Влияние игры на формирование произвольной памяти у детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Влияние игры на формирование произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
Лекции
docx
детская психология
3 кл—7 кл
10.07.2024
Влияние игры на формирование произвольной памяти у детей дошкольного возраста
Память включена во все многообразие человеческой жизни и деятельности. В зависимости от целей и задач деятельности человека, в которых осуществляются процессы запоминания и воспроизведения, различают непроизвольную и произвольную память. Произвольная память определяется содержанием деятельности, в которую она включается. Наиболее благоприятные условия для овладения запоминанием и произвольного воспроизведения создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения роли, которую берет на себя ребенок. 3.М. Истомина обнаружила, что продуктивность запоминания в лабораторных экспериментах значительно возрастает с возрастом. Наиболее значительный рост наблюдается при переходе от 3 к 4 годам. Известно, что дети раннего возраста обладают хорошей памятью, о чем свидетельствуют ежедневные, а также те или иные систематические наблюдения. Эти наблюдения показывают, что дети раннего возраста часто через длительный период времени очень точно воспроизводят слышанные слова, легко запоминают детали ситуации, воспроизводят сравнительно длинные стихотворения, иногда даже не понимая их содержания. Следовательно, существуют какие-то особые обстоятельства, которые приводят к таким низким оценкам, несмотря на ясность поставленной перед ребенком задачи и наличие запоминания материала. Можно предположить, что крайне низкие показатели запоминания у детей 3—4 лет объясняются не тем, что их память вообще плохо развита, а тем, что они не могут запоминать и припоминать произвольно. Другими словами, у них еще не сформированы соответствующие мнемические действия — действия запоминания и произвольного припоминания. Поэтому, когда перед ребенком стоит задача запомнить и запомнить что-то, не связанное с тем, к чему он активно стремится, он не может справиться с этой задачей. Анализ количественных результатов показывает, что темпы запоминания неуклонно увеличиваются с возрастом, причем наиболее значительный рост наблюдается при переходе от трех к четырем годам. Сравнение средних данных, полученных в разных экспериментах, показывает, что в игровой деятельности у детей всех возрастных групп продуктивность запоминания заметно выше, чем в лабораторных экспериментах (особенно у четырехлетних детей, у которых она удваивается). Однако у трехлетних детей показатели эффективности запоминания и игры также остаются очень низкими.
Влияние игры на формирование произвольной памяти у детей дошкольного возраста.docx

Влияние игры на формирование произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Память включена во все многообразие человеческой жизни и деятельности. В зависимости от целей и задач деятельности человека, в которых осуществляются процессы запоминания и воспроизведения, различают непроизвольную и произвольную память.

Произвольная память определяется содержанием деятельности, в которую она включается. Наиболее благоприятные условия для овладения запоминанием и произвольного воспроизведения создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения роли, которую берет на себя ребенок.

 3.М. Истомина обнаружила, что продуктивность запоминания в лабораторных экспериментах значительно возрастает с возрастом. Наиболее значительный рост наблюдается при переходе от 3 к 4 годам.

Известно, что дети раннего возраста обладают хорошей памятью, о чем свидетельствуют ежедневные, а также те или иные систематические наблюдения. Эти наблюдения показывают, что дети раннего возраста часто через длительный период времени очень точно воспроизводят слышанные слова, легко запоминают детали ситуации, воспроизводят сравнительно длинные стихотворения, иногда даже не понимая их содержания. Следовательно, существуют какие-то особые обстоятельства, которые приводят к таким низким оценкам, несмотря на ясность поставленной перед ребенком задачи и наличие запоминания материала. Можно предположить, что крайне низкие показатели запоминания у детей 3—4 лет объясняются не тем, что их память вообще плохо развита, а тем, что они не могут запоминать и припоминать произвольно. Другими словами, у них еще не сформированы соответствующие мнемические действия — действия запоминания и произвольного припоминания. Поэтому, когда перед ребенком стоит задача запомнить и запомнить что-то, не связанное с тем, к чему он активно стремится, он не может справиться с этой задачей.

Анализ количественных результатов показывает, что темпы запоминания неуклонно увеличиваются с возрастом, причем наиболее значительный рост наблюдается при переходе от трех к четырем годам. Сравнение средних данных, полученных в разных экспериментах, показывает, что в игровой деятельности у детей всех возрастных групп продуктивность запоминания заметно выше, чем в лабораторных экспериментах (особенно у четырехлетних детей, у которых она удваивается). Однако у трехлетних детей показатели эффективности запоминания и игры также остаются очень низкими.

Наиболее характерной особенностью запоминания младших школьников в игре является то, что при появлении перед ребенком определенного задания он не сразу определяет цель запоминания задания и припоминания его. Это объясняется тем, что дети, принимая на себя определенную роль в игре, не принимают ее внутреннего содержания. Для них роль — это лишь внешний процедурный аспект. Внутреннее содержание роли для них словно не существует. Поэтому дети часто убегают выполнять свою роль, как только услышат инструкции, а иногда и дальше, не слушая их. Когда трехлетний ребенок принимает задание, из этого не следует, что перед ним стоит более дифференцированная цель — запомнить задание, чтобы потом правильно его выполнить. Ребенок, услышав приказ, не выполняет его. Запоминание не становится для него намеренным процессом, мнемическим действием.

