Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и их влияние
на представления подростков о будущей семейной жизни и будущем
супруге
1.1. Стили семенного воспитания и их влияние на личность
подростка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Представление как психологический феномен. Особенности
представлений подростков о будущем супружестве . . . . . . . . . . . .15
2. Исследование влияния стиля семейного воспитания на представления
подростков о будущем супруге и установку на брак
2.1. Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2. Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Введение
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. И как следствие формируют особый тип воспитания ребенка, который самым непосредственным образом влияет на формирование его личности и отношений между людьми, в том числе и отношений к будущему супругу и семейной жизни.
Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположенного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от своей генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнёра, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности, запрограммированные возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуальными психологическими особенностями личности и опытом межличностных отношений.
Родительский сценарий очень часто определяет критерии выбора, мотивации на брак, мотивы вступления в брак, поведение во время предбрачного периода и в браке, отношение к супругу, продолжительность брака и т.д., а также представление о браке и будущем супруге в целом.
В последнее время в изучении проблемы детско-родительских отношений данной проблеме уделяется все больше внимания.
Вместе с тем картина психологической зависимости представлений подростков о будущем супруге и установка на брак от стиля семейного воспитания недостаточно ясна.
Актуальность данных проблем определила выбор темы курсовой работы: «Влияние стиля семейного воспитания на представления подростков о будущем супруге и установку на брак».
Цель работы: определить особенности взаимоотношений родителей и детей в современной семье.
Задачи: 1) изучить стили семейного воспитания в современной семье; 2) определить особенности представлений подростков о будущем супруге и браке; 3) провести исследование особенностей влияния стиля семейного воспитания на представления подростков о будущем супруге и установку на брак.
Гипотеза: стиль семейного воспитания определяет представления подростков о будущем супруге и установку на брак.
Объект исследования: межличностные отношения в современной семье.
Предмет исследования: представления подростков о будущем супруге и установка на брак.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и их влияние на представления подростков о будущей семейной жизни и будущем супруге
1.1. Стили семенного воспитания и их влияние на личность подростка
Отношения родителей к своему ребенку очень сложны и неоднозначны, также как неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов воздействующих на ребенка.
Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания [24].
А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей [23. стр. 481].
Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям.
Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием, слишком слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим, они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.
Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя of них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гаем и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.
В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания [5, стр. 484].
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские отношения так или иначе, связаны с анализом семейной структуры. Обратимся к исследованию Э. Арутюнянц [1, стр. 26 - 33]. По ее мнению существует 3 варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу-вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие. Автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются.
Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически — ко всем социальным институтам).
По мнению А. А. Реана, необходимо выделить такие стили воспитания, как авторитарный, демократический, попустительский, хаотический, опекающий [15, стр. 233 - 235].
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — автократический, диктат, доминирование) — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии других авторов — авторитетный, сотрудничество) — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдения дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов — либеральный, снисходительный, гипоопека) — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стилей семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер [24, стр. 243]. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания.
Гипопротекция - характеризуется недостатком опеки и контроля. Это приводит к неудовлетворенности в одной из основных потребностей ребенка — в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция - проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция - воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству, которое может сочетаться с недостаточным упорством и опорой на свои силы.
Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» — мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения – отношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
Повышенная моральная ответственность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения довольно-таки теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, так как ребенок оказывается в ситуации потери любви к себе.
Важное значение в семейном воспитании играют родительские установки и позиции. Родительская позиция — это некое целостное образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями.
В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции [21]. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции может быть определена, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.
Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся непрогностичными.
По мнению Смирновой Е.О., специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку [18, стр. 5 - 15].
С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного отношения. В силу этого она порождает устойчивую и безусловную любовь, чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним.
С другой — глобальная ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль над его действиями, сравнение его с другими, превращает ребенка в объект воспитания. Все это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий на будущее, формирование определенных качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребенка и т. д.
Специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. По данным А.А. Кроника, отношения родителей к детям характеризуются постепенным возрастанием переживания психологической близости. По мере взросления детей отношение родителей к ним переживается как все более близкое [10, стр. 47].
Смирнова Е.О. полагает, что тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка [19, стр. 3].
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации: когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его; когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами; когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи; когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей; когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка [17].
