Влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей с ЗПР
Оценка 4.8

Влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей с ЗПР

Оценка 4.8
docx
29.02.2024
Влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей с ЗПР
Влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей с ЗПР.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 № 15 «Аленка» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

 

Подготовила: учитель-дефектолог Дербенева П.Н.

 

 

Влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей с ЗПР

 

В дошкольном возрасте особое значение имеет сенсорное развитие детей, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

    В настоящее время увеличивается количество детей имеющих проблемы в сенсорном развитии. Это дети с задержкой в психическом развитии (ЗПР). Наличие ЗПР проявляется в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире, в низкой скорости приема и переработки информации, недостаточном развитии всех форм восприятия, нарушении ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций, так же в несформированности перцептивных действий (идентификации, соотнесения и перцептивного моделирования). Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов.

      Дети с ЗПР нуждаются в целенаправленной работе по коррекции и развитию сенсорной сферы. Для этого  создаю специальные условия, где раскрытие и коррекция возможностей ребенка осуществляется в игровой занимательной форме. Для этого эффективно использую дидактические игры.

Они представляют собой многословное, сложное, педагогическое явление: являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

В дидактической игре создаю такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактическая игра позволяет мне обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Сенсорные  игры: сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

– двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда)

Игра «Чем похожи?»

Цель: Продолжать учить запоминать формы, мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной, закреплять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

Оборудование: Объемные игрушки разной формы (шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.), плоскостные формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Игра «Шарики»

Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.

Оборудование: Воздушные шары трех цветов по количеству детей, цветные ленточки четырех цветов (три из них совпадают с цветом шаров), число ленточек превышает количество шаров, под-носик для ленточек, бубен.

Игра «Что бывает такого цвета»

Цель: Соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.

Оборудование: Наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, капуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника, крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый, лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.

Игра «Высокий - низкий»

Цель: составление сериационных рядов по высоте.

Оборудование: набор брусков разной высоты.

Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).

Игра «Геометрические фигуры»

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ребенок выполняет по просьбе взрослого задания:

1.     Покажи все круги, квадраты и т.д.

2.     Я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее.

3.     Обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их.

4.     Покажи большой круг, маленький круг.

Игра «В мире звуков»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Что лежит в мешочке»

Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Оборудование: набор геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: ягоды фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы квадратной и треугольной формы, деревянные шарики, яички, баночки, мячики, жёлуди, шишки; маленькие флажки (четырёхугольной и треугольной формы.)

Игра «Наряди матрёшку»

Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Оборудование: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».

Игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Оборудование: Трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из картона, наборное полотно.

Детям с задержкой психического развития нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих ощущений. Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте, что говорит о необходимости развития сенсорных способностей детей с задержкой психического развития как можно раньше.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Аленка» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Аленка» г

Дети с ЗПР нуждаются в целенаправленной работе по коррекции и развитию сенсорной сферы

Дети с ЗПР нуждаются в целенаправленной работе по коррекции и развитию сенсорной сферы

Игра «Чем похожи?» Цель: Продолжать учить запоминать формы, мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной, закреплять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный»

Игра «Чем похожи?» Цель: Продолжать учить запоминать формы, мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной, закреплять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный»

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2024