В аналогичных экспериментах с игровыми заданиями дети среднего дошкольного возраста демонстрируют иное поведение.

Эти дети уже усвоили содержание роли - они были озабочены фактическим запоминанием и выполнением инструкций, хотя у большинства из них акт запоминания еще не был изначально изолирован. Однако инструкции они слушали иначе, чем трехлетки, хотя особой активности к запоминанию еще не проявляли. Когда они передавали команду, они не пытались вспомнить то, что забыли.

Четырехлетний ребенок вступает в иную игровую роль, чем дети тех лет. У средних дошкольников обнаруживается стремление как можно быстрее передать урок, чтобы не забыть его.

Если младшие дошкольники не стараются дослушать то, что им поручено, то для старших характерно другое: когда они пытаются отвлечь ребенка при выполнении задания, он старается не отвечать на вопросы.

Четырехлетние дошкольники внимательно слушают экспериментатора и стараются следовать инструкциям. Но лишь у некоторых детей этого возраста можно наблюдать действия, связанные с намерением запомнить. Вспомни что-нибудь.

В отличие от четырехлетних детей, старшие дошкольники не только слушают инструкции, но и активно пытаются их запомнить. Иногда это выражалось в том, что, слушая инструкцию, они шевелили губами, повторяя про себя слова. Получив команду, эти дети не просто воспроизводили ее, а пытались вспомнить то, что забыли. У детей старшего дошкольного возраста запоминание, как и припоминание, зависит не от случайных ситуативных моментов, а от наличия специального намерения, специальной цели и способов запоминания.

Главным моментом здесь является наличие в поведении детей особой цели, особого содержания, особых процессов, подчиненных цели запоминания и припоминания инструкций. При этом дальнейшее развитие памяти выражается именно в развитии методов запоминания и припоминания, т. е. в развитии произвольных операций памяти.

Самый простой способ запоминания, который используют пяти- и шестилетние дети, — это повторение инструкций за взрослыми. Этот метод прост для понимания детей, и они часто указывают на него, когда отвечают на вопрос, как им удается запомнить задание.

 

Повторение, с помощью которого достигается запоминание, принимает двойную форму. Ребенок повторяет инструкции вслух или про себя за взрослым. Это самая ранняя встреча. Повторение здесь сопровождает процесс «принятия» задачи. После этого повторение приобретает новую форму и функцию. Ребенок повторяет инструкцию не во время прослушивания, а после того, как она услышана. Объективно функция такого повторения — воспроизводить повторение.

В некоторых случаях повторение как бы имеет двойную форму: и вслух, и мысленно, и шепотом, или молча шевеля губами, и мысленно, во внутренней речи.

Очень важно перейти к мысленной репетиции.

Превращая операцию запоминания во внутренний процесс, такой переход делает возможным ее дальнейшее развитие, дальнейшую интеллектуализацию.

Процесс запоминания формируется до конца дошкольного возраста, то есть в возрасте 6-7 лет. Для него характерны попытки образовать логические мыслительные связи между заученными словами. О существовании таких связей свидетельствует, прежде всего, сам характер воспроизводства. При воспроизведении ребенок меняет порядок названных ему предметов и объединяет их по смыслу.

Об этом также свидетельствуют неточные репродукции, с которыми мы сталкиваемся у детей старшего возраста. Чаще всего это слова, очень близкие по смыслу к заменяемым.

Некоторые признаки указывают также на то, что формирование смысловых связей при запоминании ориентировано у этих детей на ситуацию воспроизведения.

Для трехлетних детей задача запомнить, что купить в магазине, вообще не встает. Побывав в «магазине», они считают свою роль посланника законченной и готовы заняться чем-то другим. Например, поучаствовать в игре в самом «магазине». Даже в ответ на прямой вопрос помощника экспериментатора, играющего роль заведующего магазином, о том, что приказано купить, маленькие дети либо перечисляют увиденные предметы, либо выражают готовность взять какой-либо предмет.

У четырех и пятилетних дошкольников, как правило, уже сложилось известное отношение к беременности. Когда я прихожу в «магазин», я сначала делаю заказ. Часто это принимает своеобразную форму торопливости заказа: ребенок быстро говорит несколько слов и при дальнейших вопросах о том, что ему следует купить, не пытается вспомнить, отвечая, что не знает или нужно что-то еще.

Лишь с шестилетнего возраста у большинства детей запоминание приобретает характер развёрнутого процесса: они пытаются вспомнить. Способы вывода не всегда четко видны. Но некоторые из этих способов можно выделить.

