МИНОБНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
(ФГБОУ ВО "ХГУ им. Н.Ф. Катанова")
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра педагогики и методики начального образования
Проектно – исследовательская работа
Тема: «Влияние фаст – фуда на пищеварительную систему младшего школьника»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………2
I часть. Основная часть ………………………………………………………………………………..3
1. История появления фас-фуда ……………………………………….…………………………3
2. Изучение основ питания и пищеварительной системы ………………...........4
3. Влияние быстрого питания на здоровье школьника и пищеварительную систему…………………………………………………………………………………………………….…..7
II часть. Практическая часть………………………………………………………………………..9
1. Опрос: «Фаст – фуд в рационе школьника»…………………...……………………….9
2.Анализ опроса «Фаст – фуд в рационе школьника …………………..……………10
Заключение………………………………………………………………………………………………….11
Список использованных литературных источников………………………………….12
Приложения………………………………………………………………………………………………….13
Введение
Актуальность
Современный темп жизни практически не оставляет человеку свободного времени. Скорость – основной тренд современности. Поэтому неудивительно, что «быстрая еда» продолжает завоевывать рынок.
Купить на улице сосиску в тесте, пирожок, шаурму или гамбургер стало для нас обычным явлением. Буквально на каждом углу нам предлагают купить фаст-фуды.
Каждый поход в кино с друзьями также сопровождается покупкой фаст-фудов. Чипсы, попкорн, гамбургеры и кола стали неотъемлемой частью кинопросмотра.
Мне родители не разрешают каждый день употреблять в пищу чипсы, гамбургеры, шаурму и газировку. Говорят, что это вредная пища. Мне стало интересно, действительно ли фаст-фуд так вреден для организма и стоит отказаться от любимых чипсов и колы? Или их вредное влияние на организм слегка приукрашивают?
Гипотеза: Фаст-фуд очень популярен среди школьников, но мы предполагаем, что он очень вреден из-за своей калорийности и не может заменить полноценное питание, но способен на длительное время избавить от чувства голода.
Цель работы: Оценить влияние фаст-фуда на пищеварительную системушкольника.
Задачи:
1. Узнать что такое фас-фуд и чем он вреден;
2. Изучить пищеварительную систему, влияние быстрого питания (фас-фуда) на неё, и изучить основы питания;
3. Провести опрос и разработать буклет с рекомендациями
Методы исследования:
1. Изучение теоретических источников;
2. Метод анкетирования;
3. Метод сравнения;
4. Метод обобщения.
Объект исследования: влияние фас фуда на пищеварительную систему
Предмет исследования: фаст-фуд
Практическая значимость исследования: Результаты работы будут интересны ученикам, их родителям и, конечно, учителям.
Основная часть
1. История появления фас-фуда
Свою работу я начала с изучения понятия «Фас - фуд» и рассмотрения истории его появления в России. И так, «Фаст-фуд» (fast-food) -, в переводе означает – «быстрая еда». Термин фаст-фуд обозначает любую пищу, которая готовится и подается быстро. Впервые упоминание термина фаст-фуд относится к 1951 году.
До начала нашего исследования мы считали, что быстрое питание появилось в США в XX веке. Ведь всем россиянам хорошо известны рестораны быстрого питания «Макдональдс» и такие слова, как: фаст-фуд, кока-кола, хот-дог, гамбургер, и т. д. Но, изучив данный вопрос, я узнала, что быстрое питание существовало еще в древности. В каждом городе существовала масса закусочных и базаров, где торговали всевозможными кушаньями. Одним из популярных блюд были лепёшки из дрожжевого теста, смазанные оливковым маслом (прототип итальянской пиццы), которые также использовались как съедобные тарелки.
В Китае на базарах торговали горячей лапшой быстрого приготовления (прототипом современной). В Индии и Европе были популярны различные лепёшки, а в дореволюционной России блины и пирожки.
Индустрия Fast food возникла в 1920-е годы в Америке. В 1921 году в Канзасе открылась компания «White Castle», фирменным блюдом которой были диковинные в то время гамбургеры. Устойчивая цена (5 центов) и диковинность привлекала покупателей. В конце 1940-х у компании «White Castle» стали появляться конкуренты, из которых самым серьёзным стал «McDonald’s».
В данный момент в мире насчитывается около 30 000 ресторанов Макдональдс. Самый большой ресторан находится в Бейжине (Китай), а самый проходимый - в Москве.
2.Изучение основ питания и пищеварительной системы
Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы.
Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона младшего школьника школьника должна составлять 7-10 лет – 2400 ккал, если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Необходимые продукты для полноценного питания школьников.
Белки.
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
Жиры.
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.
Пищеварительная система представляет собой комплекс органов, функция которых заключается в механической и химической обработке принимаемых пищевых веществ, всасывании переработанных и выделении оставшихся непереваренными составных частей пищи. К ней относятся полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, печень, желчный пузырь и поджелудочная железа (рис. 2). Пищевод, желудок и весь кишечник образуют желудочно-кишечный тракт.
Органы пищеварительной системы
Пищеварительная система включает пищеварительный канал и пищеварительные железы(Приложение1).
