Влияние чрезвычайных ситуаций на психику человека

  • doc
  • 11.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала влияние ЧС на психику человека.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние чрезвычайных ситуаций на психику человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

Введение

           

           

Не тот пропал, кто в беду попал,

                                        а тот пропал, кто духом упал.

 

          Человек, попавший в чрезвычайную ситуацию, редко выходит из нее целым и невредимым. Один теряет здоровье, получив тяжелые травмы и увечья, другой вообще лишается жизни. Оставшиеся жить на этом свете и сохранившие в целом свою плоть, как правило, все ровно получают такие раны, которые на первый взгляд не заметны, но чрезвычайно болезненны и с большим трудом поддаются исцелению. Это – раны души, человеческой психики и сознания. И они тем больше, чем страшнее и, если можно так сказать, ярче картины пережитого.

          Опасные экстремальные ситуации, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. От состояния беспокойства, тревоги до страха и паники – таков диапазон психического состояния личности. Это обуславливается не только устойчивыми индивидуальными качествами человека, но и временными сдвигами в них, вызванными складывающейся обстановкой. Способность к действиям в такой ситуации является важнейшим качеством, определяющим защищенность от опасности.

 

 

1. Устойчивые факторы, определяющие действия

человека в экстремальных ситуациях.

 

          1). Особенности темперамента.

          У каждого человека имеются свои особенности нервной системы и поэтому реакция на одинаковые психологические нагрузки будет разной. У одних наблюдается повышенная активность, мобилизация сил,  повышение эффективности деятельности. У других такие нагрузки вызывают дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность. Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, собранность и решительность. Индивидуальная выносливость нервной системы способствует противодействию утомлению, оказывает мобилизующее влияние в опасной ситуации. От уравновешенности нервной системы, а она в большей степени определяется темпераментом, зависит способность к переключению внимания и быстрому реагированию на опасные ситуации.

           2). Функциональные изменения в организме.

          Например, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и т.п. Человек, оказавшийся или рискующий оказаться в экстремальной ситуации, всегда должен помнить, что его способность действовать определяется, в том числе и этим фактором.

          3). Недостатки органов чувств – зрения, слуха и др. Этот фактор снижает реакцию в экстремальной ситуации.

          4). Функциональные нарушения связи между сенсорными и моторными процессами. Так, замедленное или, наоборот, поспешное реагирование на сигналы оказывает негативное влияние на своевременность реакции на опасность. То же относится и к нарушению координации.

          5). Алкоголизм, наркомания.  Человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, лишен способности адекватно оценивать опасность и принять наиболее правильное решение.

2. Временные факторы, определяющие

действия человека

в экстремальных ситуациях.

          Если устойчивые факторы, как правило, человеку уже известны заранее, и он при действиях в экстремальных ситуациях может учитывать их негативное воздействие, то временные факторы чаще всего влияют на действия человека непредсказуемым образом, их трудно предусмотреть заранее.

          К временным факторам относятся:

          1. Неопытность, отсутствие необходимых умений и навыков, что порождает:

         а) необходимость сознательного контроля за большинством своих действий. А это мешает распределению внимания, возникает вероятность нерациональных поступков или даже непринятия мер к отдельным элементам опасности;

          б) ошибочные действия из-за незнания;

          в) неуверенность. Опасение совершить ошибку требует повышенного внимания к каждому действию, что ведет к быстрому утомлению, потере концентрации.

          2. Неосторожность. Частой ошибкой в данном случае является недооценка возникшей ситуации, приуменьшение ее опасности. В результате меры, принимаемые для выхода из такой ситуации, оказываются недостаточными. С другой стороны, иногда люди склонны переоценивать свои возможности, неправильно рассчитывают свои силы, что естественно ведет к отрицательному финалу в борьбе с опасностью. Еще одной ошибкой, связанной с неосторожностью, можно считать неполную оценку опасных факторов, которая может происходить под влиянием отвлекающих обстоятельств.

          3. Утомление. Понятно, что утомление понижает работоспособность, внимание, снижается уровень защитных реакций.

          4. Стресс. Стресс – это эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, холод, боль и др. вызывают в организме однотипную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует в данный момент. При этом человек реагирует не только на действующую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В развитии стресса можно выделить три этапа:

          1) Реакция тревоги, когда мобилизуются защитные силы организма, повышается устойчивость к травмирующим воздействиям. При этом происходит перераспределение ресурсов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач.

