Обучение грамоте 1 класс. УМК « Школа России».
Урок №64
Тема: «Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г».
Цель: способствовать созданию условий для ознакомления учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г., развития связной речи, логического мышления, памяти.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся научатся характеризовать звуки [г], [г’]. Владеть навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные УУД: обучающиеся научатся осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные УУД: обучающиеся будут стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Личностные: обучающиеся научатся выражать положительное отношение к процессу познания, осознание роли речи в общении людей.
Оборудование: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий -1 часть,презентация, карточки, предметные картинки.
Технологии: здоровье сберегающие, личностно ориентированные
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологическая установка на работу.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
II. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках.
Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
- Наша речь состоит из ... (предложений).
- Звуки бывают ... (гласные и согласные).
- При произнесении согласного звука ... (воздух во рту встречает преграду).
-Согласные звуки бывают ... (глухие и звонкие, твердые и мягкие).
- Гласные звуки бывают ... (ударные и безударные).
- После твердых согласных пишутся гласные буквы... (а, о, у, ы,).
-После мягких согласных пишутся гласные буквы... (е, и, я,).
-Буквы е, я в начале слова ...(обозначают два звука).
III. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учащимся цели предстоящей работы. Создание проблемной ситуации.
-Сегодня к нам в гости пришёл…. Я, думаю, вы сейчас сами догадаетесь:
Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке —
ну, конечно, это …(Гном)
-Посмотрите, что он принес? (гриб, гитара)
- Какой одинаковый звук встречается в словах гном, гриб, гитара.
(Звуки [г] и [г’]).
-Кто догадался, какова тема урока?
(Звуки [г], [г’] и буква, которая их обозначает)
-Правильно, тема нашего урока –«Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г».
Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока:
Познакомимся с ...
Научимся различать ...
Будем учиться читать ...
(Мы познакомимся со звуками [г],г] и буквой, которая их обозначает.
Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой).
– Как вы думаете, для чего нам это нужно?
( Мы должны знать все звуки и буквы, чтобы уметь читать и быть грамотными).
IV. «Открытие» нового знания.
1. Слово-звуковой анализ слов. Работа в группах.
- Дайте характеристику звукам [г], [г’]. Для этого предлагаю вам поработать в группах.
Задание 1-й исследовательской группе:
1. Проанализируете слова: гном, гриб, гитара.
2. Сделайте вывод: звук [г] гласный или согласный?
Задание 2-й исследовательской группе:
Задание 3-й исследовательской группе:
-Проверим, что вы узнали?
-Какой вывод мы можем сделать о новых звуках?
(Звуки [г] и [г‘] – согласные, звонкие, бывают твердыми и мягкими )
2. Игра «Найди звук»
-Ребята, мудрый гном принес сказку «Генерал Гена». Послушайте её и постарайтесь запомнить все слова, в которых встретятся звуки [ г], [г’ ] («Занимательное азбуковедение» В.Волиной)
-Какие слова вам встретились? (гусёнок, Гена, генерал, гардероб, галстук, галоши, газета, гвоздь, галчата, городки, играют, градусник).
-Какие слова вы знаете с новыми звуками?
3.Игра «Не ошибись»
-Если услышите слово, в котором есть звук [г], [г'] - то хлопаете.
Грач, друг, стук ,гроза, Гриша, каска, агроном, куст, груша, круги , метель, гром, Галя, снеговик, провод, Гена, дорога, круги, гости.
4. Знакомство с буквой Г .
-Звуки [г] и [г‘] обозначают буквами Г, г. Почему две буквы?
-Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы?
-Приведите примеры слов, которые всегда пишут с заглавной буквы.
– На что похожа буква Г?
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
-Послушайте стихотворения про букву «Гэ» и скажите, с чем сравнивают букву авторы.
Гоше не нужны игрушки,
Он играет только клюшкой-
Букву Г перевернёт
И в ворота гол забьёт. (С клюшкой).
Глянь, на стройке – буква Г
На громаднейшей ноге.
И до неба головой-
Кран подъёмный грузовой. ( С подъёмным краном).
