Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы влияния удовлетворенности браком на детско-родительские отношения
1.1. Удовлетворенность браком как психологическая характеристика семьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Психологическая характеристика детско-родительских отношений в современной семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Глава 2. Исследование влияния удовлетворенности браком на детско-родительские отношения
2.1. Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2. Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Введение
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, многие родители перестают считать свой брак успешным.
Находясь под прессом множества проблем, родители считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей.
Современные психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте, отмечают их сложность и противоречивость (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Г. Т. Хоментаускас, Н. Ю. Синягина, Н. Л. Кряжева, Т. Бабаева, Э. Арутюнянц, Л.И. Вассерман, Е.О. Смирнова, В.В. Абраменкова, О.А. Карабанова, И.М. Марковская и др.).
Проблема удовлетворенности браком также достаточно изучена в психологической литературе (Л. Б. Шнейдер, В.А. Сысенко, В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, О.В. Егорова, Т. А. Гурко, Ю.Е. Алешина, И. С. Адмиральская и др.). Вместе с тем отсутствуют работы, которые определили бы, как степень или уровень удовлетворенности браком супругов влияет на их взаимоотношения с детьми. Актуальность данных проблем определила выбор темы исследования: «Влияние удовлетворенности браком на детско-родительские отношения».
Цель работы: рассмотреть влияние удовлетворенности браком на детско-родительские отношения.
Объект исследования: удовлетворенность браком и детско-родительские отношения.
Предмет исследования: влияние удовлетворенности браком на детско-родительские отношения.
Гипотеза: у женщин, удовлетворенных браком, складываются более благоприятные детско-родительские отношения, чем у женщин браком неудовлетворенных.
Задачи: 1) провести теоретическое исследование проблемы детско-родительских отношений в современной семье; 2) дать психологическую характеристику удовлетворенности браком и показать ее влияние на детско-родительские отношения; 3) провести исследование влияния удовлетворенности браком на детско-родительские отношения.
База исследования: в исследовании принимали участие 20 женщин.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ социально-психологической и методической литературы по проблеме исследования;
2) организационный - сравнительный;
3) эмпирический – психодиагностический (методики: тест на удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т.Л. Романова, Г. П. Бутенко); методика измерения родительских установок и реакций (PARI); рисуночный тест семьи (А. Л. Венгер);
4) методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы влияния удовлетворенности браком на детско-родительские отношения
1.1. Удовлетворенность браком как психологическая характеристика семьи
В отечественной психологии выделяют два подхода к пониманию удовлетворенности браком: социологический и психологический. В большинстве исследований отношение человека к собственному браку используется под названием «удовлетворенность браком».
В социологической науке существует следующая интерпретация понятия удовлетворенности браком: «субъективная оценка каждым из супругов характера их взаимоотношений». Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов» и др. [3].
В зарубежных трудах можно встретить другие модели удовлетворенности браком: «теория эмпатии» Фута и Котрела, «теория равновесия» Ньюкомба, «теория компенсации» Уолисса и Кларка и др. [10]. Все это авторы сводят к следующему выводу - чем больше у супругов социальных и личностных ресурсов для адекватного функционирования брака, тем выше последующее качество брака.
В отечественной психологии одними из первых осветили проблему удовлетворенности браком В.А. Сысенко [23] и С.И. Голод [7].
По мнению В. А. Сысенко, понятие удовлетворенности семейной жизнью включает степень удовлетворения всех потребностей личности. Для каждого из супругов в браке должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, при его не достижении, формируются и закрепляются отрицательные чувства и эмоции [24].
С. И. Голодом выделены факторы удовлетворенности браком специфичные для каждого пола в пределах первого десятилетия совместной супружеской жизни. Для женщин - это бытовая и духовная адаптация, совместимость мужа с ее родственниками и самоутверждение, для мужчин - сексуальная экспрессивность жены [7].
По определению Л. Б. Шнейдер, удовлетворенность браком - субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей [26].
В работах некоторых авторов центральное место занимает термин «неудовлетворенность браком». Согласно исследованиям Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, можно выделить два вида неудовлетворенности брачными отношениями. В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. При плохо осознаваемой («тлеющей») неудовлетворенности супругом выражается относительная неудовлетворенность семейной жизнью через выражение таких чувств и состояний, как монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака, многочисленные жалобы на различные частные стороны семейной жизни; появление таких феноменов, как «капля дегтя», «тлеющая неудовлетворенность» [28].
Были проведены исследования, выявляющие взаимосвязь удовлетворенности браком и других факторов, составляющих содержание семейной жизни. Изучение связи удовлетворенности браком и личностных черт исследовали Т. В. Андреева, А. В. Толстова, Е. Б. Назарова. Положительное соотношение социального интеллекта и удовлетворенности браком обнаружено О.В. Бузиной и Е.Н. Новосельцевой. Характер изменений удовлетворенности браком с увеличением стажа совместной жизни супругов активно исследуется как зарубежными, так и отечественными психологами с середины 70-х гг. XX века (Ю. Е. Алешина, В. В. Столин, Е. В. Антонюк). Т.А. Гурко обнаружил, что чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком [8].
Е.Н. Спирева, А.Г. Лидерс исследовали связь родительского стиля воспитания и удовлетворенности браком. Чем больше удовлетворенность браком, тем меньше отклонений в воспитании и, наоборот, с уменьшением удовлетворенности браком нарастает количество отклонений в воспитании.
Т. В. Андреева, Шмотченко Ю.А. в исследовании удовлетворенности браком мужчин, обнаружили, что удовлетворенность тем выше, чем более значимой для них является ценность эффективности в делах.
В исследовании В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой обосновывалось предположение, что положительная или равная нулю разность между оценками, данными супругами друг другу, и самооценками свидетельствует о взаимной удовлетворенности браком.
Значимый вклад в разработку проблемы удовлетворенности браком был внесен И. Н. Обозовым и А. Н. Обозовой. Полученные ими данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи [16].
Сходные результаты были получены в целом ряде других работ. Так, в исследовании Н. Ф. Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены, ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов [25].
В целом, удовлетворенность браком связана со стажем семейной жизни, с мотивами вступления в брак, удовлетворенностью работой, зависит от количества и возраста детей, личностных особенностей самого опрашиваемого и его брачного партнера, проявляются и гендерные различия и т.п. В каждой отдельной семье каждый из факторов играет разную роль, имеет различный вес.