          2) Этап стабилизации, когда все параметры организма, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. В этот момент внешнее поведение человека мало, чем отличается от нормы, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

          3) При дальнейшем сохранении стрессовой ситуации наступает истощение, что может привести к ухудшению самочувствия, заболеванию и даже к смерти.

          5. Влияние биологических ритмов и атмосферных факторов. В организме человека действуют более ста ритмических биологических процессов (сердцебиение, дыхание, биоэлектрическая активность мозга, обменные процессы и т.д.).

          В определенное время человек бывает более вынослив, работоспособен. Спустя какое-то время этот так называемый заряд силы вдруг исчезает, а затем вновь наступает физический подъем. Это и есть проявление физического биоритма. Эмоциональный биоритм проявляется в чувственном, душевном состоянии. Интеллектуальный биоритм отражает качество мыслительных способностей. Ещё необходимо остановиться на проблеме риска. Степень риска, его оправданность в каждой конкретной ситуации определяется уровнем психологической подготовки, поэтому для отдельного человека в одной и той же ситуации она будет своя, отличная от степени риска для других. Риск – это, по сути, выбор между более интересным, но и более опасным и менее интересным, но и менее опасным. Выбор правильного соотношения между «горячим сердцем» и «холодным рассудком» - это тоже одна из важнейших задач в противостоянии опасностям.

 

3. Динамика развития психических расстройств

у пострадавших в ЧС.

          Психическая реакция человека на катастрофу не одномоментная, психические изменения разворачиваются во времени, одни формы проявлений сменяются другими.

          Особенности психической реакции на угрозу катастрофы. В случае если катастрофические явления обрушились на пострадавших не внезапно, а проходило какое-то небольшое время между возникновением катастрофы и воздействием на людей ее поражающих факторов, люди вели себя двояким образом. Таких пострадавших можно отнести к одной из двух категорий.

          Представители первой категории людей испытывали страх, растерянность, проявляли беспорядочную активность, неспособность к целенаправленной деятельности, дезориентировку в пространстве и окружающей ситуации. Люди, действующие в критической обстановке подобным образом могут инициировать панику.

Например, в 1977 г. в День Поминовения по неизвестной причине вспыхнул пожар в ночном клубе неподалеку от Цинциннати (штат Огайо). На церемонию празднования здесь собралось тогда более 2,5 тыс. человек. Основная масса присутствующих находилась в центральном банкетном зале. Когда несчастье стало очевидным, началась эвакуации, проходившая сначала спокойно, в соответствии с инструкциями по технике безопасности. По мере того, как дым сгущался, гости забыли обо всем: оба выхода из зала оказались, попросту говоря, забиты людьми, пытающимися поскорее и во что бы то ни стало выбраться отсюда. Началась давка. Погибли 165 человек, причем не только от огня. Некоторых буквально растоптали или нанесли травмы, не совместимые с жизнью. В суматохе один из приглашенных потерял из виду жену, которая только что стояла рядом. По его словам, сначала он все-таки оставался спокойным. Но ситуация  усложнялась с каждой минутой. Прикинув расстояние до ближайшего выхода и увидев, что там творится, понял: выбраться не удастся. А в душе еще теплилась надежда на спасение. Теперь уже, действуя машинально, вдруг как бы очнулся и сквозь едкий дым на секунду заметил, что недалеко спасательный выход. Этот человек оказался одним из последних, кто успел покинуть объятое огнем помещение. И только тут наступило прозрение: да, свою собственную жизнь он спас, но ничего не сделал для спасения самого близкого человека! Он готов был сгореть, когда представил, какой стыд ему предстоит пережить, если их дети узнают об этом. Психическое потрясение оказалось сильнее физической боли. Тремя часами позже он узнал, что супругу вынесли в безопасное место. Казалось бы, можно радоваться. Увы, чувство стыда и душевные муки у него лишь усилились.

          Представители второй категории еще до поражающего воздействия физических факторов катастрофы впадали в оцепенение, состояние оглушенности, вялости, апатичности, заторможенности.

          Дальнейшие изменения психики, обуславливающие поведение, происходят в несколько стадий. Первые три из них типичны и примерно одинаковы для реакции людей на чрезвычайные ситуации любой физической природы.

