Влияние особенностей эмоциональной сферы подростков на поведение в конфликтной ситуации

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 23.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе рассмотрены психологические особенности эмоциональной сферы подростков; понятие девиантное поведение подростков и психологического конфликта, особенности поведения в конфликте; определена взаимосвязь между особенностями эмоциональной сферы девиантных подростков и поведением в конфликтной ситуации.
Иконка файла материала Влияние особенностей эмоциональной сферы подростков на поведение в конфликтной ситуации.doc

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 

1. Теоретическое исследование проблемы особенностей эмоциональной

 сферы девиантных подростков и их поведения в психологическом

  конфликте 

1.1. Психологические особенности эмоциональной сферы

       подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2. Девиантное поведение подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

1.3. Понятие психологического конфликта, особенности поведения в

       конфликте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2. Исследование особенностей поведения девиантных подростков в

    конфликтной ситуации

2.1. Цели, задачи и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

2.2. Анализ полученных результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11 — 12 до 14—15 лет). В этот самый короткий по астрономическому вре­мени период подросток проходит огромный путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство лично­сти.

Подростковый возраст – это период активных психических и личностных новообразований. Не смотря на то, что учение остается для подростка главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно-полезной деятельностью. Одновременно с этим подросток стремиться к взрослости. Вместе с тем именно в этот возрасте начинают активно проявляться различные отклонения в поведении подростков.

В отечественной психологии основы понимания закономерно­стей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, ГА. Цукерман и др.  Наибольший интерес подростковый возраст вызывал у Фельдштейна Д. И., Реана А. А., Кона И. С. Множество работ было посвящено отдельным проблемам подросткового возраста. Так проблемами психологии личности подростка занимались Дандарова Ж. К., Москеичева Н. Л., Петанова Е. И., Прокофьева В. А., Реан А. А. Проблемами подростковой сексуальности - Кон И. С. Проблемами психодиагностики и психологии развития детей - Костромина С. Н., Мухина В. С. Вопросами психологического обеспе­чения профессиональной деятельности, проблемам психологической адаптации подростков и  психоло­гией зависимого поведения - Маклаков А. Г., Шабалина В. В., Сергиенко Е. А. и др.

Часто весь подрост­ковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Именно в этот период чаще всего возникают девиации в поведении подростков. Одним из показателей девиации может служить поведение подростка в конфликтной ситуации. Данный вопрос широко исследовался как в возрастной психологии и педагогике, так и в других науках (Алешина Ю. Е., Васильева В. Л., Змановская Е. В., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е. и др.).

Вместе с тем возникает вопрос, существует ли зависимость между особенностями эмоциональной сферой подростков и их поведением в конфликтной ситуации. Актуальность и сложность проблемы определила выбор курсовой работы: «Влияние особенностей эмоциональной сферы девиантных подростков на поведение в конфликтной ситуации».

Цель работы: определить, какие особенности эмоциональной сферы  девиантных подростков влияют на их поведение в конфликтной ситуации.

Объект исследования: эмоциональная сфера девиантных подростков.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы подростков в конфликте.

Гипотеза: мы предполагаем, что особенности эмоциональной сферы, а именно уровень тревожности и агрессии, определяют поведение девиантных подростков в конфликте.

Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) провести исследование особенностей эмоциональной сферы девиантных подростков; 3) провести исследование особенностей поведения девиантных подростков в конфликтной ситуации; 4) определить взаимосвязь между особенностями эмоциональной сферы девиантных подростков и поведением в конфликтной ситуации.

Методы эмпирического исследования: изучение психолого-педагогической литературы, метод качественных и количественных результатов обследования, анализ психологических особенностей девиантных подростков.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Теоретическое исследование проблемы особенностей эмоциональной  сферы девиантных подростков и их поведения в психологическом   конфликте 

 

1.1. Психологические особенности эмоциональной сферы подростков

 

Подростковый возраст представляет собой период, когда влия­ние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стой­кие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен под­ростку и порождает у него различные эмоции.

Центральным образовани­ем в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется как субъектив­ное переживание готовности быть полноправным членом кол­лектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятель­ности, желании показать свою «взрослость», добиваться, что­бы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением [20, стр. 38].

По мнению К. Левина, подросток находится в положении марги­нальной личности (этим термином в социологии обозначают лич­ность, принадлежащую двум культурам). Подросток больше не хочет быть в сообществе детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувстви­тельность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напря­женность и конфликтные отношения с окружающими, склон­ность к крайним суждениям и оценкам  [20]. 

Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующие:

1. Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремле­ние к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украше­ния. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухажи­вания. Это самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настояще­го мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т. п. Средством самовоспитания час­то становятся занятия спортом. Интересно отметить, что мно­гие девушки в настоящее время также хотят обладать качества­ми, которые всегда считались мужскими.

3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотруд­ничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стрем­лении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значитель­ный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование [7, стр. 189].

Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л. И. Божович описали характерный для подростка «аффект неадек­ватности» — бурную неуправляемую реакцию ребенка, не со­ответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватно­сти» лежит несоответствие самооценки, как правило низкой для подростков, высокому уровню притязаний.

Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния. С пе­реходом из подростковой фазы развития в юношескую поло­жение улучшается. После 15 лет снова происходит рост само­уважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становится самооценка, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.

По мысли Л. С. Выготского, подростничество распадается на две фазы — негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Л. С. Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде устано­вившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, от­рицательный характер) и с процессами вызревания и по­явления первых органиче­ских влечений. Следующая фаза — фаза интересов — характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Л. С. Выготский также обращает внимание на сходство негатив­ной фазы подростничества с негативизмом трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления. Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазы подросткового возраста, Л. С. Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (напри­мер, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения.

В. Р. Кисловская, изучившая с помощью проектив­ного теста возрастную динамику тревожности, нашла, что под­ростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее — с посторонними взрослыми и учите­лями. Старшие школьники обнаружили самый высокий по срав­нению с другими возрастами уровень тревожности во всех сфе­рах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят [17, стр. 48].