Одной из попыток систематизировать полученные в разных исследованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать выделенные Т. А. Гурко четыре группы факторов:
1) социально-демографические
и экономические характеристики семьи.
Сюда входят такие показатели, как величина совокупного семейного дохода,
возраст супругов, число детей в семье и т. д.;
2) характеристики
внесемейной сферы жизнедеятельности супругов -
профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным
окружением и т. д.;
3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности - распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;
4) характеристики
межсупружеских отношений - эмоционально-
нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и
интересы, супружеская верность и т. д.) [9].
Следует заметить также, что в разное время многие авторы подчеркивали роль зрелости личности для успешности построения брака и семьи (Адлер А., Сысенко В. А., Андреева Т. В., Харитонов А. Н., Тимченко Г. Н.).
В целом, удовлетворенность браком - это внутренняя субъективная оценка, отношение супругов к собственному браку. Удовлетворенность браком зависит от многих факторов, и в то же время сама влияет на различные аспекты семейной жизни, в том числе взаимоотношения родителей с собственными детьми.
1.2. Психологическая характеристика детско-родительских отношений в современной семье
Отношения родителей к своему ребенку очень сложны и неоднозначны и включают в себя множество составляющих: стили семейного воспитания, тип привязанности родителей к ребенку и ребенка к родителям, родительские установки и позиции и т.п.
Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов воздействующих на ребенка. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.
Так А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий. Демократический стиль характеризуется высокой степенью вербального общения между родителями и детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, успешностью ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремлением к снижению субъективности в видении ребенка. Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений [27].
В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания [6].
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) -неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения.
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу С (эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи [6].
Согласно исследованиям Э. Арутюнянц, существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз - дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения «счастья ребенка», в результате у него формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи.
Супружеская (демократическая) семья, целью которой является взаимодоверие, принятие, автономность членов семьи, а итогом - усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости [4].
Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стилей семейного воспитания, интересной представляется классификация, предложенная А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер [28]. Авторы выделили определенные отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекция - характеризуется недостатком опеки и контроля; доминирующая гиперпротекция - проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях; потворствующая гиперпротекция - воспитание «кумира семьи»; эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются; повышенная моральная ответственность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга.
Важное значение в формировании детско-родительских отношений играют родительские установки и позиции. Родительская позиция - это некое целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями.
А. С. Спиваковская отмечает, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Это может быть определено, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения; способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи; не ребенок должен вести за собой родителей, а поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей [20].
По мнению Смирновой Е. О., специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку: с одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения [19].
Специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. По данным А.А. Кроника, отношения родителей к детям характеризуются постепенным возрастанием переживания психологической близости. По мере взросления детей отношение родителей к ним переживается как все более близкое [13].
Смирнова Е. О. полагает, что тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка [19].
В целом, в практике родительского воспитания просматриваются следующие стили воздействия на своего ребенка: авторитарный стиль - жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение; либерально-попустительский - исповедует принцип вседозволенности; демократический стиль - ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации.
Детско-родительские отношения в значительной степени характеризуются эмоциональной стороной, которая предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), используется также термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. В структуре значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса:
o безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что;
o условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка);
o амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви);
o индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия);
o скрытое эмоциональное отвержение
(игнорирование, эмоционально-
негативное отношение к ребенку);
o открытое эмоциональное отвержение ребенка [27].
А. С. Спиваковская предлагает оригинальную типологию родительской любви, включающую восемь типов любви/отвержения [21].
На формирование детско-родительских отношений влияет также множество факторов, среди которых можно перечислить личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства); индивидуально-типологические особенности ребенка - «трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность; степень соответствия их темпераментов и т.д. Также большое влияние на отношение родителей к детям оказывает низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.
Важное значение для формирования детско-родительских отношений имеет характер эмоционального отношения ребенка к родителю и особенности его привязанности.
Сенситивным периодом для формирования привязанности детей к родителям является первый год жизни ребенка: если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, то, согласно исследованиям О. А. Карабановой, психическое развитие ребенка нарушается [12].
В психологии были выделены три основных типа привязанности: надежная (безопасная) привязанность и две тревожных - тревожно-избегающая и тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанности. Позднее эти виды привязанности были дополнены тревожно-дезорганизованным типом [26].
Однако эмоциональный климат в семье, по мнению А. С. Спиваковской, определяется не только отношением родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального принятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель – ребенок [20]. Параметрами их определения являются эмоциональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений.
Взаимные, симметричные отношения:
o эмоциональное взаимное принятие - такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребенка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелательность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
o симметричная негативная установка - обе стороны - и родители, и ребенок - взаимно отвергают друг друга.
Невзаимные, асимметричные отношения:
· односторонняя родительская любовь - ребенок горячо любим родителями и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви, сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла;
· односторонняя привязанность ребенка - ребенок испытывает по отношению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не отвечают взаимностью, следствием чего становится формирование тревожных вариантов привязанности.
Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отношений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жизнью, как ребенка, так и родителя.
Таким образом, можно определить ряд аспектов, позволяющий представить наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это реальное взаимодействие родителя с ребенком; отношение к ребенку, степень эмоциональной привязанности; стиль воспитания. Большинство исследователей считают, что на формирование детско-родительских отношений влияет множество факторов, одним из которых является самочувствие в семье самого родителя, осознание важной роли и места в собственной семье, а также удовлетворенность собственным браком.
Глава 2. Исследование влияния удовлетворенности браком на детско-родительские отношения
2.1. Цели, задачи и организация исследования
Исследование влияния удовлетворенности браком на детско-родительские отношения проводилось с участием 20 семей разного социального статуса и стажа супружеской жизни.
В ходе проведения исследования ставились следующие задачи: 1) провести исследование удовлетворенности браком женщин, находящихся в браке; 2) определить особенности детско-родительских отношений и родительские установки по отношению к собственным детям; 3) выявить связь между степенью удовлетворенности браком и особенностями детско-родительских отношений.
Для решения первой задачи использовалась методика Тест на удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т.Л. Романова, Г. П. Бутенко).
