Влияние экологического воспитания
Оценка 4.9

Влияние экологического воспитания

Оценка 4.9
docx
30.01.2023
Влияние экологического воспитания
Влияние экологического воспитания.docx

ГБОУ ЦППРК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема самообразования:

Влияние экологического воспитания

на духовное развитие личности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Подготовила воспитатель 8 «А» класса

                                                            Сапиева Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

Влияние экологического воспитания

на духовное развитие личности учащихся

 

 

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!



Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там — лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.

В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Актуальность вопроса в том, что практическая природоохранная деятельность приводит к осознанному пониманию современных задач экологии потребности личного участия в решении экологических проблем. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (№ 236 от 04.02.1994 г.) и современной экологической доктриной Российской Федерации – экологическое обучение, воспитание, просвещение признано одним из важнейших направлений государственной политике в области экологии. Экологическое воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В процессе работы видно, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Я, как педагог дополнительного образования детского объединения «Зоопочемучки» использую разнообразные методы исследования окружающей среды. Осуществляю общественно полезную деятельность учащихся по охране объектов и комплексов природы, дети участвуют в различных практических экологических акциях. Примером таких акций стали Дни защиты Кузбасса от экологической опасности, различные природоохранные операции: «Сохраним елочку», «Чистый воздух», «Посади дерево», «Муравейник». В своей работе использую многообразные формы по воспитанию экологической культуры:

- экологические беседы: «Мы – друзья природы», «»Как мы помогаем природе?», «О культуре поведения в природе», «Зеленая аптека»;

-конкурс загадок о природе;

- экологические игры: «По тропе Берендея», «Тайны лесной тропинки»;

- экскурсии: «Музей природы»;

- составление и отгадывание ребусов о природе;

- игра-путешествие «По заповедным уголкам мира».

В процессе экскурсий в природу дети наблюдают за насекомыми, птицами, животными, учатся быть внимательными и знают, что нельзя топтать и рвать цветы, ломать деревья, уничтожать муравейники, разорять птичьи гнезда.

И если они этому следуют, это их небольшой, но значимый вклад в охране природных богатств родного края.

На втором году обучения планируем с ребятами разработать экологическую тропу, это одна из интересных форм овладения правилами грамотного поведения в природе.

Данные мероприятия позволяют выявить знания учащихся, внести свой посильный вклад в создание здоровой окружающей среды.

   Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

  Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

 

 

Литература

 

1.     Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст]/Т.Я.Ашихмина.-М.: Рандеву, 2000.- 385 с.

2.     Алиева, Н.А. Всероссийская конференция, посвященная 90-летию системы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности [Текст] /Н.А.Алиева// Юннатский вестник.- 2008-№ 3.-8-13.

3.     Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]/С.Н.Николаева.-М.:АСАДЕМА,2002.-с110-114.

4.     Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей [Текст] :учебное пособие /О.Е.Лебедев, М.В.Катунова, Н.Ф.Трубицын.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Нравственное воспитание учащихся старших классов»

Содержание

Введение…………………………………………………………………

1.     Сущность и проблемы…………………………………………....

2.     Цель, задачи и содержание нравственного воспитания учащихся…………………………………………………………..

3.     Формы и методы нравственного воспитания учащихся………

4.     Принципы и педагогические требования………………………

5.     Опорный конспект……………………………………………….

6.     Выводы…………………………………………………………...

7.     Список использованной литературы …………………………..

























Введение

«Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении» Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. Но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. Очень грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного уровня населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого

Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства. Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе, в том числе и среди власть имущих, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных трудиться не только ради личного благополучия, а, прежде всего, последовательно и целенаправленно для блага своего отечества. Здесь я бы хотела сказать словами Ж.Ж.Руссо: «Вся нравственность человека заключается в его намерениях

От нравственности зависит прогрессивное развитие общества, устойчивость и благосостояние, что является хорошо известной истиной. Тем не менее, об этом будет неоднократно говориться ниже.

Будет рассмотрено, как нравственность связана с существующей системой образования. Обычно считается, что образование в широком смысле этого слова состоит из общего образования, профессионального образования и нравственного воспитания. Первым двум, как правило, уделяется достаточно много внимания, их содержанию и методам практического осуществления, что в целом приводит к достаточно хорошим результатам. Вопросы же нравственного воспитания, да и самого состояния нравственности и духовности, беспокоят людей значительно меньше, а вопрос о влиянии общего и профессионального образования на формирование нравственных сторон личности исследован совсем мало.

