СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретическое исследование проблемы особенностей эмоциональной
сферы девиантных подростков и их поведения в психологическом
конфликте
1.1. Психологические особенности эмоциональной сферы
подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Девиантное поведение подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.3. Понятие психологического конфликта, особенности поведения в
конфликте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2. Исследование особенностей поведения девиантных подростков в
конфликтной ситуации
2.1. Цели, задачи и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2. Анализ полученных результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Введение
Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11 — 12 до 14—15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит огромный путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Подростковый возраст – это период активных психических и личностных новообразований. Не смотря на то, что учение остается для подростка главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно-полезной деятельностью. Одновременно с этим подросток стремиться к взрослости. Вместе с тем именно в этот возрасте начинают активно проявляться различные отклонения в поведении подростков.
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, ГА. Цукерман и др. Наибольший интерес подростковый возраст вызывал у Фельдштейна Д. И., Реана А. А., Кона И. С. Множество работ было посвящено отдельным проблемам подросткового возраста. Так проблемами психологии личности подростка занимались Дандарова Ж. К., Москеичева Н. Л., Петанова Е. И., Прокофьева В. А., Реан А. А. Проблемами подростковой сексуальности - Кон И. С. Проблемами психодиагностики и психологии развития детей - Костромина С. Н., Мухина В. С. Вопросами психологического обеспечения профессиональной деятельности, проблемам психологической адаптации подростков и психологией зависимого поведения - Маклаков А. Г., Шабалина В. В., Сергиенко Е. А. и др.
Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Именно в этот период чаще всего возникают девиации в поведении подростков. Одним из показателей девиации может служить поведение подростка в конфликтной ситуации. Данный вопрос широко исследовался как в возрастной психологии и педагогике, так и в других науках (Алешина Ю. Е., Васильева В. Л., Змановская Е. В., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е. и др.).
Вместе с тем возникает вопрос, существует ли зависимость между особенностями эмоциональной сферой подростков и их поведением в конфликтной ситуации. Актуальность и сложность проблемы определила выбор курсовой работы: «Влияние особенностей эмоциональной сферы девиантных подростков на поведение в конфликтной ситуации».
Цель работы: определить, какие особенности эмоциональной сферы девиантных подростков влияют на их поведение в конфликтной ситуации.
Объект исследования: эмоциональная сфера девиантных подростков.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы подростков в конфликте.
Гипотеза: мы предполагаем, что особенности эмоциональной сферы, а именно уровень тревожности и агрессии, определяют поведение девиантных подростков в конфликте.
Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) провести исследование особенностей эмоциональной сферы девиантных подростков; 3) провести исследование особенностей поведения девиантных подростков в конфликтной ситуации; 4) определить взаимосвязь между особенностями эмоциональной сферы девиантных подростков и поведением в конфликтной ситуации.
Методы эмпирического исследования: изучение психолого-педагогической литературы, метод качественных и количественных результатов обследования, анализ психологических особенностей девиантных подростков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретическое исследование проблемы особенностей эмоциональной сферы девиантных подростков и их поведения в психологическом конфликте
1.1. Психологические особенности эмоциональной сферы подростков
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции.
Центральным образованием в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением [20, стр. 38].
По мнению К. Левина, подросток находится в положении маргинальной личности (этим термином в социологии обозначают личность, принадлежащую двум культурам). Подросток больше не хочет быть в сообществе детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам [20].
Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующие:
1. Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.
2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т. п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые всегда считались мужскими.
3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.
4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование [7, стр. 189].
Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л. И. Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» — бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило низкой для подростков, высокому уровню притязаний.
Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становится самооценка, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.
По мысли Л. С. Выготского, подростничество распадается на две фазы — негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Л. С. Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза — фаза интересов — характеризуется вызреванием нового ядра интересов.
Л. С. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы подростничества с негативизмом трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления. Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазы подросткового возраста, Л. С. Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения.
В. Р. Кисловская, изучившая с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности, нашла, что подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее — с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаружили самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят [17, стр. 48].
Для подросткового возраста свойственна эмпатия. Эмпатией называется способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания становятся более устойчивыми. Выделяют два вида эмпатии — гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость).
Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями за себя; страдания другого — повод переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти).
Иногда подросток безразличен даже к важным событиям, которые происходят вокруг, или совершенно равнодушен к оценке — будь она хорошая или плохая. Именно в этом случае родители жалуются на то, что подросток стал «бесчувственным», равнодушным ко всему, что ничто его не волнует и не радует. Другой подросток (или тот же подросток в иное время) может почти не откликаться на какое-либо важное событие, на похвалу или, напротив, порицание, но бурно возмущаться из-за пустяка, — например, не найдя на месте какой-то своей вещи.
Под сопереживанием (эмпатией) подразумевается способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональной восприимчивости, стремление разделить с другим человеком его переживания.
Младший и средний подростковый возраст является одним из ключевых этапов процесса становления эмоционально-волевой регуляции человека.
Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Он лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (низкая оценка, выговор за плохое поведение) подросток может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но в других обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) он может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства [23].
Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано со многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.
Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснений отношений, ссор.
Именно в отрочестве велик диапазон полярных чувств. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездеятелен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели [14].
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.
Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием [12, стр. 176].
Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни люди не способны па такую преданность и самопожертвование.
Только подростки могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к окружающим грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом [21].
Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводит к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.
В этом возрасте ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема — необъективность или несправедливость. Подобные особенности не случайны, а весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей — не в последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представление о себе через взгляд окружающих [16, стр. 57].