Тест на удовлетворенность браком (авторы В. В. Столин, Т.Л. Романова, Г. П. Бутенко). В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них соответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. Результаты обследования с помощью данного опросника позволяют только судить о том, каково общее эмоциональное и морально-психологическое состояние взрослого человека, от которого, в свою очередь, может зависеть отношение данного взрослого к детям. Текст методики представлен в приложении 1.
Обработка и оценка результатов производится следующим образом. Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым, то данный испытуемый получает 2 балла. Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») - 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов.
Ключевые ответы: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:
0-16 баллов - полная неудовлетворенность;
17-22 балла - значительная неудовлетворенность;
23-26 баллов - скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.
27-28 баллов - частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.
29-32 балла - скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.
33-38 баллов - значительная удовлетворенность.
39-48 баллов - практически полная удовлетворенность.
Для решения второй задачи использовались Методика измерения родительских установок и реакций (PARI); рисуночный тест семьи (А. Л. Венгер).
Опросник PARY направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Опросник PARY (4-я форма) включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей (текст опросника представлен в приложении 2). В него заложены 23 шкалы, в каждой из шкал по 5 вопросов. Есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. Опросник объединяет следующие шкалы:
1. Предоставление ребенку возможности высказаться.
2. Оберегание ребенка от трудностей.
3. Мать, которая выступает только в роли хозяйки дома.
4. Подавление воли ребенка.
5. «Жертвенность» родителей.
6. Страх причинить вред ребенку.
7. Супружеские конфликты.
8. Строгость родителей.
9. Раздражительность родителей.
10. Зависимость ребенка от матери.
11. Поощрение зависимости ребенка от родителей.
12. Подавление агрессивности ребенка.
13. «Мученичество» родителей.
14. Равенство родителей и ребенка.
15. Поощрение активности ребенка.
16. Избегание общения с ребенком.
17. Невнимательность мужа к жене.
18. Подавление сексуальности ребенка.
19. Власть матери.
20. Навязчивость родителей.
21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.
22. Ускорение развития ребенка.
23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка.
Рисуночный тест (в интерпретации А. Л. Венгера) используется для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека (матери).
Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 × 30 см), но допустим и меньший формат. Для теста лист располагают перед обследуемым - горизонтально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют. Тест выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует.
Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Беседу проводят в свободной форме.
Третья задача решалась путем сравнения полученных данных по группам женщин, для чего было проведено их разделение на две группы: женщин, удовлетворенных и неудовлетворенных браком, и сравнение особенностей их взаимоотношений в семье с детьми.
2.2. Анализ результатов исследования
В ходе проведения исследования по методике Тест на удовлетворенность браком результаты занесены в таблицу (см. Приложение 3).
Анализ уровня удовлетворенности браком женщин показывает, что полную неудовлетворенность браком не испытывает никто из опрошенных женщин (0 %); значительную неудовлетворенность – 3 женщины (15 %); скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность – 4 женщины (20 %); скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность – 2 женщины (10 %); значительную удовлетворенность – 6 женщин (30 %); практически полную удовлетворенность – 5 женщин (25 %).
Графически полученные данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень удовлетворенности браком
Для удобства дальнейшей обработки разделим полученные результаты на две группы: удовлетворенные браком и неудовлетворенные браком. В группу неудовлетворенных браком вошло 7 женщин (35 %), в группу удовлетворенных браком – 13 женщин (65 %).
Результаты измерения родительских установок и реакций представлены в таблице (см. Приложение 4).
Анализ полученных результатов проводился в соответствии с выраженностью шкал: 0 – 7 - низкая степень выраженности; 8 – 13 - средняя степень выраженности; 14 – 20 – высокая степень выраженности шкал.
Низкую выраженность по шкалам из женщин, неудовлетворенных браком, не показал никто.
По шкале «Предоставление ребенку возможности высказаться» высокую степень выраженности показали 5 женщин (71,4 %); среднюю степень – 2 женщины (28,6 %).
По шкале «Оберегание ребенка от трудностей» высокую степень выраженности показали 3 женщины (42,9 %); среднюю степень – 4 женщины (57,1 %).
По шкале «Мать, которая выступает только в роли хозяйки дома» высокую степень выраженности показали 2 женщины (28,6 %); среднюю степень – 5 женщин (71,4 %).
По шкале «Подавление воли ребенка» высокую степень выраженности показали 2 женщины (28,6 %); среднюю степень – 5 женщин (71,4 %).
По шкале ««Жертвенность» родителей» высокую степень выраженности показали 4 женщины (57,1 %); среднюю степень – 3 женщины (42,9 %).
По шкале «Страх причинить вред ребенку» высокую степень выраженности показали 6 женщин (85,7 %); среднюю степень – 1 женщина (14,3 %).
По шкале «Супружеские конфликты» высокую степень выраженности показали 4 женщины (57,1 %); среднюю степень – 3 женщины (42,9 %).
По шкале «Строгость родителей» высокую степень выраженности показали 2 женщины (28,6 %); среднюю степень – 5 женщин (71,4 %).
По шкале «Раздражительность родителей» высокую степень выраженности показали 3 женщины (42,9 %); среднюю степень – 4 женщины (57,1 %).
По шкале «Зависимость ребенка от матери» высокую степень выраженности показали 5 женщин (71,4 %); среднюю степень – 2 женщины (28,6 %).
По шкале «Поощрение зависимости ребенка от родителей» высокую степень выраженности показали 5 женщин (71,4 %); среднюю степень – 2 женщины (28,6 %).
По шкале «Подавление агрессивности ребенка» высокую степень выраженности показали 4 женщины (57,1 %); среднюю степень – 3 женщины (42,9 %).
По шкале ««Мученичество» родителей» высокую степень выраженности показали 3 женщины (42,9 %); среднюю степень – 4 женщины (57,1 %).
По шкале «Равенство родителей и ребенка» высокую степень выраженности показали 4 женщины (57,1 %); среднюю степень – 3 женщины (42,9 %).
По шкале «Поощрение активности ребенка» высокую степень выраженности показали 4 женщины (57,1 %); среднюю степень – 3 женщины (42,9 %).
По шкале «Избегание общения с ребенком» высокую степень выраженности показали 2 женщины (28,6 %); среднюю степень – 5 женщин (71,4 %).
По шкале «Невнимательность мужа к жене» высокую степень выраженности показали 6 женщин (85,7 %); среднюю степень – 1 женщина (14,3 %).
