Статья роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников показывает, что знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.Малые фольклорные жанры - это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.
ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников
показывает, что знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию
их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Ключевые слова: фольклор, речь, развитие, малые фольклорные жанры.
Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая
каждому. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы скучна и пуста.
Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем поведение и
деятельность. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего
развития ребёнка в дошкольном возрасте, так как является основным видом
общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, и он может
стать замкнутым. Самым наилучшим способом влияет на развитие речи ребёнка
малые фольклорные жанры[4.].
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве
– одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его
успешного обучения в школе[3,с. 46].
Малые фольклорные жанры это небольшие по объему фольклорные
произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем
речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений,
способствуя воспитанию детей на народной мудрости.
К малым формам фольклора относятся: колыбельные песни, пестушки,
потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, приговорки, считалки,
молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние на развитие речи
детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора решаются практически
все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами
речевого развития дошкольников, необходимо использовать этот богатейшийматериал словесного творчества народа в развитии речи детей дошкольного
возраста. Знание считалок, дразнилок, мирилок и прочих народных забав
необходимо всем. Ребенку они помогут в совершенстве овладеть своим родным
языком, его речевым богатством. [1 с.4]
Именно фольклорные произведения, будь то потешки, колыбельные
песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью
речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка.
Чем раньше мы начнем знакомить малыша с фольклором, чем чаще мы станем
это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить,
раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. И именно, народные
песенки, колыбельные, потешки, сказки при систематическом их рассказывании,
у ребенка развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения
книги. [2.]
Использование всех доступных детям жанров фольклора в развитии,
воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать
необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении,
театрализованных, сюжетных играх.
В младших группах необходимо разучивать народные колыбельные песни,
потешки, формируя в сердцах маленьких детей любовь к родному краю,
воспитывая уважение к родителям и взрослым
В старших группах дети знакомятся со сказками, пословицами и
поговорками, загадками, играми, обогащаются их знания, воспитывается
трудолюбие, развиваются умственные способности.
Пословицы и поговорки – это сокровища народной мудрости, они
являются своего рода заповедями для детей. [5, с. 40].Через малые фольклорные жанры ребенок не только овладевает родным
языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре
своего народа, получает первые впечатления о нем.
Таким образом, малый фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности
для развития речевых навыков у детей, позволяет с самого раннего детства
побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в
певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и
приобщаются к красоте и самобытности слов.
Если мы сможем в сердца наших детей вложить жемчужины народного
творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой
народ, свой родной язык, будут гордиться своей родиной. [5, с.40].
Список литературы
1. Козак О.Н. «Чем бы дитя не тешилось. Считалки, дразнилки, мирилки».
– Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004 . 176с. (Серия «Солнечный круг»)
2. Майданик, Н.С. Расскажу вам интерес!.. : детский фольклор: Считалки,
дразнилки, мирилки, страшилки [Текст]/ Н.С. Майданик, В.В Здир, Т. А.
Евтюкова. — Новосибирск: Сибирское Университетское издательство
(Новосибирск), 2008. — 160 с. : иллюстрации, В обл. . (Умница)
3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских
педагогов)/ Авт.сост. В. Сотникова. М., ЛИНКАПРЕСС. 2005. – 136с.
4. Ф.А. Сохин « Развитие речи детей дошкольного возраста». М.,
«Просвещение» 1976г. 223с.
5. Фазлыева Ф. Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению
детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В.
– Уфа: Китап, 2003. – 76 стр.