Часто это внешний прием, заключающийся в том, что ребенок как бы по инерции повторяет вслух уже названные им предметы несколько раз. Иногда он повторяет шепотом или молча шевелит губами. В других случаях дети отходят от того, что им уже удалось вспомнить, но не путем, так сказать, механического воспроизведения, а путем повторения отдельного слова, как опоры для припоминания забытых других. Наконец, особо следует упомянуть те случаи, когда ребенок с длинными паузами вспоминает что-то забытое, отводит взгляд в сторону, опускает взгляд, можно подумать, что в этом проявляются признаки какого-то внутреннего поиска, может быть, умственного возврата; к ситуации мысленного запоминания. Такой вывод остается, конечно, только предположением, так как известно, что непосредственный самоанализ по отношению к психическому процессу, обращенному к прошлому, очень труден и не может требоваться от дошкольников.

В младшем и среднем дошкольном возрасте можно обнаружить значительную разницу в общем уровне процессов памяти, которые они обнаруживают в игре. Оказывается, что выделение в сознании ребенка цели запоминания, запоминание и преобразование процессов его памяти в целенаправленные процессы происходит в игре гораздо легче, чем в любой другой деятельности.

Мнемические цели ребенок осознает только тогда, когда сталкивается с условиями, требующими от него активного запоминания и запоминания. Однако само наличие такого требования еще не способно привести к осознанию соответствующей цели. Выявление и осознание ребенком этой цели зависит не только от объективных условий, но и от причины, побуждающей ребенка к деятельности. Мотив передает смысл цели и последующих действий. В этом смысле особый интерес представляет формирование мнемических действий в условиях различной мотивированной деятельности. Для младших дошкольников требование от взрослых запомнить, а затем вспомнить ряд слов, как в лабораторных экспериментах, еще не приводит к выявлению соответствующих целей.

Передовая педагогика и психология всегда придавали большое значение детской игре как фактору роста и развития ребенка в дошкольном периоде его жизни.

Игра влияет практически на все психические процессы, от самых простых до самых сложных. Игра, особенно ролевая и творческая, — это деятельность, в ходе которой ребенок активно и эффективно познает окружающий его мир.

Дошкольное детство – это период подготовки к школе. С первых дней обучения школа предъявляет к ребенку определенные требования с учетом этих требований, указывает А.В., А.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Подьякова в дошкольном образовании в связи с переходом школы на новое содержание образования. Эти требования заключаются прежде всего в следующем: ребенка необходимо подготовить к школьному обучению.

Быть готовым учиться – значит иметь не только определенный набор идей, знаний, навыков и умений. Поступая в школу, ребенок должен быть внутренне готов к тому, чтобы занять новую самостоятельную позицию и принять на себя новый вид обязанностей. Прежде всего у него должно быть стремление к серьезной деятельности, нацеленность на обучение, то есть у него должны вырабатываться новые мотивы - мотивы к учебе, интерес к получению знаний. Формирование этих мотивов представляет собой особую и важную проблему.

А. В. Запорожец подчеркивает, что при появлении новых причин поведения важнейшим приобретением ребенка является развитие иерархии причин, их подчиненности. Но следует отметить, что психологические требования распространяются и на познавательные процессы. Для обучения в школе необходимо иметь достаточно развитое восприятие и внимание, иметь определенный уровень мышления, памяти, речевого развития и т. д. Анализ этих отдельных требований позволяет выявить в них общие и в то же время основные требования.

Это потребность добровольно управлять своими познавательными процессами и направлять их на решение учебных задач. Наконец, вы должны уметь запоминать и произвольно припоминать различную информацию, используя для этого простейшие приемы.

У ребенка произвольная память появляется в старшем дошкольном возрасте, в этом возрасте запоминание и припоминание превращаются в самостоятельные целенаправленные действия; однако позднее, при переходе к систематическому школьному обучению, эти процессы вновь перестраиваются и меняют свое структурное место в деятельности детей.

Как уже говорилось выше, на протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память, и наиболее важные изменения в памяти дошкольника происходят примерно к четырем годам.  Память ребенка приобретает произвольные элементы, а произвольная память развивается в деятельности ведущих дошкольников, а именно в игре.

 

 

 

 

 

 


 

Влияние игры на формирование произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Влияние игры на формирование произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Для них роль — это лишь внешний процедурный аспект

Для них роль — это лишь внешний процедурный аспект

Повторение, с помощью которого достигается запоминание, принимает двойную форму

Повторение, с помощью которого достигается запоминание, принимает двойную форму

В других случаях дети отходят от того, что им уже удалось вспомнить, но не путем, так сказать, механического воспроизведения, а путем повторения отдельного слова, как…

В других случаях дети отходят от того, что им уже удалось вспомнить, но не путем, так сказать, механического воспроизведения, а путем повторения отдельного слова, как…

Прежде всего у него должно быть стремление к серьезной деятельности, нацеленность на обучение, то есть у него должны вырабатываться новые мотивы - мотивы к учебе,…

Прежде всего у него должно быть стремление к серьезной деятельности, нацеленность на обучение, то есть у него должны вырабатываться новые мотивы - мотивы к учебе,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2024