По шкале «Подавление сексуальности ребенка» высокую степень выраженности показали 3 женщины (42,9 %); среднюю степень – 4 женщины (57,1 %).
По шкале «Власть матери» высокую степень выраженности показали 3 женщины (42,9 %); среднюю степень – 4 женщины (57,1 %).
По шкале «Навязчивость родителей» высокую степень выраженности показали 2 женщины (28,6 %); среднюю степень – 5 женщин (71,4 %).
По шкале «Товарищеские отношения между родителями и детьми» высокую степень выраженности показали 5 женщин (71,4 %); среднюю степень – 2 женщины (28,6 %).
По шкале «Ускорение развития ребенка» высокую степень выраженности показали 2 женщины (28,6 %); среднюю степень – 5 женщин (71,4 %).
По шкале «»Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка» высокую степень выраженности показали 4 женщины (57,1 %); среднюю степень – 3 женщины (42,9 %).
Таким образом, большинство женщин, неудовлетворенных браком, показали высокую степень выраженности по шкалам «Предоставление ребенку возможности высказаться», «Страх причинить вред ребенку», «Зависимость ребенка от матери», «Поощрение зависимости ребенка от родителей», «Невнимательность мужа к жене», «Товарищеские отношения между родителями и детьми». Полученные данные можно интерпретировать следующим образом. Женщины, неудовлетворенные в браке, испытывают страх за своего ребенка, стараются «держать» его возле себя, но при этом хотят, чтобы дети высказывали собственное мнение, стараются стать другом своему ребенку. При этом для них важно отношение собственного мужа, его внимание и забота.
Результаты изучения родительских установок и реакций среди женщин, удовлетворенных браком, представлены в таблице (см. Приложение 5).
Анализ полученных результатов родительских установок и реакций женщин, удовлетворенных браком, показал следующее.
По шкале «Предоставление ребенку возможности высказаться» все опрошенные женщины, удовлетворенные своим браком, показали высокую степень выраженности (100 %).
По шкале «Оберегание ребенка от трудностей» высокую степень выраженности показали 7 женщин (53,8 %); среднюю степень – 6 женщин (46,2 %).
По шкале «Мать, которая выступает только в роли хозяйки дома» высокую степень выраженности показали 5 женщин (38,5 %); среднюю степень – 8 женщин (61,5 %).
По шкале «Подавление воли ребенка» высокую степень выраженности показали 4 женщины (30,8 %); среднюю степень – 9 женщин (69,2 %).
По шкале ««Жертвенность» родителей» высокую степень выраженности показали 9 женщин (69,2 %); среднюю степень – 4 женщины (30,8 %).
По шкале «Страх причинить вред ребенку» высокую степень выраженности показали 12 женщин (92,3 %); среднюю степень – 1 женщина (7,7 %).
По шкале «Супружеские конфликты» высокую степень выраженности показали 9 женщин (69,2 %); среднюю степень – 4 женщины (30,8 %).
По шкале «Строгость родителей» высокую степень выраженности показали 5 женщин (38,5 %); среднюю степень – 8 женщин (61,5 %).
По шкале «Раздражительность родителей» высокую степень выраженности показали 4 женщины (30,8 %); среднюю степень – 8 женщин (61,5 %); низкую степень – 1 женщина (7,7 %).
По шкале «Зависимость ребенка от матери» высокую степень выраженности показали 10 женщин (76,9 %); среднюю степень – 3 женщины (23,1 %).
По шкале «Поощрение зависимости ребенка от родителей» высокую степень выраженности показали 10 женщин (76,9 %); среднюю степень – 3 женщины (23,1 %).
По шкале «Подавление агрессивности ребенка» высокую степень выраженности показали 5 женщин (38,5 %); среднюю степень – 7 женщин (53,8 %); низкую степень – 1 женщина (7,7 %).
По шкале «Мученичество» родителей» высокую степень выраженности показали 4 женщины (30,8 %); среднюю степень – 9 женщин (69,2 %).
По шкале «Равенство родителей и ребенка» высокую степень выраженности показали 8 женщин (61,5 %); среднюю степень – 5 женщин (38,5 %).
По шкале «Поощрение активности ребенка» высокую степень выраженности показали 9 женщин (69,2 %); среднюю степень – 4 женщины (30,8 %).
По шкале «Избегание общения с ребенком» высокую степень выраженности показала 1 женщина (7,7 %); среднюю степень – 11 женщин (84,6 %); низкую степень – 1 женщина (7,7 %).
По шкале «Невнимательность мужа к жене» высокую степень выраженности показали 6 женщин (46,2 %); среднюю степень – 7 женщин (53,8 %).
По шкале «Подавление сексуальности ребенка» высокую степень выраженности показали 6 женщин (46,2 %); среднюю степень – 7 женщин (53,8 %).
По шкале «Власть матери» высокую степень выраженности показали 3 женщины (23,1 %); среднюю степень – 8 женщин (61,5 %); низкую степень – 2 женщины (15,4 %).
По шкале «Навязчивость родителей» высокую степень выраженности показали 10 женщин (76,9 %); среднюю степень – 3 женщины (23,1 %).
По шкале «Товарищеские отношения между родителями и детьми» высокую степень выраженности показали 12 женщин (92,3 %); среднюю степень – 1 женщина (7,7 %).
По шкале «Ускорение развития ребенка» высокую степень выраженности показали 5 женщин (38,5 %); среднюю степень – 8 женщин (61,5 %).
По шкале «Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка» высокую степень выраженности показали 11 женщин (84,6 %); среднюю степень – 2 женщины (15,4 %).
Таким образом, большинство женщин удовлетворенных в браке, показали высокую выраженность по шкалам: «Предоставление ребенку возможности высказаться», ««Жертвенность» родителей», «Страх причинить вред ребенку», «Супружеские конфликты», «Зависимость ребенка от матери», «Поощрение зависимости ребенка от родителей», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Навязчивость родителей», «Товарищеские отношения между родителями и детьми», «Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка». Полученные данные можно интерпретировать следующим образом. С одной стороны женщины, удовлетворенные в браке, выступают за самостоятельность и активность своих детей, стараются стать своему ребенку другом и товарищем, поощряют собственное мнение ребенка, но с другой стороны находятся в постоянном страхе за ребенка, бояться дать ему самостоятельность, во всем контролируют. При этом мамы сильно зависят от возможных конфликтов в семье и нуждаются в посторонней помощи в воспитании ребенка.