Достигнуть достаточно высокого уровня нравственности общества нельзя с помощью лишь одного общего и профессионального образования. Вот что писал по этому поводу великий русский педагог К.Д.Ушинский: «...величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо-прочной общественной нравственности... Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружеское общество... воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке. Кроме того, мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснениями каждому его личных интересов»

Сущность и проблемы нравственного воспитания учащихся

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, понимание их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности. Главная такая ценность—жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. Дети должны впитать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и на свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты. Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитать их — на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, на материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Еще одна общечеловеческая ценность — свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. На этом фоне отчетливо виден низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина — нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине. Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важнее, такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи — вот далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.

Цели нравственного воспитания

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский, «учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником»

Такой подход к построению процесса воспитания – как активного целенаправленного формирования личности – согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого

Воспитательная работа по нравственному развитию личности строится как целенаправленная система педагогической деятельности, призванная способствовать становлению и развитию нравственных качеств личности воспитанника. Целенаправленность такой работы определяется структурой целей и задач нравственного воспитания

Целью нравственного воспитания детей и молодежи является формирование личности, осознающей высший смысл человеческой жизни, обладающей устойчивой нравственной культурой, способной самостоятельно направлять, контролировать и оценивать свои действия, обосновывать и предъявлять нравственные требования к другим людям и их поступкам, давать нравственные оценки событиям и явлениям социально-общественной жизни.

Задачи нравственного воспитания

В начале нашего века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. Вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом, не осознаны должным образом

В современном обществе существенно трансформировались состав и деятельность субъектов воспитания, прежде всего семьи, школы, учреждений дополнительного образования, детских общественных объединений, религиозных организаций

Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. Но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. Очень грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного и духовного уровней населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого.

Из целей нравственного воспитания вытекают основные задачи воспитания личности учащегося среднего школьного возраста:

1. Формирование нравственного сознания: знаний о смысле жизни и об основных нравственных категориях - любви, справедливости, долге, добре, ответственности, честности, правде, совести и др.

2. Развитие положительного личного отношения учащихся к нравственным категориям как универсальным всеобщим ценностям, ведущим принципам устройства любого общества и человеческих взаимоотношений.

3. Формирование умений применять нравственные категории для суждений о явлениях действительности, выносить нравственные оценки поступкам (своим, своих друзей, окружающих людей – личностный уровень) и общественным событиям (общественный уровень) Зрелая личность обладает сформированной нравственной культурой, опирающейся на три начала духовности – познавательное, нравственное и эстетическое. Основными характеристиками этой культуры являются:

– основы человеческого бытия – надежда, доверие, благодарность, мужество, вера в будущее, терпимость к другим, признание ценности другого человека;

– основные нормы нравственности – доброта, чувство долга, честность,–

– способность осмысленно судить о мире и о себе;

– активная гражданская позиция – внутренняя ответственность перед самим собой, другими людьми, стремление совершенствовать жизнь своего Отечества, готовность к защите Родины, стремление к обретению смысла жизни.

Фундамент нравственной культуры личности составляют целостное миропонимание; развитые духовные потребности; интеллигентность как высшая мера воспитанности; социальная мобильность; историческая преемственность поколений; бережное отношение, сохранение и приумножение национальной культуры; гармонизация национальных и этнокультурных отношений; система этических и эстетических идеалов и ценностей; трудолюбие, предприимчивость, деловитость, честность и ответственность; потребность в здоровом образе жизни, в семье и любви Модификация и конкретизация цели и задач нравственного воспитания может быть обращена к обоснованию и объяснению самих категорий, их генезиса и механизма действия в соответствии с политико-идеологи-ческими, религиозно-конфессиональными, национально-культурными и т.д. воззрениями конкретного человека или группы лиц.

Формы нравственного воспитания

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.)

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Итак, остановимся подробнее на формах воспитательной работы с детским коллективом класса учащихся среднего школьного возраста.

Торжественное собрание детского коллектива – собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов. Воспитательные возможности торжественного собрания детского коллектива состоят в формировании социального опыта (освоении социально приемлемых схем поведения) совместного позитивного переживания.

Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь) – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. В ходе лекции школьниками формулируются сложные вопросы человеческого бытия, проблемы нравственного выбора. Лекция дает возможность слушателю концентрировать свое внимание на основных моментах представляемого материала. Непосредственное общение позволяет по ходу процесса сориентировать изложение для более доходчивого восприятия именно данной аудиторией; сама методика чтения лекции допускает элементы диалога, при доминанте монолога. Лекция должна быть для слушателя прозрачна в информационном смысле.

Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Беседа предполагает заранее разработанные вопросы. Требования к вопросам: правильность, конкретность, простота и четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре. Неудачным может быть не отдельный вопрос, а весь вопросник в целом, если в нем нет системы, «вытекающей из конечных задач анализа». Воспитатель должен ясно представлять себе конечную цель беседы. Одна из распространенных ошибок – обилие вопросов. Разновидностью фронтальной беседы является огонек. Смысловыми моментами огонька становились коллективные переживания, а важнейшей функцией огонька являлась аналитическая функция. Как показывает анализ практики воспитательной работы, огонек имеет психотерапевтическую и рефлексивную функции].

Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) трактуется в словарях как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора.

Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта, спортивного матча – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствуют две функции субъектов взаимодействия – зритель и организатор просмотра.

Представление-соревнование (конкурсная программа) – совместное действие, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. В основу соревнования может быть положена профессиональная или близкая к ней деятельность, практически любой жанр искусства

Дискуссия (в том числе совещание, планерка, рабочее собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание, техника аквариума (М.В.Кларин). В отличие от диспута, дискуссия более структурированное взаимодействие, требующее, как правило, определения победителя словесного соревнования.

Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, декламация, театральная миниатюра и др.).

Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции

Поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

Методы нравственного воспитания

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

«Искусство воспитания», приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих», а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти «понимаемые» мотивы в реально действующие

Главная цель развития личности – возможно наиболее полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, максимально полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они недостижимы путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

«Не может быть колебаний, – писал А.С.Макаренко, – стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых»

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность, и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Процесс нравственного воспитания двусторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.

Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей и, прежде всего, педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание М.И.Рожков и Л.В.Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера) . Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе нравственного воспитания. Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что существуют различные формы и методы нравственного воспитания.

Принципы нравственного воспитания

Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов нравственного воспитания. Нравственное воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Эффективность процесса нравственного воспитания детей и учащейся молодежи зависит от:

  • более полной реализации возможностей образовательного процесса за счет выявления и систематического использования воспитательного потенциала изучаемых учебных дисциплин;
  • рационального использования свободного времени и досуга учащихся, включая выходные дни и периоды каникул, для удовлетворения их физических, духовных и социальных потребностей в целях разностороннего развития личности по интересам;
  • широкого вовлечения учащихся в самоуправленческую деятельность в образовательных учреждениях с целью развития у них взаимной ответственности и организаторских способностей, чувства хозяина и правового самосознания через систему общественных организаций, детских и молодежных объединений;
  • совершенствования содержания процесса духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи на основе внедрения регионально-национального компонента .

Плюрализм идеологий, как принцип нового общества, ни в коей мере не означает отсутствие цели и высших общечеловеческих ценностей жизни. Этот принцип предусматривает право личности на свободный выбор отношений, жизненных ориентиров и позиций. Любой тип школы имеет право на целенаправленное, педагогически продуманное, соответствующее социальным потребностям воспитательное влияние, хотя исходным фактором в формировании личности ребенка выступают природные предпосылки. Их необходимо учитывать в процессе воспитания, относиться к ним бережно и уважительно, культивировать лучшие природные данные, свойственные личности. Становиться личностью трудно, усваивать общечеловеческую культуру и национальную культуру нелегко: воспитание помогает человеку стать личностью, направляя усилия и корректируя реальное отношение к действительности .

Организаторами новой гуманной человеческой школы и ее жизнедеятельности являются педагоги-профессионалы, которым необходимы знания закономерностей развития личности и умение организовывать жизнь своих воспитанников с учетом этих закономерностей.

Именно эту духовность мы и рассматриваем как важнейший блок создания гуманистической школы, и именно педагоги несут ответственность за состояние этого уникального феномена – духа учебного заведения. Главное условие, обеспечивающее эффективность системы воспитания, – личность педагога, воспитателя, классного руководителя. Любые самые новые, самые совершенные воспитательные методы могут работать только в руках педагога-гуманиста .

Гуманистическая воспитательная система позволяет воспитателям наиболее эффективно использовать свой педагогический потенциал, значительно повысить эффективность своей работы. Воспитание духовности в гуманистическом образовательно-воспитательном пространстве требует от педагога высокой культуры и деликатности, умения найти гармонию между природой личности и общественной сущностью, поиску которой способствует культура воспитания.