          Первая стадия психической реакции на катастрофу. Психическая реакция, и поведение человека на первой стадии.

Первая стадия – стадия витальных реакций – происходит во время действия поражающих факторов катастрофы (землетрясения). Реакция характеризуется сужением поля сознания, частичной потерей памяти, изменением восприятия течения времени. Поведение не контролируется сознанием, полностью подчинено инстинкту самосохранения. Способность человека к контакту, взаимодействию социальным формам поведения утрачивается. Господствуют инстинктивные формы поведения. Психика сверхмобилизована, действия совершаются автоматически, при этом человек может совершить для собственного спасения действия, которые в обычных условиях для него непосильны.

          После окончания катастрофических процессов, а также в случае перемещения человека в безопасное место или неуспеха поведения, направленного на самосохранение, наступает глубокое торможение, оцепенение. Явления суженного сознания в течение всей стадии сохраняются.

          В течение 5…10 мин (иногда 15 мин) сохраняется нечувствительность к боли. Длительность этой стадии около 15 мин. У тех, кто получил какие-либо травмы, продолжительность психического торможения, ступора может увеличиваться до десятков минут, одного-двух часов.

Вторая стадия, психической реакции на катастрофу.

          Психическая реакция и поведение человека на второй стадии.

Вторая стадия – острый психоэмоциональный шок и сверхмобилизация. Сохраняются явления суженного сознания, воспринимаются только события и явления, имеющие для человека высокую значимость, все остальное не фиксируется, прошлое и будущее не воспринимаются, течение времени как бы останавливается, боль чувствуется, но не отлагается в сознании, в памяти. Обостряются социальные чувства: взаимопомощь, взаимовыручка, взаимоподдержка. В этой стадии психика становится очень восприимчивой к внушению, примеру. Клич, команда, пример того или иного поведения служат стимулом для действия окружающих людей (при этом не исключена возможность возникновения паники, если индуктору паники по тем или иным причинам удается овладеть инициативой). В случае, если люди, находящиеся в этой стадии, сами не получили серьезных поражений, травм и непосредственная угроза их жизни отсутствует, их деятельность целенаправляется на поиск и оказание помощи пострадавшим родственникам, близким. Спасая близких, человек проявляет необычную силу и ловкость, безрассудную смелость, не обращает внимания на опасность. Непосредственно в зоне поражения (зоны завалов, пожаров и т.п.) вокруг тех людей, которые первыми выходят из оцепенения и предпринимают целенаправленные действия к спасению, образовываются группы по 10…15 человек. Члены группы по отношению друг к другу проявляют взаимовыручку и взаимопомощь. Круг восприятия и взаимодействия пострадавших ограничивается рамками той группы, в которую они входят. Другие группы не воспринимаются, не откладываются в сознании пострадавших. Состояние человека во время этой стадии, как правило, характеризуется следующими признаками: головокружением, головной болью, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой, затрудненностью дыхания. Во время этой стадии полностью отсутствует сон. Стадия длится 2…5 часов и сопровождается общим психическим напряжением, мобилизацией всех резервов организма, обострением восприятия, увеличением скорости мыслительных процессов.

 

Третья стадия – психической реакции на катастрофу.

Психическая реакция, и поведение человека на третьей стадии.

Третья - стадия психофизиологической демобилизации. Она является продолжением развития второй. Переход психического состояния в третью стадию связан с определенными, конкретными событиями в жизни пострадавшего, находящегося в зоне ЧС. К таким событиям относятся: спасение близких потерпевшего (или осознание им невозможности этого сделать), выход группы спасающихся в относительно безопасное место, начало проведения организованных спасательных мероприятий, не требующих личного участия.

          Указанные события демобилизующим образом действуют на психику пострадавших. Снятие напряжения приводит к расширению поля сознания, восприятие человека возвращается в обычное состояние. В этой стадии человек впервые осознает масштабы катастрофы «во времени и пространстве», понимает, что катастрофа навсегда изменила привычный уклад его жизни. Процесс осознания масштабов потерь и разрушений, происходящий на фоне большого или меньшего физиологического истощения и утомления, вызывает состояние глубокого стресса.

