Влияние аппликации на развитие речи и мелкой моторики рук детей
Оценка 4.9

Влияние аппликации на развитие речи и мелкой моторики рук детей

Оценка 4.9
Документация
docx
13.03.2023
Влияние аппликации на развитие речи и мелкой моторики рук детей
Консультативный материал для родителей Влияние аппликации на развитие речи и мелкой моторики рук детей
Влияние аппликации на развитие речи и мелкой моторики рук детей.docx

Консультативный материал для воспитателей

 

"Влияние аппликации на развитие речи и мелкой моторики рук детей"

 

Аппликация так же, как и другие виды деятельности, благоприятно влияет для развития речи дошкольника. Деятельность с бумагой, ножницами, красками, карандашами — это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и углубление представления детей об окружающих предметах, проявление умственной и речевой активности.

Движения пальцев рук тесно связанно с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развитие речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов. Все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи -такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. В процессе аппликации, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика - движения рук совершенствуются под контролем зрения, поэтому приобретаемые навыки оказывают

колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя   их   со   зрительными,   слуховыми,

тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.


На занятиях по аппликации детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и понимать слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребёнок приучается вслушиваться короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические оттенки.

В трудовой деятельности значительно быстрее происходит развитие речи, так как речь приобретает действительно практическую

направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности.

Аппликация имеет большое познавательное, воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по аппликации в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Определённый

набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребёнка во всём многообразии его форм. Особенно высокие показатели наблюдаются при частом использовании всего наглядного материала, всех демонстрируемых действий, предметов, их признаков и закреплении значений.

Дети лучше усваивают речевой материал, когда постепенно, в течение всего периода работы, находятся в условиях самостоятельного, посильного выполнения поручений воспитателя, как до знаний, так и после них. Дети как бы играют с материалом, производя с ним различные действия.

Трудовая деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребёнок сам непосредственно действует с предметом. В этой деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связать слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картинку связь слова с движением или состоянием предмета. Во время аппликации это происходит естественно, поскольку ребёнок сам выполняет разнообразные действия. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают


последовательность действий и причинно - следственные связи различных действий и явлений.

Овладение умениями на труде без развития целенаправленного зрительного восприятия, наблюдения невозможно. Большей частью дети создают работы по представлению или памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом существует зрение, осязание, движения рук.

На занятиях следует привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Поделки на занятиях по аппликации способствуют развитию сенсорной моторики, совершенствованию координации движений, внимания.

Обучение ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед работой, дети учатся выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует сопоставление и установление различий. При обучающем воздействии взрослого у ребёнка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе ручного труда создавать поделку, близкую к реальному объекту.

·        Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и

материалов (ножницы, клей, пр.).

·        Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы.

·        Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того предмета, который должен сделать ребёнок.

Важную роль в обучении детей ручному труду играет семья. В семье должны закрепляться привитые в детском саду навыки труда. Поэтому воспитателем должны оформляться выставки детских работ, чтобы родители могли ознакомиться с успехами своих детей, с работами товарищей. Продуктивны выставки совместных творческих


работ детей и родителей. Дети очень гордятся тем, что папа или мама мастерит вместе с ними. Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, игры драматизации. Все задания по труду, ребёнок должен выполнять легко, без принуждения, чтобы занятия приносили радость. Хорошо занятия по аппликации сопровождать стихами, загадывать загадки, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный образ, но и слуховой.

Задачей педагога в работе с детьми по данному направлению, является развитие мелкой моторики, способствующей коррекции речи; совершенствование навыков ручного труда; развитие умения видеть прекрасное и желание создавать красивое своими руками.


 

Консультативный материал для воспитателей "Влияние аппликации на развитие речи и мелкой моторики рук детей"

Консультативный материал для воспитателей "Влияние аппликации на развитие речи и мелкой моторики рук детей"

На занятиях по аппликации детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и понимать слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий

На занятиях по аппликации детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и понимать слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий

Овладение умениями на труде без развития целенаправленного зрительного восприятия, наблюдения невозможно

Овладение умениями на труде без развития целенаправленного зрительного восприятия, наблюдения невозможно

Дети очень гордятся тем, что папа или мама мастерит вместе с ними

Дети очень гордятся тем, что папа или мама мастерит вместе с ними
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023