Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности
Оценка 5

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
технология
5 кл—9 кл
25.01.2017
Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности
3.docx
1.3. Влияние   предпринимательской   деятельности   на формирование позитивных качеств личности Нацеленность на получение прибыли является немаловажным аспектом взаимодействия современного общества. К задачам преподавателя в рамках реализации курса предпринимательства или элементов предпринимательской деятельности, которая обычно реализуется в рамках предмета экономика или технология, относится формирование позитивных качеств личности. Сочетание   необычных   подходов,   включающих   в   себя   повышение внимания   к   запросам   ученикам,   запросам   современного   общества, формирование   мотивации   ученика   к   предпринимательству.   К   целям предпринимательства относится не только получение прибыли, но и создание такого продукта, который может принести прибыль. Именно производство этого продукта и возможно, в рамках проведения нетрадиционных уроков. К   урокам   технологии   в   рамках   предпринимательской   деятельности можно отнести следующие направления: 1. Развитие   умения   школьников   формировать   цели   и   задачи предпринимательской деятельности. Ученики должны быть нацелены на получение конкретного результата своего труда. 2. Ученики должны научиться оптимизации затрат и подсчету издержек производства. 3. Ученики   должны   научиться   основам   создания   продукта,   который может привести к получению коммерческой выгоды. 4. Необходимо правильно оценить произведенный продукт, оценить его с точки зрения рационального поведения потребителя. Таким   образом,   запросами   современного   общества   продиктовано включение   учеников   общеобразовательных   школ   в   предпринимательскую деятельность. Однако,   это   в   некоторой   степени   противоречит   учебному   плану,   в рамках которого необходимо прежде всего выдавать теоретический материал и предоставлять возможность для трудовой деятельность. Курс технологии практически не менялся с советских времен, а основной жизни советского общества   было   трудовое   обучение.   Поэтому   и   при   некотором   изменении, современная школьная программа предполагает высокий уровень трудового обучения1. Трудовое обучение включается в себя различные ступени, конечно, в первую  очередь,  это  школьные  уроки, во­вторую   очередь, это   организация   К производственных   предприятия, производственным   комплексам   при   школах   относят   организацию   основ   комплексов   при   школах. медицинских знаний, автодела, бухучет. Однако,   несмотря   на   формирование   разносторонних   навыков   в   ходе обучения теоретических и практических, отсутствует их объединение. Опять сама   теоретическая   база   экономики   присутствует   лишь   в   науках обществоведческого и экономического плана, но не в сфере технологии, в связи   с   этим   и   нарушается   коммуникация   и   системность   экономической интеграции учеников в общество. Проведение   нетрадиционных   уроков,   факультативов   –   единственная возможность видоизменить уже устаревший курс трудового обучения. Поэтому,   в   рамках   дипломной   работы   был   разработан   и   реализован педагогический проект, который направлен на совершенствование навыков и 1  Алферов   С.Ю.   Влияние   потребностей   постиндустриальной   экономики   на образовательную политику в развитых странах // Совр. высш. шк, 2001.­№ 4.­С. 109­124. умений учащихся в сфере производственного обучения и приобщения, за счет этого, их к экономической деятельности. В рамках проекта мы используем не школьное предприятие, а обычное уроки технологии, на которых создаем возможность творческой реализации учащихся. Формирование экономических составляющих, таких как теоретическая база   и   формирование   системы   практических   навыков   обуславливают многокомпонентную структуру основ предпринимательской деятельности. Как показывает практика и результаты исследования, в старших классах недостаточный   уровень   познавательной   активности   для   развития   личности. Необходимо самоизменение, которое требует современное общество.       Проблема:   Успешность   личности   во   многом   зависит   от   внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет наблюдалось   снижение   познавательной   активности,   мотивации   к   изучению предмета,   что   не   способствовало   развитию   внутренних   резервов   личности учащихся. Именно   эту   проблему   и   должен   решить   педагог.   