Влияние романтического искусства на воспитание ребенка
Оценка 5

Влияние романтического искусства на воспитание ребенка

Оценка 5
docx
28.12.2021
Влияние романтического искусства на воспитание ребенка
Влияние романтического искусства.docx

Сперанская Инна Юрьевна

 

Влияние романтического искусства на воспитание ребенка

 

Искусство романтизма уже третье столетие волнует и интересует людей, привлекая самыми разными сторонами своего направления. Значение слова «романтизм» является неоднозначным и трактуется в источниках по-разному.

Первоначально в Испании слово «романтизм» означало лирические и героические песни, затем эпические поэмы о рыцарях, а в 17 веке данный эпитет служил названием для произведений, написанных на романских языках, в 18 веке – для обозначения литературы Средневековья, Возрождения и всего и необыкновенного.

В конце 18 века слово «романтизм» стало обозначать художественное направление, сложившееся в европейском искусстве и противопоставившее себя классицизму.

Музыка в эпоху романтизма становится главенствующим жанром и наиболее полно отражает черты всей эпохи, поэтому прекрасной основой для воспитания нравственной личности может стать пример самой жизни композитора-романтика.

Композиторы этого направления соединяют в себе разные дарования, дополняющие друг друга. Так Р. Шуман гениальный композитор, но и одаренный писатель, Э.Т. Гофман, кроме того, что писал литературные произведения, не забывал и о музыкальных, а композитор А.П. Бородин сделал немало открытий в химии.

Вне связи с литературой, с ее высоконравственными идеалами невозможно понять творчество Г. Берлиоза, А. Бородина, Ф. Листа, А. Скрябина, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Например, П. Чайковский сам создает либретто, а Вагнер - текст музыкальных драм, Г. Берлиоз и Ф. Лист пишут программные музыкальные сочинения, связанные с литературой и живописью.

В связи с этим в инструментальной музыке большую роль приобретает принцип программности, то есть включения в композиторский замысел и процесс восприятия музыки литературы, живописи и т.д.

Поскольку романтизм усматривал во всех искусствах единый смысл и единую главную цель - слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобрела идея синтеза искусств.

Так появляется мысль о том, чтобы сблизить все виды искусства, дабы музыка могла рисовать и рассказывать в звуках содержание романа и трагедии, поэзия приблизилась бы по своей музыкальности к искусству звука, а живопись - передавала образы литературы.

Соединение различных видов искусства давало возможность увеличить воздействие впечатления, усиливало целостность восприятия. В слиянии музыки, театра, живописи, поэзии, цветовых эффектов для всех видов искусства открылись новые возможности.

Именно воздействие всех видов искусства в синтезе может воспитать ребенка как полноценную, одаренную и разносторонне образованную личность.

Не только лирические чувства находят отражение в музыке романтиков, поиск духовного обновления приводит их к идеализации прошлого, к рассмотрению религиозных мифов и христианской литературы. Именно религия, проникая в музыкальные образы романтиков, становится еще одним средством воспитания нравственной, гуманной личности. Именно сосредоточенность на внутреннем мире личности даёт прекрасные возможности для поиска всего доброго и чистого, что есть в человеке.

Романтики, мечтающие об усовершенствовании мира, с их жаждой ко всему новому, могут оказать положительное воздействие на формирование личности школьника.

В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращались не только к религии и прошлому, но и интересовались различными экзотическими странами, народным фольклором. Материальным ценностям (так распространённым в наше время) они противопоставляли духовные -  любовь, добро, понимание, справедливость и т.д.

Тяготение к фольклору, к преданиям, к сказкам приводило романтиков к созданию фантастических образов, резко контрастирующих с реальностью одновременно переплетающихся с ней. Благодаря этому фантастика сама по себе раскрывала перед слушателем разные грани. Фантастика выступала как свобода воображения, игра мысли и чувства. Герой попадал в сказочный, нереальный мир, в котором сталкивались добро и зло, красота и уродливость.

Именно при помощи сказочных или фантастических образов любой из учащихся в школе сможет наиболее быстро и просто разобраться в непростых ситуациях, встречающихся в жизни. Кроме этого фантастические персонажи всегда интересовали детей, а значит, были и друзьями и советчиками.

Интерес к фольклору в эпоху романтизма способствовал появлению композиторских школ, отражающих местные музыкальные традиции. В них романтизм сохранил много общего и вместе с ним проявил и заметное своеобразие в стилистике, сюжетах, идеях, излюбленных жанрах.

Музыка на протяжении тысячелетий имела огромное значение в воспитании духовных ценностей ребенка. В жестокий век, когда рушатся нравственные идеалы и не находится достойной замены им, музыка призвана быть тем духовным стержнем, который может воспитать высоконравственную личность.

С давних времен считалось, что музыка оказывает положительное, воспитывающее воздействие. Так, в Древней Греции уделяли большое значение музыке в воспитании подрастающего поколения. Греки специально выбирали лады (дорийский, фригийский и др.) для того, чтобы воспитать те или иные качества характера ребенка.

И по сей день, в образовательных учреждениях многих стран уроки музыки являются ведущими предметами для воспитания нравственной высокоразвитой личности. Например, в Японии уроки музыки проходят каждый день.

К большому сожалению, музыка в российской школе предусмотрена программой лишь один раз в неделю, что, конечно же, недостаточно.

Вследствие этого, на уроке личность учителя играет важную роль. Именно благодаря педагогу у детей о пройденном произведении должно остаться целостное впечатление, и сохранится полная развернутая картина замысла композитора.

Из всего музыкального разнообразия, пожалуй, романтическая музыка оказывается самой понятной для школьников. Так как современная (имеется в виду классическая) музыка сложна по своему музыкальному языку, а по восприятию, в большинстве, рассчитана на логические выводы, а не на эмоциональный уровень. Если же брать музыку до романтического периода, то она значительно дальше удалена от нас по времени и поэтому нужна предварительная подготовка к её восприятию.

Музыка романтиков, в большинстве своём, не требует предварительного растолкования, так как её эмоциональная и содержательная сфера близка детям. Прежде всего - это мир природы, самого человека, фантазия и сказка, близкая и понятная детям.

Музыкальное романтическое искусство может стать прекрасной основой для воспитания нравственной личности, к тому же, изучая национальное разнообразие, учащиеся узнают особенности различных национальных культур.

 

 

 


 

Сперанская Инна Юрьевна Влияние романтического искусства на воспитание ребенка

Сперанская Инна Юрьевна Влияние романтического искусства на воспитание ребенка

Именно воздействие всех видов искусства в синтезе может воспитать ребенка как полноценную, одаренную и разносторонне образованную личность

Именно воздействие всех видов искусства в синтезе может воспитать ребенка как полноценную, одаренную и разносторонне образованную личность

Например, в Японии уроки музыки проходят каждый день

Например, в Японии уроки музыки проходят каждый день
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021