         На этой стадии потерпевшие испытывают ухудшение самочувствия, эмоционального состояния. В зависимости от тяжести потерь люди по-разному, более или менее глубоко переживают эту стадию, однако типичными являются потеря смысла собственной жизни, непреодолимая трудность «начать все сначала», осознанное отчаяние из-за потери близких, собственных травм или материальных утрат, которые представляются потерпевшему невосполнимыми.

          Люди, находящиеся в этой стадии, подавлены, вялы, бесцельно слоняются, механически исполняют какую-то монотонную работу, которую могут в любой момент бросить и более не пытаться возобновить. У них подавлены мотивы к деятельности, рассеяно внимание, демобилизованы мышление и память, в связи, с чем могут возникнуть чисто внешние признаки частичной потери памяти. В таком состоянии человек становится неряшлив, желания, связанные с поддерживанием жизненных позиций подавлены, отсутствует аппетит, люди, которые долго не ели, могут начать есть, а потом прекратить прием пищи, бросить недоеденные продукты. Спасателей может удивлять и раздражать, что вполне здоровые люди начинают отказываться от выполнения спасательных работ, бесцельно бродят среди развалин, равнодушно топча ногами тут и там попадающиеся почти целые и лишь надкусанные продукты, тем не менее, такое поведение обусловлено не «дурным нравом» или «паразитизмом» пострадавших, а объективной картиной развития психического состояния. В этой стадии у пострадавших существенно снижается моральный самоконтроль, появляются случаи асоциального поведения, становится возможной агрессия в ответ на попытки как-то «раскачать» потерпевших. Этой стадии свойственны существенные нарушения сна. Потерпевшие, даже сильно утомленные, боятся заснуть, во сне их мучают кошмары, они вновь и вновь видят сцены катастрофы, гибели близких. Для нормализации сна применяются лекарственные препараты. Во время бодрствования потерпевшие нередко вновь переживают события катастрофы, в своем воображении пытаются отыскать вариант спасения близких. Они мучаются угрызениями совести, бичуют себя за то, что не смогли помочь их спасению, создают воображаемую картину якобы в действительности имевших место событий, в которых вымышленные обстоятельства» доказывают» невозможность прийти на помощь близким. Такие люди испытывают потребность рассказывать собеседнику обстоятельства катастрофы, дополняя их  каждый раз новыми вымышленными оправдательными подробностями ситуации, в которой они оказались не способны помочь своим близким. Такая беседа, сама возможность выговориться имеет для пострадавших психотерапевтический эффект. Поэтому, если позволяет время и обстановка, не следует пренебрегать возможностью выслушать пострадавшего, одобрить его действия (неважно – реальные или вымышленные). У некоторых пострадавших, находящихся в этой стадии развития психических нарушений, возможен бред, галлюцинации. Это встречается в основном у тех, кто находится в относительно благоприятной обстановке. Стадия психологической демобилизации длится до 3 суток.

          Отсроченная реакция, на психотравмирующее действие экстремальной обстановки в чрезвычайной ситуации. На следующих стадиях у пострадавших постепенно нормализуется психическая деятельность. При этом в течение последующих 7…10 дней отчетливо заметны отклонения. Сначала это пониженный эмоциональный фон, глубокая замкнутость, маскообразность лица, монотонность речи, замедленность движений. К концу указанного срока – желание «выговориться», чрезмерная подчеркнутость мимики и интонации при рассказах о пережитом. Потерпевшие избирательны в общении. Они предпочитают рассказывать о происшедшем с ними в период ЧС тем людям, которые не были свидетелями катастрофы. В этот период восстанавливается сон, но кошмарные сновидения  остаются. Потерпевшие оценивают свое состояние как улучшение, однако на этот период приходится наивысший показатель утомления, истощения биологических резервов организма, в это время часты разнообразные функциональные расстройства. Примерно через 2 недели после катастрофы наступает улучшение физического и психического состояния потерпевших, активизируется общение, нормализуется деятельность, постепенно приходят в норму сновидения.

 

4. Страх как острое психическое состояние

в экстремальных ситуациях.

 

          Чувство страха знакомо каждому человеку, его можно расценить как острое психическое состояние, возникающее в опасных ситуациях.

