Сперанская Инна Юрьевна
Влияние романтического искусства на воспитание ребенка
Искусство романтизма уже третье столетие волнует и интересует людей, привлекая самыми разными сторонами своего направления. Значение слова «романтизм» является неоднозначным и трактуется в источниках по-разному.
Первоначально в Испании слово «романтизм» означало лирические и героические песни, затем эпические поэмы о рыцарях, а в 17 веке данный эпитет служил названием для произведений, написанных на романских языках, в 18 веке – для обозначения литературы Средневековья, Возрождения и всего и необыкновенного.
В конце 18 века слово «романтизм» стало обозначать художественное направление, сложившееся в европейском искусстве и противопоставившее себя классицизму.
Музыка в эпоху романтизма становится главенствующим жанром и наиболее полно отражает черты всей эпохи, поэтому прекрасной основой для воспитания нравственной личности может стать пример самой жизни композитора-романтика.
Композиторы этого направления соединяют в себе разные дарования, дополняющие друг друга. Так Р. Шуман гениальный композитор, но и одаренный писатель, Э.Т. Гофман, кроме того, что писал литературные произведения, не забывал и о музыкальных, а композитор А.П. Бородин сделал немало открытий в химии.
Вне связи с литературой, с ее высоконравственными идеалами невозможно понять творчество Г. Берлиоза, А. Бородина, Ф. Листа, А. Скрябина, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Например, П. Чайковский сам создает либретто, а Вагнер - текст музыкальных драм, Г. Берлиоз и Ф. Лист пишут программные музыкальные сочинения, связанные с литературой и живописью.
В связи с этим в инструментальной музыке большую роль приобретает принцип программности, то есть включения в композиторский замысел и процесс восприятия музыки литературы, живописи и т.д.
Поскольку романтизм усматривал во всех искусствах единый смысл и единую главную цель - слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобрела идея синтеза искусств.
Так появляется мысль о том, чтобы сблизить все виды искусства, дабы музыка могла рисовать и рассказывать в звуках содержание романа и трагедии, поэзия приблизилась бы по своей музыкальности к искусству звука, а живопись - передавала образы литературы.
Соединение различных видов искусства давало возможность увеличить воздействие впечатления, усиливало целостность восприятия. В слиянии музыки, театра, живописи, поэзии, цветовых эффектов для всех видов искусства открылись новые возможности.
Именно воздействие всех видов искусства в синтезе может воспитать ребенка как полноценную, одаренную и разносторонне образованную личность.
Не только лирические чувства находят отражение в музыке романтиков, поиск духовного обновления приводит их к идеализации прошлого, к рассмотрению религиозных мифов и христианской литературы. Именно религия, проникая в музыкальные образы романтиков, становится еще одним средством воспитания нравственной, гуманной личности. Именно сосредоточенность на внутреннем мире личности даёт прекрасные возможности для поиска всего доброго и чистого, что есть в человеке.
Романтики, мечтающие об усовершенствовании мира, с их жаждой ко всему новому, могут оказать положительное воздействие на формирование личности школьника.
В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращались не только к религии и прошлому, но и интересовались различными экзотическими странами, народным фольклором. Материальным ценностям (так распространённым в наше время) они противопоставляли духовные - любовь, добро, понимание, справедливость и т.д.
Тяготение к фольклору, к преданиям, к сказкам приводило романтиков к созданию фантастических образов, резко контрастирующих с реальностью одновременно переплетающихся с ней. Благодаря этому фантастика сама по себе раскрывала перед слушателем разные грани. Фантастика выступала как свобода воображения, игра мысли и чувства. Герой попадал в сказочный, нереальный мир, в котором сталкивались добро и зло, красота и уродливость.
Именно при помощи сказочных или фантастических образов любой из учащихся в школе сможет наиболее быстро и просто разобраться в непростых ситуациях, встречающихся в жизни. Кроме этого фантастические персонажи всегда интересовали детей, а значит, были и друзьями и советчиками.
Интерес к фольклору в эпоху романтизма способствовал появлению композиторских школ, отражающих местные музыкальные традиции. В них романтизм сохранил много общего и вместе с ним проявил и заметное своеобразие в стилистике, сюжетах, идеях, излюбленных жанрах.
Музыка на протяжении тысячелетий имела огромное значение в воспитании духовных ценностей ребенка. В жестокий век, когда рушатся нравственные идеалы и не находится достойной замены им, музыка призвана быть тем духовным стержнем, который может воспитать высоконравственную личность.
С давних времен считалось, что музыка оказывает положительное, воспитывающее воздействие. Так, в Древней Греции уделяли большое значение музыке в воспитании подрастающего поколения. Греки специально выбирали лады (дорийский, фригийский и др.) для того, чтобы воспитать те или иные качества характера ребенка.
И по сей день, в образовательных учреждениях многих стран уроки музыки являются ведущими предметами для воспитания нравственной высокоразвитой личности. Например, в Японии уроки музыки проходят каждый день.
К большому сожалению, музыка в российской школе предусмотрена программой лишь один раз в неделю, что, конечно же, недостаточно.
Вследствие этого, на уроке личность учителя играет важную роль. Именно благодаря педагогу у детей о пройденном произведении должно остаться целостное впечатление, и сохранится полная развернутая картина замысла композитора.
Из всего музыкального разнообразия, пожалуй, романтическая музыка оказывается самой понятной для школьников. Так как современная (имеется в виду классическая) музыка сложна по своему музыкальному языку, а по восприятию, в большинстве, рассчитана на логические выводы, а не на эмоциональный уровень. Если же брать музыку до романтического периода, то она значительно дальше удалена от нас по времени и поэтому нужна предварительная подготовка к её восприятию.
Музыка романтиков, в большинстве своём, не требует предварительного растолкования, так как её эмоциональная и содержательная сфера близка детям. Прежде всего - это мир природы, самого человека, фантазия и сказка, близкая и понятная детям.
Музыкальное романтическое искусство может стать прекрасной основой для воспитания нравственной личности, к тому же, изучая национальное разнообразие, учащиеся узнают особенности различных национальных культур.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.