В одном из своих исследований А. С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:
«Семья — санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья — крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Таким образом, стиль воспитания, отношение родителей к своим детям оказывают прямое влияние на формирование личностных качеств и отношения к окружающим людям, определяют требования, которые начинают предъявлять подростки к окружающим людям, в том числе к с своему будущему партнеру.
1.2. Представление как психологический феномен. Особенности представлений подростков о будущем супружестве
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее органах чувств, сохраняется в виде последовательных образов, которые могут быть вызваны человеком вновь. Это явление получило название «представление».
Представление — это психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения [13, стр. 559].
Представления характеризуются содержанием. Содержание представлений выступает в виде образов определенных людей, событий, предметов. Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомства с действительностью.
Ценность, верность представлений зависит от степени их соответствия отражаемым объектам и явлениям. Человек планирует свои действия в сознании на базе представлений, затем он действует в соответствии с планами. Планы предопределяют результативность действий, но сами зависят от верности представлений, от их соответствия действительности.
Можно выделить несколько типов представлений: представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления; представления воображения.
Представления возникают в результате практической деятельности.
Представления имеют свои характеристики, а именно:
o наглядностью - представления — это чувственно-наглядные образы действительности;
o фрагментарность - представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи - отсутствуют;
o неустойчивость и непостоянство - вызванный образ может исчезнуть из сознания;
o конкретность представлений состоит в их соответствии объектам, представления, полностью соответствующие определенным предметам или явлениям, называют конкретными;
o обобщенность - заключается в преимущественной выраженности в них сущности предметов или явлений. Представления, в которых находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений, не привязанные к конкретным предметам или явлениям, называют обобщенными или абстрактными [14, стр. 69].
Представления человека могут характеризоваться также яркостью, отчетливостью, образностью.
Представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия, т. е. представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Она обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.
Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.
В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений (см. Приложение 1). Принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Необходимо отметить, что все основные типы представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно.
Все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.
Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — двигательные представления.
Формирование ценностного отношения к семье и представлений о будущей супружеской жизни начинается в подростковом возрасте. Изучение представлений старшеклассников показывает, что большинство из них считают семейную жизнь значимой ценностью будущей жизни [15].
При опросе молодежи в 1997 г. 83% респондентов, отвечая на вопрос, каким бы они хотели видеть себя через несколько лет, выбрали вариант: «Человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети». Источниками представлений о семье старшеклассники считают, прежде всего, родительскую семью (53,16%), мнение друзей (23,12%), художественную и другую литературу (21,19%), семьи популярных людей (4,41%), семьи знакомых (2,58%) [15, 260].
Представления старшеклассников о семье достаточно схематичны, в качестве модели будущей семьи они видят чаще всего традиционную модель, выделяя 3 сферы семейной жизни: любовь, родительство, супружество. Девушки более заинтересованы и осведомлены в вопросах семьи и брака, юноши относятся к ним как к отдаленной перспективе.
Около 43% опрошенных выбирали модель семьи, во многом похожую на родительскую семью, примерно 50% представляют свою будущую семью как модернизированный вариант родительской и менее 7% не хотят повторять модели семейной жизни предыдущих поколений. Согласно опросам молодежи, наиболее подходящим возрастом для вступления в брак для мужчин считается возраст 24-25 лет (43,3%) и 20-23 года (38,8%), а для женщин - возраст 20-23 года (65,5%) и до 20 лет (26,4%) [12].
Важными факторами дифференциации брачного поведения являются профессиональная принадлежность и уровень образования: материальная мотивация вступления в брак и желание воспитывать детей характерны для лиц с низким уровнем образования вдвое чаще, чем для лиц с высоким уровнем образования. Наиболее образованная часть населения в основном ориентирована на внесемейные ценности и максимально откладывает даже создание первого брака.
Исследование ценностных ориентации на создание семьи у юношей и девушек 18-19 лет показало, что хотя ценность «счастливой семейной жизни» еще не находится в числе самых актуализированных, представления о семье в определенной степени уже сформированы.