Для подросткового возраста свойственна эмпатия. Эмпатией называется способность человека эмоционально от­зываться на переживания других людей. С накоплением жизненного опыта эмпатические пережи­вания становятся более устойчивыми. Выделяют два вида эмпатии — гуманистическую и эгоцен­трическую. К первому виду относят эмпатические пережива­ния, в которых человек эмоционально откликается на неблаго­получие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость).

Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями за себя; страдания другого — повод переживать за себя. Эгоцент­рические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти).

Иногда подросток безразличен даже к важным событиям, которые происходят вокруг, или совершенно равнодушен к оценке — будь она хорошая или плохая. Именно в этом случае родители жалуются на то, что подросток стал «бесчувственным», равнодушным ко всему, что ничто его не волнует и не радует. Другой подросток (или тот же подросток в иное время) может почти не откликаться на какое-либо важное событие, на похвалу или, напротив, порицание, но бурно возмущаться из-за пустяка, — например, не найдя на месте какой-то своей вещи.

Под сопереживанием (эмпатией) подразумевается способ­ность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональ­ной восприимчивости, стремление разделить с другим челове­ком его переживания.

Младший и средний подростковый возраст является одним из ключевых этапов процесса становления эмоционально-волевой регуляции человека.

Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Он лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В оп­ределенных ситуациях школьной жизни (низкая оценка, выго­вор за плохое поведение) подросток может скрывать под мас­кой безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но в других обстоя­тельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) он может проявить большую импульсивность в поведении. От тяже­ло переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства [23].  

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью под­ростка и связано со многими переживаниями. Общение с това­рищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тай­ну, понимать и сопереживать.

Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Имен­но через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодей­ствия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыруч­ка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочестве че­ловек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении до­верительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выясне­ний отношений, ссор.

Именно в отрочестве велик диапазон поляр­ных чувств. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не мо­жет остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха пе­ред людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездеятелен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели [14].  

Резко выраженные психологические особенности подростково­го возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного ве­селья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Чувствительность подростков к оценке посторонними сво­ей внешности, способностей, умений сочетается у них с излиш­ней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживает­ся с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным дру­гими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, об­щепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантази­рование — с сухим мудрствованием [12, стр. 176].  

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни люди не способны па такую преданность и самопожертвование.

Только подростки могут страстно любить и оборвать эти отно­шения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охва­чены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отноше­нию к окружающим грубо и бесцеремонно, хотя сами они не­имоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом [21].

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводит к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с дру­гой стороны, у него часто возникает состояние неуверенно­сти в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает свя­зано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда про­являются внешне.

В этом возрасте ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема — необъективность или несправедливость. Подоб­ные особенности не случайны, а весьма характерны для перио­да особой чувствительности ребенка к тому, как его восприни­мают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним ок­ружающих, и учителей — не в последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе вни­мание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представ­ление о себе через взгляд окружающих [16, стр. 57].  

Рост самосознания подростка приводит к тому, что он иногда достаточно придирчиво оценивает свою внешность и душевные свойства. Подросток много думает о развитии своих волевых качеств. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оцени­вают его ум, его способности.

В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может бо­лезненно переживать невинное замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно, А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может в зависимости от обстоя­тельств и обстановки вызвать у подростка аффективную вспыш­ку (надерзит, нагрубит, заплачет), или обиду, которую он зата­ит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он такой неудачливый, неспособный и т. д. И все эти обстоятельства мо­гут привести ребенка в состояние депрессии, заставить «замк­нуться», сделать его стеснительным.

Серьезной причиной депрессивного эмоционального состо­яния подростка могут быть его эротические мысли, которых он стесняется, стыдится, а вместе с тем невольно им поддается. Сознание того, что он не может заставить себя нужным обра­зом отвлечься от этих мыслей и побуждений, вынуждает под­ростка чувствовать собственное бессилие. Он всячески стремит­ся скрыть свои переживания от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут доискаться причин его угнетенного со­стояния, а этого подросток очень стыдится [7].  

Социальные эмоции — переживание человеком своего отноше­ния к окружающим людям; возникают, формируются и прояв­ляются в системе межличностных взаимоотношений.

Развитие социальных эмоций предполагает не только ов­ладение определенным объемом знаний (нормами поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и вы­работку отношений к этим знаниям, которые могут быть назва­ны эмоциональными эталонами и при принципиальной одно­родности имеют специфические отличия» накладываемые дан­ным обществом и данной культурой.

Краткосрочное хорошее или плохое настроение сильно влияет на оценку людьми видеозаписи своего поведения. Те, кто находится в данный момент в плохом настроении, обнаружи­вают меньше позитивного в своем поведении.

 

1.2. Девиантное поведение подростков

 

В подростковом возрасте на первый план выходят отношения со сверстниками, однако то, какой статус займет подросток в группе, во многом определяется от­ношениями внутри семьи и стилем воспитания.

Подростковый период, являясь переходным этапом от зависимого детства к самостоятельной и ответствен­ной взрослости, предполагает, с одной стороны, завер­шение физического, в частности полового созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Дан­ный переход имеет социокультурологическую обуслов­ленность.

Психология подросткового возраста тесно связа­на с проблемой «отцов и детей». Взаимоотношения в семье между родителями и детьми влияют на взаимо­отношения подростка со сверстниками, выражаясь в переносе структуры взаимоотношений в семье на вза­имоотношения с социумом.

Одной из важных потребностей данного возраста становится потребность в освобождении от конт­роля и опеки. В этот период подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремле­ние к индивидуализации на внешнем уровне проявляется в виде отчуждения от значимых близких, пред­стающее в «одеждах» негативизма.