Рост самосознания подростка приводит к тому, что он иногда достаточно придирчиво оценивает свою внешность и душевные свойства. Подросток много думает о развитии своих волевых качеств. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают его ум, его способности.
В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может болезненно переживать невинное замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно, А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может в зависимости от обстоятельств и обстановки вызвать у подростка аффективную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет), или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он такой неудачливый, неспособный и т. д. И все эти обстоятельства могут привести ребенка в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным.
Серьезной причиной депрессивного эмоционального состояния подростка могут быть его эротические мысли, которых он стесняется, стыдится, а вместе с тем невольно им поддается. Сознание того, что он не может заставить себя нужным образом отвлечься от этих мыслей и побуждений, вынуждает подростка чувствовать собственное бессилие. Он всячески стремится скрыть свои переживания от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут доискаться причин его угнетенного состояния, а этого подросток очень стыдится [7].
Социальные эмоции — переживание человеком своего отношения к окружающим людям; возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений.
Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение определенным объемом знаний (нормами поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений к этим знаниям, которые могут быть названы эмоциональными эталонами и при принципиальной однородности имеют специфические отличия» накладываемые данным обществом и данной культурой.
Краткосрочное хорошее или плохое настроение сильно влияет на оценку людьми видеозаписи своего поведения. Те, кто находится в данный момент в плохом настроении, обнаруживают меньше позитивного в своем поведении.
1.2. Девиантное поведение подростков
В подростковом возрасте на первый план выходят отношения со сверстниками, однако то, какой статус займет подросток в группе, во многом определяется отношениями внутри семьи и стилем воспитания.
Подростковый период, являясь переходным этапом от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Данный переход имеет социокультурологическую обусловленность.
Психология подросткового возраста тесно связана с проблемой «отцов и детей». Взаимоотношения в семье между родителями и детьми влияют на взаимоотношения подростка со сверстниками, выражаясь в переносе структуры взаимоотношений в семье на взаимоотношения с социумом.
Одной из важных потребностей данного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки. В этот период подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление к индивидуализации на внешнем уровне проявляется в виде отчуждения от значимых близких, предстающее в «одеждах» негативизма.
Из факторов социализации семья по-прежнему играет предопределяющую роль, трансформируясь, однако, из явного лидера, место которого теперь занимают взаимоотношения со сверстниками, в образ некого «серого кардинала». Значительное влияние при этом как на личность подростка, так и на его место в социуме оказывает существующий стиль взаимоотношений внутри данного структурного образования, только частично обусловленный социальным положением. Значимое место занимают: во-первых, эмоциональный тон семейных взаимоотношений; во-вторых, преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Кроме того, возможно прогнозировать на основании существующего внутрисемейного стиля воспитания стиль межличностных отношений подростка внутри группы сверстников:
o авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать формированию у подростка альтруизма или авторитарности;
o гиперопека — агрессивности, авторитарности, реже — покорно-застенчивости или сотрудничества;
o демократический стиль воспитания — альтруизма и независимо-доминирующей позиции [10, стр. 92].
Статус, который имеет подросток в группе сверстников, коррелируется с типом межличностных отношений внутри семьи: лидирующее место в группе занимают подростки с независимо-доминирующим типом межличностных взаимоотношений; в референтную группу — сотрудничающий, покорно-застенчивый, альтруистический; в предпочитаемую группу — альтруистический, агрессивный, авторитарный и независимо-доминирующий.
Следует отметить, что в группе «пренебрегаемых» большая часть подростков, у которых в семьях преобладает авторитарный тип взаимоотношений.
Подростки с типом взаимоотношений, «направленный на людей», входят в референтную и предпочитаемую группы.
Таким образом, специфика системы межличностных взаимоотношений в среде подростков, а также статус-кво распределение ролей внутри подростковой группы определяются стилем семейного воспитания. Кроме того, демократический стиль семейного воспитания можно определить как наиболее предпочтительный в связи с тем, что он основан на взаимоуважении и доверии, способствует развитию коммуникативных навыков, адаптации личности в обществе.
Кроме деформации семейных отношений, которая выражается, в частности, в рассмотренном выше внутрисемейном стиле общения, к факторам, влияющим на формирование девиантного поведения у подростков, относят:
o социально-экономическое неблагополучие;
o снижение ответственности учебных заведений за процесс обучения и отсев несовершеннолетних;
o влияние средств массовой информации (кино, радио, телевидение, публицистика);
o низкопробная литература, пропагандирующая презрение к общечеловеческим ценностям, насилие; непрочность межличностных отношений, формирующие утилитарные цели;
o разрыв между социально одобряемыми целями и возможностями их достижения.
Разные авторы выделяют свои виды девиаций в подростковом возрасте. В их основе лежат разнообразные виды поведения, которые на основании социальных нормативных показателей (например, пол, контекст ситуации, отношение к ним социального окружения, возможные асоциальные последствия для будущего данного индивида) признаются отклоняющимися.