Пищеварительный канал:
ротовая полость;
глотка;
пищевод;
желудок;
тонкая кишка;
толстая кишка.
Пищеварительные железы:
слюнные железы;
желудочные железы;
кишечные железы;
поджелудочная железа;
печень.
3.Влияние быстрого питания на здоровье школьника и пищеварительную систему
ФастФуд или «быстрая еда» – это пища быстрого приготовления, которую покупателю можно быстро и удобно употребить в пищу.
Негативные стороны фастфуда.
Высокое содержание сахара и соли. Избыток сахара может привести к ожирению и сахарному диабету, к нарушению деятельности эндокринной системы и обмену веществ. Соль в больших количествах очень вредна для сердца, почек. Нашему организму необходимо совсем небольшое количество соли, излишнее количество вредит организму.
Высокая калорийность. Фастфуд очень калориен из-за высокого содержания жиров и сахара. Большое количество пустых калорий ведет к ожирению и проблемам пищеварительной системы. Жирная еда быстрого приготовления оказывает негативное воздействие на печень и поджелудочную железу.
Зависимость. Фастфуд может вызывать такую же зависимость, как алкоголь или никотин.
Ненатуральный состав. Для того, чтобы фастфуд был таким вкусным, в процессе его приготовления используются самые разные пищевые добавки. Химические элементы откладываются в клетках организма, и могут стать провокаторами раковых заболеваний. У некоторых людей ослабляется иммунитет и может возникнуть аллергия. Пищевые добавки негативно влияют на все внутренние органы. Консерванты могут отразиться даже на внешнем виде человека в виде проблем с кожей.
Транс-жиры негативно влияют на сосуды и приводят к атеросклерозу, а также, являются причиной развития онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.
Влияние на детей. Дети, выросшие на фастфуде, с гораздо большей вероятностью будут себя хуже вести в школе, их успеваемость будет снижена. Для подрастающего поколения быстрая еда опасна, поскольку организм еще только формируется, и то, каким он будет, очень зависит от содержимого тарелки. Несбалансированное меню приводит к ожирению, нарушениям в эндокринной и иммунной системе, а это в свою очередь сказывается на физическом и умственном развитии в дальнейшем.
II часть. Практическая часть
1.Опрос: «Фаст – фуд в рационе школьника»
Завершив рассмотрение теоретических вопросов, я преступила к анализу опроса, в котором участвовали 100 подростков в возрасте от 11 – до 15 лет, являющиеся учащимися 5-8 классов МОБУ СОШ № 2 г. Катайска. Из них 37 - респонденты мужского пола и 63 женского.
Цель опроса: выяснить, почему фаст-фуд так привлекает подростков и как он влияет на здоровье школьников.
Опрос проводился на основе анкетирования (Приложение №2).
2.Анализ опроса «Фаст – фуд в рационе школьника»
Большинство участников опроса на первый вопрос ответили, что питаются регулярно, т.е. соблюдают режим питания: завтрак, обед, полдник, ужин. Положительный ответ дали 70% опрошенных, а 30% отрицательный (Приложение №3).
На второй вопрос больше половины опрошенных 60% дали положительный ответ, т.е. питаются в школьной столовой, следовательно оставшаяся часть 40% довольствуются чем-то другим. (Приложение №4).
Анализируя ответы на третий вопрос, можно сделать вывод о том, что родители следят за здоровым питанием своих детей, стараются соблюдать режим питания и кормить своих домочадцев домашней пищей. На вопрос: «Хватает ли маме времени, чтобы приготовить обед, ужин?» почти все участники опроса 83% ответили «да» и 17% «нет». (Приложение №5).
Ответы на четвертый вопрос говорят о том, что несмотря на полноценное питание школьников, дети все – таки любят перекусывать чипсами, сухариками и пр. 43% опрошенных ответили, что любят употреблять в пищу такие продукты, как пепси, чипсы и сухарики, 40% не очень, и лишь 17% совсем их не употребляют. (Приложение №6). Из них делают это каждый день 24% респондентов, раз в неделю 22%, редко, но все – же бывает 54%.(Приложение №7).
По ответам на пятый вопрос стало понятным, что школьники посещают пункты быстрого питания, так как 64% участников опроса нравится употреблять в пищу гамбургеры, хот-доги, пиццу. 36% такую пищу не предпочитают. (Приложение №8). Из них 73% считают, что еда фаст – фуд вкусная, 15% что её не нужно готовить и 12% считают такую еду доступной. (Приложение №9).
На шестой и седьмой вопрос был сделан правильный выбор, т.е. большинство школьников знают, что относится к здоровой и вредной пище. Правильный выбор сделали 95% опрошенных и 5% не правильный. (Приложение №10)
Ответы на восьмой вопрос говорят о том, что школьники в большинстве 90% знают о вреде фаст-фудов и газированных напитков, и только 10% считают такие продукты полезными. (Приложение №11).
