№45 им. Жоржа Дюмезиля г. Владикавказ
Тема: «Влияние занятий физической культурой на успеваемость школьника»
Работу выполнил: Учитель физической культуры
МБОУ гимназии №45 Циклаури Н.Г.
Владикавкоз, 2019г.
ВВЕДЕНИЕ .............................................
ГЛАВА 1. Влияние всех систем на организм человека
1.1 Сердечно-сосудистая система ............ 4
1.2 Дыхательная система ........................... 5
1.3 Мышечная система .............................. 5
1.4 Центральная нервная система ............ 6
1.5 Обменные процессы ........................... 7
ГЛАВА 2. Гипотеза, цель и задачи исследования
2.1 Гипотеза ............................................... 8
2.2 Цель, задачи и методы исследования 8
2.3 Организация исследования и результаты 9
ВЫВОДЫ ..............................................................
В настоящее время дети недостаточно физически развиты. Так как много времени проводят у телевизоров, за компьютерами. Все это приводит к гиподинамии, ухудшению состояния здоровья как физического, так и психологического. Немногие дети занимаются в спортивных секциях, не используют активные формы отдыха. А спорт - это средство саморазвития и самовоспитания, и никогда нельзя забывать об этом. Как говорил выдающийся тренер Дмитрий Коркин, прежде чем стать чемпионом мира, человек должен стать «чемпионом самого себя». У учащихся с возрастом растет стремление к состязательности. Но осознание того, что в основе любого состязания лежит соревнование с самим собой, а ценность победы измеряется усилием, направленным на самоопределение, дается не всем взрослым. Без этого невозможно полноценное приобщение к спорту. Однако благодаря выразительной демонстрации своих спортивных увлечений и достижений один ученик может привлечь внимание других детей к главному в спорте.
Задача учителя физкультуры - сформировать у учащихся интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, где-то даже наверстать упущенное, Мы знаем, что физическая культура способствует формированию командного духа, который так необходим в школьном коллективе.
В школьном возрасте физическая культура должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие Двигательных качеств и координационных способностей. Всему этому способствуют занятия физической культурой. Сила, скорость, ловкость, выносливость, гибкость - вот основные качества, на развитие которых направлены спортивные игры. Ребенок, который занимается спортом, физически разносторонне развит. Помимо того, что учащийся научится совершать сложные маневры, продумывать способы того, как обыграть и обхитрить соперника, он привыкает работать в коллективе и будет знать, что такое настоящая дружба, поддержка и взаимовыручка. Дополнительные занятия физической культурой и спортом также вырабатывает у учащихся способность к жизни по расписанию, способствует развитию дисциплины.
Важность физических нагрузок, в том числе на уровне физиологии человека, потребность в движении — одна из общебиологических особенностей человеческого организма. Физическая активность относится к числу основных факторов, которые регулируют уровень обменных процессов, работу мышц и суставов, а так контролирует работу сердца и центральной нервной системы. Физические нагрузки — это мощный источник стимулирующих и регулирующих влияний на организм.
Следует выделить из всех систем две главные системы организма, на которые физическая активность оказывает наибольшее влияние - сердечнососудистую и дыхательную.
В общем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью.Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).
Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь.
Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 1520 % по сравнению с теми, кто не занимается спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.
Уже доказано научными экспериментами, что физические нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема мышечной массы и увеличения веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение.
Различные виды физической работы осуществляются с помощью мышечной системы. Различают статическую и динамическую мышечную работу. При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей тела. Динамическая работа - это когда отдельные части тела человека перемещаются. Физическая активность человека складывается из статической и динамической работы. При статической работе переносимость нагрузки зависит от функционального состояния тех или иных мышечных групп, а при динамической еще и от эффективности систем, поставляющих энергию, а также от их взаимодействия с другими органами и системами.
Общая умственная работоспособность, ее динамика в течение дня, недели и года, один из информативных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.
Умственный труд, связан главным образом с деятельностью центральной нервной системой, в первую очередь, коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузки сверх этого предам вызывает их функциональное истощение и утомление.
Утомление проявляется в изменении высшей нервной деятельности, что выражается в нарушении состояния процессов возбуждения и торможения. Поиск конкретных путей повышения умственной работоспособности один из наиболее актуальных вопросов. Использование в этих целях форм и средств физкультуры показало большие возможности в снижении утомления во время учебы и восстановление работоспособности по окончании учебного дня, увеличение функциональных возможностей организма, улучшение самочувствия учащихся.
В процессе физической тренировки образуются новые координационные механизмы. Обеспечивающие взаимодействие различных мышц при выполнении двигательных актов, а также взаимодействие всех функций, создавая тем самым благоприятные условия для учебы. Кроме образования новых временных связей между нервными клетками и выработкой систем условных рефлексов все это сопровождается совершенствованием функций центральной нервной системы, проявляющимся в высокоэффективной нервной регуляции функций организма. Этому способствует повышение активности ряда капилляров в мозговой ткани. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы необходимое условие эффективности адаптационных и регуляторных механизмов. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы также положительно влияет на процессы утомления и восстановления, способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Во время тренировок на выносливость к лобным долям головного мозга поступает больше крови, а вместе с ней и кислорода. Это способствует повышению умственной работоспособности, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Высокая работоспособность в процессе учебной деятельности обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых немаловажную роль играет занятия физическими упражнениями. Увеличивается подвижность - повышается уравнивание нервных процессов; человек становится уравновешенным, собранным, сдержанным.