Из факторов социализации семья по-прежнему игра­ет предопределяющую роль, трансформируясь, однако, из явного лидера, место которого теперь занимают вза­имоотношения со сверстниками, в образ некого «серого кардинала». Значительное влияние при этом как на личность подростка, так и на его место в социуме ока­зывает существующий стиль взаимоотношений внутри данного структурного образования, только частично обус­ловленный социальным положением. Значимое место занимают: во-первых, эмоциональный тон семейных вза­имоотношений; во-вторых, преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Кроме того, возможно прогно­зировать на основании существующего внутрисемейного стиля воспитания стиль межличностных отношений подростка внутри группы сверстников:

o   авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать фор­мированию у подростка альтруизма или авторитарнос­ти;

o   гиперопека — агрессивности, авторитарности, ре­же — покорно-застенчивости или сотрудничества;

o   де­мократический стиль воспитания — альтруизма и неза­висимо-доминирующей позиции [10, стр. 92].

Статус, который имеет подросток в группе сверстников, коррелируется с типом межличностных отношений внутри семьи: лидирующее место в группе занимают подростки с независимо-до­минирующим типом межличностных взаимоотношений; в референтную группу — сотрудничающий, покорно-за­стенчивый, альтруистический; в предпочитаемую груп­пу — альтруистический, агрессивный, авторитарный и независимо-доминирующий.

Следует отметить, что в группе «пренебрегаемых» большая часть подростков, у которых в семьях преоб­ладает авторитарный тип взаимоотношений.

Подростки с типом взаимоотношений, «направлен­ный на людей», входят в референтную и предпочитае­мую группы.

Таким образом, специфика системы межличностных взаимоотношений в среде подростков, а также статус-кво распределение ролей внутри подростковой группы определяются стилем семейного воспитания. Кроме того, демократический стиль семейного воспитания можно определить как наиболее предпочтительный в связи с тем, что он основан на взаимоуважении и доверии, способствует развитию коммуникативных навыков, адаптации личности в обществе.

Кроме деформации семейных отношений, которая выражается, в частности, в рассмотренном выше внутрисемейном стиле общения, к факторам, влияющим на формирование девиантного поведения у подрос­тков, относят:

o   социально-экономическое неблагополучие;

o   снижение ответственности учебных заведений за процесс обучения и отсев несовершеннолетних;

o   влияние средств массовой информации (кино, радио, телевидение, публицистика);

o   низкопроб­ная литература, пропагандирующая презрение к общечеловеческим ценностям, насилие; непроч­ность межличностных отношений, формирующие утилитарные цели;

o   разрыв между социально одобряемыми целями и возможностями их достижения.

Разные авторы выделяют свои виды девиаций в под­ростковом возрасте. В их основе лежат разнообразные виды поведения, которые на основании социальных нормативных показателей (например, пол, контекст си­туации, отношение к ним социального окружения, воз­можные асоциальные последствия для будущего дан­ного индивида) признаются отклоняющимися.

Д. Еникеева выделяет следующие виды подрост­ковых девиаций [6, стр. 445-459]:

1) реакцию отказа отказ от общения, игр, при­ема пищи, выполнения домашних обязанностей (происходит в тех случаях, когда родители за­прещают общаться им с подругой/другом или компанией сверстников);

2) реакцию протеста (оппозицию) — характери­зуется избирательностью и направленностью; воз­никает в ситуациях: конфликтные отношения между родителями; наказание, воспринимаемое как унизительное или несправедливое, повышен­ные требования как дома, так и в школе;

3) реакцию имитации — стремление подражать во всем кому-либо;

4) реакция группирования со сверстниками участие подростка в спонтанно созданной группе или уже существовавшей (различают асоциаль­ные группы и социально одобряемые, например, спортивные секции);

5) делинквентное поведение различные проступ­ки, провинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведение, но в силу незначительности про­ступков не влечет уголовного наказания;

6) реакция эмансипации борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверж­дение;

7) побеги из дома, чаще всего, совершаются как про­тест против несправедливости, из желания «на­казать» таким образом виновного;

8) дромомания — склонность к бродяжничеству — неудержимое стремление к странствиям — рас­сматривается психиатрами как один из вариан­тов расстройства контроля над импульсивными побуждениями, но истинная дромомания встре­чается редко;

9) реакции увлечения — хобби, в крайних вариан­тах принимает форму патологии;

10) реакции компенсации и гиперкомпенсации — возникновение форм поведений, при помощи ко­торых подросток стремится скрыть, замаскиро­вать свои слабые места;

11) реакции, обусловленные формирующимся сек­суальным влечением — онанизм, включая груп­повой, раннее начало половой жизни, беспоря­дочные половые связи;

12) малолетняя проституция — как правило, на фоне психического заболевания, не испытывают ни удовольствия, ни отвращения, ни стыда от сексуальных контактов; внешняя взрослость со­четается с психической инфантильностью, став взрослыми, в большинстве случаев выходят за­муж, имеют детей.

Е.В. Змановская рассматривает виды отклоня­ющегося поведения не прибегая к делению по воз­растным подгруппам [8, стр. 82]:

1) агрессивное — тенденция (стремление), проявля­ющаяся в реальном поведении или фантазирова­нии, с целью подчинения себе других людей или доминирования над ними, соответственно имеет две формы — латентную (скрытую) и явную;

2) делинквентное действия конкретной лично­сти, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях;

3) зависимое стремление полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации, симбиотическая зависимость;

4) суицидальное — осознанные действия, направля­емые представлениями о лишении себя жизни, включают в себя суицидальные действия (попыт­ки и завершение суицида) и суицидальные про­явления (мысли, представления, переживания).

К подростковым девиациям следует относить:

1) суицидальное поведение;

2) делинквентный тип поведения;

3) реакции группирования;

4) «сексуальную распущенность»;

5) побеги (бродяжничество);

6) подростковые аддикции.

Суицидальное поведение у подростков является следствием неприятия ситуации как в семье, так и в отношениях со сверстниками. Атмосфера равнодушия, ненависти, несправедливости создает ощущение поте­рянности и одиночества. Чувство вины, невозможность выполнения предъявляемых требований со стороны родителей и педагогов, низкая самооценка — также являются предпосылками к суициду.

Суицид в подростковом возрасте от взрослого отли­чается большей спонтанностью и низким процентом летального исхода.

