Влажность воздуха_Лабораторная работа

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Влажность воздуха_Лабораторная работа.doc

Лабораторная работа

 

Измерение относительной влажности воздуха

 

Цель работы: овладеть практическим приемом определения относительной влажности воздуха с использованием термо­метра и психрометрической таблицы.

Оборудование: термометр, стакан с водой комнатной темпе­ратуры, стержень штатива с муфтой и лапкой, лоток, укладоч­ный короб.

Дополнительное оборудование: нить, кусочек марли, психро­метрическая таблица.

 

 

Теоретическая часть.

 

Влажность воздуха.

Совершаемый в атмосфере Земли кругово­рот воды, сопровождаемый преобразованием энергии, подобен ра­боте гигантской тепловой машины. Источником энергии здесь слу­жит солнечное излучение, а «рабочим» веществом — водяной пар. Наличие водяных паров в воздухе является необходимым условием существования жизни на земном шаре. Впрочем, для жи­вотного и растительного мира неблагоприятен как сухой, так и слишком влажный воздух. Умеренная влажность воздуха создает необходимые условия для нормальной жизни и деятельности человека. Избыточная влажность вредна для ряда производственных процессов, при хране­нии продуктов и материалов. Как же оценить степень влажности воздуха, то есть количество содержащихся в нем водяных паров? Такая оценка особенно важна для состав­ления прогноза погоды, поскольку содержание водяных паров в атмосфере служит одним из важнейших факторов, определяющих погоду. Без знания влажности воздуха не­возможно сделать прогноз погодных условий, столь необ­ходимый для сельского хозяйства, транспорта и ряда других отраслей народного хозяйства. Чтобы узнать, сколько со­держится в воздухе пара, в принципе можно пропустить определенный объем воздуха сквозь вещество, поглощаю­щее водяной пар, и так найти массу пара, находившегося в 1 м3 воздуха.

Количество водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха, назы­вают абсолютной влажностью воздуха.

Если в воздухе объемом V содержатся водяные пары мас­сой т, то, очевидно, в каждой единице объема воздуха коли­чество водяных паров будет равно: . Таким образом, абсолютная влажность воздуха измеряется плотностью находящегося в нем водяного пара и, следовательно, еди­ница абсолютной влажности воздуха в СИ имеет наименова­ние 1  кг/м3.

Абсолютная влажность как таковая еще не определяет погодно-климатических условий. Решающую роль в формировании этих ус­ловий играет температура воздуха. При одной и той же абсолютной влажности воздух в зависимости от температуры вызывает ощуще­ние сухой или сырой погоды. Все дело в том, насколько близок нахо­дящийся в воздухе пар к состоянию насыщения. Если температура низкая, то данное количество водяного пара в воздухе может ока­заться очень близким к насыщению, то есть воздух будет сырым. При более высокой температуре то же количество водяного пара далеко от насыщения, и воздух сухой. На­пример, при абсолютной влажности 6 мм рт. ст. жаркий июльский воздух будет далек от насыщения, но в прохлад­ный осенний день это же количество водяного пара может насыщать его так, что в воздухе появится туман, морось. (Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным. Динамическое равновесие устанавливается тогда, когда число молекул, покидающих жидкость в единицу времени, равно числу молекул, возвращающихся в неё.).

Влажность воз­духа становится максимально возможной, когда водяные пары, находящиеся в атмосфере, достигают состояния на­сыщения. Поэтому, чем ближе водяные пары, находящиеся в воздухе, к состоянию насыщения, тем воздух является более влажным. Для суждения о степени влажности воздуха важно знать, близок или далек водяной пар, находящийся в нем, от состояния насыщения. С этой целью вводят понятие относитель­ной влажности r.

Относительной влажностью воздуха называют выраженное в процентах отношение абсолютной влажности  к плотности на­сыщенного пара  при данной температуре:                          

                                                            (1)

Относительную влажность воздуха обычно выражают в процентах. Так, если относительная влажность воздуха равна 70%, то это значит, что абсолютная влажность состав­ляет 70% от максимально возможной при данной темпе­ратуре.

 

Точка росы.

Температура, при которой находящийся в воздухе пар приходит в состояние насыщения, называют точкой росы. В этом случае относительная влажность воздуха равна 100 %, а процессы испарения воды и конденсации пара идут одинаково интенсивно.

Жителям средних широт хорошо известно, что при ясной погоде в конце августа и в начале сентября обычно ночная температура воздуха бывает значительно ниже дневной. В предрассветные часы она опускается ниже точки росы. Тогда на траве, листьях деревьев, металлических крышах появляется роса, а в низинах над озерами, реками и болотами повисает туман, состоящий из очень мелких капелек воды.

Психрометр.

 

При определении влажности воздуха пользуются специальными приборами — гигрометрами (от греч. гигрос — влаж­ный) и психрометрами (от греч. псих-рос - холодный).

Достаточно высокую точность изме­рения обеспечивает психрометр Авгус­та (рис. 1). Он состоит из двух термо­метров: сухого и смоченного (влажного), укрепленных на общем основании. Резервуар одного из термометров обмотан марлей и опущен в сосуд с водой. Вода по марле (явление капиллярности) поднима­ется вверх и увлажняет марлю (поэтому один из термометров называют влажным, а другой — сухим). Сухой термометр измеряет температуру окружающего воздуха. Если водя­ные пары не насыщают пространство, то вода                                          Рис. 1.