Сравним полученные данные по группам (рисунок 2). График показывает, что женщины, удовлетворенные в браке в большей степени предоставляют своему ребенку возможность высказаться, стремятся создать товарищеские отношения со своими детьми, выступают за ускорение развития своего ребенка. При этом для них характерна большая «жертвенность», чем для женщин, неудовлетворенных в браке, и посторонняя помощи в воспитании ребенка.
Рис. 2. Выраженность родительских установок и реакций по шкалам
Женщины, удовлетворенные в браке, менее раздражительны, чем женщины в браке неудовлетворенные, они в меньшей степени подавляют агрессивность ребенка, меньше избегают общения с ребенком, меньше стараются показать свою власть как матери.
Для них в большей степени важна роль матери как хозяйки дома, и в меньшей степени на них влияет невнимательность мужа.
Женщины, удовлетворенные и неудовлетворенные в браке одинаково стараются оберегать своего ребенка от трудностей, не подавлять его волю, испытывают страх причинить вред ребенку, стараются быть объективно строгими со своим ребенком, поощряют равенство между родителями и детьми и активность ребенка, иногда бывают навязчивыми. На них в одинаковой степени влияют супружеские конфликты. Они одинаково хотят видеть, что ребенок зависит от них, что они значимы для него.
Анализ результатов методики «Рисунок семьи» представлен в сводной таблице 1. Все полученные рисунки в результате анализа были разделены на три группы: в первую группу вошли семьи, чья семейная ситуация может быть оценена как благоприятная, во вторую группу – как неблагоприятная. При этом неблагоприятная семейная ситуация представлена разным типом семейных отношений. Условно мы разделили их на следующие группы: 1) семьи, для которых характерен сверхтесный контакт (по мнению А. Л. Венгер, это одно из отклонений в построении семейных взаимоотношений); семьи с нарушенным эмоциональным контактом, отсутствием или нарушением положительной эмоциональной связи; 3) семьи с конфликтными отношениями. В третью группу вошли семья, в которых опрашиваемые отказались рисовать свою семью, ссылаясь на различные обстоятельства.
Таблица 1
Показатели семейной ситуации женщин удовлетворенных и неудовлетворенных браком
Тип отношений |
Женщины, неудовлетворенные браком |
Женщины, удовлетворенные браком |
|||
абс. чис |
в % |
абс. чис |
в % |
||
Благоприятная семейная ситуация |
1 |
14,3 |
5 |
38,5 |
|
Неблагоприятная семейная ситуация |
6 |
85,7 |
8 |
61,5 |
|
|
сверхтесные контакты |
0 |
0 |
3 |
23,1 |
|
нарушение эмоционального контакта |
5 |
71,4 |
2 |
15,3 |
|
конфликтные отношения |
1 |
14,3 |
0 |
0 |
Неопределенное отношение |
0 |
0 |
3 |
23,1 |
Согласно полученным данным, только 1 женщина, неудовлетворенная браком, показала наличие благоприятной семейной ситуации (14,3 %). 6 женщин, неудовлетворенных браком показали наличие неблагоприятной семейной ситуации. При этом 5 женщин показали наличие нарушений эмоционального контакта в семье (71,4 %); 1 женщина – конфликтные отношения (14,3 %).
Среди женщин, удовлетворенных браком, благополучные семейные отношения показали 5 женщин (38,5 %), а неблагополучные семейные отношения – 8 женщин (61,5 %). При этом сверхтесный контакт показали 3 женщины (23,1 %); нарушение эмоционального контакта - 2 женщины (15,3 %). Три женщины, удовлетворенные браком отказались тестировать по методике «Рисунок семьи» - (23,1 %).
Сравним полученные результаты по группам женщин удовлетворенных и неудовлетворенных браком (рис. 3).
Рис. 3. Показатели семейной ситуации по методике «Рисунок семьи»
Сравнение показывает, что большинство женщин, неудовлетворенных браком оценивают семейную ситуацию как неблагоприятную, у них в семье нарушен эмоциональный контакт, а в одной семье наблюдаются конфликтные отношения. Среди женщин, удовлетворенных браком, половина оценивает семейную ситуацию как благоприятную. А неблагоприятность семейной ситуации связывается в большинстве случаев с наличием в семье сверхтесных отношений и даже определенной эмоциональной зависимости друг от друга, которая оценивается психологами как отклонение от нормы, и лишь в двух семьях действительно наблюдается нарушение эмоционального контакта между членами семьи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- большинство опрошенных женщин вполне удовлетворены своим браком;
- женщины, удовлетворенные в браке, в большей степени предоставляют своему ребенку возможность высказаться, стремятся создать товарищеские отношения со своими детьми, выступают за ускорение развития своего ребенка; для них характерна большая «жертвенность» и необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка; они менее раздражительны, меньше избегают общения с ребенком, меньше стараются показать свою власть как матери.
- для женщин, удовлетворенных браком, в большей степени важна роль матери как хозяйки дома, и в меньшей степени внимание мужа.
- женщины, удовлетворенные браком, склонны оценивать семейную ситуацию как благоприятную, и только у двух женщин действительно наблюдается нарушение эмоционального контакта между членами семьи;
- большинство женщин, неудовлетворенных браком оценивают семейную ситуацию как неблагоприятную, у них в семье нарушен эмоциональный контакт, имеют место конфликтные отношения;
- все женщины, независимо от степени удовлетворенности в браке одинаково стараются оберегать своего ребенка от трудностей, не подавлять его волю, испытывают страх причинить вред ребенку, стараются быть объективно строгими, но поощряют равенство между родителями и детьми и активность ребенка, иногда бывают навязчивыми, хотят чувствовать свою значимость;
- на них в одинаковой степени влияют супружеские конфликты.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у женщин, удовлетворенных браком, складываются более благоприятные детско-родительские отношения, чем у женщин браком неудовлетворенных.
Заключение
В отечественной психологии выделяют два подхода к пониманию удовлетворенности браком: социологический и психологический. В социологической науке удовлетворенность браком – это субъективная оценка каждым из супругов характера их взаимоотношений. В психологии удовлетворенность браком - это внутренняя субъективная оценка, отношение супругов к собственному браку. Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов», «теория эмпатии», «теория равновесия», «теория компенсации» и др.