Д. Еникеева выделяет следующие виды подростковых девиаций [6, стр. 445-459]:
1) реакцию отказа — отказ от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей (происходит в тех случаях, когда родители запрещают общаться им с подругой/другом или компанией сверстников);
2) реакцию протеста (оппозицию) — характеризуется избирательностью и направленностью; возникает в ситуациях: конфликтные отношения между родителями; наказание, воспринимаемое как унизительное или несправедливое, повышенные требования как дома, так и в школе;
3) реакцию имитации — стремление подражать во всем кому-либо;
4) реакция группирования со сверстниками — участие подростка в спонтанно созданной группе или уже существовавшей (различают асоциальные группы и социально одобряемые, например, спортивные секции);
5) делинквентное поведение — различные проступки, провинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведение, но в силу незначительности проступков не влечет уголовного наказания;
6) реакция эмансипации — борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение;
7) побеги из дома, чаще всего, совершаются как протест против несправедливости, из желания «наказать» таким образом виновного;
8) дромомания — склонность к бродяжничеству — неудержимое стремление к странствиям — рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями, но истинная дромомания встречается редко;
9) реакции увлечения — хобби, в крайних вариантах принимает форму патологии;
10) реакции компенсации и гиперкомпенсации — возникновение форм поведений, при помощи которых подросток стремится скрыть, замаскировать свои слабые места;
11) реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением — онанизм, включая групповой, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи;
12) малолетняя проституция — как правило, на фоне психического заболевания, не испытывают ни удовольствия, ни отвращения, ни стыда от сексуальных контактов; внешняя взрослость сочетается с психической инфантильностью, став взрослыми, в большинстве случаев выходят замуж, имеют детей.
Е.В. Змановская рассматривает виды отклоняющегося поведения не прибегая к делению по возрастным подгруппам [8, стр. 82]:
1) агрессивное — тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинения себе других людей или доминирования над ними, соответственно имеет две формы — латентную (скрытую) и явную;
2) делинквентное — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях;
3) зависимое — стремление полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации, симбиотическая зависимость;
4) суицидальное — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни, включают в себя суицидальные действия (попытки и завершение суицида) и суицидальные проявления (мысли, представления, переживания).
К подростковым девиациям следует относить:
1) суицидальное поведение;
2) делинквентный тип поведения;
3) реакции группирования;
4) «сексуальную распущенность»;
5) побеги (бродяжничество);
6) подростковые аддикции.
Суицидальное поведение у подростков является следствием неприятия ситуации как в семье, так и в отношениях со сверстниками. Атмосфера равнодушия, ненависти, несправедливости создает ощущение потерянности и одиночества. Чувство вины, невозможность выполнения предъявляемых требований со стороны родителей и педагогов, низкая самооценка — также являются предпосылками к суициду.
Суицид в подростковом возрасте от взрослого отличается большей спонтанностью и низким процентом летального исхода.
Основной мотив — наказание. Виновный может быть прямо указан в посмертной записке или на него указывают косвенно (самоубийство совершается в его присутствии или рядом с его местом жительства, работы). Как правило, акту совершения самоубийства предшествуют ярко созданные в воображении картины раскаяния обидчиков. Однако у подростков нет в сознании связи между своим поступком и смертью. 89% опрошенных свидетельствуют о том, что у них не было желания умереть, у них было желание уйти.
Делинквентный тип поведения — мелкий хулиганский проступок, который в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое деяние.
От криминальных действий отличается незначительностью проступка. Его можно охарактеризовать как действие, намерение которого были невинны.
Реакции группирования. Стремление к группированию является естественным видом подросткового поведения, свидетельствующим о том, что психофизиологическое развитие данного ребенка идет нормально. Проблемы возникают в тех случаях, когда подросток «связывается» с какой-либо группой, имеющей асоциальную направленность. Для того чтобы этого не произошло, а лучшее средство лечения, как известно, — профилактика, необходимо как можно раньше, на рубеже между детством и подростковым периодами, дать социально приемлемое направление для реализации данного стремления, записав ребенка в спортивную секцию или художественный кружок, в зависимости от его предпочтений.
4. «Сексуальная распущенность». В данном возрасте распущенность по сути своей невинна. Ее невинность в подростковом возрасте определяется, с одной стороны, несформированностью морально-этических принципов: все находится в становлении, поиске, брожении. Поэтому здесь идет смешение понятий «свобода», «распущенность» и «вседозволенность». Борясь за «свободу и независимость», подростки ломают границы, установленные социумом, не задумываясь о тех высоких критериях, которые лежат в основе моральных норм и впоследствии станут основой их жизни.
Подростковая «сексуальная распущенность» может иметь три основных причины. Первая: бунт, стремление к свободе, поиск себя, самоутверждение. По сути, имеет позитивное начало, как всплеск творческой энергии, которому нужно не мешать, а принять и направить. Вторая: поиск тепла, защищенность, принятия. Данная мотивация будет присутствовать у подростков из неблагополучных семей и семей, с нарушенной системой взаимоотношений. Третья: «сексуальная распущенность» — как маска, цель которой — спрятать низкую самооценку, неуверенность в себе, скрытый творческий потенциал, поскольку отсутствие возможности реализовывать себя в творчестве, незнание о своих творческих способностях «замыкают» человека на самого себя.
Побеги (бродяжничество). Причины побегов из дома весьма разнорообразные. Как правило, совершаются из чувства протеста на какое-либо оскорбление внутри семьи или школе, моральное или/и физическое насилие. Могут быть вызваны пролонгированной неблагоприятной ситуацией внутри семьи, например, отец алкоголик. В данном случае толчком к побегу станет некое событие, сыгравшее роль «последней капли», например очередной запой родителя.
Провоцирующим моментом также может оказаться страх наказания за какой-либо проступок. Но побег может быть совершен и из романтических побуждений. «Лакмусовой бумажкой», проявляющей истинную причину побега, будет служить то, насколько охотно подросток дает о себе сведения и стремится к возвращению домой. Если следствием побега была психологическая травма, то все сведения о себе тщательно скрывают, предпочитая оказаться в приюте, чем вернуться под родительский кров.