испаряется из марли, влажный термометр охлаждается и его показания становятся ниже показаний сухого. Разность температур между показаниями сухого и влажного термометров называ­ется психрометрической разностью. Чем более влажен воз­дух, тем меньше психрометрическая разность. Таким обра­зом, по величине психрометрической разности можно судить о влажности воздуха. При насыщении воздуха водяными па­рами оба термометра показывают одинаковую температуру (психрометрическая разность равна нулю). По психрометру определяют температуру воздуха и психрометрическую разность, а затем по психрометрической таблице (таблица 1) находят относительную влажность воз­духа.

В данной таблице каждой горизонтальной строке соответствует показание сухого термометра психрометра, а каждому вертикальному столбцу – разность показаний сухого и влажного термометров. На пересечении горизонтали и вертикали получаем влажность воздуха.

При нормальной трудовой деятельно­сти взрослый человек вследствие испа­рения влаги с поверхности кожи теряет около 2 кг воды в сутки. Повышенная или пониженная потеря воды в зависи­мости от влажности воздуха отрицатель­но сказывается на самочувствии челове­ка. Медико-биологические исследования показали, что оптимальная относитель­ная влажность воздуха в жилых помещениях должна быть около 60%.

 

Гигиеническое значение влажности воздуха.

 

Влаж­ность воздуха имеет большое гигиеническое значение в жизни человека. В интервале температур 25—30 °С нормаль­ная жизнедеятельность человека сохраняется при относи­тельной влажности воздуха 40—60%. При снижении влаж­ности воздуха ниже 30% воздух становится сухим. В сухом воздухе резко усиливается испарение влаги со слизистых оболочек, возникают неприятные ощущения сухости во рту и в горле, образуются глубокие трещины губ, снижаются защитные функции верхних дыхательных путей.

Повышенная влажность (выше 70%) также отрицательно влияет на организм человека как при высоких, так и при низких температурах. При высокой температуре воздуха и повышенной влажности человек сильно потеет, но испаре­ния влаги с поверхности тела не происходит, что приводит к перегреву организма и «тепловому удару». При низких температурах повышенная влажность воздуха, наоборот, приводит к сильному охлаждению организма, так как во влажном воздухе резко увеличиваются потери энергии пу­тем конвекции и теплопроводности.

 

 

                                                                              Таблица 1.

Психрометрическая таблица

 

Показания

сухого термо­метра,°С

Разность показаний сухого и влажного термометров

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

100

81

63

45

28

11

 

 

 

 

 

1

100

83

65

48

32

16

 

 

 

 

 

2

100

84

68

51

35

20

 

 

 

 

 

3

100

84

69

54

39

24

10

 

 

 

 

4

100

85

70

56

42

28

14

 

 

 

 

5

100

86

72

58

45

32

19

6

 

 

 

6

100

86

73

60

47

35

23

10

 

 

 

7

100

87

74

61

49

37

26

14

 

 

 

8

100

87

75

63

51

40

28

18

7

 

 

9

100

88

76

64

53

42

31

21

11

 

 

10

100

88

76

65

54

44

34

24

14

5

 

11

100

88

77

66

56

46

36

26

17

8

 

12

100

89

78

68

57

48

38'

29

20

11

 

13

100

89

79

69

59

49

40

31

23

14

6

14

100

89

79

70

60

51

42

34

25

17

9

15

100

90

80

71

61

52

44

36

27

20

12

16

100

90

81

71

62

54

46

37

30

22

15

17

100

90

81

72

64

55

47

39

32

24

17

18

100

91

82

73

65

56

49

41

34

27

20

19

100

91

82

74

65

58

50

43

35

29

22

20

100

91

83

74

66

59

51

44

37

30

24

21

100

91

83

75

67

60

52

46

39

32

26

22

100

91

83

76

68

61

54

47

40

34

28

23

100

92

84

76

69

61

55

48

42

36

30

24

100

92

84

77

69

62

56

49

43

37

31

25

100

92

84

77

70

63

57

50

44

38

33

26

100

92

85

78

71

64

58

51

46

40

34

27

100

92

85

78

71

65

59

52

47

41

36

 

Показания

сухого термо­метра,°С

Разность показаний сухого и влажного термометров

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

28

100

93

85

78

72

65

59

53

48

42

37

29

100

93

86

79

72

66

60

54

49

43

38

30

100

93

86

79

73

67

61

55

50

44

39

 

Практическая часть.

 

1. Ход работы.

Из укладочного пенала извлекают необходимое для работы оборудование, крышку пенала устанавливают на место.

В начале работы определяют и записывают показания сухого термометра .

Затем вокруг резервуара с подкрашенной жид­костью наматывают 2-3 слоя марли и закрепляют их нитью. Тер­мометр закрепляют в вертикальном положении лапкой штатива. Подносят к нему снизу стакан и погружают марлю в воду. После того, как марля пропитается водой, стакан убирают и начинают наблюдать за показаниями прибора.

Общий вид экспериментальной установки на этом этапе опы­та показан на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2.

В тот момент, когда пони­жение температуры прекра­тится, снова записывают его показание .

По разности двух записанных значений темпе­ратуры , используя психромет­рическую таблицу, определя­ют относительную влажность воздуха в помещении класса.

 

2. Задание.

В тетрадках должны быть записаны значения температур (с пояснениями), вычислена их разность, записано значение относительной влажности воздуха.

 

 

Сделайте вывод о проделанной работе.