Физкультминутка «Весёлые утята» видеозапись
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Чтение слогов.
Слоги выведены на экран. Чтение сначала хором, затем по цепочке.
Слоги: ГА ГО ГЫ ГУ ГИ ГЕ АГ ОГ ЫГ УГ ИГ ЕГ
2. Чтение слов с буквой г.
А) Чтение слов с доски.
ГОРА ГОД УГОЛ ИГРА ГАЗОН НОГА ГРОМ ГНОМ ГРАД ВРАГ РОГА ТИГР
Б) Работа в парах.
гал |
|
Га |
|
|
ка |
|
ля |
га |
|
та |
|
|
зе |
|
газ |
го |
|
го |
|
|
род |
|
лос |
гор |
|
го |
|
|
ка |
|
лы |
ги |
|
ра |
|
|
та |
|
|
ги |
|
гипс |
|
|
ря |
|
гимн |
|
гу |
|
гус |
|
|
си |
|
ли |
гу |
|
гу |
|
|
бы |
|
док |
Ге |
|
герб |
|
на |
|
ге |
|
рал |
|
не |
|
В) Чтение слов в азбуке на странице 119.
Галя Гена гриб грибы корзина корзинка
- Какое слово соответствует схеме? (Гена)
-Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы ?
1.Чтение текста. Азбука с.119
Галя и Гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены – поганки.
а) чтение хором вместе с учителем;
б) чтение по цепочке;
в) Выборочное чтение. (Чтение по одному предложению.)
- Найдите и прочитайте слова, которые пишутся с заглавной буквы.
- Найдите и прочитайте слова с буквой г.
-Дайте заголовок тексту.
Работа с текстом.
-О ком говорится в тексте?( О Гале и Гене).
-Что собирали Галя и Гена?
-Как их можно назвать? (грибники)
- Сколько грибов набрали Гена и Галя?
- Какие грибы в корзинке у Гали?
- Каких грибов набрал Гена?
- Чьи грибы нельзя употреблять в пищу и почему?
- Чем опасны поганки?
- Как можно назвать Гену ?( Горе- грибник).
- Что бы вы ему посоветовали?( Лучше узнать грибы).
-Как вы думаете, что сделает с грибами Галя?
-Боровик (или белый гриб) – мечта любого грибника. Это очень вкусный гриб.
- Прочитаем стихотворение про этот гриб в азбуке.
Вот он, гриб-боровик!
И красив он, и велик
-Какие съедобные грибы вы знаете?
-А как правильно их собирать? (низко наклоняться, чтобы увидеть гриб, срезать ножом, а не вырывать с корнем)
-А можно ли уничтожать все ядовитые грибы?
(Нельзя. Они для людей ядовитые, а для животных полезные, например, это лекарство для лося)
-В природе все важно, все нужно, ничего нельзя уничтожать.
3. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (с.118)
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Что необычное в этом городе?
-Чем занимаются жители городка?
- В форме чего построены дома?
- Как вы думаете, как живётся жителям?
-Придумайте сказку про город грибов.
- Как вы думаете, что значит выражение: растут, как грибы? (Размножаются быстро и в большом количестве.)
- К слову гриб подберите родственные слова. Грибы, грибок, грибник, грибные.)
4. Работа с пословицами (с. 118)
– Прочитайте пословицы.
– Объясните смысл пословиц.
– Найдите в словах пословиц букву г.
VI. Подведение итогов урока
Вот закончился урок,
И подводим мы итог.
Используя опорные слова, подведем итог урока:
Мы познакомились ...
Мы научились ...
Мы умеем ...
Дети заканчивают высказывания.
V. Рефлексия
-Какое задание понравилось вам больше всего?
-При выполнении какого задания испытывали затруднения?
-Кого из ребят вы бы сегодня похвалили?
-Довольны вы своей работой на уроке? Как бы вы оценили свою работу?
Приклеивание лучей к солнышку на доске:
оранжевый – «Мне всё удалось».
желтый – «У меня были проблемы, но я справился (мне помогли учитель, сосед по парте)»;
красный - «У меня ничего не получилось»;
– Закончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.