1.3. Понятие психологического конфликта, особенности поведения в конфликте
Слово «конфликт» происходит от латинского confliktus, первоначально понимаемое как столкновение. Существует множество определений конфликта.
Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [3]. Психологический конфликт – внутренняя психическая и психологическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний и тенденций [4, С. 18].
В психолого-педагогической науке существуют различные точки зрения на роль и значение психологического конфликта в развитии личности конкретного индивида, формировании его отношений с окружающими, функционировании группы и организации в целом. В современной конфликтологии выделяют позитивные и негативные функции конфликта.
Рассматривая психологический конфликт в сфере образования и учитывая его специфические особенности, можно отметить следующие позитивные функции конфликта:
o информативная (получение новой информации об участниках конфликта, диагностика и прояснение ситуации, « снятие масок »);
o интегративная (сплочение коллектива класса, школы, педагогического коллектива в условиях противоборства с внешним недругом);
o инновационная (использование новых эффективных технологий обучения в целях оптимизации воспитательного процесса в школе);
o разрядка напряженности между конфликтующими сторонами («выпустить пар»);
o сигнальная (позволяющая полнее и точнее выявить назревшие противоречия);
o развивающая (позитивно влияющая на развитие личности учителя, ученика и изменения в плане организации образовательного процесса в школе).
К негативным функциям относятся:
· деструктивная (ущерб жизни, здоровью, ухудшение или крах взаимоотношений, невозможность достижения целей образования и развития личности ученика и др.);
· дезинтеграция (разрушение целостности личности, а также общности системы, в которой развивается конфликт, увольнение учителей, снижение дисциплины учащихся, ухудшение психосоциального климата в коллективе учеников и учителей);
· большие эмоциональные затраты на участие в конфликте;
· резкое снижение эффективности учебно-воспитательной деятельности;
· возникновение синдрома «побежденного» (исполнение ролей «тирана» и «жертвы», затаенная ненависть к «победителю», чувство мести, жажда реванша).
Поведение людей в конфликте сильно различается и зависит от множества факторов.
Дмитриев А. В. выделяет пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение; противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс[1].
Уклонение (избегание, уход) - характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такая форма поведения у исполнителя позволяет ему выйти из конфликтного взаимодействия без ущерба для своих интересов, однако, и без разрешения самого конфликта. Если такую форму избирает руководитель, то это позволяет ему избежать ответственности, не вникать глубоко в проблему, находясь как бы в тени, уйти от решения конфликта.
Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленность на свои интересы за счет интересов других. Индивид применяет все доступные ему средства достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что и предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления. При выборе данного стиля поведения руководителем конфликт может быть до конца не решен, а точка зрения руководителя навязана подчиненному. Особенность данного стиля поведения состоит в том, что подчиненных заставляют отказываться от своих точек зрения, используются угрозы, наказания. Это может привести к подавлению работника, его уходу или увольнению из организации.
Уступчивость (приспособление) - действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, если: вклад индивида не слишком велик; а возможность проигрыша слишком очевидна; предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида; сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу; у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Такое поведение в конфликте используется руководителем, если он крайне заинтересован в сохранении хороших отношений с подчиненными, коллегами; уступает, считая, что не прав сам.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон, если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то возможна выработка совместного решения, удовлетворяющего потребности всех участников конфликта.
При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устаивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиски лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени [4].
Агрессивное поведение подростка и его стремление к конфликту чаще всего обусловлено личными неприятностями, плохим самочувствием и настроением, повышенной агрессивностью коммуникаторов. Агрессивность подростка может выражаться в вызывающем поведении и, как правило, связана с попыткой самоутверждения, протеста против своего зависимого от взрослых, неравноправного положения.
2. Исследование особенностей поведения девиантных подростков в конфликтной ситуации
2.1. Цели, задачи и методы исследования
Исследование особенностей поведения девиантных подростков в конфликтной ситуации проводилось на базе школы № 15. В исследовании принимали участие две группы подростков в количестве 12 человек.
Методика № 1. Исследование личностной тревожности (шкала А. М. Прихожан).
Цель исследования: изучение личностной тревожности учащихся.
Описание методики: методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. В целях исследования учащихся используется форма Б – для учащихся 13 – 16 лет.
Инструкция: В бланке перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, - в зависимости от того, насколько эта ситуация может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство или страх достаточно сильны и тебе не хотелось бы попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4. Твоя задача представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Бланк ответов
Форма Б
№ п/п |
Ситуация |
нет |
немного |
достаточно |
значительно |
очень |
1 |
Отвечать у доски |
|
|
|
|
|
2 |
Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Участвовать в соревнованиях, конкурсах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Слышать заклятия |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Разговаривать с директором школы |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Сравнивать себя с другими |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Учитель делает тебе замечание |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Тебя критикуют, в чем-то упрекают |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Видеть плохие, «вещие» сны |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Писать контрольную работу |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
После контрольной работы учитель называет отметки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
У тебя что-то не получается |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
На тебя не обращают внимания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Ждешь родителей с родительского собрания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Тебе грозит неуспех, провал |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Слышать смех за своей спиной |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Не понимать объяснений учителя |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Думаешь о своем будущем |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
21 |
Слышать предсказания о космических катастрофах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Выступать перед большой аудиторией |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Ссориться с родителями |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Участвовать в психологическом эксперименте |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
На тебя смотрят как на маленького |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
На экзамене тебе достался 13 билет |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Думаешь о своей привлекательности для противоположного пола |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Не можешь справиться с домашним заданием |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Оказаться в темноте, видеть силуэты, слышать шорохи |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Не соглашаешься с родителями |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Берешься за новое дело |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Разговаривать со школьным психологом |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
Думать о том, что тебя могут «сглазить» |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Замолчали, когда ты подошел |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
Общаться с человеком, похожим на мага |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
Смотреться в зеркало |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
Кажется, что нечто непонятное может помешать тебе добиться желаемого |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обработка и интерпретация результатов: При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале (см. Приложение 1). Полученная сумма баллов представляет собой первичную оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола (см. Приложение 1). Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.