Ответы на девятый вопрос дали нам понять, что, несмотря на то, что школьники знают о вреде быстрой пищи, они все равно ее употребляют. Из –за чего проблемы с пищеварением у 19% опрошенных встречаются часто, у 18% - редко, у 28% - иногда и лишь только 26% респондентов никогда не сталкивались с такой проблемой. (Приложение №12)
Ответы на десятый вопрос помогли сделать вывод о том, что школьники готовы поменять свои привычки в еде, чтобы оставаться здоровыми. 62% респондентов ответили «да», 12% «нет» и 26% с ответом не определились. (Приложение №13).
Подводя итоги практической части можно сделать выводы о том, что школьники достаточно часто употребляют в пищу продукты быстрого питания, хотя большинство из них знают, что такие продукты вредны для нашего здоровья и многих из нас приводят к проблемам с пищеварительной системой, а следовательно наша гипотеза подтвердилась.
Заключение
Подводя итоги работы, следует подчеркнуть, что в последние годы, медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. А такой высокой утомляемости и такого количества депрессивных состояний у детей не отмечалось никогда. Все это (наряду с другими факторами) - следствие пренебрежительного отношения к питанию в семье, в школе, в обществе в целом. Эту ситуацию может исправить только переход к правильному здоровому питанию и к здоровому образу жизни. Очень важно, чтобы правильное отношение к питанию и здоровому образу жизни формировалось с раннего детского возраста в семье и школе.
Как показало наше исследование, школьники любят употреблять в пищу вредные для здоровья продукты, не смотря на то, что большинство из них знают о вреде фаст – фуда. Так же в ходе исследования мы выяснили, что родители стараются следить за здоровым питанием своих детей и соблюдают режим. Но, не смотря на полноценное питание, дети все же, достаточно часто перекусывают чипсами, сухариками и прочей вредной пищей. Все это приводит к проблемам с пищеварением, ведь как показало исследование, только 26% опрошенных никогда не сталкивались с данной проблемой. Мы выяснили, почему школьников привлекает фас – фуд, большинство считают, что это вкусно и не нужно готовить. Основной причиной посещения данных заведений нашими школьниками, является: смена обстановки и доступная цена. Отсюда вывод: из – за отсутствия в нашем городе заведений, где подростки могли бы проводить свой досуг, мои сверстники посещают рестораны быстрого питания., не задумываясь о том, какой вред, они наносят своему здоровью.
В завершении, хочется обратить внимание на тот факт, что школьники (больше половины опрошенных) все же готовы поменять свои привычки в еде, чтобы оставаться здоровыми.
Приложения
Приложение №1
Пищеварительная система
Приложение №2
Анкета «Фаст – фуд в рационе школьника»
1. Регулярно ли Вы питаетесь? (завтрак, обед, ужин) Да / Нет
2. Питаетесь ли Вы в школьной столовой? Да / Нет
3. Хватает ли маме времени, чтобы приготовить обед, ужин? Да / Нет
4. Любите ли Вы чипсы, Pepsi, сухарики и т.д.? Если да, то, как часто кушайте эти продукты?
Да / Нет / Не очень почти каждый день/ раз в неделю/ редко
5. Нравится ли тебе употреблять в пищу гамбургеры, хот-доги, пиццу? Почему?
Да / Нет вкусно / не нужно готовить / доступная цена
6. Как ты считаешь, что является здоровой пищей?
Выберите или предложите свое.
- каша - бутерброд - фанта, пепси -фрукты |
- салат овощной - борщ/суп сок - биг-мак |
7. Что значит для тебя вредная еда?(перечислите наименование продуктов или блюд)_____________________________________________________________
8. Известно ли Вам о вреде фаст-фудов и газированных напитков?
Да/ Нет
9. Как часто у тебя бывают проблемы с пищеварением (дискомфорт, тяжесть, жжение в желудке, тошнота)?
Часто / редко / иногда / никогда /
10. Вы готовы поменять свои привычки в еде, чтобы оставаться здоровыми?
Да / Нет / Не знаю
11. Твой пол и возраст?
Муж/ Жен __________лет
12. Назовите рестораны быстрого питания, в которых вы бываете?____________
Чем вас привлекают данные заведения?
Смена обстановки/ доступная цена / вкусная еда /
Приложение №3
Регулярно ли вы питаетесь (завтрак, обед, полдник, ужин)?
Приложение №4
Питаетесь ли вы в школьной столовой?
Приложение №5
Хватает ли маме времени, чтобы приготовить обед, ужин?
Приложение №6
Любите ли вы чипсы, пепси, сухарики и т.д.?
Приложение № 7
Если да, то, как часто кушаете эти продукты?
Приложение №8
Нравится ли тебе употреблять в пищу гамбургеры, хот – доги, пиццу?
Приложение №9
Почему?
Приложение №10
Как ты считаешь, что является здоровой пищей? Что значит для тебя вредная еда?
Приложение №11
Известно ли вам о вреде фаст – фудов и газированных напитков?
Приложение №12
Как часто у тебя бывают проблемы с пищеварением (дискомфорт, тяжесть, жжение в желудке, тошнота, вздутие)?
Приложение №13
Вы готовы поменять свои привычки в еде чтобы оставаться здоровыми?
Приложение №14
Назовите рестораны быстрого питания, в которых вы бываете?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.