Ценностная ориентация на семью была более выражена у юношей, родители которых развелись или разошлись, а ведущей характеристикой образа семьи чаще, чем в других группах, являлась ответственность членов семьи друг за друга, за развитие отношений. Выросшие в овдовевших семьях выше других оценили значение духовной и физической близости с любимым человеком, а наиболее часто встречавшимся образом семьи у них был «теплый круг общения».
В последние годы в качестве возможной мотивации вступления в брак российская молодежь все чаще называет материальные причины. 16-17-летние девушки по-прежнему в качестве мотива замужества называют «любовь» (42,9%), и в то же время для более чем 20% из них вступление в брак ассоциировалось со стабилизацией и улучшением материального положения [12].
Одним из основных мотивов ранних браков является появление у пары молодых людей незапланированного ребенка. В семьях, образовавшихся в результате рождения ребенка несовершеннолетней матерью, возникают специфические проблемы. По статистике, число рождений ребенка у девочек-подростков до 16 лет составляет 15.5 случаев, а в 17 лет — уже 35,2 случаев на каждую тысячу женщин.
По мнению ряда авторов, подросток-девочка, испытавшая эмоциональное отвержение в семье, часто рожает ребенка, руководствуясь «проблемным» мотивом — иметь кого-нибудь, «кто будет меня любить просто так», не представляя, сколько труда придется затратить на уход за ребенком.
Кроме добрачных беременностей мотивами вступления в ранний брак могут быть:
— стремление уйти из родительской семьи;
— попытки решить личностные проблемы;
— желание решить материальные проблемы;
— слишком радужное представление о супружеской жизни и др.
Таким образом, при формировании представлений подростков и старшеклассников большое влияние оказывает семья, тип семейного воспитания и отношений в семье.
2. Исследование влияния стиля семейного воспитания на представления подростков о будущем супруге и установку на брак
2.1. Цели, задачи и организация исследования
С целью исследования влияния стиля семейного воспитания на представления подростков о будущем супруге и браке было проведено исследование с участием 12 подростков и их родителей.
Цель исследования: выявить влияние стиля семейного воспитания на представления подростков о браке и будущем супруге.
С этой целью были поставлены следующие задачи: 1) определить стиль семейного воспитания в обследованных семьях; 2) провести исследование представлений подростков о будущем супруге и установке на брак; 3) выявить зависимость между стилем семейного воспитания и установкой подростков на брак.
В исследовании использовалась методика «Отношение к детям» (тест родительского отношения) (авторы Я.А. Варга, В.В. Столин), анкетирование и опрос.
Методика № 1. Отношение к детям (тест родительского отношения) (авторы Я.А. Варга, В.В. Столин).
Цель: определить особенности отношения родителей к детям, определить тип семейного воспитания.
Описание методики: Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. 61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам (см. Приложение 2).
Обработка и оценка результатов:
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1,4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение» — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по данной шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Методика № 2. Анкета «Мои представления о браке и будущем супруге».
Цель: определить особенности представлений подростков о браке и будущем супруге (см. Приложение 3).
Описание методики: подросткам предлагается ответить на ряд вопросов, характеризующих их отношение к браку и будущему супругу.
Обработка результатов: качественный анализ.