Чередуя   на   своих уроках различные формы и методы, учитель должен найти подход к каждому ребенку. Материал   усваивается   каждым   ребенком   по­разному,   это   зависит   от склада его характера, ума. При наличии определенных способностей, ребенок становится лидером, успевает на уроках, разбирается в домашних задания, реализует практическую деятельность2. Среди   работ   выдающихся   методологов   отечественной   психологии исследования   Людмилы   Ивановны   Анцыферовой   (1924–2013)3  занимают 2 Галкина J1.B. Как формируется экономическое мышление //Народное образование. 2003. № 3. ­  С. 17. 3  Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М, Институт психологии РАН, 2015 особое   место.   Начиная   свою   научную   карьеру   с   изучения   элементарного наглядно­действенного мышления высших животных, она уже в этот период своей   исследовательской   деятельности   использовала   приемы   анализа эмпирических   результатов,   выходя   при   этом   на   высокий   уровень теоретического   обобщения.   В   1994   г.   в   интервью   журналу   «Вопросы психологии», данном по случаю своего 70­летнего юбилея, она призналась: «…изучая шаг за шагом аналитико­синтетическую деятельность животных в наглядных ситуациях, я впервые по­настоящему поняла, что такое мышление и каковы механизмы его функционирования»4. Как   одна   из   учениц   С.Л.   Рубинштейна,   Анцыферова   занималась   не только   проблемами   мышления,   но   и   вопросами   психологии   личности   и   в целом   методологическими   основаниями   психологической   науки.   В   разные годы,   особенно   в   конце   1960­х   —   начале   1970­х   гг.   она   обращается   к проблеме   психического   развития   человека,   анализирует   закономерности исторического   развития   человеческой   психики,   сознания,   обсуждает проблему   активности   ребенка   и   взрослого   в   процессе   взаимодействия   со   рассматривает   понимание   психической   деятельности   как средой, рефлекторной аналитико­синтетической деятельности мозга, выделяет роль внутренних   факторов   развития   (мотивации,   потребностей,   эмоций). Перечисленные   проблемы   фактически   стали   классическими   для психологической   науки.   Современные   психологи   в   самых   разных   формах возвращаются к их разработке. Фундаментальным   исследованием   Анцыферовой5  стало   детальное   и глубокое обсуждение проблемы связи сознания и деятельности. Критически осмысливая   пути   ее   решения,   она   пишет,   что   недостаточность   разработки 4 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2015 5 Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М, Институт психологии  РАН, 2015 этой проблемы вызвана тем, что в философии человек выступает как субъект познания и не рассматривается как субъект практической и теоретической деятельности.   Острота   проблемы   связи   психики   и   деятельности   возникла вследствие   того,   что   психика   часто   трактовалась   как   нечто   внутреннее,   а деятельность   —   как   внешнее.   На   самом   деле,   указывает   исследователь, психика   составляет   интегральную   часть   деятельности,   а   деятельность является   той   системой,   которая   регулируется   психикой,   ведь   «психика   и   регулирующую, сознание   представляют   собой   побудительную, ориентирующую   и   контролирующую   часть   деятельности…   сама созидательная   деятельность   есть   единство   психического,   отражательно­ побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего)»6. Не останавливаясь на проблеме соотношения психики и деятельности, как таковых, и основываясь на представлениях Рубинштейна о человеке как субъекте практической и теоретической деятельности, Анцыферова указывает на то, что центром психологического исследования должна стать не сама по себе психика, а деятельный человек и включение психики в исходную систему его связей с окружающим миром. Однако,   есть   и   другие   категории   детей.   Они   не   всегда   являются «отстающими», просто  в силу  каких­либо  особенностей,  они не  уверены в правильности своих действий, а значит и нет мотивации на успех. Именно   на   такие   категории   детей,   учитель   и   должен   обращать   свое внимание в первую очередь. Так как вера в успех залог самого успеха. В   условиях   системы   меняющихся   ценностей   наиболее   продуктивным социальным   институтом   является   школа.   Именно   учителя   прививают наиболее   ценные   нравственные   качества   и   формируют   систему   знаний. Однако не всегда школьные уроки носят продуктивный характер. В условиях меняющегося мира и школьные уроки должны трансформироваться. 