Снижается уровень холестерина, триглицеридов, которые способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается обмен сахара, что препятствует развитию сахарного диабета, все обменные процессы ускоряются, что сказывается на красоте фигуры. Согласно теории А. В. Нагорного и В. И. Никитина, с возрастом процессы самообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняется старение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старение организма тормозится и омоложение становится объективной действительностью.
Гипотеза – предполагалось, что дополнительные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на успеваемость учащихся.
Цель работы: формирование мышления о здоровом образе жизни, привлечение учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Собрать и проанализировать научно-методическую литературу по данной теш.
2. Исследовать показатели физической работоспособности учащихся, провести анкетирование.
3. Провести сравнительный анализ успеваемости учащихся занимающихся только на уроках физической культурой и учащихся, которые занимаются дополнительно в спортивных секциях и кружках.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научной, методической литературы, интернет ресурсы.
2. Метод исследования физической работоспособности (Гарвардский степ-тест).
3. Метод анкетирования среди учащихся 9-х классов.
4. Сравнение среднего балла успеваемости учащихся, занимающихся только на уроках: физической культуры и учащихся, которые занимаются физкультурой дополнительно.
На первом этапе данной работы был проведен анализ литературных источников по теме исследования, проанализирован накопленный материал. Были выбраны цель, задачи, методы и определен объект исследования. На данном этапе основное внимание уделялось теоретическим аспектам проблемы. На втором этапе проводились измерения показателей физической работоспособности учащихся. В рамках исследования физической работоспособности проводился следующий тест:
Гарвардский степ-тест: С помощью этого теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку в течении 5 мин., частота подъема - 30 раз в мин. Функциональная готовность оценивается путем подсчета ЧСС.
Исследования проводились с учащимися 9 классов г.Чистополь СОШ №5. В эксперименте участвовало 78 человек. Измерялись показатели физической работоспособности учащихся. Показатели в классах измерялись непосредственно на занятиях физической культуры. Результаты были обработаны по таблице №1 «оценка индекса Гарвардского ст еп-теета».
Таблица 1.
Оценка результата индекса Гарвардскою степ-теста Показатели физической работоспособности не занимающихся дополнительно физической культурой таковы: оценку «хорошо» имеет 25%. «средний» - 30%, «ниже среднего» - 30%, «даохо» - 15%. Показатели физической работоспособности занимающихся дополнительно в спортивных секциях таковы: оценку «хорошо» имеет 45%. «средний» - 40%, «ниже среднего» - 15%, «плохо» - 0.
Диаграмма 1. Показатели физической работоспособности учащихся по Гарвардскому степ-тесту.
Следующим этапом нашей работы было анкетирование учащихся 9-х классов.
Анкетирование
Класс _ Фамилия, имя _____________________________
1. Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?
2. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?
3. Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?
4. Для чего вы занимаетесь спортом?
Результаты анкетирования получились следующие: на первый вопрос «Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?» - «да» ответили 56 человек, «нет» - 22 человека. На второй вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?» - «да» ответили 13 человек, «нет» - 65 человек. На третий вопрос «Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?» - «да» ответили 27 человек, «нет» - 51 человек. Таким образом, я поняла, что многие учащиеся не знают пользу от занятий физической культурой и не интересуются ни каким видом спорта. Я рассказала в каждом классе о пользе занятий спортивными играми, и какие качества развиваются во время занятий.
Следующим этапом нашей работы был сравнительный анализ успеваемости учащихся двух групп. Состав групп подобран таким образом, чтобы в каждой было одинаковое количество человек по максимально идентичным характеристикам. Их сравнение было определено по уровню успеваемости. Исследование проводилось в течение четырех месяцев.
Проведя анализ: данных, и пришли к выводу, что наблюдается достоверные различия между группами учащимися по исследуемым показателям физической работоспособности. Скорость восстановления процессов после напряжённой физической нагрузки у занимающихся учащихся дополнительно быстрее. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем выше индекс Гарвардского степ-теста. Специальными экспериментальными исследованиями показано, что физические упражнения влияют на повышение уровня некоторых показателей умственной работоспособности учащихся, особенно если занятия направлены на развитие выносливости. У людей занимающихся физическими упражнениями показатели физической и умственной работоспособности более высокие и они устойчивее к влиянию разного рода помех, чем у людей не занимающихся. Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.
Гипотеза, выдвигаемая нами ранее, что дополнительные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на организм школьников и их успеваемость - полностью подтвердилась. При нагрузках на занятиях усиливается обмен веществ, интенсивно включается в работу дыхательная и сердечнососудистая система. Повышается концентрация внимания, усидчивость и работоспособность.
Даже если ученик не станет профессиональным спортсменом, такие черты характера, как упорство, мужество, настойчивость, целеустремленность помогут ему быстрее адаптироваться в обществе и приобретают лидерские качества. У ребят, которые занимаются дополнительно, улучшается координация движений, реакция. Они закаляют волю, становятся более организованными, дисциплинированными. В детском и юношеском возрасте физическая подготовка должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей.
Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние - это залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любое дело.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.