Сфера влияния личности учителя охватывает интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую стороны восприятия учеников. Устойчивая профессионально-педагогическая направленность личности педагога отражается в его морально-этическом отношении к своей профессии, во всем характере его педагогической и воспитательной деятельности. Это в большой степени определяет успех его деятельности, удовлетворенности работой и общением с детьми. Успешное выполнение профессиональных обязанностей требует от учителя определенных педагогических способностей, навыков и умений. Общие способности, особенности памяти, внимания, мыслительной деятельности, воображения, силы воли превращаются в способности педагогические. Кроме того, учителю необходимы организаторские способности, умение понимать других людей, проникаться внутренним миром детей, сопереживать и в радости и в беде, передавать свои знания в доступной форме своим ученикам.
влияние педагога на личность ученика.doc
На тему: «Влияние педагога на личность ученика».
Выполнила: Козлова Ирина Александровна, учитель начальных классов
МАОУДСОШ № 1 г. Домодедово
Сфера влияния личности учителя охватывает интеллектуальную,
эмоциональную,
действенноволевую стороны восприятия учеников.
Устойчивая профессиональнопедагогическая направленность личности
педагога отражается в его моральноэтическом отношении к своей профессии,
во всем характере его педагогической и воспитательной деятельности. Это в
большой степени определяет успех его деятельности, удовлетворенности
работой и общением с детьми. Успешное выполнение профессиональных
обязанностей требует от учителя определенных педагогических способностей,
навыков и умений. Общие способности, особенности памяти, внимания,
мыслительной деятельности, воображения, силы воли превращаются в
способности педагогические.
учителю необходимы
организаторские способности, умение понимать других людей, проникаться
внутренним миром детей, сопереживать и в радости и в беде, передавать свои
знания в доступной форме своим ученикам.
Кроме того,
Эти качества должны формироваться у будущего учителя ещё в период
обучения в вузе, в процессе общественной деятельности. Педагогические
умения и навыки являются необходимым условием реализации социально
педагогических и методических функций учителя.
Учитель должен уметь:
определять конкретные учебновоспитательные задачи, исходя из общих
целей обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся и социальнопсихологических особенностей класса, создавать
благоприятный климат в коллективе;
изучать личность ученика и в целом класса с целью диагностики и
проектирования их развития, воспитания, возрастания по лестнице
знаний;
осуществлять текущее и перспективное планирование учебной и
Проведение конкретных
внеклассной деятельности детей.
воспитательных мероприятий;
использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы для
руководства учебновоспитательной деятельностью учащихся;
организовать и мобилизовать детей на выполнение поставленных задач (определять последовательность действий своих и действий учеников,
сформировать актив класса, координировать взаимоотношения актива и
класса, проводить контроль, подведение итогов и анализ работы);
общаться с детьми, устанавливать контакт с отдельными учащимися и
классом в целом;
наблюдать, анализировать учебновоспитательную работу в целом,
осмысливать свою деятельность.
Сложность, динамичность, многогранность, творческий характер
педагогического труда обусловливают необходимость сознательного
применения разнообразных приемов и методов работы, поиска путей
повышения эффективности учебновоспитательного процесса с учетом
конкретных условий. Вместе с тем, сами специфические особенности
педагогической деятельности определяют практическую значимость
автоматизации ряда действий учителя, роль педагогических навыков.
Например, автоматизации поддаются некоторые организационные умения,
такие как умение, придерживаться определенной последовательности в
действиях, осуществление четкого контроля, не выпускающего ничего из
происходящего на уроке из своего поля зрения:
прослеживание процесса (насколько применяемые приемы решают
задачу урока);
эмпирические познания (рассказ о своем опыте), что вызывает у
учащихся ответное доверие;
контроль учителя за мышлением класса;
проверка памяти и глубины усвоенных знаний (вопросы по материалам
прошедших ранее уроков);
одобрение личностного общения между учениками (поощрение парной и
групповой работы, взаимопомощи);
совместный поиск в решении задач урока.
Учитель должен руководствоваться словами В. Сухомлинского:
«Учителя, ведите учеников на путь исследования, поднимайте их к вершинам
знаний...».
Класс вместе с учителем анализирует эффективность прошедшего
урока. По мере усложнения заданий идет развитие логического мышления.