6  Гинзбург   М.Р.   Психологическое   содержание   личностного   самоопределения   //   Вопросы психологии. – 2014. ­ № 3. – с. 43 – 53 Итак, что же должен представлять собой современный урок? Прежде всего   –   это   индивидуальный   подход   к   каждому   ученику,   учет   его способностей и возможностей. Во­вторых, необходим принцип наглядности – каждая   выдаваемая   информация   должна   сопровождаться   наглядным элементом.   В   этом,   как   правило,   помогают   информационные   технологии: смартдоски,   мультимедийные   доски,   которые   позволяют   демонстрировать материал . Наиболее удобная форма демонстрации материала – презентация. Использование информационных и мультимедийных технологий – еще один принцип современного урока7. Основная   задача   педагога   —   научить   учащихся   самостоятельно добывать   знания,   пользоваться   различными   источниками   информации. Другими словами – сформировать универсальные учебные действия8. Современному   обществу   нужны   образованные,   креативные   люди, способные принимать решения и брать на себя ответственность, готовые к сотрудничеству. Как подготовить таких людей? Для проведения современного урока, прежде всего, просто необходим хорошо оборудованный кабинет. Также обеспечения: ­кадровое,   материально­техническое,   учебно­материальное,   медико­ социальное, финансовое.   информационно­методическое,   психолого­педагогическое, Современный   урок   —   это   своеобразная   площадка   для   развития   способностей, личности,   удовлетворения   познавательных   интересов, самореализации   обучающихся,   в   том   числе   одаренных   и   талантливых. Включая   обучающихся   в   проектную   и   учебно­исследовательскую деятельность,   современный   урок   дает   возможность   использовать   учебное 7 Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш.шк., 2001. ­  С. 208. 8  Атутов   П.Р.   Рынок   труда   и   выпускник   школы   //   Подготовка   учащихся   и   будущих учителей   труда   к   работе   в   условиях   рыночных   отношений:   Тезисы   докл.   Респ.   Научно­ практической конференции, Брянск, БГПИ, 2002.­С. 2. лабораторное   оборудование,   виртуальные   лаборатории,   вещественные   и виртуально­наглядные модели и коллекции. Вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода. Развивается личность ребенка на основе усвоения универсальных способов деятельности. И, самое главное, педагог должен помнить, что в центре урока – ребенок9. Включение ребенка в образовательный процесс строится на основе его личной мотивации и заинтересованность. Одним из вариантов формирования мотивации  Стоит отметить педагога­музеолога А.В.Бакушинского10. Он рассматривал музей как образовательно­социализирующий институт, способный оформить личность, развить ее навыки и способности. Ученый   рассматривал   целенаправленную   деятельность   музея,   прежде всего, в рамках образовательной деятельности, особо выделяя педагогический процесс. Кроме того, в своих рассуждениях он рассматривал воздействие музея на личность в зависимости от возрастной категории.  Таким образом Бакушинский говорил о том, что одним из вариантов формирование заинтересованности ученика в предмете является проведение культурных уроков различной тематики в музее, либо архиве, галерее. Формируя   собственный   подход   к   музейной   деятельности   в   области   он   выделил   следующие   критерии   для   определения образования, эффективности культурного направления для общества. Во­первых,   это   формирование   чувство   прекрасного   и   способность самостоятельно изучить произведения искусства. Во­вторых:   умение   правильно   определить   контекст   рассматриваемых произведений. В­третьих:   необходимо   создать   систему   правильного   воспитания эстетических чувств.  9 Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: материалы экспериментального курса / А.С. Белкин. ­ Свердловск: Свердл. гос. пед. ин­т, 2010 10 А.В. Бакушинский  Художественное творчество и воспитание.– М.: Эксмо, 2005 год Проведения   масштабных   уроков   в   необычных   местах   и   на   новом инновационном уровне способствует формированию сознания ученика. Проблема сознания является одной из ключевых на сегодняшний день. Культурное   сознание   –   это   один   из   неотъемлемых   элементов   сознания человека.   Итак,   прежде   всего,   стоит   отметить,   что   же   такое   сознание. Сознание   ­   это   присущая   только   человеку   способность   воспроизводить действительность   в   идеальных   образах.   