При этом необходимо учитывать, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Школьная тревожность – склонность воспринимать ситуации, связанные с обучением в школе как неблагоприятные, угрожающие. Самооценочная тревожность – склонность с особой заботой и тревогой воспринимать все, что связано с собственным Я учащихся. Межличностная тревожность – особая озабоченность взаимоотношениями с другими людьми. Магическая тревожность – восприятие всех непонятных и необъяснимых ситуаций как заранее угрожающих, вера в сверхъестественные силы и способности окружающих.
Методика № 2. Самооценка психических состояний (по Г. Айзенку).
Цель: исследование особенностей психического состояния учащихся.
Инструкция: предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла, если подходит, но не очень – 1 балл, если совсем не подходит – то 0 баллов.
Текст опросника
№ п/п |
Психическое состояние |
подходит |
Подходит, но не очень |
Не подходит |
1 |
Не чувствую в себе уверенности |
2 |
1 |
0 |
2 |
Часто из-за пустяков краснею |
2 |
1 |
0 |
3 |
Мой сон беспокоен |
2 |
1 |
0 |
4 |
Легко впадаю в уныние |
2 |
1 |
0 |
5 |
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях |
2 |
1 |
0 |
6 |
Меня пугают трудности |
2 |
1 |
0 |
7 |
Люблю копаться в своих недостатках |
2 |
1 |
0 |
8 |
Меня легко убедить |
2 |
1 |
0 |
9 |
Я мнительный |
2 |
1 |
0 |
10 |
С трудом переношу время ожидания |
2 |
1 |
0 |
11 |
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход |
2 |
1 |
0 |
12 |
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом |
2 |
1 |
0 |
13 |
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя |
2 |
1 |
0 |
14 |
Несчастья и неудачи ничему меня не учат |
2 |
1 |
0 |
15 |
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной |
2 |
1 |
0 |
16 |
Я нередко чувствую себя беззащитным |
2 |
1 |
0 |
17 |
Иногда у меня бывает состояние отчаяния |
2 |
1 |
0 |
18 |
Чувствую растерянность перед трудностями |
2 |
1 |
0 |
19 |
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели |
2 |
1 |
0 |
20 |
Считаю недостатки своего характера неисправимыми |
2 |
1 |
0 |
21 |
Оставляю за собой последнее слово |
2 |
1 |
0 |
22 |
Нередко в разговоре перебиваю собеседника |
2 |
1 |
0 |
23 |
Меня легко рассердить |
2 |
1 |
0 |
24 |
Люблю делать замечания другим |
2 |
1 |
0 |
25 |
Хочу быть авторитетом для окружающих |
2 |
1 |
0 |
26 |
Не довольствуюсь малым, хочу большего |
2 |
1 |
0 |
27 |
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю |
2 |
1 |
0 |
28 |
Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться |
2 |
1 |
0 |
29 |
У меня резкая грубоватая жестикуляция |
2 |
1 |
0 |
30 |
Я мстителен |
2 |
1 |
0 |
31 |
Мне трудно менять привычки |
2 |
1 |
0 |
32 |
Нелегко переключаю внимание |
2 |
1 |
0 |
33 |
Очень настороженно отношусь ко всему новому |
2 |
1 |
0 |
34 |
Меня трудно переубедить |
2 |
1 |
0 |
35 |
Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться |
2 |
1 |
0 |
36 |
Нелегко сближаюсь с людьми |
2 |
1 |
0 |
37 |
Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана |
2 |
1 |
0 |
38 |
Нередко я проявляю упрямство |
2 |
1 |
0 |
39 |
Неохотно иду на риск |
2 |
1 |
0 |
40 |
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима |
2 |
1 |
0 |
Обработка и интерпретация: подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов.
Результаты тестирования
баллы |
Самооценка психических состояний |
1. Тревожность |
|
0 – 7 |
Не тревожны |
8 – 14 |
Тревожность средняя, допустимого уровня |
15 - 20 |
Очень тревожны |
2. Фрустрация |
|
0 – 7 |
Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей |
8 – 14 |
Средний уровень, фрустрация имеет место |
15 - 20 |
У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач |
3. Агрессивность |
|
0 – 7 |
Вы спокойны, выдержанны |
8 – 14 |
Средний уровень |
15 - 20 |
Вы агрессивны, не выдержанны |
4. Ригидность |
|
0 – 7 |
Ригидности нет, легкая переключаемость |
8 – 14 |
Средний уровень |
15 - 20 |
Сильно выраженная ригидность |
Психическое состояние тревожности характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Фрустрация – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи.
Агрессивность – свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области субъект – субъектных отношений. Отсутствие агрессивности приводи к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие определяет личность как конфликтную, неспособную на сознательную кооперацию.