Учитель впереди, но материал основывается на ранее изученном, и все
ученики вспоминают и дополняют новыми сведениями по данной теме,
высказывают свои предположения и догадки. Ученики под влиянием учителя
ведут целенаправленный, логический, целостный, динамичный поиск
связанного содержательным смыслом ответа на поставленные ими вопросы. Учитель, как наставник, все время рядом, он внимателен к каждому ученику.
Учитель использует в своей работе над задачей урока наглядность, опоры,
схемы, формулы, иллюстрации, интересные факты, историю собственных
жизненных ситуаций.
Большое значение в обучении и воспитании учащихся имеет культура
речи учителя: голос, дикция, мимика, манера держаться, настроение, желание
понять ученика и сравняться с ним, заглянуть каждому в глаза, стать старшим
другом, которому ученики хотят и могут доверить свои личные переживания
с надеждой на помощь и поддержку. Наличие межличностных отношений
между учителем и учеником на основе взаимопонимания и сотрудничества
усиливают влияние учителя на воспитание и процесс обучения учеников.
Взаимное доверие, желание общения, педагогический такт обеспечивают
благоприятные условия для деятельности детского коллектива. В процессе
общения учитель должен быть в состоянии понять позицию ребенка, уметь
проникнуть в его душевный мир, в тончайшие психологические особенности
жизни формирующейся личности. Поэтому работа с детьми требует большого
педагогического такта, включающего справедливость и объективность в
отношениях с учащимися, их родителями, коллегами по школе. В основе
педагогического такта лежит любовь к детям и толерантное отношение ко
всем окружающим.
Учитель, допускающий грубость, произвол в отношении детей,
оскорбивший их достоинство, совершающий на их глазах порочащие
поступки, не может пользоваться авторитетом. Лозунг современной школы
должен быть таков: «Кричит тот, кто неправ! Школа, где кричат на детей —
не школа! можно снимать вывеску!» (Исаев И. Ф.)
Если учащиеся испытывают неприязнь к своему учителю, то эта
нелюбовь переносится и на предмет, который преподает этот педагог, что
значительно снижает его влияние на педагогический процесс и уровень
успеваемости в целом. Необходимо развивать демократический стиль
общения учителя с каждым учеником индивидуально и с классом, основанный
на:
уважении личности ученика в сочетании с высокой требовательностью к
нему;
доверии;
отношении сотрудничества в процессе совместной деятельности
обучения и воспитания на личном примере учителя.
Залогом успеха влияния личности педагога является тесный контакт с детьми, взаимопонимание, стремление и готовность идти вместе в процессе
познания и преодоления трудностей в формировании личности ребенка.
На воспитательный процесс влияют определенные пространственные,
временные и социальные условия, являющиеся внешними условиями, которые
воздействуют на ход его протекания. К ним относятся общественные условия,
соответствующая политикоэкономическая ситуация, социальная среда,
территориальное окружение, материальноорганизационные условия, а также
более широкие социальные отношения, воздействующие на воспитательные
взаимоотношения учителя с учениками.
Учителю необходимо заботиться о внутренних процессах,
совершающихся в учениках, о том, что направляет их ум, чувства и волю, что
они любят, чему противятся, каков их моральный стержень, как правильные
действия ученика постепенно превратить в закрепившиеся свойства, в
определенные качества личности. Взаимодействия и коммуникативные
отношения в воспитании являются социальными отношениями. Ведь успех
взаимовлияния обеспечивается сочетанием высоких требований с обеих
сторон, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания, радости в
преодолении трудностей при решении творческих задач, в атмосфере, где
лидируют моменты, стимулирующие влияние учителя, а все тормозящие
процесс действия уходят на второй план.
Ученик воспитывается в коллективе ровесников. Коллектив в
состоянии усилить воспитательное воздействие учителя или ослабить его.
Развитый коллектив может оказать влияние и на индивидуальное развитие
учеников, нередко в определенных областях лучше и эффективнее, чем это
мог бы сделать сам учитель.
Совместные проекты с учителем, даже самые незначительные, дают
ученикам уверенность в своих силах, поднимают самооценку, усиливают
чувство признательности к учителю, который поможет в трудную минуту,
сумеет понять сложный мир ребенка, станет тем человеком, которому можно
доверить самое сокровенное. Растут дети и с ними вместе — учитель.
Процесс совершенствования личности бесконечен!
Влияние педагога на личность ученика
Влияние педагога на личность ученика
Влияние педагога на личность ученика
Влияние педагога на личность ученика
Влияние педагога на личность ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.