          Страх – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действия или воображаемой опасности. Ощущение страха – это естественное проявление инстинкта самосохранения. Контролируемый страх мобилизует физические силы, убыстряет работу интеллекта, концентрирует внимание, помогает выходить из тупиковых ситуаций. Чувствовать страх – это так естественно и логично для нормального человека, что его отсутствие предполагает наличие какой-то аномалии в психике.

          Переживая страх, человек располагает чаще всего лишь вероятным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе такого, часто недостоверного или преувеличенного, прогноза. Страх – это, по сути, сигнальная система организма человека, говорящая: «Внимание! Опасность!». Чаще всего человек стремится  убежать от опасности, но это не всегда является лучшим решением.

          Страх как одна из форм эмоциональной реакции на опасность зависит не только и не столько от обстановки, в которой оказался человек, сколько от его волевых качеств, подготовленности и организованности, правильной оценки ситуации, уверенности в себе.

          Представление о страхе всегда субъективно по сравнению с объективной ситуацией. Человек сам себе устанавливает степень опасности, которая может изменяться в зависимости от оценки, в большей или меньшей степени соответствующей действительности.

          Пример. Человек идет по минному полю, но не знает об этом. Объективно опасность велика, субъективно она равна нулю. И наоборот, человек идет по полю, думая, что оно заминировано, но на самом деле этого нет. Субъективно опасность велика, объективно – равна нулю.

          Особое место занимают фобии – устойчивые страхи. Они могут быть врожденными (боязнь замкнутого или открытого пространства) или приобретенными (радиофобия).

          Для того чтобы перебороть негативные последствия страха, надо:

         1. Принять удобное положение, позволяющее расслабиться и обрести спокойствие. Например: сесть, отключиться от постороннего и медленно, прикрыв глаза, досчитать до 30.

         2. Дышать глубоко.

         3. Попытаться спокойно оценить обстановку, сосредоточившись только на ближайших целях. При этом надо обязательно верить во что-то или в самого себя. Это позволяет создать настолько сильную мотивацию поступков, что помогает преодолеть страх. Однако надо помнить о возможных в такой ситуации ошибках:

·         переоценке своих возможностей, ведущей к ошибочной оценке ситуации;

·         проявление неуверенности. Человек, проявляющий такое качество – уже потенциальная жертва.

          4. Осмотреть все, что в данной обстановке вас окружает.

          5. Говорить с самим собой, чтобы обрести уверенность.

          6. Спланировать последующие действия.

          7. Заняться какой-либо физической работой, тогда душевное равновесие восстанавливается гораздо быстрее. Пусть она в данной ситуации будет даже бессмысленной.

          Чтобы уменьшить чувство страха, следует в экстремальных ситуациях воспитывать волю, самообладание. Приобрести эти качества можно через сознательное, многократное повторение конкретных действий, выполнение необходимых для этого упражнений.

          Страх гораздо легче преодолевается в составе группы. Самые сильные и активные всегда попадут пример, поднимая моральное состояние остальных.

Заключение

          Итак, человек находящийся в опасной экстремальной ситуации или готовящийся преодолеть ее, находится в особом состоянии возбуждения, предельной мобилизованности духовных и физических сил, либо в состоянии негативных переживаний, таких как чувство страха, тревоги, напряженности, выражающихся в форме физической и психической скованности. Все это самым непосредственным образом влияет на обеспечение безопасности человека.

          Сдерживать себя, не терять власть над своим поведением – для этого нужно иметь сильную волю, которая воспитывается, совершенствуется постоянными тренировками в течение жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Мазуркевич Е. Факторы психологического воздействия на человека/ журнал «Основы безопасности жизни» № 8, 2004г.

2.      Реан А.А. «Психология адаптации личности» С-Пб. Еврознак,  2006 г.

3.      Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. Учеб. Пособие. С.Б. Варющенко, В.С. Гостев и др. Под ред. Н.М. Кирюшина – М.: Изд. Центр «Академия», 2005 г.

4.      Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов н/Д «Феникс», 2005 г.

 

 

Содержание:

 

 

Введение

 

3

1.

Устойчивые факторы, определяющие действия человека в экстремальных ситуациях

 

4-5

2.

Временные факторы, определяющие действия человека в экстремальных ситуациях

 

5-8

3

Динамика развития психических расстройств у пострадавшего в ЧС

 

8-17

4

Страх как острое психическое состояние в экстремальной ситуации

 

18-20

 

Литература, Заключение

 

18-19