Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника
Оценка 4.8

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
pdf
физическая культура
1 кл—11 кл
06.12.2019
Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника
Введение В настоящее время дети недостаточно физически развиты. Так как много времени проводят у телевизоров, за компьютерами. Все это приводит к гиподинамии, ухудшению состояния здоровья как физического, так и психологического. Немногие дети занимаются в спортивных секциях, не используют активные формы отдыха. А спорт - это средство саморазвития и самовоспитания, и никогда нельзя забывать об этом. Как говорил выдающийся тренер Дмитрий Коркин, прежде чем стать чемпионом мира, человек должен стать «чемпионом самого себя».
Влияние занятий физкультурой на успеваемость школьника.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

№45 им. Жоржа Дюмезиля г. Владикавказ

 

 

 

 

Тема: «Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника»

 

 

Работу выполнил: Учитель физической культуры

МБОУ гимназии №45 Циклаури Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавкоз, 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ .............................................  

ГЛАВА 1. Влияние всех систем на организм человека

                   1.1        Сердечно-сосудистая система ............ 4

                   1.2        Дыхательная система ........................... 5

                   1.3        Мышечная система .............................. 5

                   1.4        Центральная нервная система ............ 6

                   1.5        Обменные процессы ........................... 7

 

                   ГЛАВА 2. Гипотеза, цель и задачи исследования      

                   2.1        Гипотеза ...............................................  8

                   2.2         Цель, задачи и методы исследования 8

                   2.3         Организация исследования и результаты     9

ВЫВОДЫ .............................................................. 

 

 

 

          

Введение

 

 

В настоящее время дети недостаточно физически развиты. Так как много времени проводят у телевизоров, за компьютерами. Все это приводит к гиподинамии, ухудшению состояния здоровья как физического, так и психологического. Немногие дети занимаются в спортивных секциях, не используют активные формы отдыха. А спорт - это средство саморазвития и самовоспитания, и никогда нельзя забывать об этом. Как говорил выдающийся тренер Дмитрий Коркин, прежде чем стать чемпионом мира, человек должен стать «чемпионом самого себя». У учащихся с возрастом растет стремление к состязательности. Но осознание того, что в основе любого состязания лежит соревнование с самим собой, а ценность победы измеряется усилием, направленным на самоопределение, дается не всем взрослым. Без этого невозможно полноценное приобщение к спорту. Однако благодаря выразительной демонстрации своих спортивных увлечений и достижений один ученик может привлечь внимание других детей к главному в спорте.

Задача учителя физкультуры - сформировать у учащихся интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, где-то даже наверстать упущенное, Мы знаем, что физическая культура способствует формированию командного духа, который так необходим в школьном коллективе.

В школьном возрасте физическая культура должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие Двигательных качеств и координационных способностей. Всему этому способствуют занятия физической культурой. Сила, скорость, ловкость, выносливость, гибкость - вот основные качества, на развитие которых направлены спортивные игры. Ребенок, который занимается спортом, физически разносторонне развит. Помимо того, что учащийся научится совершать сложные маневры, продумывать способы того, как обыграть и обхитрить соперника, он привыкает работать в коллективе и будет знать, что такое настоящая дружба, поддержка и взаимовыручка. Дополнительные занятия физической культурой и спортом также вырабатывает у учащихся способность к жизни по расписанию, способствует развитию дисциплины.

Важность физических нагрузок, в том числе на уровне физиологии человека, потребность в движении — одна из общебиологических особенностей человеческого организма. Физическая активность относится к числу основных факторов, которые регулируют уровень обменных процессов, работу мышц и суставов, а так контролирует работу сердца и центральной нервной системы. Физические нагрузки — это мощный источник стимулирующих и регулирующих влияний на организм.

Следует выделить из всех систем две главные системы организма, на которые физическая активность оказывает наибольшее влияние - сердечнососудистую и дыхательную.

 

 

          

Глава 1. Влияние всех систем на организм человека

 

1.1. Сердечно-сосудистая система

В общем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью.Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).

Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь.

1.2. Дыхательная система

Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 1520 % по сравнению с теми, кто не занимается спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.

1.3. Мышечная система

Уже доказано научными экспериментами, что физические нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема мышечной массы и увеличения веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение.

Различные виды физической работы осуществляются с помощью мышечной системы. Различают статическую и динамическую мышечную работу. При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей тела. Динамическая работа - это когда отдельные части тела человека перемещаются. Физическая активность человека складывается из статической и динамической работы. При статической работе переносимость нагрузки зависит от функционального состояния тех или иных мышечных групп, а при динамической еще и от эффективности систем, поставляющих энергию, а также от их взаимодействия с другими органами и системами.

1.4. Центральная нервная система

Общая умственная работоспособность, ее динамика в течение дня, недели и года, один из информативных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.

Умственный труд, связан главным образом с деятельностью центральной нервной системой, в первую очередь, коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузки сверх этого предам вызывает их функциональное истощение и утомление.

Утомление проявляется в изменении высшей нервной деятельности, что выражается в нарушении состояния процессов возбуждения и торможения. Поиск конкретных путей повышения умственной работоспособности один из наиболее актуальных вопросов. Использование в этих целях форм и средств физкультуры показало большие возможности в снижении утомления во время учебы и восстановление работоспособности по окончании учебного дня, увеличение функциональных возможностей организма, улучшение самочувствия учащихся.

В процессе физической тренировки образуются новые координационные механизмы.          Обеспечивающие         взаимодействие   различных мышц         при выполнении двигательных актов, а также взаимодействие всех функций, создавая тем самым благоприятные условия для учебы. Кроме образования новых временных связей между нервными клетками и выработкой систем условных рефлексов все это сопровождается совершенствованием функций центральной нервной системы, проявляющимся в высокоэффективной нервной регуляции функций организма. Этому способствует повышение активности ряда капилляров в мозговой ткани. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы необходимое условие эффективности адаптационных и регуляторных механизмов. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы также положительно влияет на процессы утомления и восстановления, способствует повышению физической и умственной работоспособности.

Во время тренировок на выносливость к лобным долям головного мозга поступает больше крови, а вместе с ней и кислорода. Это способствует повышению умственной работоспособности, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Высокая работоспособность в процессе учебной деятельности обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых немаловажную роль играет занятия физическими упражнениями. Увеличивается подвижность - повышается уравнивание нервных процессов; человек становится уравновешенным, собранным, сдержанным.

1.5. Обменные процессы

Снижается уровень холестерина, триглицеридов, которые способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается обмен сахара, что препятствует развитию сахарного диабета, все обменные процессы ускоряются, что сказывается на красоте фигуры. Согласно теории А. В. Нагорного и В. И. Никитина, с возрастом процессы самообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняется старение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старение организма тормозится и омоложение становится объективной действительностью.

          

Глава 2. Гипотеза, цель и задачи исследования

 

Гипотеза – предполагалось, что дополнительные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на успеваемость учащихся.

Цель работы: формирование мышления о здоровом образе жизни, привлечение учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1.            Собрать и проанализировать научно-методическую литературу по данной теш.

2.            Исследовать показатели физической работоспособности учащихся, провести анкетирование.

3.            Провести    сравнительный    анализ        успеваемости       учащихся занимающихся только на уроках физической культурой и учащихся, которые занимаются дополнительно в спортивных секциях и кружках.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.          Анализ научной, методической литературы, интернет ресурсы.

2.          Метод исследования физической работоспособности (Гарвардский степ-тест).

3.          Метод анкетирования среди учащихся 9-х классов.

4.          Сравнение среднего балла успеваемости учащихся, занимающихся только на уроках: физической культуры и учащихся, которые занимаются физкультурой дополнительно.