Отношения родителей к своему ребенку очень сложны и неоднозначны и включают в себя множество составляющих: стили семейного воспитания, тип привязанности родителей к ребенку и ребенка к родителям, родительские установки и позиции и т.п.
Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов воздействующих на ребенка. Родительская позиция - это некое целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. Детско-родительские отношения в значительной степени характеризуются эмоциональной стороной, характеризующей аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности.
На формирование детско-родительских отношений влияет множество факторов, среди которых личностные особенности родителя, индивидуально-типологические особенности ребенка, степень соответствия темпераментов и т.д. Также большое влияние на детско-родительские отношение оказывают взаимоотношения между супругами, наличие конфликтов в супружеских отношениях, и в том числе удовлетворенность браком.
Исследование влияния удовлетворенности браком на детско-родительские отношения проводилось с участием 20 семей разного социального статуса и стажа супружеской жизни. В ходе проведения исследования ставились следующие задачи: 1) провести исследование удовлетворенности браком женщин, находящихся в браке; 2) определить особенности детско-родительских отношений и родительские установки по отношению к собственным детям; 3) выявить связь между степенью удовлетворенности браком и особенностями детско-родительских отношений.
Для решения первой задачи использовалась методика Тест на удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т.Л. Романова, Г. П. Бутенко). Для решения второй задачи использовались Методика измерения родительских установок и реакций (PARI); рисуночный тест семьи (А. Л. Венгер).
Практическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Большинство опрошенных женщин вполне удовлетворены своим браком. Во взаимоотношениях со своим ребенком они в большей степени предоставляют ему возможность высказаться, стремятся создать с ним товарищеские отношения, выступают за его ускорение развитие. Для них характерна большая «жертвенность» и необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка, чем для женщин, неудовлетворенных браком. Они менее раздражительны, меньше избегают общения с ребенком и стараются показать свою власть как матери. Они склонны оценивать семейную ситуацию как благоприятную.
Большинство женщин, неудовлетворенных браком оценивают семейную ситуацию как неблагоприятную, у них в семье нарушен эмоциональный контакт, имеют место конфликтные отношения.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у женщин, удовлетворенных браком, складываются более благоприятные детско-родительские отношения, чем у женщин браком неудовлетворенных.
Библиографический список
1. Адмиральская, И. С. Отношение супругов к себе и друг к другу и удовлетворенность браком / И. С. Адмиралтейская // Психологическая наука и образование. - 2008. - №5. C. 5 – 11.
2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М.: Класс, 1999. – 208 с.
3. Алешина, Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс....канд. психол. наук. / Ю. Е. Алешина. - М., 1995. - 250 с.
4. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблем социального инфантилизма молодежи / Э. Арутюнянц // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.
5. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М.: Владос-Пресс, 2006.
6. Гарбузов, В. И. Неврозы у детей и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев. – М., 2001.
7. Голод, С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С. Голод. - Л., 1984. - 325 с.
8. Гурко, Т. А. Удовлетворенность браком как показатель супружеских отношений / Т. А. Гурко // Семья и социальная структура. М., 1987.
9. Гурко, Т. Социология пола и гендерных отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. ivlim.ru.13f/. Дата обращения: 29.04.2013 г.
10. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - Екатеринбург.: Деловая книга, 2000. - 208 с.
11. Егорова, О. В. Феномен удовлетворенности браком: основные направления исследований / О. В. Егорова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye _m/ razdel_3_a.html. Дата обращения: 29.04.2013 г.
12. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005.
13. Кроник, А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений / А. А. Кроник, Е.А. Кроник. - М., 1989.
14. Левкович, В. П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В. П. Левкович, О. Э. Зуськова // Психологический журнал. - 1985. - № 3.
15. Методика PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптация Т. В. Нещерет) / Психологические тесты / Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., С.130-143.
16. Обозов, Н. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 98-101.
17. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О.А. Шаграева. - М. 1999.
18. Смирнова, Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. С. 5 - 15.
19. Смирнова, Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. - № 3.
20. Списваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Списваковская // Семья и формирование личности. – М., 2001.
21. Списваковская, А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. – М., 1988.
22. Столин, В. В. Опросник удовлетворенности браком / В. В.Столин, Т. Л.Романова, Г. П. Бутенко // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1984. - № 2.
23. Столин, В. В. Психологические основы семейной терапии. / В. В. Столин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 142 - 145.
24. Сысенко, В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия / В. А. Сысенко. - М., 1981.
25. Федотова, Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений / Н. Ф. Федотова // Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы). Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно. - М., 1981.
26. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций./ Л. Б. Шнейдер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
27. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
28. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. - СПб., 1999. - 652 с.
Приложение 1
Текст методики
1. Когда люди живут близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно;
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а) скорее беспокойство и страдание;
б) затрудняюсь ответить;
в) скорее радость и удовлетворение;
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся;
б) нечто среднее;
в) как неудавшийся;
4. Если бы Вы могли, то:
а) Вы бы многое изменили в характере Вашего мужа;
б) трудно сказать;
в) Вы бы не стали ничего менять;
5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
а) что Вы несчастнее других;
б) трудно сказать;
в) что Вы счастливее других;
7. Жизнь без семьи, близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга была бы неполноценной:
а) да, считаю;
б) трудно сказать;
в) нет, не считаю;
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
10. Только множество различных обстоятельств мешает Вам подумать о разводе:
а) верно;
б) не могу сказать;
в) неверно;
11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг;
б) трудно сказать;
в) возможно, что именно теперешний супруг;
12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг, - рядом с Вами:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
13. К сожалению, недостатки вашего супруга часто перевешивают его достоинства:
а) верно;
б) затрудняюсь ответить;
в) неверно;
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее всего, в характере Вашего супруга;
б) трудно сказать;
в) скорее в Вас самих;
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
а) усилились;
б) трудно сказать;
в) ослабли!
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
17. Можно сказать, что Ваш супруг обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен;
б) нечто среднее;
в) нет, не согласен;
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
19. Вам кажется, что Ваш супруг часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
22. Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
а) согласен;
б) трудно сказать;
в) не согласен;
23. Как правило, общество Вашего супруга доставляет вам удовольствие:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно;
Приложение 2
Инструкция родителям
Прочтите каждое утверждение,
данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом:
С — полностью согласен,
с — почти согласен,
н — скорее не согласен,
Н — полностью не согласен.
Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
1. Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.
2. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.
3. Для хорошей матери дом — это самое главное.
4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.
5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.
6. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.
7. Люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.
8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.
9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.
10. Гораздо лучше для ребенка, если он никогда не усомнится в правоте матери.
11. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.
12. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.
13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства — это чувство, что она не успеет сделать все.
14. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.
15. Поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.
16. Если Вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.
17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.
18. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.
19. Если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.
20. Матери следовало бы взять за правило знать все, что думает ее ребенок.
21. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.
22. Большинство детей должно быть приучено к туалету к 15 месяцам.
23. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.
24. Следовало бы поощрять стремление детей высказаться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.
25. Матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.
26. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.
27. Часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину этого плохого поступка.
28. Мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья ее ребенка.
29. Все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за ребенком.
30. Бывают ситуации, когда женщине нужно прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.
31. Строгая дисциплина развивает сильный характер.
32. У матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.
33. Родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.
34. Детей нужно научить считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.
35. Ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.
36. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее “подрезали крылья”.
37. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.
38. Дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.
39. Родители, которые поощряют ребенка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.
40. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичными.
41. Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.
42. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей.
43. Ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.
44. Если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.
45. Чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучать.
46. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.
47. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.
48. Ребенка нужно оградить от работы, которая была бы слишком утомительной и тяжелой для него.
49. Женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо будет общаться с соседями и приятелями.
50. Умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения.
51. Мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за то, что они сделали для своих детей.
52. Мать всю жизнь будет упрекать себя, если с ее ребенком произойдет несчастный случай.
53. Даже если муж и жена любят, друг друга, то все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.
54. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.
55. Редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.
56. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.
57. Ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.
58. Нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.
59. Большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.
60. Несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.
61. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не терять время даром.
62. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не беспокоили их своими проблемами.
63. Если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.
64. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.
65. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.
66. Тревожные родители пытаются узнать все, о чем думает их ребенок.
67. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление.
68. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.
69. Умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.
70. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.
71. Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал и трудную ситуацию.
72. Многие матери забывают, что место их дома.
73. Детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.
74. Дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как они очень многое переносят ради них.
75. Большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним.
76. В семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.
77. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.
78. Воспитание детей — разрушительная работа для нервов.
79. Ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.
80. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.
81. Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.
82. Одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у Вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что Вам нравится.
83. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.
84. Ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывает счастлив.
85. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезного значения, а оставить его одного.
86. Если бы матери могли осуществить свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими.
87. Секс — одна из самых сложных проблем воспитания.
88. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.
89. Мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок - часть ее.
90. Если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут и их советы.
91. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.
92. Большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребенка.
93. Если у ребенка неприятности, лучше; чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.
94. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишать их уверенности в себе.
95. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.
96. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.
97. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.
98. Мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось.
99. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное, мнение.
100. При строгом воспитании дети более счастливы.
101. Если ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.
102. Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.
103. В детях важнее всего воспитать умение прислушиваться и принимать мнение родителей.
104. Большинство родителей предпочитает спокойных детей.