Ригидность – затрудненность (вплоть до неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Методика № 3. Оценка уровня тревожности
Описание теста: Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
рт = Σ1 – Σ2 + 35,
где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы
3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;
Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр – пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.
ЛТ = Σ1 – Σ2 + 35,
где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы
22,23,24,25,28,29,3,32,37,38,40.
Σ2 - сумма остальных цифр по пунктам – 21,26,27,30,33,36,39.
При интерпритации результатов можно оценивать так: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-35 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.
Цель тестирования: изучение уровня тревожности у подростков с обычным и девиантным поведением.
Бланк для ответов
Шкала самооценки
Фамилия Дата
Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".
А — нет, это не так В — пожалуй, так С — верно D — совершенно верно
|
A |
B |
C |
D |
1. Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Я испытываю сожаление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Я чувствую себя отдохнувшим |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Я не доволен собой |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Я
испытываю чувство |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Я не чувствую скованности, напряженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
21. Я испытываю удовольствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
22. Я очень быстро устаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
23. Я легко могу заплакать |
1 |
2 |
3 |
4 |
24. Я хотел бы быть таким |
1 |
2 |
3 |
4 |
25. Я проигрываю потому, что недостаточно быстро принимаю решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
26. Обычно я чувствую |
1 |
2 |
3 |
4 |
27.Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
28. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
29. Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 Я вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
32. Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33. Обычно я чувствую себя в безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
35. У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
36. Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
39. Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих |
1 |
2 |
3 |
4 |
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги".
В целом, значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в "лучшем свете".
Методика № 4. «Описание поведения людей в конфликтных ситуациях» (К. Томас).
Цель: определить стиль поведения подростка в конфликте.
Описание методики: Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения (см. Приложение 2).
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Инструкция: из двух пар суждений выберете те, которые кажутся вам более близкими.
2.2. Анализ полученных результатов
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.
Методика изучения тревожности у девиантных учащихся показало следующее (таблица 1).
Таблица 1
|
Показатели тревожности |
||||
общая |
школьная |
самооценочная |
межличностная |
магическая |
|
Номоконов А. |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
Симоненко С. |
5 |
8 |
5 |
6 |
1 |
Коротков И. |
4 |
7 |
4 |
4 |
1 |
Андреенко М. |
4 |
5 |
5 |
6 |
1 |
Чурилкин Д. |
4 |
6 |
5 |
2 |
1 |
Некрасов А. |
3 |
4 |
2 |
5 |
1 |
Средний общий уровень тревожности составляет 3,5 балла. Уровень школьной тревожности значительно колеблется от 1 до 8, средний уровень школьной тревожности составляет 5,2 балла. Уровень самооценочной тревожности колеблется от 1 до 5 и составляет в среднем 3,6 балла. Уровень межличностной тревожности колеблется от 2 до 6 и составляет в среднем 4,5 балла. Уровень магической тревожности очень низкий и составляет в среднем 1,1 балла, при этом только у одного учащегося уровень магической тревожности составляет 2 балла.
Изучение уровня тревожности обычных подростков показал (таблица 2):
Таблица 2
|
Показатели тревожности |
||||
общая |
школьная |
самооценочная |
межличностная |
магическая |
|
Дурушев А. |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
Гусейнов И. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Кирьянов А. |
5 |
8 |
4 |
5 |
1 |
Кузнецов Е. |
5 |
7 |
5 |
6 |
1 |
Шульга Д. |
3 |
4 |
4 |
3 |
1 |
Макаров И. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Средний уровень общей тревожности составляет 2,6 балла, при этом трое из юношей имеют общий уровень тревожности равный 1, двое – 5 баллов, один учащийся – 3 балла. Средний уровень школьной тревожности составляет 4,2 балла, при этом показатели колеблются от 1 до 8 баллов. Средний уровень самооценочной тревожности составляет 2,6 балла, при этом у трех учащихся она составляет 1 балл. Средний уровень межличностной тревожности составляет 3,2 балла и колеблется от 1 до 6. Средний уровень магической тревожности составляет 1.
При исследовании психических состояний подростков с помощью метода самооценки были получены следующие данные.
Обследование девиантных подростков показало (таблица 3), что уровень тревожности преимущественно средний, у одного учащегося – низкий; уровень фрустрации – низкий – 4 человека, средний – 2; агрессивность – средний 4 человека, низкий – 2 человека; ригидность – низкий уровень – 2, средний – 4.
Таблица 3
|
Самооценка психических состояний, уровень |
|||
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
|
Номоконов А. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Симоненко С. |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
Коротков И. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
Андреенко М. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Чурилкин Д. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Некрасов А. |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
Таблица 4
|
Самооценка психических состояний, уровень |
|||
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
|
Дурушев А. |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Гусейнов И. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
Кирьянов А. |
низкий |
высокий |
низкий |
средний |
Кузнецов Е. |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Шульга Д. |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
Макаров И. |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
Самооценка психического состояния обычных подростков (таблица 4), показала, что уровень тревожности - низкий; уровень фрустрации – низкий – 50 %, средний – 2 человека, высокий - 1; агрессивность – средний и низкий уровень по 50 %; ригидность – средний уровень.
При сравнении всех показателей самооценки психических состояний, мы можем сделать следующие выводы: общий уровень тревожности девиантных подростков выше, чем у обычных подростков; остальные показатели примерно одинаковые.
Таким образом, девиантные подростки отличаются повышенным уровнем нервно-психического напряжения.
Исследование показателей тревожности по методике Спилберга показало следующие результаты (таблица 5, 6).