На первом этапе данной работы был проведен анализ литературных источников по теме исследования, проанализирован накопленный материал. Были выбраны цель, задачи, методы и определен объект исследования. На данном этапе основное внимание уделялось теоретическим аспектам проблемы. На втором этапе проводились измерения показателей физической работоспособности учащихся. В рамках исследования физической работоспособности проводился следующий тест:

Гарвардский степ-тест: С помощью этого теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку в течении 5 мин., частота подъема - 30 раз в мин. Функциональная готовность оценивается путем подсчета ЧСС.

Исследования проводились с учащимися 9 классов г.Чистополь СОШ №5. В эксперименте участвовало 78 человек. Измерялись показатели физической работоспособности учащихся. Показатели в классах измерялись непосредственно на занятиях физической культуры. Результаты были обработаны по таблице №1 «оценка индекса Гарвардского ст еп-теета».

Таблица 1.

Оценка результата индекса Гарвардскою степ-теста Показатели физической работоспособности не занимающихся дополнительно физической культурой таковы: оценку «хорошо» имеет 25%. «средний» - 30%, «ниже среднего» - 30%, «даохо» - 15%. Показатели физической работоспособности занимающихся дополнительно в спортивных секциях таковы: оценку «хорошо» имеет 45%. «средний» - 40%, «ниже среднего» - 15%, «плохо» - 0.

Диаграмма 1. Показатели физической работоспособности учащихся по Гарвардскому степ-тесту.

Следующим этапом нашей работы было анкетирование учащихся 9-х классов.

Анкетирование

Класс _ Фамилия, имя _____________________________ 

1.                      Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?

2.                      Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?

3.                      Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?

4.                      Для чего вы занимаетесь спортом?

Диаграмма 2. Анкетирование учащихся 9-х классов

Результаты анкетирования получились следующие: на первый вопрос «Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?» - «да» ответили 56 человек, «нет» - 22 человека. На второй вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?» - «да» ответили 13 человек, «нет» - 65 человек. На третий вопрос «Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?» - «да» ответили 27 человек, «нет» - 51 человек. Таким образом, я поняла, что многие учащиеся не знают пользу от занятий физической культурой и не интересуются ни каким видом спорта. Я рассказала в каждом классе о пользе занятий спортивными играми, и какие качества развиваются во время занятий.

Следующим этапом нашей работы был сравнительный анализ успеваемости учащихся двух групп. Состав групп подобран таким образом, чтобы в каждой было одинаковое количество человек по максимально идентичным характеристикам. Их сравнение было определено по уровню успеваемости. Исследование проводилось в течение четырех месяцев.

 

Выводы

 

Проведя анализ: данных, и пришли к выводу, что наблюдается достоверные различия между группами учащимися по исследуемым показателям физической работоспособности. Скорость восстановления процессов после напряжённой физической нагрузки у занимающихся учащихся дополнительно быстрее. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем выше индекс Гарвардского степ-теста. Специальными экспериментальными исследованиями показано, что физические упражнения влияют на повышение уровня некоторых показателей умственной работоспособности учащихся, особенно если занятия направлены на развитие выносливости. У людей занимающихся физическими упражнениями показатели физической и умственной работоспособности более высокие и они устойчивее к влиянию разного рода помех, чем у людей не занимающихся. Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.

Гипотеза, выдвигаемая нами ранее, что дополнительные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на организм школьников и их успеваемость - полностью подтвердилась. При нагрузках на занятиях усиливается обмен веществ, интенсивно включается в работу дыхательная и сердечнососудистая система. Повышается концентрация внимания, усидчивость и работоспособность.

Даже если ученик не станет профессиональным спортсменом, такие черты характера, как упорство, мужество, настойчивость, целеустремленность помогут ему быстрее адаптироваться в обществе и приобретают лидерские качества. У ребят, которые занимаются дополнительно, улучшается координация движений, реакция. Они закаляют волю, становятся более организованными, дисциплинированными. В детском и юношеском возрасте физическая подготовка должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей.

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние - это залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любое дело.

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника

Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2019