Сознание   человека   обычно представлено   обыденным   и   научным   мировоззрением,   но   третьей составляющей   является   как   раз   мифологическая   составляющая,   которая формируется в процессе освоения ценностей культуры. Таким образом, культурное сознание – это духовная основа социальных институтов,   сложившаяся   в   древности,   но   не   утратившая   актуальность   на сегодняшний день. Реализация музейных функций связана напрямую со спецификой музея. Однако   существуют   универсальные   музейные   функции   –   сохранение   и трансляция   культурно­исторического   наследия,   реконструкция   образов прошлого,   воссоздание   и   реставрация   экспонатов;   формирование   чувства прекрасного,   эстетического   восприятия;   развитие   чувства   патриотизма   и социализация   молодежи   посредством   реализации   образовательной   и воспитательной функций. Инновационным   проектом, заинтересовать   основные   группы   обучающихся,   позволяющим   наиболее   полно   стала   организация тематических   выставок.   Привлечение   школьников   к   организации   таких выставок дало свои плоды – в 2012­2013 годах школьники активно принимали участие в организации выставок в музеях Дальнего Востока, в частности стоит отметить и 2015 год, который стал ключевым в истории страны, благодаря юбилейной дате, посвященной победе в Великой Отечественной войне. Благодаря   усилиям   ребят,   музейные   архивы   пополнились   медалями, орденами,   копиями   писем   их   прадедов   и   прапрадедов.   Сам   факт заинтересованности   учащихся   в   масштабном   мероприятии   говорит   и организация   бессмертного   полка,   что   является   показателем   уровня патриотизма и возвышенности нашего исторического наследия. Стоит отметить и следующее направление деятельности музея, тесно связанное   с   социализацией   подрастающего   поколения.   Это   организация экспозиций. Таким образом, культурно­образовательные учреждения тесно связаны с   образовательной   деятельностью   и   способствуют   наиболее   полноценному развитию личности и организации современного урока11. Отметим   и   ключевую   роль   учителя   в   формировании   урока современного   типа.   Необходимо   эмоциональное   сопровождение   любой информации. Ученики воспринимают тон учителя, принимают информацию именно с той степенью восприятия, с которой ее преподносит учитель.  Поэтому,   например,   монотонный   характер   повествования   способен убить интерес не только к рассматриваемой теме, но и к самому предмету. Таким   образом,   современный   урок   –   это   поиск   истины,   который осуществляется   в   совместной   деятельности   детей   и   учителя.   Активность каждого   из   субъектов   образовательного   взаимодействия   —   непременное условие. Для того, чтобы вовлечь ребенка в процесс открытий новых граней своей   жизнедеятельности,   важную   роль   играют   хорошо   конечно, подготовленные,   творческие,   любящие   свою   профессию   педагоги.   Педагог обязан: ­   владеть   инновационными   технологиями,   уметь   самостоятельно разрабатывать рабочие программы, поурочные планы, разного рода проекты; ­самостоятельно определять цели и задачи образовательного процесса, выбирать   содержание,   методы,   формы,   средства   обучения   (с   учетом возможностей и особенностей детей); ­ использовать интерактивные методы обучения; ­использовать игровую форму, но только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока; 11  Артемова   Л.В.   Содержание   и   организация   общения   дошкольников   как   средство нравственного воспитания: Дис... д­ра пед. наук. ­ Киев, 2005. ­обеспечивать   практическую   направленность   учебного   процесса, создавать   реальные   возможности   применения   полученных   знаний,   умений, навыков и не допускать формального усвоения теоретического материала; Различные   приемы   приспособления   к   трудным   жизненным   условиям включают в себя изменение отношения к ситуации, а также переосмысление собственных   личностных   особенностей.   Изменение   отношения   к   ситуации реализуется   с   помощью   различных   техник.   