В условиях гуманистической системы воспитания ведущими в деятельности педагога становятся личностно-ориентированные и синергетические подходы, которые выражаются, прежде всего, в ценностно-смысловом равенстве взрослых и детей, в психолого-педагогической

  • сохранение школы и воспитателя как фактора общечеловеческих и общенациональных ценностей;
  • создание гуманистической системы воспитания, направленной на самореализацию личности в человеческое сообщество культуры мира;
  • обеспечение всем выпускникам учреждений образования достаточно высоких стартовых возможностей жизненного и профессионального самоопределения, успешной самореализации;
  • поддержке и помощи в развитии внутреннего маршрута личности на основе природосообразности ребенка, как самоорганизующей системы модели семейного воспитания, запросов общества, что способствует овладению каждым воспитанником общечеловеческим опытом жизни, ценностей и культуры .

Цель данного воспитания – способствовать становлению и развитию общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся, гуманным нравственным отношениям, выражающим социальную сущность воспитания. Достижение этой цели возможно при соблюдении следующих принципов:

  • воспитание у подрастающих поколений нравственных ценностей, поведенческой культуры и гражданского отношения к государству;
  • развитие лучших культурно-исторических и национальных традиций, обеспечивающих духовное становление и качественное преобразование человеческих ресурсов молодых граждан России.

Педагогические требования

Важным условием результативности нравственного образования является его конкретность. Только хорошо зная состав класса (в каких семейных условиях живет каждый ребенок, каковы позиции его родителей и как они влияют на своего ребенка, законы отношения между учащимися класса, уровень их воспитанности и т.п.), можно правильно отобрать информацию, расставить нужные акценты, наметить приоритеты в решении задач нравственного образования, определить направления и объекты индивидуальной работы. Необходимо также, чтобы и родители школьников хорошо знали, с какими этическими и правовыми нормами знакомятся их дети, чтобы поддержать своим авторитетом, примером и требовательностью усилия учителя в области нравственного воспитания.

Опыт показывает, что требуется систематическая индивидуальная работа с родителями по убеждению их в необходимости относиться к детям уважительно, не унижать их, выражать веру в их силы и возможности и в то же время проявлять твердость и последовательность в требованиях к их поведению дома, на улице, в общественных местах, ориентируясь при этом на существующие правила. Необходимо постоянно напоминать родителям о важности для детей личного примера взрослых.

В качестве организационно-методических условий и педагогических требований осуществления нравственного образования следует выделить единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;

  • единство урочной и внеурочной работы по нравственному обучению и воспитанию;
  • стимулирование познавательной активности учащихся среднего школьного возраста, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
  • постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

Учащиеся средней школы среднего школьного возраста должны:

  • знать конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения;
  • уметь разъяснить эти правила другим детям, оценивать свои действия, действия других людей и поступки с точки зрения выполнения правил поведения, уметь выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их;
  • иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом (Всемирная декларация прав человека);
  • понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права;
  • стремиться знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим

Но кроме этого, нравственное образование дает и новый спектр дидактических возможностей. И в этом плане оно уникально, т.к. формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, и в нем должен быть заинтересован любой учитель. Среди них, в частности, навык устного выступления, для которого требуется умение: аргументировать свою точку зрения, слышать собеседника, уважать его мнение, высказывая свое отношение, вести дискуссию и способность отказываться от своей точки зрения ради истины, самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы, поставить их на обсуждение, оценивать свой вклад и вклад товарищей в общую работу в классе, исходя из участия каждого, а также оценить личные качества и поступки свои и других, работать с книгой; систематизировать знания.

И наконец, еще одна немаловажная дидактическая возможность интеграции различных областей знаний. Ученик, так или иначе, старается использовать на уроке все знания, которые он приобрел, изучая учебные дисциплины, почерпнул из художественной литературы, фильмов и собственного опыта. Следуя мысли В.Вересаева, «знания не должны лежать в нас мертвым грузом, они должны вращаться, сталкиваться, находиться в постоянном взаимодействии»

Педагогическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

– создание условий для формирования коммуникативных прав личности на основе психолого-диагностического отбора (право на личную систему ценностей, достоинство и уважение, индивидуальность и своеобразие, свободу мысли, отстаивание своих прав);

– организация исследовательской, творческой деятельности студентов (кружковая и факультативная работа, система дополнительного образования), направленная на формирование нравственного самосознания, получение дополнительных нравственных знаний и умений .

Опорный конспект

Основная задача: Формирование в единстве подрастающего поколения высоких качеств личности и нравственного отношения к окружающей действительности, людям и к самому себе.

