Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт
Оценка 5

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт

Оценка 5
docx
21.02.2024
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт.docx

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 7

Им. Ю.А. Гагарина

Шуляковская Т.А.

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку. Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребенку, предполагает определенное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует своитребования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т. е. дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении. В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Выделяют три основных стиля педагогического общения авторитарный, либеральный, демократический. Из изложенного в определениях можно сделать вывод: наиболее оптимальным и эффективным является демократический, именно он служит формированию сознательной дисциплины, творчества, познавательной активности. Именно он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе на занятиях во время других режимных моментов такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в познании не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении ребенка.

Характеристика стилей педагогического общения.

Демократический стиль

·                     Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;

·                     Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;

·                     Проявляет максимум требований, максимум уважения;

·                     Испытывает потребность в обратной связи от детей;

·                     Умеет признавать ошибки;

·                     Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

Авторитарный стиль

·                     Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные)

·                     Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);

·                     Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;

·                     Не учитывает отношения между детьми;

·                     Не признает ошибки;

·                     Низко оценивает возможности детей;

·                     Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

Либеральный (попустительский) стиль

·                     Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;

·                     Переоценивает возможности детей;

·                     Выполнение своих требований не проверяет;

·                     Нерешителен;

·                     Во власти детей;

·                     Учитывает взаимоотношения в группе;

·                     Человек настроения.

Примеры психологических речевых настроек, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми:

- Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанности к нему.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Упражнение для педагогов

·                   если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

·                   если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

·                   если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

·                   если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

·                   если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

·                   если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

·                   если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

·                   если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

·                   если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

·                   если вы, входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

·                   если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

·                   если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

·                   если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.


 

·                  

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт

Никакие успехи в познании не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении ребенка

Никакие успехи в познании не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении ребенка

Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу

Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2024