2.2. Анализ результатов исследования
Исследование родительского отношения к детям показало следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Родительское отношение
ФИ ребенка |
Полученные баллы по шкалам |
Описание отношения родителей к детям |
||||
принятие - отвержение |
кооперация |
симбиоз |
контроль |
Отношение к неудачам |
||
Вычужанина И. А. , Вычужанин О. Я. |
18 |
2 |
1 |
6 |
4 |
У родителей выраженное положительное отношение к своему ребенку, они принимает его таким, какой он есть, уважают, одобряют, поддерживают интересы и планы. При этом они не стараются быть с ребенком на равных, не слишком поощряют инициативу. Родители установили значительную психологическую дистанцию, мало заботятся о ребенке. Родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку. При этом они адекватно воспринимают неудачи дочери и стараются ее подержать. Стиль отношения можно определить как скорее авторитарный. |
Пальцева Н. П. |
8 |
6 |
4 |
4 |
1 |
Мать чаще испытывает к своему ребенку отрицательные чувства, не верит в его хорошее будущее, хотя в целом, проявляет искренний интерес, поощряет самостоятельность и инициативу. Психологическая дистанция между матерью и ребенком умеренная, мать недостаточно заботится о ребенке. Контроль находится на среднем уровне – иногда мать сильно контролирует ребенка, иногда контроля вообще нет. Ко всем неудачам мать относится как к случайными и не воспринимает их всерьез. Тип воспитания - попустительский |
Гордиенко О. И. |
10 |
7 |
4 |
2 |
1 |
В целом, родители принимают ребенка таким, какой он есть, одобряют и поддерживают, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, однако проводят с ребенком не очень много времени. Между родителями и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Контроль со стороны взрослого практическим отсутствует. Родители верят в ребенка, все неудачи считают случайными. Тип воспитания – ценностный. |
Старовойтова Н. М. |
20 |
3 |
4 |
5 |
3 |
У матери выраженное положительно отношение к ребенку, она поддерживает и уважает его, принимает все интересы. Способности ребенка оценивает достаточно средне, хотя поощряет инициативу и самостоятельность. Между матерью и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Уровень контроля за ребенком достаточно высокий, хотя и не авторитарный. Адекватно относится к неудачам ребенка. Тип воспитания – ценностный. |
Потавцева М. В. |
10 |
7 |
2 |
3 |
1 |
Достаточно спокойное отношение родителей к своему ребенку. Много времени с ним не проводит, в целом, уважает и принимает. Очень сильно поощряет самостоятельность и инициативу ребенка. Мать установила значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком. Контроль осуществляется время т времени. Неудачи считает случайными. Тип воспитания – либерально-попустительский. |
Чувашева Н. А. |
14 |
5 |
5 |
6 |
3 |
Родители уважают и принимают своего ребенка, одобряют поступки, поддерживают, но проводят не очень много времени. Между родителями и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Родители поощряют самостоятельность ребенка. При этом установлен жесткий контроль за поведением. Адекватно относятся к неудачам ребенка. Стиль воспитания – скорее авторитарный. |
Лемзекова В. С. |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Уровень принятия ребенка – низкий, в целом, его не уважают и не поддерживают, уделяют мало времени. Родители низко оценивают способности ребенка, не стараются быть с дочерью на равных. Родители установили максимально возможную психологическую дистанцию между собой и дочерью. Контроль за действиями ребенка отсутствует. Все неудачи ребенка они считают случайными. Тип воспитания определить сложно, но скорее либерально-попустительский. |
Моисеева Р. С. Моисеев П. Д. |
10 |
5 |
3 |
3 |
1 |
Родители в целом воспринимают ребенка, уважают его интересы, поддерживают. Высоко оценивают самостоятельность и инициативность ребенка, стараются быть на равных. При этом между родителями и ребенком установлена значительная психологическая дистанция и низкий уровень контроля. Родители верят, что все неудачи ребенка – случайны. Тип воспитания – либеральный. |
Осипова Н. Г. |
9 |
6 |
2 |
2 |
1 |
Отношение к ребенку в целом уважительное, ребенка принимают со всеми интересами и недостатками. Мать поощряет инициативу и самостоятельность ребенка. При этом устанавливается большая психологическая дистанция, контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Мать верит, что ребенок самостоятельно справить со всеми неудачами. Так как они случайны. Тип воспитания – либеральный. |
Пышная Е. Я. |
8 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Мать испытывает по отношению к ребенку отрицательные чувства, проводит с ребенком мало времени. Между матерью и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Мать поощряет самостоятельность ребенка. Уровень контроля – высокий, мать навязывает ребенку свою волю и требует подчинения. Тип воспитания – авторитарный. |
Колточихина М. Н. |
12 |
2 |
4 |
1 |
2 |
Отношение к ребенку в целом уважительное, ребенка принимают со всеми интересами и недостатками. Самостоятельность и инициатива не поощряется. Между родителями и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Уровень контроля – очень низкий, практически отсутствует. Неудачи ребенка родители считают случайными. Тип воспитания – попустительский. |
Платонова П. С. |
11 |
7 |
5 |
7 |
2 |
Отношение к ребенку в целом уважительное, ребенка принимают со всеми интересами и недостатками. При этом родители проявляют искренний интерес к ребенку, поощряют самостоятельность и инициативность. Между родителями и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Уровень контроля – очень высокий, что говорит об авторитарном характере родителей. Тип воспитания – авторитарный. |
Таким образом, из 12 обследованных семей авторитарный тип воспитания предпочитают 4 семьи (33.3 %); ценностный тип воспитания – 2 семьи (16,6 %); либеральный – 2 (16,6 %); попустительский – 2 семьи (16,6 %); либерально-попустительский – 2 (16,6 %). Исходя из этого, можно сделать вывод, что в современных семьях используют различные типы семейного воспитания, предпочтительным остается авторитарный стиль.