105. Для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.
106. Нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать.
107. Чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.
108. Если Вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.
109. Мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.
110. С ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.
111. Замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.
112. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.
11З. Если Вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя ближе к Вам, и им будет легче общаться с Вами.
114. Ребенка следует как можно раньше отлучать от груди и от бутылочки.
115. Забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.
ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ ОПРОСНИКА PARY (матери)
|
Становые оценки |
|||||||||
№ шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
5-12 |
13 |
14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
2 |
5 |
6-7 |
8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19 |
20 |
3 |
5-8 |
9 |
10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19 |
20 |
20 |
4 |
5-10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15-16 |
17 |
18-19 |
20 |
20 |
5 |
5-9 |
10-11 |
12 |
13-14 |
15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
6 |
5-10 |
11 |
12-13 |
14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
7 |
5-9 |
10-11 |
12 |
13-14 |
15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
8 |
5-6 |
7 |
8-9 |
10-11 |
12-13 |
14-15 |
16-17 |
18-19 |
20 |
20 |
9 |
5-7 |
8 |
9 |
10 |
11-12 |
13-14 |
15 |
16 |
17-19 |
20 |
10 |
5-10 |
11 |
12 |
13-14 |
15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
11 |
5-8 |
9 |
10 |
11-12 |
13 |
14-15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
12 |
5-7 |
8-9 |
10-11 |
12-13 |
14 |
15-16 |
17-18 |
19 |
20 |
20 |
13 |
5-6 |
7 |
8-9 |
10 |
11 |
12-13 |
14-15 |
16 |
17-18 |
19-20 |
14 |
5-10 |
11 |
12 |
13-14 |
14 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
15 |
5-11 |
12-13 |
14-15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
16 |
5-7 |
8-9 |
10-11 |
12 |
13 |
14-15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
17 |
5-10 |
11-12 |
13 |
14-15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
18 |
5-9 |
10 |
11 |
12-13 |
14-15 |
16-17 |
18-19 |
20 |
20 |
20 |
19 |
5-7 |
8 |
9-10 |
11 |
12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19-20 |
20 |
20 |
5-7 |
8-11 |
12-13 |
14 |
15-16 |
17-18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
21 |
5-15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
19 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Приложение 3
Уровень удовлетворенности браком
№ по списку |
кол-во баллов |
уровень удовлетворенности |
1 |
20 |
значительная неудовлетворенность |
2 |
24 |
скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность |
3 |
17 |
значительная неудовлетворенность |
4 |
25 |
скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность |
5 |
22 |
значительная неудовлетворенность |
6 |
24 |
скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность |
7 |
24 |
скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность |
8 |
34 |
значительная удовлетворенность |
9 |
35 |
значительная удовлетворенность |
10 |
32 |
скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность |
11 |
45 |
практически полная удовлетворенность |
12 |
35 |
значительная удовлетворенность |
13 |
46 |
практически полная удовлетворенность |
14 |
44 |
практически полная удовлетворенность |
15 |
38 |
значительная удовлетворенность |
16 |
42 |
практически полная удовлетворенность |
17 |
36 |
значительная удовлетворенность |
18 |
30 |
скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность |
19 |
43 |
практически полная удовлетворенность |
20 |
38 |
значительная удовлетворенность |
Приложение 4
Стеновые оценки по методике исследования родительских установок и реакции женщин, неудовлетворенных браком
|
№ по списку |
Средняя оценка |
||||||
№ шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
19 |
17 |
17 |
16 |
11 |
17 |
9 |
15,1 |
2 |
16 |
15 |
11 |
13 |
12 |
13 |
14 |
13,4 |
3 |
14 |
9 |
9 |
13 |
13 |
13 |
14 |
12,1 |
4 |
12 |
15 |
13 |
8 |
14 |
10 |
13 |
12,1 |
5 |
18 |
11 |
14 |
14 |
12 |
11 |
14 |
13,4 |
6 |
18 |
16 |
18 |
18 |
15 |
17 |
13 |
16,4 |
7 |
19 |
12 |
19 |
13 |
19 |
10 |
14 |
15,1 |
8 |
12 |
10 |
12 |
13 |
13 |
13 |
15 |
12,6 |
9 |
17 |
13 |
12 |
16 |
12 |
16 |
12 |
14,0 |
10 |
15 |
14 |
11 |
18 |
19 |
17 |
9 |
14,7 |
11 |
15 |
14 |
12 |
16 |
15 |
16 |
11 |
14,1 |
12 |
15 |
18 |
16 |
11 |
17 |
11 |
12 |
14,3 |
13 |
15 |
9 |
16 |
8 |
10 |
8 |
14 |
11,4 |
14 |
16 |
10 |
17 |
11 |
14 |
11 |
15 |
13,4 |
15 |
18 |
14 |
18 |
12 |
16 |
12 |
11 |
14,4 |
16 |
13 |
9 |
13 |
14 |
12 |
14 |
13 |
12,6 |
17 |
17 |
14 |
17 |
16 |
15 |
16 |
12 |
15,3 |
18 |
15 |
13 |
10 |
11 |
15 |
17 |
13 |
13,4 |
19 |
15 |
8 |
11 |
12 |
16 |
9 |
15 |
12,3 |
20 |
13 |
17 |
9 |
13 |
14 |
13 |
11 |
12,9 |
21 |
13 |
20 |
18 |
17 |
14 |
17 |
12 |
15,9 |
22 |
18 |
10 |
15 |
11 |
13 |
11 |
13 |
11,6 |
23 |
19 |
15 |
13 |
8 |
15 |
7 |
17 |
13,4 |
Приложение 5
Стеновые оценки по методике исследования родительских установок и реакции женщин, удовлетворенных браком
|
№ по списку |
Средняя оценка |
||||||||||||
№ шкалы |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1 |
18 |
18 |
20 |
17 |
18 |
19 |
18 |
14 |
20 |
14 |
20 |
17 |
15 |
17,5 |
2 |
12 |
20 |
14 |
13 |
14 |
12 |
12 |
10 |
16 |
16 |
13 |
14 |
13 |
13,8 |
3 |
12 |
18 |
12 |
17 |
14 |
11 |
9 |
16 |
15 |
12 |
12 |
12 |
13 |
13,3 |
4 |
11 |
16 |
15 |
9 |
18 |
11 |
12 |
17 |
13 |
12 |
11 |
12 |
12 |
12,9 |
5 |
17 |
17 |
15 |
14 |
17 |
11 |
8 |
16 |
15 |
17 |
11 |
16 |
11 |
15,5 |
6 |
17 |
20 |
17 |
19 |
15 |
17 |
15 |
17 |
17 |
17 |
16 |
19 |
13 |
16,8 |
7 |
20 |
17 |
20 |
12 |
12 |
17 |
15 |
11 |
14 |
11 |
18 |
17 |
16 |
15,4 |
8 |
13 |
16 |
15 |
8 |
16 |
12 |
11 |
18 |
12 |
14 |
9 |
12 |
11 |
12,8 |
9 |
14 |
15 |
18 |
7 |
10 |
13 |
12 |
14 |
8 |
10 |
13 |
11 |
13 |
12,2 |
10 |
18 |
19 |
16 |
13 |
16 |
13 |
14 |
17 |
11 |
14 |
14 |
16 |
14 |
15,0 |
11 |
17 |
19 |
14 |
11 |
17 |
14 |
14 |
15 |
10 |
16 |
16 |
19 |
9 |
14,7 |
12 |
14 |
18 |
18 |
12 |
16 |
11 |
7 |
12 |
15 |
13 |
11 |
12 |
10 |
13,0 |
13 |
11 |
15 |
18 |
8 |
10 |
11 |
9 |
12 |
10 |
12 |
11 |
14 |
16 |
12,1 |
14 |
11 |
20 |
17 |
15 |
15 |
16 |
15 |
14 |
16 |
10 |
10 |
11 |
13 |
14,1 |
15 |
17 |
17 |
20 |
11 |
18 |
16 |
12 |
17 |
20 |
16 |
11 |
12 |
16 |
14,8 |
16 |
12 |
15 |
12 |
7 |
11 |
10 |
9 |
10 |
13 |
13 |
10 |
13 |
13 |
11,4 |
17 |
14 |
18 |
20 |
11 |
18 |
10 |
8 |
14 |
13 |
11 |
13 |
15 |
13 |
13,7 |
18 |
16 |
18 |
17 |
13 |
11 |
11 |
12 |
18 |
14 |
13 |
12 |
11 |
14 |
13,8 |
19 |
15 |
18 |
15 |
10 |
11 |
10 |
7 |
11 |
11 |
11 |
8 |
7 |
12 |
11,2 |
20 |
14 |
17 |
17 |
16 |
15 |
9 |
12 |
19 |
14 |
13 |
15 |
15 |
14 |
13,3 |
21 |
17 |
20 |
18 |
19 |
20 |
18 |
17 |
19 |
18 |
18 |
18 |
19 |
9 |
17,7 |
22 |
13 |
20 |
17 |
12 |
13 |
13 |
9 |
12 |
10 |
15 |
15 |
15 |
11 |
13,5 |
23 |
17 |
20 |
17 |
11 |
15 |
13 |
15 |
14 |
17 |
14 |
18 |
17 |
14 |
15,5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.