ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Семинары
  • docx
  • 11.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников показывает, что знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.Малые фольклорные жанры - это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.
Иконка файла материала Кунафина З.Д..docx
ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья   роль   малых   фольклорных   жанров   в   формировании   речи   дошкольников показывает, что знакомство детей с фольклорными произведениями  способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Ключевые слова: фольклор, речь, развитие, малые фольклорные жанры.  Речь   в   жизни   человека   –   это   наиважнейшая   функция,   необходимая каждому.   Без   речи,   без   звучащего   слова   жизнь   была   бы   скучна   и   пуста. Благодаря   речи   мы   общаемся,   передаём   опыт,   регулируем   поведение   и деятельность.   Речь   имеет   большое   значение   для   целостного   и   всестороннего развития ребёнка в дошкольном  возрасте, так  как является основным видом общения. При недостатке общения речь ребенка  не развивается, и он может стать замкнутым. Самым наилучшим способом влияет на развитие речи ребёнка малые фольклорные жанры[4.]. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе[3,с. 46]. Малые   фольклорные   жанры   ­   это   небольшие   по   объему   фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь   детей   живостью,   образностью,   краткостью   и   меткостью   выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.  К малым формам фольклора относятся:­ колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, приговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого   развития   дошкольников,   необходимо   использовать   этот   богатейшийматериал   словесного   творчества   народа   в   развитии   речи   детей   дошкольного возраста.   Знание   считалок,   дразнилок,   мирилок   и   прочих   народных   забав необходимо всем. Ребенку они помогут в совершенстве овладеть своим родным языком, его речевым богатством. [1 с.4] Именно   фольклорные   произведения,   будь   то   потешки,   колыбельные песенки   или   сказки   характеризуются   богатством,   наполненностью,   яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше мы начнем знакомить малыша с фольклором, чем чаще мы станем это   делать,   тем   больше   шансов   на   то,   что   ребенок   раньше   станет   говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. И именно, народные песенки, колыбельные, потешки, сказки при систематическом их рассказывании, у  ребенка  развивается  слуховая  сосредоточенность, навыки  слушания  чтения книги. [2.]   Использование   всех   доступных   детям   жанров   фольклора   в   развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям  приобретать необходимые   умения   и   навыки   для   использования   их   в   речевом   общении, театрализованных, сюжетных играх. В младших группах необходимо разучивать народные колыбельные песни, потешки,   формируя   в   сердцах   маленьких   детей   любовь   к   родному   краю, воспитывая уважение к родителям и взрослым  В   старших   группах   дети   знакомятся   со   сказками,   пословицами   и поговорками,   загадками,   играми,   обогащаются   их   знания,   воспитывается трудолюбие, развиваются умственные способности. Пословицы   и   поговорки   –   это   сокровища   народной   мудрости,   они являются своего рода заповедями для детей. [5, с. 40].Через малые фольклорные жанры ребенок не только овладевает родным языком,   но   и,   осваивая   его   красоту,   лаконичность  приобщается   к   культуре своего народа, получает первые впечатления о нем. Таким образом, малый фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности для   развития   речевых   навыков   у   детей,  позволяет   с  самого   раннего   детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Если мы сможем в сердца наших детей вложить жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей родиной. [5, с.40]. Список литературы 1. Козак О.Н. «Чем бы дитя не тешилось. Считалки, дразнилки, мирилки». – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004 .­  176с. (Серия «Солнечный круг») 2. Майданик, Н.С. Расскажу вам интерес!.. : детский фольклор: Считалки, дразнилки,   мирилки,   страшилки   [Текст]/   Н.С.   Майданик,   В.В   Здир,   Т.   А. Евтюкова.   —   Новосибирск:   Сибирское   Университетское   издательство (Новосибирск), 2008. — 160 с. : иллюстрации, В обл. . (Умница) 3. Самые   маленькие   в   детском   саду.   (Из   опыта   работы   московских педагогов)/ Авт.­сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА­ПРЕСС. 2005. – 136с. 4. Ф.А.   Сохин   «   Развитие   речи   детей   дошкольного   возраста».   М., «Просвещение» 1976г. ­ 223с. 5. Фазлыева Ф. Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003. – 76 стр.