Анализ представлений подростков о будущем супруге и отношения к браку показал, что из 12 опрошенных подростков отрицательно к выбору будущего супруга родителями относится 10 человек (83,3 %); 1 – нейтрально (8,3 %); 1 – не знает (8,3 %). При этом не знает ответа на вопрос подросток, воспитывающийся в авторитарной семье.
Представления подростков о будущем супруге и его личных качествах – разнообразно, определенной закономерности в данном вопросе выявить не удалось. При этом они не уверены, есть ли такой человек. В то же время все подростки считают, что им придется измениться, если это будут необходимо будущему супругу.
Подростки, воспитывающиеся в семье с ценностным стилем воспитания, считают, что лучше вступать в брак официально. Подростки, воспитывающиеся в семье с попустительским стилем воспитания, показали, что 1 считает лучше зарегистрированный брак; 1 – еще не определился с выбором. Подростки, воспитывающиеся в семье с авторитарным стилем воспитания, считают: 1 – гражданский бра; 3 – официальный. Подростки, воспитывающиеся в семье с либеральным или либерально-попустительским стилем воспитания, считают, что брак должен быть зарегистрированным – 3 человека; гражданским – 1.
Подростки, воспитывающиеся в семье с ценностным стилем воспитания, считают, что мнение родителей при выборе будущего супруга однозначно важно, но выбор при этом они будут делать сами. Подростки, воспитывающиеся в семье с попустительским стилем воспитания, считают, что мнение родителей для них не слишком важно, а при вступлении в брак они либо уговорят родителей, либо просто решат все сами. Подростки, воспитывающиеся в семье с авторитарным стилем воспитания, считают, мнение родителей важно, но при вступлении в брак подростки сами сделают свой выбор, а 1 ответил, что не знает, как поступит. Подростки, воспитывающиеся в семье с либеральным или либерально-попустительским стилем воспитания, считают, что мнение родителей для них не важно или важно, но не очень, при этом при вступлении в брак 3 поступят по-своему, а 1 попробует убедить своих родителей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Ø в современных семьях используют различные типы семейного воспитания, предпочтительным остается авторитарный стиль;
Ø стиль воспитания, существующий в семье, накладывает свой отпечаток на представления подростков о будущем супруге и семье;
Ø закономерностей в представлениях подростков о будущем супруге выявить не удалось, так как все подростки, воспитывающиеся в разных семьях, показали разную значимость для них черт характера будущего супруга;
Ø подростки, воспитывающиеся в семье с ценностным стилем семейного воспитания, ценят мнение родителей и их подход к выбору супруга, но считают, что выбор необходимо делать самостоятельно;
Ø подростки, воспитывающиеся в семье с попустительским или либеральным стилем семейного воспитания, еще не определились в своих представлениях о браке, но мнение родителей для них в этом вопросе не слишком важно, они считают, что решат все сами;
Ø подростки, воспитывающиеся в семье авторитарным стилем семейного воспитания, мнение родителей считают важным, но решать будут сами.
Таким образом, подростки, воспитывающиеся в семье с ценностным стилем семейного воспитания, более подготовлены к выбору в последствии своего будущего супруга и более осознанно подходят в своих представлениях о браке. Гипотеза исследования частично подтвердилась: стиль семейного воспитания определяет установку на брак, но на данном этапе не определяет представления подростков о будущем супруге.
Заключение
Отношения родителей к своему ребенку очень сложны и неоднозначны, также как неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов воздействующих на ребенка. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания (А. Болдуин, Д. Баумринд, В.И. Гарбузов, Э. Арутюнянц и др.).
Но наиболее полной представляется следующая классификация стилей семейного воспитания: авторитарный стиль — все решения принимают родители; демократический стиль — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями; попустительский стиль — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей; хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию; опекающий стиль — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы.