Уровень тревожности у девиантных подростков (табл. 5) можно определить как достаточно высокий. Лишь один подросток показал средний уровень тревожности.
Таблица 5
ИФ |
баллы |
Номоконов А. |
47 |
Симоненко С. |
48 |
Коротков И. |
46 |
Андреенко М. |
47 |
Чурилкин Д. |
48 |
Некрасов А. |
34 |
Уровень тревожности у обычных подростков (табл. 6) можно определить как средний, лишь один подросток показал высокий уровень тревожности.
Таблица 6
ИФ |
баллы |
Дурушев А. |
28 |
Гусейнов И. |
30 |
Кирьянов А. |
32 |
Кузнецов Е. |
33 |
Шульга Д. |
47 |
Макаров И. |
32 |
Таким образом, сравнение показателей уровня тревожности по методике Спилберга показало, что уровень тревожности девиантных подростков выше уровня тревожности обычных подростков.
Исследование особенностей поведения подростков в конфликтной ситуации показало следующее (табл. 7, 8).
Таблица 7
Поведение в конфликте девиантных подростков
ФИ |
Противоборство |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Уступка |
Номоконов А. |
9 |
3 |
4 |
11 |
3 |
Симоненко С. |
12 |
3 |
3 |
10 |
2 |
Коротков И. |
10 |
4 |
2 |
10 |
4 |
Андреенко М. |
12 |
3 |
3 |
10 |
2 |
Чурилкин Д. |
9 |
4 |
5 |
9 |
3 |
Некрасов А. |
11 |
3 |
2 |
10 |
4 |
Девиантные подростки выбирают два типа поведения в конфликтной ситуации «противоборство» или «избегание», все обследованные девиантные подростки показали наибольшее число выбранных ответов. Полученные данные показали, что из 6 опрошенных девиантных подростков 2 человека выбрали тип поведения «противоборство»; 1 – однозначно «избегание», а 2 – два типа поведения - «противоборство» и «избегание».
Таблица 8
Поведение в конфликте обычных подростков
ФИ |
Противоборство |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Уступка |
Дурушев А. |
9 |
5 |
5 |
7 |
4 |
Гусейнов И. |
6 |
7 |
7 |
9 |
1 |
Кирьянов А. |
7 |
9 |
3 |
3 |
8 |
Кузнецов Е. |
3 |
1 |
9 |
8 |
9 |
Шульга Д. |
4 |
6 |
8 |
10 |
2 |
Макаров И. |
5 |
9 |
6 |
8 |
2 |
Обычные подростки в общей массе не склонны выбирать какой-то один тип поведения. Полученные данные свидетельствуют о том, что 1 подросток выбрал тип поведения «противоборство», 2 – «сотрудничество», 1 – «компромисс», 2 – «избегание», 1 – «уступка».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Ø подростки обладают разной степенью тревожности;
Ø у девиантных подростков общий уровень тревожности значительно колеблется, но является достаточно высоким;
Ø по показателям методики Спилберга уровень тревожности девиантных подростков очень высокий;
Ø у девиантных подростков уровень фрустрации преимущественно низкий, агрессивность – средний; ригидность – средний;
Ø самооценка психического состояния обычных подростков показала, что уровень тревожности - низкий;
Ø уровень фрустрации – низкий или средний, агрессивность – средний и низкий уровень; ригидность – средний уровень;
Ø подростки не зависимо от своего эмоционального состояния выбирают различные типы поведения в конфликтной ситуации;
Ø при этом девиантные подростки выбирают два типа поведения - «противоборство» и «избегание»;
Ø обычные подростки выбирают различные типы поведения.
Таким образом, гипотеза в целом, подтвердилась: особенности эмоциональной сферы подростков влияют на поведение в конфликтной ситуации.
Заключение
Проведенное теоретическое и практическое исследование влияния особенностей эмоциональной сферы девиантных подростков на поведение в конфликте полностью подтвердило гипотезу: уровень тревожности и агрессии, определяют поведение девиантных подростков в конфликте.
Теоретическое исследование подтвердило, что подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на жизнь наиболее очевидно. Как отмечалось многими авторами, центральным образованием в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.
Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Именно в отрочестве велик диапазон полярных чувств. Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.
Социальные эмоции — переживание человеком своего отношения к окружающим людям; возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений.
Девиантное поведение – это поведение так или иначе отклоняющееся от нормы. Разные авторы выделяют свои виды девиаций в подростковом возрасте. В их основе лежат разнообразные виды поведения, которые на основании социальных нормативных показателей (например, пол, контекст ситуации, отношение к ним социального окружения, возможные асоциальные последствия для будущего данного индивида) признаются отклоняющимися.
К подростковым девиациям следует относить: суицидальное поведение; делинквентный тип поведения; реакции группирования; «сексуальную распущенность»; побеги (бродяжничество); подростковые аддикции.
Психологический конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Различают следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: уклонение, противоборство (конкуренция), уступчивость (приспособление), сотрудничество, компромисс. Агрессивное поведение подростка и его стремление к конфликту чаще всего обусловлено личными неприятностями, плохим самочувствием и настроением, повышенной агрессивностью коммуникаторов.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что особенности эмоциональной сферы подростков, а именно уровень тревожности и агрессии, влияют на их поведение в конфликтной ситуации.
