Влияние дзюдо на развитие волевой сферы школьников.
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура
Взрослым
05.03.2018
Дзюдо как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике дзюдоиста, наличию у него определенных волевых качеств.
Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности дзюдоистов в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико тактических или морально волевых задач, осознании целей и средств их достижения. Ребята должны знать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны, соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияния возможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи из собственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров.Лучшим средством волевой подготовки являются тренировочные бои, так как бой сам по себе предъявляет исключительно широкие требования к психике дзюдоистов и вынуждает к проявлению максимальных волевых усилий. Ускорению процесса формирования бойцовских качеств у школьников в наибольшей мере служит организация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствует высокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепить определившийся успех. Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретение уверенности в своих силах и возможностях.
Многие новички быстро прекращают занятия борьбой из-за страха боли от приёмов. Далее, по мере роста тренировочной нагрузки уходят те, кто испытывает страх от деятельности, связанной с проявлением выносливости.
Дзюдо отличает интенсивная, напряжённая "взрывная" деятельность: мгновенные напряжения, чередующиеся с расслаблениями, высокий темп борьбы. В ходе напряжённой схватки борец должен быть целеустремлённым, инициативным, иметь большое самообладание, выносливость, мгновенную реакцию на движение соперника, высокую степень чувствительности (тактильной, мышечно-суставной).
У дзюдоистов во время тренировок встречаются определённые трудности, на преодоление которых затрачиваются волевые усилия. К таким трудностям, по мнению Колешао А.А. (1982), относятся:
1. Необходимость затрачивать большую физическую и нервно-психологическую энергию для преодоления сопротивления партнёра (соперника) в динамике борьбы;
2. Разнообразие технических и тактических действий, их вариантов;
3. Ограниченные размеры татами.
4. Трудности, вызванные строгостью требований правил соревнований (интенсификация ведения борьбы, наказание за пассивное ведение схватки, за уход с татами);
5. Чередование напряжённого динамического характера действий со статическими;
6. Возможность необъективного судейства;
7. Интенсивность высоких тренировочных нагрузок;
8. Участие в соревнованиях;
9. Адаптация к новым условиям и месту соревнований (чужой зал, громкая музыка, реакция зрителей);
10. Масштаб соревнований и большое количество участников;
11. Ограниченное время схватки;
12. Нарастающее утомление;
13. Непредсказуемость в действиях соперника;
14. Боязнь соперника [11, 113].
Столкнувшись с тяжёлыми физическими и психическими нагрузками, многие дети прекращают занятия дзюдо. Одной из причин, по мнению многих авторов, является отсутствие волевого воспитания. Начало волевого воспитания ребёнок получает в семье.
Истинный дзюдоист терпеливо выполняет монотонные тренировки, умеет быть сдержанным и молчаливым, что помогает ему суметь сосредоточиться на тренировках, в спарингах и на соревнованиях.
Дзюдоисту присущи мягкость, скромность и справедливость как черты характера и готовность сохранять дух дзюдо в своём поведении в течении всей жизни. В связи со всем этим он умеет управлять своей энергией и эмоциями. Одержать победу над соперником может только борец, сохранивший в схватках ясный ум, самбобладание, стремление победить, умеющий использовать дух и тело как единое целое при выполнении приёмов во встречах с соперником. Кроме того, дзюдоист должен обладать смелостью, умением подавлять страх и боль, не терять присутствия духа и самообладания в самых трудных схватках. Настоящий дзюдоист - это спортсмен с сильной волей, твёрдым характером, гармонически сочетающим в себе духовное и физическое начало (единства духа и тела), умеющий в нужный момент концентрировать максимум усилий в долю секунды.
Школьный возраст является наиболее благоприятным для начала занятий спортом, в частности дзюдо. Н.Д. Скрябин считает, что данный возраст наиболее подходящий для отбора в виды спорта требующие риска, и каждый ребёнок должен выбрать вид спорта по своим способностям, но, на этот выбор спортивной деятельности оказывает влияние сочетание типологических особенностей свойств нервной системы. А.Г. Шумилин в своей работе указывает, что при формировании спортивной мотивации у юных спортсменов необходимо опираться на их личностные особенности такие как темперамент, самооценка, психическая надёжность. Юные дзюдоисты в силу не развитости некоторых черт характера не могут подавлять особенности своего темперамента, поэтому по возможности необходим индивидуальный подход в выборе средств, методов, для организации занятий. Тренеру необходимо стимулировать интерес у детей к занятиям спортом, так как ошибки в организации тренировок могут привести к отсеву занимающихся особенно на начальном этапе обучения.
3.docx
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.