В стилях семейного воспитания могут присутствовать отклонения: гипопротекция - характеризуется недостатком опеки и контроля; доминирующая гиперпротекция - проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях; потворствующая гиперпротекция - воспитание «кумира семьи»; эмоциональное отвержение; жестокие взаимоотношения; пвышенная моральная ответственность.
Важное значение в семейном воспитании играют родительские установки и позиции. Родительская позиция — это некое целостное образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. Таким образом, стиль воспитания, отношение родителей к своим детям оказывают прямое влияние на формирование личностных качеств и отношения к окружающим людям, определяют требования, которые начинают предъявлять подростки к окружающим людям, в том числе к с своему будущему партнеру.
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее органах чувств, сохраняется в виде последовательных образов, которые могут быть вызваны человеком вновь. Это явление получило название «представление». Представление — это психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.
Формирование ценностного отношения к семье и представлений о будущей супружеской жизни начинается в подростковом возрасте. С целью исследования влияния стиля семейного воспитания на представления подростков о будущем супруге и браке было проведено исследование с участием 12 подростков и их родителей. Цель исследования: выявить влияние стиля семейного воспитания на представления подростков о браке и будущем супруге.
С этой целью были поставлены следующие задачи: 1) определить стиль семейного воспитания в обследованных семьях; 2) провести исследование представлений подростков о будущем супруге и установке на брак; 3) выявить зависимость между стилем семейного воспитания и установкой подростков на брак.
В результате было определено, что подростки, воспитывающиеся в семье с ценностным стилем семейного воспитания, более подготовлены к выбору в последствии своего будущего супруга и более осознанно подходят в своих представлениях о браке.
Гипотеза исследования частично подтвердилась: стиль семейного воспитания определяет установку на брак, но на данном этапе не определяет представления подростков о будущем супруге.
Список использованной литературы
1. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблемы социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.
2. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного материнства // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. - № 2.
3. Варга А. Я. Типы родительского отношения. – Самара, 2007.
4. Гаврилова Т. П. Психология семьи. – М., 2002.
5. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М., 2001.
6. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 2006.
7. Жинот Х. Родители и подростки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2007.
9. Карабанова О. А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте // Семейное консультирование и семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера, А. З. Шапиро. – СПб.: Питер, 2001.
10. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М., 2006.
12. Маценова Е. Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов. Автореферат … канд. психол. наук. – М., 2001.
13. Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. Дисс … канд. психол. наук. – СПб.: Питер, 2000.
14. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
15. Психология подростка: учебник / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
16. Психология подростка: учебник / Под ред. А. А. Реана и др. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
17. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
18. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 5—15.
19. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку // Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? – СПб.: Питер. 2001.
20. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000, № 3. С. 3.
21. Списваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
22. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М., 2006.
23. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
24. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000.
Приложение 1
Классификация основных видов представлений
Приложение 2
Текст опросника
Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от. реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Приложение 3
Анкета
ФИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Возраст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Какой возраст, на ваш взгляд, является
оптимальным для вступления в брак? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Какими качествами должен обладать будущий идеальный для вас супруг? (распределите по степени значимости)
1) ум
2) внешняя привлекательность
3) порядочность
4) хозяйственность
5) темперамент
6) умение сопротивляться невзгодам
7) чуткость, внимание
8) легкий характер
9) юмор
10) заботливость
11) независимость
12) бескорыстие
13) верность, надежность
14) уравновешенность
15) щедрость
16) сила, твердость характера
3. Добавьте свои качества, если считаете нужным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Как вы считаете, существует ли в действительности такой человек?
5. Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)? Если есть, то, какие? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Попытались ли вы бы что-то изменить в самом себе для будущего супруга (будущей счастливой семейной жизни)? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Какой вид брака вы предпочитаете («гражданский брак»/официально зарегистрированный)? Почему? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. Будет ли для вас важным мнение ваших родителей при выборе будущего супруга (супруги)? Почему? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. На ваш взгляд является ли любовь значимой при вступлении в брак? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10. Кто из супругов в семье должен решать вопросы детского воспитания? Почему? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11. Насколько самостоятельным будет ваш ребенок в своем выборе супруга? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12. Если ваши родители будут не согласны с вашим выбором супруга, как вы поступите? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13. Как вы относитесь к идее выбора родителями будущего супруга для своих детей? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.