Основные направления:

а) отношение к политике государства;

б) отношение к Родине, другим странам и народам;

в) отношение к труду;

г) отношение к общественному достоянию, материальным ценностям;

д) отношение к людям;

е) отношение к себе.

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_6.pngНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

эстетическое

физическое

семейное

гендерное

половое

экологическое





https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_7.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_8.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_9.pngФОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

индивидуальные

групповые

общекласные




https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_10.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_11.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_12.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_13.pngФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

встречи

экскурсии

собеседования

семинары




https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_14.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_15.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/08/s_5a7c3786cf867/826334_16.pngМЕТОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

лекции

рассказы

беседы






Выводы

Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что «специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание» Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций,

Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно - административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

– выработку понимания жизненной важности морали;

– установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

– выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

– выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

– милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1. Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2. Моральное принуждение как форма морального осуждения

Нравственное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Москва-Воронеж: Издательство института практической психологии МОДЭК, 1995. – 352 с.

Байбородова Л.В., Рожков М.И.Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГТУ им. К.Д.Ушинского, 1997.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1999.

Макаренко, А.С. Мои педагогические воззрения//О воспитании./Сост. авт. вст. ст. В.С.Хелемендик. – М.: Политиздат, 1986. – 256 с.

Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.

Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Селиванов Б.В. Этика. Теоретический курс авторизованного изложения. Новосибирск. 1995.

Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. – М.: Просвещение, 1998.


 

ГБОУ ЦППРК

ГБОУ ЦППРК

Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности учащихся

Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности учащихся

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать

Литература 1. Ашихмина,

Литература 1. Ашихмина,

Нравственное воспитание учащихся старших классов»

Нравственное воспитание учащихся старших классов»

Введение «Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить…

Введение «Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить…

Достигнуть достаточно высокого уровня нравственности общества нельзя с помощью лишь одного общего и профессионального образования

Достигнуть достаточно высокого уровня нравственности общества нельзя с помощью лишь одного общего и профессионального образования

Еще одна общечеловеческая ценность — свобода

Еще одна общечеловеческая ценность — свобода

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых…

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых…

Целенаправленность такой работы определяется структурой целей и задач нравственного воспитания

Целенаправленность такой работы определяется структурой целей и задач нравственного воспитания

Основными характеристиками этой культуры являются: – основы человеческого бытия – надежда, доверие, благодарность, мужество, вера в будущее, терпимость к другим, признание ценности другого человека; –…

Основными характеристиками этой культуры являются: – основы человеческого бытия – надежда, доверие, благодарность, мужество, вера в будущее, терпимость к другим, признание ценности другого человека; –…

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса

По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения

По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения

Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества

Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных

Эффективность процесса нравственного воспитания детей и учащейся молодежи зависит от: более полной реализации возможностей образовательного процесса за счет выявления и систематического использования воспитательного потенциала изучаемых…

Эффективность процесса нравственного воспитания детей и учащейся молодежи зависит от: более полной реализации возможностей образовательного процесса за счет выявления и систематического использования воспитательного потенциала изучаемых…

Гуманистическая воспитательная система позволяет воспитателям наиболее эффективно использовать свой педагогический потенциал, значительно повысить эффективность своей работы

Гуманистическая воспитательная система позволяет воспитателям наиболее эффективно использовать свой педагогический потенциал, значительно повысить эффективность своей работы

Необходимо также, чтобы и родители школьников хорошо знали, с какими этическими и правовыми нормами знакомятся их дети, чтобы поддержать своим авторитетом, примером и требовательностью усилия…

Необходимо также, чтобы и родители школьников хорошо знали, с какими этическими и правовыми нормами знакомятся их дети, чтобы поддержать своим авторитетом, примером и требовательностью усилия…

Среди них, в частности, навык устного выступления, для которого требуется умение: аргументировать свою точку зрения, слышать собеседника, уважать его мнение, высказывая свое отношение, вести дискуссию…

Среди них, в частности, навык устного выступления, для которого требуется умение: аргументировать свою точку зрения, слышать собеседника, уважать его мнение, высказывая свое отношение, вести дискуссию…

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ эстетическое физическое семейное гендерное половое экологическое

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ эстетическое физическое семейное гендерное половое экологическое

Выводы Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что «специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий…

Выводы Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что «специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий…

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте

ЛИТЕРАТУРА: Бабанский Ю.К. Педагогика:

ЛИТЕРАТУРА: Бабанский Ю.К. Педагогика:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023