Основной мотив — наказание. Виновный может быть прямо указан в посмертной записке или на него ука­зывают косвенно (самоубийство совершается в его при­сутствии или рядом с его местом жительства, работы). Как правило, акту совершения самоубийства предше­ствуют ярко созданные в воображении картины раска­яния обидчиков. Однако у подростков нет в сознании связи между своим поступком и смертью. 89% опро­шенных свидетельствуют о том, что у них не было желания умереть, у них было желание уйти.

Делинквентный тип поведения — мелкий хули­ганский проступок, который в крайних своих проявле­ниях представляет собой уголовно наказуемое деяние.

От криминальных действий отличается незначитель­ностью проступка. Его можно охарактеризовать как действие, намерение которого были невинны.

Реакции группирования. Стремление к группи­рованию является естественным видом подросткового поведения, свидетельствующим о том, что психофизио­логическое развитие данного ребенка идет нормально. Проблемы возникают в тех случаях, когда подросток «связывается» с какой-либо группой, имеющей асоци­альную направленность. Для того чтобы этого не про­изошло, а лучшее средство лечения, как известно, — профилактика, необходимо как можно раньше, на ру­беже между детством и подростковым периодами, дать социально приемлемое направление для реализации данного стремления, записав ребенка в спортивную секцию или художественный кружок, в зависимости от его предпочтений.

4. «Сексуальная распущенность». В данном возрасте распущенность по сути своей невинна. Ее невинность в подростковом воз­расте определяется, с одной стороны, несформированностью морально-этических принципов: все находится в становлении, поиске, брожении. Поэтому здесь идет смешение понятий «свобода», «распущенность» и «все­дозволенность». Борясь за «свободу и независимость», подростки ломают границы, установленные социумом, не задумываясь о тех высоких критериях, которые ле­жат в основе моральных норм и впоследствии станут основой их жизни.

Подростковая «сексуальная распущенность» может иметь три основных причины. Первая: бунт, стремле­ние к свободе, поиск себя, самоутверждение. По сути, имеет позитивное начало, как всплеск творческой энер­гии, которому нужно не мешать, а принять и напра­вить. Вторая: поиск тепла, защищенность, принятия. Данная мотивация будет присутствовать у подростков из неблагополучных семей и семей, с нарушенной си­стемой взаимоотношений. Третья: «сексуальная рас­пущенность» — как маска, цель которой — спрятать низкую самооценку, неуверенность в себе, скрытый творческий потенциал, поскольку отсутствие возмож­ности реализовывать себя в творчестве, незнание о сво­их творческих способностях «замыкают» человека на самого себя.

Побеги (бродяжничество). Причины побегов из дома весьма разнорообразные. Как правило, соверша­ются из чувства протеста на какое-либо оскорбление внутри семьи или школе, моральное или/и физическое насилие. Могут быть вызваны пролонгированной не­благоприятной ситуацией внутри семьи, например, отец алкоголик. В данном случае толчком к побегу станет некое событие, сыгравшее роль «последней капли», например очередной запой родителя.

Провоцирующим моментом также может оказаться страх наказания за какой-либо проступок. Но побег может быть совершен и из романтических побуждений. «Лакмусовой бумаж­кой», проявляющей истинную причину побега, будет служить то, насколько охотно подросток дает о себе сведения и стремится к возвращению домой. Если след­ствием побега была психологическая травма, то все сведения о себе тщательно скрывают, предпочитая ока­заться в приюте, чем вернуться под родительский кров.

 

1.3. Понятие психологического конфликта, особенности поведения в конфликте

 

Слово «конфликт» происходит от латинского confliktus, пер­воначально понимаемое как столкновение. Существует множество определений конфликта.

Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [3]. Психологический конфликт – внутренняя психическая и психологическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний и тенденций [4, С. 18].

В психолого-педагогической науке существуют различные точки зрения на роль и значение психологического конфликта в развитии личности конкретного индивида, формировании его отноше­ний с окружающими, функционировании группы и органи­зации в целом. В современной конфликтологии выделяют позитивные и негативные функции конфликта.

Рассматри­вая психологический конфликт в сфере образования и учитывая его специ­фические особенности, можно отметить следующие позитив­ные функции конфликта:

o   информативная (получение новой информации об участ­никах конфликта, диагностика и прояснение ситуации, « снятие масок »);

o   интегративная (сплочение коллектива класса, школы, педагогического коллектива в условиях противоборства с внешним недругом);

o   инновационная (использование новых эффективных тех­нологий обучения в целях оптимизации воспитательно­го процесса в школе);

o   разрядка напряженности между конфликтующими сто­ронами («выпустить пар»);

o   сигнальная (позволяющая полнее и точнее выявить на­зревшие противоречия);

o   развивающая (позитивно влияющая на развитие лично­сти учителя, ученика и изменения в плане организации образовательного процесса в школе).

К негативным функциям относятся:

·        деструктивная (ущерб жизни, здоровью, ухудшение или крах взаимоотношений, невозможность достижения це­лей образования и развития личности ученика и др.);

·        дезинтеграция (разрушение целостности личности, а так­же общности системы, в которой развивается конфликт, увольнение учителей, снижение дисциплины учащих­ся, ухудшение психосоциального климата в коллективе учеников и учителей);

·        большие эмоциональные затраты на участие в конфликте;

·        резкое снижение эффективности учебно-воспитательной деятельности;

·        возникновение синдрома «побежденного» (исполнение ролей «тирана» и «жертвы», затаенная ненависть к «по­бедителю», чувство мести, жажда реванша).

Поведение людей в конфликте сильно различается и зависит от множества факторов.

Дмитриев А. В. выделяет пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение; противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс[1].

Уклонение (избегание, уход) - характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такая форма поведения у исполнителя позволяет ему выйти из конфликтного взаимодействия без ущерба для своих интересов, однако, и без разрешения самого конфликта. Если такую форму избирает руководитель, то это позволяет ему избежать ответственности, не вни­кать глубоко в проблему, находясь как бы в тени, уйти от решения конфликта.

Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленность на свои интересы за счет интересов других. Индивид применяет все доступные ему средства достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что и предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления. При выборе данного стиля поведения руководителем конфликт может быть до конца не решен, а точка зрения руководителя навязана подчиненному. Особенность данного стиля поведения состоит в том, что подчиненных заставляют отказываться от своих точек зрения, используются угрозы, наказания. Это может привести к подавлению работника, его уходу или увольнению из организации.

Уступчивость (приспособление) - действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, если: вклад индивида не слишком велик; а возможность проигрыша слишком очевидна; предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида; сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу; у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Такое поведение в конфликте используется руководителем, если он крайне заинтересован в сохранении хороших отношений с подчиненными, коллегами; уступает, считая, что не прав сам.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон, если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то возможна выработка совместного решения, удовлетворяющего потребности всех участников конфликта.

При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устаивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиски лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени [4].

 Агрессивное поведение подростка и его стремление к конфликту чаще всего обусловлено личными неприятностями, плохим самочувствием и настроением, по­вышенной агрессивностью коммуникаторов. Агрессивность подростка может выражаться в вызывающем поведении и, как правило, связана с попыткой самоутверждения, про­теста против своего зависимого от взрослых, неравноправно­го положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование особенностей поведения девиантных подростков в     конфликтной ситуации

 

2.1. Цели, задачи и методы исследования

 

Исследование особенностей поведения девиантных подростков в конфликтной ситуации проводилось на базе школы № 15. В исследовании принимали участие две группы подростков в количестве 12 человек.

Методика № 1. Исследование личностной тревожности (шкала А. М. Прихожан).

Цель исследования: изучение личностной тревожности учащихся.

Описание методики: методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. В целях исследования учащихся используется форма Б – для учащихся 13 – 16 лет.

Инструкция: В бланке перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, - в зависимости от того, насколько эта ситуация может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство или страх достаточно сильны и тебе не хотелось бы попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4. Твоя задача представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Бланк ответов

Форма Б

№ п/п

Ситуация

нет

немного

достаточно

значительно

очень

1

Отвечать у доски

 

 

 

 

 

2

Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку

0

1

2

3

4

3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах

0

1

2

3

4

4

Слышать заклятия

0

1

2

3

4

5

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

6

Сравнивать себя с другими

0

1

2

3

4

7

Учитель делает тебе замечание

0

1

2

3

4

8

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

9

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

0

1

2

3

4

10

Видеть плохие, «вещие» сны

0

1

2

3

4

11

Писать контрольную работу

0

1

2

3

4

12

После контрольной работы учитель называет отметки

0

1

2

3

4

13

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

14

Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил

0

1

2

3

4

15

На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

16

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

17

Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

18

Слышать смех за своей спиной

0

1

2

3

4

19

Не понимать объяснений учителя

0

1

2

3

4

20

Думаешь о своем будущем

0

1

2

3

4

21

Слышать предсказания о космических катастрофах

0

1

2

3

4

22

Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

23

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

0

1

2

3

4

24

Ссориться с родителями

0

1

2

3

4

25

Участвовать в психологическом эксперименте

0

1

2

3

4

26

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

27

На экзамене тебе достался 13 билет

0

1

2

3

4

28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

29

Думаешь о своей привлекательности для противоположного пола

0

1

2

3

4

30

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

31

Оказаться в темноте, видеть силуэты, слышать шорохи

0

1

2

3

4

32

Не соглашаешься с родителями

0

1

2

3

4

33

Берешься за новое дело

0

1

2

3

4

34

Разговаривать со школьным психологом

0

1

2

3

4

35

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

0

1

2

3

4

36

Замолчали, когда ты подошел

0

1

2

3

4

37

Общаться с человеком, похожим на мага

0

1

2

3

4

38

Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях

0

1

2

3

4

39

Смотреться в зеркало

0

1

2

3

4

40

Кажется, что нечто непонятное может помешать тебе добиться желаемого

0

1

2

3

4

 

Обработка и интерпретация результатов: При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале (см. Приложение 1). Полученная сумма баллов представляет собой первичную оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола (см. Приложение 1). Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

При этом необходимо учитывать, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Школьная тревожность – склонность воспринимать ситуации, связанные с обучением в школе как неблагоприятные, угрожающие. Самооценочная тревожность – склонность с особой заботой и тревогой воспринимать все, что связано с собственным Я учащихся. Межличностная тревожность – особая озабоченность взаимоотношениями с другими людьми. Магическая тревожность – восприятие всех непонятных и необъяснимых ситуаций как заранее угрожающих, вера в сверхъестественные силы и способности окружающих.

Методика № 2. Самооценка психических состояний (по Г. Айзенку).

Цель: исследование особенностей психического состояния учащихся.

Инструкция: предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла, если подходит, но не очень – 1 балл, если совсем не подходит – то 0 баллов. 

Текст опросника

№ п/п

Психическое состояние

подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

1

Не чувствую в себе уверенности

2

1

0

2

Часто из-за пустяков краснею

2

1

0

3

Мой сон беспокоен

2

1

0

4

Легко впадаю в уныние

2

1

0

5

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

2

1

0

6

Меня пугают трудности

2

1

0

7

Люблю копаться в своих недостатках

2

1

0

8

Меня легко убедить

2

1

0

9

Я мнительный

2

1

0

10

С трудом переношу время ожидания

2

1

0

11

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

2

1

0

12

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

2

1

0

13

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

2

1

0

14

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

2

1

0

15

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

2

1

0

16

Я нередко чувствую себя беззащитным

2

1

0

17

Иногда у меня бывает состояние отчаяния

2

1

0

18

Чувствую растерянность перед трудностями

2

1

0

19

В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели

2

1

0

20

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

2

1

0

21

Оставляю за собой последнее слово

2

1

0

22

Нередко в разговоре перебиваю собеседника

2

1

0

23

Меня легко рассердить

2

1

0

24

Люблю делать замечания другим

2

1

0

25

Хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

26

Не довольствуюсь малым, хочу большего

2

1

0

27

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

2

1

0

28

Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться

2

1

0

29

У меня резкая грубоватая жестикуляция

2

1

0

30

 Я мстителен

2

1

0

31

Мне трудно менять привычки

2

1

0

32

Нелегко переключаю внимание

2

1

0

33

Очень настороженно отношусь ко всему новому

2

1

0

34

Меня трудно переубедить

2

1

0

35

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

2

1

0

36

Нелегко сближаюсь с людьми

2

1

0

37

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

2

1

0

38

Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

39

Неохотно иду на риск

2

1

0

40

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима

2

1

0

 

Обработка и интерпретация: подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов.

