Влияние физической нагрузки на формирование скелета и мышц

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: (Слайд 2). Повторить материал об основных группах мышц. Показать роль физических упражнений в формировании скелета и мышц. Познакомить учащихся с физическими упражнениями, развивающими различные группы мышц. Электронное издание: Просвещение. Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. Расположение в электронном издании: Биология → Содержание → Различные группы мышц и их название. Путь нахождения: Установить → открыть → Содержание → Различные группы мышц и их название. Содержание урока Организационный момент (2-3 минуты). Изучение темы урока (20-25 минут).
Иконка файла материала конспект.docx
Эпиграф урока: Самое важное — не то большое,  до чего додумались другие, а то  маленькое, к чему пришел ты сам.  Харуки Мураками Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель: формирование у учащихся систематизированных представлений о виде, критерии и  структуре вида для понимания эволюционного процесса, закрепление умения работать с  текстами, составлять ментальные карты, анализировать, формулировать выводы. Планируемые результаты Личностные:   готовность к саморазвитию и самообразованию; ответственное отношение к выполнению учебных задач;  формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями  вида; Метапредметные Познавательные:   умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям,  сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы применять  теоретические знания на практике; развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для  самостоятельного приобретения знаний по биологии. Регулятивные:    ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения; выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей  деятельности; умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать  выполнение своей работы, оценивать полученные результаты. Коммуникативные:    умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать  в паре; строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при  выполнении совместной работы; аргументировать свою точку зрения. Предметные: 1 систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре;  формирование современного представления о виде как основном и качественном  этапе эволюции. Методы обучения:     словесные методы: рассказ, объяснительная беседа; проблемные, частично­поисковый; наглядно­образный; самостоятельная работа, работа в парах. Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки­задания для учащихся. Ход урока 1. Организационный момент Подготовка учащихся к усвоению материала. 2. Актуализация знаний ­ Из предложенных слов составьте определение термина, введенного Дж. Реем,  обозначающего одну из систематических групп:  сходных строению длительно между особей потомство группа ареал естественный вид  способных по скрещиваться и давать свободно плодовитое занимающих собой. ­ Демонстрация фотографий зайца­беляка и зайца­русака, красной и черной смородины.  Определить это особи одного вида или к двух разных видов. Дать объяснение. Учитель объявляет тему, цели урока ученики формулируют самостоятельно или совместно с  учителем. Определение способов действия для решения задач к достижению цели. 3. Изучение нового материала История учения о виде. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн  видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и  вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. На  сегодняшний день, как вам уже известно, элементарной единицей систематики является вид. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием? Сам термин «вид» в переводе с  латыни означает «образ» и впервые был введен в биологию английским ботаником Джоном  Рей. Первое представление о виде было создано еще Аристотелем, который определял вид как  совокупность сходных особей. Определение вида К.Линнея: вид – это множество организмов, сходных морфологически и  физиологически и способных к воспроизводству. Виды постоянны, они неизменны. Определение вида Ж.Б.Ламарка: Вид, род – воображаемые категории, придуманные  человеком для облегчения классификации. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных  признаков. 2Ч.Дарвин исходил из представления о видах как реально существующих группировках, четко обособленных от других, родственных. Каждый вид – результат длительного исторического развития и существует относительно  постоянно. Дарвин объединил идею Ламарка об эволюции органического мира с признаками действительного реального существования вида (по Линнею), притом относительно  постоянно.    «вид — совокупность географически и экологически сходных популяций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими  морфофизиологическими признаками, биологически изолированных от популяций  других видов»; «вид — это совокупность особей, обитающих в определенном ареале, имеющих общие морфофизиологические признаки, свободно скрещивающихся между собой и  представляющих устойчивые генетические системы»; «вид — это совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и  физиологическими признаками. Способных к скрещиванию с образованием  плодовитого потомства. Населяющих определенный ареал, имеющих общее  происхождение и сходное поведение». Таким образом, вид — группа особей, сходных по морфолого­анатомическим, физиолого­ экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал,  способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство. В определении есть признаки, по которым можно отличить один вид от другого. Найдите их  (морфологические, физиологические, генетические, область распространения ­  географические, конкретное место обитания – экологические). Это и есть критерии вида. Критерии вида Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит  предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и  других наук. Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли  данные особи к одному виду или нет. Критерии вида — это признаки, по которым один вид  отличается от другого. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида  необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса. Учитель предлагает ребятам разделиться на шесть вариантов и каждый вариант  раскрывает сущность одного критерия, подтверждая её примером Индивидуальная работа учащимся класса над проектом Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. Самостоятельная  работа учащихся с учебником, дополнительном материалом. Анализ прочитанного и  заполнение ментальной карты «Критерии вида». Каждая группа получает текст,  иллюстрирующий один из критериев вида. Через 5 минут необходимо рассказать о сути данного критерия и о том, в чем недостаток  данного критерия(Приложение 1) По мере выступления групп классом заполняется ментальная карта «Критерии вида». 1. О каком критерии идет речь в прочитанном отрывке? 2. Сформулируйте определение критерия. 3. Приведите недостатки критерия. 3По окончании работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида,  заполняется ментальная карта. Вывод: каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида,  только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма 4. Закрепление Биологическая задача № 1 Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см,  масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за  исключением северо­востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах  Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места  обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. Биологическая задача № 2 Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин ­белобочка и критерием  вида, к которому эту характеристику относят. Характеристика Критерий вида А) Животные обитают в волной среде Б) Величина тела – 160­260 см 1)  морфологический 2)  физиологический В) Самцы на 6­10 см крупнее самок 3) экологический Г) Животные ведут стадный образ жизни Д) Беременность самок продолжается 10­11  месяцев Е) Хищники питаются разными видами рыб       Биологическая задача № 3 Сосна обыкновенная – светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона  формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У  неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по две хвоинки в  узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато­жёлтые мужские шишки и  красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки,  где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых  сосна размножается. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. 5. Подведение итогов урока. Рефлексия  Что вы сегодня узнали нового? 4 С какими понятиями вы познакомились на уроке?  С какими трудностями вы столкнулись? 6. Выставление оценок, домашнее задание П.39, вопросы, индивидуальные задания. 5