшего и вступающего в жизнь, юного поколения – тема вечная.  Насколько она важна сегодня, говорит эпиграф к уроку. Эта тема раскрывается и в рассказе современного пермского писателя Владимира Александровича Киршина. II. Беседа по выяснению восприятия текста. (Работа по схеме, отражающей художественный мир рассказа, систему образов). – Мы с вами уже заметили, что на описание жизни Артема до путешествия с отцом (а это 16­17 лет!) автор  отводит одну страничку, зато путешествие (день, ночь и утро следующего дня) рассматривается детально. Во  что автор так внимательно вглядывается, что ему хочется увидеть и показать читателям? III. Постановка проблемного вопроса – Как повлияло на отношения Артема с родителями путешествие с отцом? IV. Анализ-исследование текста. 1. Заслушиваем отчеты групп по самостоятельной работе с текстом. 2. После ответа группы – беседа на углубление понимания содержания. – Что вы считаете главным в отношениях Артема с окружающими в замкнутом мирке? Автор подчеркивает одиночество Темы рядом с мамой (вечная спешка, приказы, борьба, забота мамы о здоровье сына) и одиночество в школе. Не случайно «членом семьи» становится телевизор, он дает отдых – надежность и  покой; можно ни о чем не думать, никто не беспокоит, никто не нужен, кроме отца. Этот замкнутый мирок  неинтересен Теме, он мечтает о большом, «отцовском» мире. – «Кажется, это все­таки случилось». Исполняется заветная мечта. Отчего Артему страшно? Что он знал о  внешнем мире до путешествия? Артем знал, что «большой мир» может быть жестким, негостеприимным, как с мамой. Это мир мечты, мир вымышленный. А вдруг он в действительности совсем не такой? Отец – хозяин внешнего мира. Так думал Тема в детстве. А каков отец на самом деле? Если Артем разочаруется  в нем, то жизнь потеряет смысл; не будет мечты – не будет цели. – Как принял Артема отцовский мир? Это мир сказочный, необыкновенный, наполненный неодушевленными предметами. Здесь у Артема появляется  друг Торба, его понимают и поддерживают в электричке, юноша ощущает вкус победы: «все дочки­матери, что  они могут против их мужского корпуса?» Лес и небо во время ночевки представляются Артему юртой, где надежно и уютно, как в одеяле перед  телевизором. – В электричке Тема боится расплакаться от «неправильного счастья». Они с отцом «рассольники» – «вагон наш,  вокзал наш, мужской – и лес». Но так ли уж безмятежны взаимоотношения с отцом? Артем устал, когда заблудились в лесу. В душе растет обида на отца. Он такой же, как мать. Не считается с  Артемом, велел сидеть и ждать, ничего не объясняя. «Вообще родители таковы – притащат в жизнь, а зачем и  насколько – сами не знают». Снова все то же, что и в отношениях с матерью. – И все­таки изменения происходят. Все самое важное – в финале, в конце рассказа. В счастливейший момент  своей жизни Артем оглядывается на прошлое. О чем он думает? В это утро Артем заново «родился из отцовской куртки ножками вперед». Он смотрит на своих родителей  новыми глазами. Он впервые по­новому увидел любовь матери, ее страх за сына, впервые засомневался:  «Хорошо это или плохо?»– Отец одновременно с Артемом вспоминает о маме. О каких «новых, удивительных далях» думает он? V. Выводы. Концептуальное осмысление. – «Сдвинулись горы у него на душе, сдвинулись с привычного места, и сразу дали себя знать их невероятная  тяжесть и гигантские размеры – годы, горы, горе – за что?» Какое отношение к героям выразил автор этими словами? Кому сочувствует, кого и в чем упрекает? – Какова основная мысль рассказа? – Почему рассказ называется «Рассольники»? Отец и сын впервые почувствовали, что они все (и мама тоже) из одного рода – «рассольники». Они – одна  семья. Сможет ли эта семья обеспечить сыну надежность, защищенность, чтобы не было страха перед большим  миром или апатии, равнодушия к себе и к жизни? VI. Рефлексия. – Что изменилось в вашем восприятии рассказа в ходе урока? – Какие средства создания образа и выражения авторской позиции помогли в этом? VII. Чтение стихотворения пермского поэта А.Ф. Старовойтова «Я не знаю, что такое счастье?»  – В чем стихотворение перекликается с рассказом? Счастье, когда есть близкие люди и есть общие интересы и желание быть вместе, заботиться друг о друге.  Счастье – это полная семья. VIII. Домашнее задание: написать отзыв о рассказе. Список литературы: 1. Киршин В.А. Дед Пихто: Цикл прозы. Пермь, 2000. 2. Современный русский рассказ: Хрестоматия по литературе /Составители и авторы статей Н.А. Петрова,  В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева. – Пермь: Книжный мир, 2005.

Посмотрите также