Результаты тестирования

 

баллы

Самооценка психических состояний

1. Тревожность

0 – 7

Не тревожны

8 – 14

Тревожность средняя, допустимого уровня

15 - 20

Очень тревожны

2. Фрустрация

0 – 7

Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8 – 14

Средний уровень, фрустрация имеет место

15 - 20

У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач

3. Агрессивность

0 – 7

Вы спокойны, выдержанны

8 – 14

Средний уровень

15 - 20

Вы агрессивны, не выдержанны

4. Ригидность

0 – 7

Ригидности нет, легкая переключаемость

8 – 14

Средний уровень

15 - 20

Сильно выраженная ригидность

 

Психическое состояние тревожности характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Фрустрация – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми  трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи.

Агрессивность – свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области субъект – субъектных отношений. Отсутствие агрессивности приводи к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие определяет личность как конфликтную, неспособную на сознательную кооперацию.

Ригидность – затрудненность (вплоть до неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Методика № 3. Оценка уровня тревожности

Описание теста: Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как ус­тойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно оцениваю­щих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности.

 

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

                       рт = Σ1 – Σ2 + 35,

          где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы

                                    3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;

                  Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр – пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.

                     ЛТ = Σ1 – Σ2 + 35,

         где  Σ1 –  сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы

                                    22,23,24,25,28,29,3,32,37,38,40.

                    Σ2   -  сумма остальных цифр по пунктам – 21,26,27,30,33,36,39.

 

При интерпритации результатов можно оценивать так: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-35 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

Цель тестирования: изучение уровня тревожности у подростков с обычным и девиантным поведением.

Бланк для ответов

Шкала самооценки

      Фамилия                                                                                                                         Дата

Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приве­денных ниже предложений и зачеркните соответствующую циф­ру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку пра­вильных или неправильных ответов нет".

А — нет, это не так       В — пожалуй, так    С — верно   D — совершенно верно

 

 

A

B

C

D

1. Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4. Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8. Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9. Я не доволен собой

1

2

3

4

10. Я испытываю чувство
внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12. Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно

1

2

3

4

21. Я  испытываю удовольствие

1

2

3

4

22. Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23. Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24. Я хотел бы быть таким
же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25. Я проигрываю потому, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26. Обычно я чувствую
себя бодрым

1

2

3

4

27.Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня

1

2

3

4

29. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30 Я вполне счастлив

1

2

3

4

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33. Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций

1

2

3

4

35. У меня бывает хандра

1

2

3

4

36. Я доволен

1

2

3

4

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

39. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих
делах и заботах

1

2

3

4

 

Личностная тревожность характеризует устойчивую склон­ность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, не­рвозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо связана с на­личием невротического конфликта, с эмоциональными и невро­тическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязатель­ная особенность активной личности. При этом существует опти­мальный индивидуальный уровень "полезной тревоги".

В целом, значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует сни­зить субъективную значимость ситуации и задач и перенести ак­цент на осмысление деятельности и формирование чувства уве­ренности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью вы­сокой тревоги с целью показать себя в "лучшем свете".

Методика № 4. «Описание поведения людей в конфликтных ситуациях» (К. Томас).

Цель: определить стиль поведения подростка в конфликте.

Описание методики: Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуа­циях К. Томас считает применимой двухмерную модель регули­рования конфликтов, основополагающими измерениями в кото­рой являются кооперация, связанная с вниманием человека к ин­тересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интере­сов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность сопер­ничеству, принесение в жертву собственных интересов ради дру­гого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стрем­ления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к аль­тернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как кон­куренция, приспособление и компромисс, или один из участни­ков оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба про­игрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вари­антов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуа­ции. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения (см. Приложение 2).

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Инструкция: из двух пар суждений выберете те, которые кажутся вам более близкими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ полученных результатов

 

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.

Методика изучения тревожности у девиантных учащихся показало следующее (таблица 1).

Таблица 1

 

Показатели тревожности

общая

школьная

самооценочная

межличностная

магическая

Номоконов А.

1

1

1

4

2

Симоненко С.

5

8

5

6

1

Коротков И.

4

7

4

4

1

Андреенко М.

4

5

5

6

1

Чурилкин Д.

4

6

5

2

1

Некрасов А.

3

4

2

5

1

 

Средний общий уровень тревожности составляет 3,5 балла. Уровень школьной тревожности значительно колеблется от 1 до 8, средний уровень школьной тревожности составляет 5,2 балла. Уровень самооценочной тревожности колеблется от 1 до 5 и составляет в среднем 3,6 балла. Уровень межличностной тревожности колеблется от 2 до 6 и составляет в среднем 4,5 балла. Уровень магической тревожности очень низкий и составляет в среднем 1,1 балла, при этом только у одного учащегося уровень магической тревожности составляет 2 балла.

Изучение уровня тревожности обычных подростков показал (таблица 2):

Таблица 2

 

Показатели тревожности

общая

школьная

самооценочная

межличностная

магическая

Дурушев А.

1

4

1

2

1

Гусейнов И.

1

1

1

1

1

Кирьянов А.

5

8

4

5

1

Кузнецов Е.

5

7

5

6

1

Шульга Д.

3

4

4

3

1

Макаров И.

1

1

1

2

1

 

Средний уровень общей тревожности составляет 2,6 балла, при этом трое из юношей имеют общий уровень тревожности равный 1, двое – 5 баллов, один учащийся – 3 балла. Средний уровень школьной тревожности составляет 4,2 балла, при этом показатели колеблются от 1 до 8 баллов. Средний уровень самооценочной тревожности составляет 2,6 балла, при этом у трех учащихся она составляет 1 балл. Средний уровень межличностной тревожности составляет 3,2 балла и колеблется от 1 до 6. Средний уровень магической тревожности составляет 1.