Исследование показало, что подростки обладают разной степенью тревожности. У девиантных подростков общий уровень тревожности – относительно обычных подростков достаточно высокий. У девиантных подростков наблюдается преимущественно низкий уровень фрустрации, средний уровень агрессивности и средний уровень ригидности. При этом показатели тревожности и агрессии значительно выше, чем у обычных подростков. И девиантные и обычные подростки выбирают различные типы поведения в конфликтной ситуации; но при этом девиантные подростки выбирают два типа поведения - «противоборство» и «избегание».
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась: уровень тревожности и агрессии влияют на поведение девиантных подростков в конфликте.
Список использованной литературы
1. Бочаров В. В. Антропология возраста. – СПб.: Питер, 2006.
2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М., 2005.
3. Ворожейкий И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
5. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., 2000.
6. Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. – М., 1998.
7. Ермолаева М. В. Психология развития. – Воронеж, 2000.
8. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М., 2003.
9. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10. Колесникова Г. И. Девиантное поведение. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11. Кулагина И. Ю.,Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2004.
12. Личко А. Е. Типы акцентуации и психопатий у подростков. – М., 1999.
13. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб., 1996.
14. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
15. Немов Р. С. Психология: Кн. 3. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
16. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
17. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2006.
19. Славкина М. А. Возрастная психология (психология развития). – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
20. Фельдштйн Д. И. Психология взросления. – М., 1999.
21. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизхмы. – М., 1993.
22. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М., 2005.
23. Якобсон П. М. чувства, их развитие и воспитание. – М., 1976.
Приложение 1
Ключ к шкале личностной тревожности
Субшкала |
Пункты шкал |
|||||||||
Школьная тревожность |
1 |
5 |
7 |
11 |
12 |
16 |
19 |
28 |
30 |
34 |
Сомооценочная тревожность |
3 |
6 |
8 |
13 |
17 |
20 |
25 |
29 |
33 |
39 |
Межличностная тревожность |
2 |
9 |
15 |
18 |
22 |
24 |
26 |
32 |
36 |
38 |
Магическая тревожность |
4 |
10 |
14 |
21 |
23 |
27 |
31 |
35 |
37 |
40 |
Шкала перевода баллов в стандартные оценки
|
Виды тревожности |
|||||||||
Общая |
Школьная |
Самооценочная |
Межличностная |
Магическая |
||||||
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
|
1 |
0 - 33 |
0 - 27 |
0 – 7 |
0 - 6 |
0 - 6 |
0 – 7 |
0 - 6 |
0 – 7 |
0 - 6 |
0 – 5 |
2 |
34 – 39 |
28 – 34 |
8 – 9 |
7 |
7 - 8 |
8 – 9 |
7 - 8 |
8 – 9 |
7 – 9 |
6 – 7 |
3 |
40 – 46 |
35 – 41 |
10 – 11 |
8 |
9 – 11 |
10 – 12 |
9 – 11 |
10 – 12 |
10 – 11 |
8 – 9 |
4 |
47 – 53 |
42 – 47 |
12 – 13 |
9 |
12 – 13 |
13 – 15 |
12 – 13 |
13 – 15 |
12 – 14 |
10 |
5 |
54 – 60 |
48 – 54 |
14 |
10 |
14 – 16 |
16 – 17 |
14 – 15 |
16 – 17 |
15 – 16 |
11 – 12 |
6 |
61 – 67 |
55 – 61 |
15 – 16 |
11 |
17 – 18 |
18 – 20 |
16 – 18 |
18 – 20 |
17 – 19 |
13 |
7 |
68 – 74 |
62 – 68 |
17 – 18 |
12 – 13 |
19 – 21 |
21 – 23 |
19 – 20 |
21 – 23 |
20 – 22 |
14 – 15 |
8 |
75 – 80 |
69 – 75 |
19 – 20 |
14 |
22 – 23 |
24 – 25 |
21 – 23 |
24 – 26 |
23 – 24 |
16 – 17 |
9 |
81 - 87 |
76 – 82 |
21 – 22 |
15 |
24 – 26 |
26 – 28 |
24 – 25 |
27 – 28 |
25 – 27 |
18 |
10 |
от 88 |
от 83 |
от 23 |
от 16 |
от 27 |
от 29 |
от 26 |
от 29 |
от 28 |
от 19 |
Приложение 2
Опросник К. Томаса
Из двух пар ответов испытуемому предлагается выбрать один
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
№ |
Противоборство |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Уступка |
1 |
|
|
|
А |
Б |
2 |
|
Б |
А |
|
|
3 |
А |
|
|
|
Б |
4 |
|
|
А |
|
Б |
5 |
|
|
А |
|
Б |
6 |
Б |
|
|
А |
|
7 |
|
|
Б |
А |
|
8 |
А |
Б |
|
|
|
9 |
Б |
|
|
А |
|
10 |
А |
|
Б |
|
|
11 |
А |
|
|
|
Б |
12 |
|
|
|
Б |
А |
13 |
Б |
|
А |
|
|
14 |
Б |
А |
|
|
|
15 |
|
|
|
Б |
А |
16 |
Б |
|
|
|
А |
17 |
А |
|
|
Б |
|
18 |
|
|
Б |
|
А |
19 |
|
А |
|
Б |
|
20 |
|
А |
Б |
|
|
21 |
|
Б |
|
|
А |
22 |
Б |
|
А |
|
|
23 |
|
А |
|
Б |
|
24 |
|
|
Б |
|
А |
25 |
А |
|
|
|
Б |
26 |
|
Б |
А |
|
|
27 |
|
|
|
А |
Б |
28 |
А |
Б |
|
|
|
29 |
|
|
А |
Б |
|
30 |
|
Б |
|
|
А |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., 2000.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.