При исследовании психических состояний подростков с помощью метода самооценки были получены следующие данные.

Обследование девиантных подростков  показало (таблица 3), что уровень тревожности преимущественно средний, у одного учащегося – низкий; уровень фрустрации – низкий – 4 человека, средний – 2; агрессивность – средний 4 человека, низкий – 2 человека; ригидность – низкий уровень – 2, средний – 4.

Таблица 3

 

Самооценка психических состояний, уровень

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

Номоконов А.

низкий

низкий

средний

низкий

Симоненко С.

средний

низкий

низкий

средний

Коротков И.

средний

низкий

средний

низкий

Андреенко М.

средний

средний

средний

средний

Чурилкин Д.

средний

средний

средний

средний

Некрасов А.

средний

низкий

низкий

средний

 

Таблица 4

 

Самооценка психических состояний, уровень

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

Дурушев А.

низкий

низкий

средний

средний

Гусейнов И.

низкий

средний

средний

средний

Кирьянов А.

низкий

высокий

низкий

средний

Кузнецов Е.

низкий

низкий

средний

средний

Шульга Д.

низкий

средний

низкий

средний

Макаров И.

низкий

низкий

низкий

средний

 

Самооценка психического состояния обычных подростков (таблица 4), показала, что уровень тревожности - низкий; уровень фрустрации – низкий – 50 %, средний – 2 человека, высокий - 1; агрессивность – средний  и низкий уровень по 50 %; ригидность – средний уровень.

При сравнении всех показателей самооценки психических состояний, мы можем сделать следующие выводы: общий уровень тревожности девиантных подростков выше, чем у обычных подростков; остальные показатели примерно одинаковые.

Таким образом, девиантные подростки отличаются повышенным уровнем нервно-психического напряжения.

Исследование показателей тревожности по методике Спилберга показало следующие результаты (таблица 5, 6).

Уровень тревожности у девиантных подростков (табл. 5) можно определить как достаточно высокий. Лишь один подросток показал средний уровень тревожности.

Таблица 5

ИФ

баллы

Номоконов А.

47

Симоненко С.

48

Коротков И.

46

Андреенко М.

47

Чурилкин Д.

48

Некрасов А.

34

 

Уровень тревожности у обычных подростков (табл. 6) можно определить как средний, лишь один подросток показал высокий уровень тревожности.

Таблица 6

 

ИФ

баллы

Дурушев А.

28

Гусейнов И.

30

Кирьянов А.

32

Кузнецов Е.

33

Шульга Д.

47

Макаров И.

32

 

Таким образом, сравнение показателей уровня тревожности по методике Спилберга показало, что уровень тревожности девиантных подростков выше уровня тревожности обычных подростков.

Исследование особенностей поведения подростков в конфликтной ситуации показало следующее (табл. 7, 8).

Таблица 7

Поведение в конфликте девиантных подростков

ФИ

Противоборство

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Уступка

Номоконов А.

9

3

4

11

3

Симоненко С.

12

3

3

10

2

Коротков И.

10

4

2

10

4

Андреенко М.

12

3

3

10

2

Чурилкин Д.

9

4

5

9

3

Некрасов А.

11

3

2

10

4

 

Девиантные подростки выбирают два типа поведения в конфликтной ситуации «противоборство» или «избегание», все обследованные девиантные подростки показали наибольшее число выбранных ответов. Полученные данные показали, что из 6 опрошенных девиантных подростков 2 человека выбрали тип поведения «противоборство»; 1 – однозначно «избегание», а 2 – два типа поведения - «противоборство» и «избегание».

Таблица 8

Поведение в конфликте обычных подростков

ФИ

Противоборство

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Уступка

Дурушев А.

9

5

5

7

4

Гусейнов И.

6

7

7

9

1

Кирьянов А.

7

9

3

3

8

Кузнецов Е.

3

1

9

8

9

Шульга Д.

4

6

8

10

2

Макаров И.

5

9

6

8

2

 

Обычные подростки в общей массе не склонны выбирать какой-то один тип поведения. Полученные данные свидетельствуют о том, что 1 подросток выбрал тип поведения «противоборство», 2 – «сотрудничество», 1 – «компромисс», 2 – «избегание», 1 – «уступка».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Ø подростки обладают разной степенью тревожности;

Ø у девиантных подростков общий уровень тревожности значительно колеблется, но является достаточно высоким;

Ø по показателям методики Спилберга уровень тревожности девиантных подростков очень высокий;

Ø у девиантных подростков уровень фрустрации преимущественно низкий,  агрессивность – средний; ригидность – средний;

Ø самооценка психического состояния обычных подростков показала, что уровень тревожности - низкий;

Ø уровень фрустрации – низкий или средний, агрессивность – средний и низкий уровень; ригидность – средний уровень;

Ø подростки не зависимо от своего эмоционального состояния выбирают различные типы поведения в конфликтной ситуации;

Ø при этом девиантные подростки выбирают два типа поведения - «противоборство» и «избегание»;

Ø обычные подростки выбирают различные типы поведения.

Таким образом, гипотеза в целом, подтвердилась: особенности эмоциональной сферы подростков влияют на поведение в конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное теоретическое и практическое исследование влияния особенностей эмоциональной сферы девиантных подростков на поведение в конфликте полностью подтвердило гипотезу: уровень тревожности и агрессии, определяют поведение девиантных подростков в конфликте.

Теоретическое исследование подтвердило, что подростковый возраст представляет собой период, когда влия­ние эмоций на жизнь наиболее очевидно. Как отмечалось многими авторами, центральным образовани­ем в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется как субъектив­ное переживание готовности быть полноправным членом кол­лектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятель­ности, желании показать свою «взрослость», добиваться, что­бы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Именно в отрочестве велик диапазон поляр­ных чувств. Резко выраженные психологические особенности подростково­го возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного ве­селья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Социальные эмоции — переживание человеком своего отноше­ния к окружающим людям; возникают, формируются и прояв­ляются в системе межличностных взаимоотношений.

Девиантное поведение – это поведение так или иначе отклоняющееся от нормы. Разные авторы выделяют свои виды девиаций в под­ростковом возрасте. В их основе лежат разнообразные виды поведения, которые на основании социальных нормативных показателей (например, пол, контекст си­туации, отношение к ним социального окружения, воз­можные асоциальные последствия для будущего дан­ного индивида) признаются отклоняющимися.

К подростковым девиациям следует относить: суицидальное поведение; делинквентный тип поведения; реакции группирования; «сексуальную распущенность»; побеги (бродяжничество); подростковые аддикции.

Психологический конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Раз­личают следующие стратегии поведения в конфликт­ной ситуации: уклонение, противоборство (конкуренция), уступчивость (приспособление), сотрудничество, компромисс. Агрессивное поведение подростка и его стремление к конфликту чаще всего обусловлено личными неприятностями, плохим самочувствием и настроением, по­вышенной агрессивностью коммуникаторов.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что особенности эмоциональной сферы подростков, а именно уровень тревожности и агрессии, влияют на их поведение в конфликтной ситуации.

Исследование показало, что подростки обладают разной степенью тревожности. У девиантных подростков общий уровень тревожности – относительно обычных подростков достаточно высокий. У девиантных подростков наблюдается преимущественно низкий уровень фрустрации,  средний уровень агрессивности и средний уровень ригидности. При этом показатели тревожности и агрессии значительно выше, чем у обычных подростков. И девиантные и обычные подростки выбирают различные типы поведения в конфликтной ситуации; но при этом девиантные подростки выбирают два типа поведения - «противоборство» и «избегание».

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась: уровень тревожности и агрессии влияют на поведение девиантных подростков в конфликте.

Список использованной литературы

 

 

1.           Бочаров В. В. Антропология возраста. – СПб.: Питер, 2006.

2.           Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М., 2005.

3.           Ворожейкий И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2000.

4.           Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

5.           Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., 2000.

6.           Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. – М., 1998.

7.           Ермолаева М. В. Психология развития. – Воронеж, 2000.

8.           Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М., 2003.

9.           Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

10.       Колесникова Г. И. Девиантное поведение. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11.       Кулагина И. Ю.,Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2004.

12.       Личко А. Е. Типы акцентуации и психопатий у подростков. – М., 1999.

13.       Майерс Д. Со­циальная психология: Пер. с англ. СПб., 1996.

14.       Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

15.       Немов Р. С. Психология: Кн. 3. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

16.       Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

17.       Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.

18.       Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2006.

19.       Славкина М. А. Возрастная психология (психология развития). – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

20.       Фельдштйн Д. И. Психология взросления. – М., 1999.

21.       Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизхмы. – М., 1993.

22.       Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М., 2005.

23.       Якобсон П. М. чувства, их развитие и воспитание. – М., 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Ключ к шкале личностной тревожности

 

Субшкала

Пункты шкал

Школьная тревожность

1

5

7

11

12

16

19

28

30

34

Сомооценочная тревожность

3

6

8

13

17

20

25

29

33

39

Межличностная тревожность

2

9

15

18

22

24

26

32

36

38

Магическая тревожность

4

10

14

21

23

27

31

35

37

40

 

 

Шкала перевода баллов в стандартные оценки

 

 

Виды тревожности

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Магическая

Д

Ю

Д

Ю

Д

Ю

Д

Ю

Д

Ю

1

0 - 33

0 - 27

0 – 7

0 - 6

0 - 6

0 – 7

0 - 6

0 – 7

0 - 6

0 – 5

2

34 – 39

28 – 34

8 – 9

7

7 - 8

8 – 9

7 - 8

8 – 9

7 – 9

6 – 7

3

40 – 46

35 – 41

10 – 11

8

9 – 11

10 – 12

9 – 11

10 – 12

10 – 11

8 – 9

4

47 – 53

42 – 47

12 – 13

9

12 – 13

13 – 15

12 – 13

13 – 15

12 – 14

10

5

54 – 60

48 – 54

14

10

14 – 16

16 – 17

14 – 15

16 – 17

15 – 16

11 – 12

6

61 – 67

55 – 61

15 – 16

11

17 – 18

18 – 20

16 – 18

18 – 20

17 – 19

13

7

68 – 74

62 – 68

17 – 18

12 – 13

19 – 21

21 – 23

19 – 20

21 – 23

20 – 22

14 – 15

8

75 – 80

69 – 75

19 – 20

14

22 – 23

24 – 25

21 – 23

24 – 26

23 – 24

16 – 17

9

81 - 87

76 – 82

21 – 22

15

24 – 26

26 – 28

24 – 25

27 – 28

25 – 27

18

10

от 88

 от 83

от 23

от 16

от 27

от 29

от 26

от 29

от 28

от 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Опросник К. Томаса

Из двух пар ответов испытуемому предлагается выбрать один

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отноше­ния.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра­нить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может выз­вать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохра­нить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить жела­ния каждого из нас.

27.

А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никающих разногласий

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявле­нию соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

Противоборство

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Уступка

1

 

 

 

А

Б

2

 

Б

А

 

 

3

А

 

 

 

Б

4

 

 

А

 

Б

5

 

 

А

 

Б

6

Б

 

 

А

 

7

 

 

Б

А

 

8

А

Б

 

 

 

9

Б

 

 

А

 

10

А

 

Б

 

 

11

А

 

 

 

Б

12

 

 

 

Б

А

13

Б

 

А

 

 

14

Б

А

 

 

 

15

 

 

 

Б

А

16

Б

 

 

 

А

17

А

 

 

Б

 

18

 

 

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

 

 

21

 

Б

 

 

А

22

Б

 

А

 

 

23

 

А

 

Б

 

24

 

 

Б

 

А

25

А

 

 

 

Б

26

 

Б

А

 

 

27

 

 

 

А

Б

28

А

Б

 

 

 

29

 

 

А

Б

 

30

 

Б

 

 

А

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., 2000.