В   частности,   это   может   быть снижение уровня значимости ситуации или изменение ее смысла для человека. Рефлексия   над   собственными   личностными   особенностями   помогает разотождествиться   со   своими   поведенческими   стратегиями,   чувствами, мыслями,   мотивационными   предпочтениями,   нередко   становящимися   для человека внутренними барьерами. Уделяя   значительное   внимание   жизненным   трудностям   —   связанным   с   негативным   событиям, повседневным   неприятностям, возрастными   изменениями,   непредвиденным   событиям   (опасная   болезнь, трагические   потери   и   др.),   Анцыферова   не   умаляет   роли   личностных особенностей в использовании человеком тех или иных «техник» жизни. Она пишет   о   том,   что   «люди,   предпочитающие   конструктивно   преобразующие стратегии,   оказываются   личностями   с   оптимистическим   мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения», а уход от трудных ситуаций, их избегание типичны для людей, «склонных к идущему вниз социальному сравнению»   воспринимающих   мир   как   источник   опасностей.   Эти   данные хорошо   согласуются   с   современными   исследованиями   проблемы   счастья   и оптимизма,   в   которых,   однако,   отстаивается   дифференциальный   подход   к пониманию соотношения оптимизма и пессимизма с позиции их баланса, а не взаимоисключения   у   одного   и   того   же   человека.   Разумна,   с   нашей   точки зрения,   «реабилитация»   пессимизма,   который   в   отдельных   ситуациях (например,   при   снижении   личностного   контроля)   оказывается   более эффективным   и   «психосберегающим»   по   сравнению   с   активно­ оптимистическими   стратегиями.   Значимость   соотношения   оптимизма   и пессимизма   возрастает   в   связи   не   только   с   дифференциальной   оценкой трудных   ситуаций   и   стратегий   совладания   с   ними,   но   и   с   изменением   с возрастом   соотношения   избегающих   и   активно­преобразующих   «техник» жизни.   Практически   одновременно   с   изучением   поведения   личности   в трудных   жизненных   ситуациях   Л.И.   Анцыферова   разрабатывает   проблему типов   старения   и   возможностей   поступательного   развития   личности, предлагая   изменить   привычное   представление   о   старости   как   о   «времени суровой зимы». Интересен подход, согласно которому в пожилом возрасте возможно «движение вспять», представляющее собой не регресс, а «механизм обогащения   личности   латентными   новообразованиями   пройденных   стадий, которые   оцениваются   и   переосмысливаются   ею   с   позиции   актуального настоящего».   Наиболее   важными   ресурсами   этого   возраста,   согласно   являются   развитие   интуитивной   сферы   личности, Анцыферовой, креативность, реализация духовно­нравственных отношений. Ориентируясь в большей   степени   на   гуманистические   идеи   в   психологии   (К.   Роджерс,   В. Франкл,  Х.  Томе),  автор   постулирует   неисчерпаемость   потенций   человека, отстаивает оптимистический подход к его жизни в поздние годы. Комплексность   развития   человека,   его   морально­нравственные принципы, поиск смысла жизни, своего призвания и другие важные жизненные ориентиры   определяют   его   поступательное   развитие   в   любом   возрасте,   но наиболее значимыми они становятся в пожилом и старческом возрасте, для которых важнейшим  критерием позитивного  развития  личности  становится мудрость.   С   мудростью,   пишет   Анцыферова,   часто   связывают   наличие   у человека   жизненного   опыта,   некоторого   экспертного   знания,   помогающего умело решать жизненные проблемы. Однако, как пишет автор, этого может быть   недостаточно,   ведь   логика,   рассудительность,   осведомленность, лишенные   сопутствующего   творческого   импульса,   могут   так   и   остаться пустыми формами. Чтобы этого не случилось, «в функциональную систему мудрости, кроме осознанных, логически выстроенных знаний, должны входить и   неосознаваемые,   интуитивные,   логически   не   связанные   «знания»   об ускользающих   от   внимания   людей   жизненных   случайностях,   о   незаметных изменениях (предвещающих, тем не менее, глобальные перемены)». Ребенок – обучающийся, прежде всего, личность, и поэтому не стоит навязывать ему какую­то определенную модель поведения.  Необходимо   учитывать   специфику   его   личностных   интересов   и формирование   системы   моральных   качеств,   навыков   и   умений.   Поэтому ребенка важно заинтересовать в своем предмете и только потом требовать от него каких­либо достижений12. Если   ребенок   не   усваивает   материал,   в   этом,   прежде   всего,   вина педагога. И педагог должен устранить свои ошибки посредством разъяснения, использования необычных методик, интерактивных заданий13.  И ни в коем случае ни применять мер карательного характера, так как это может негативно сказаться на личности ребенка, подорвать его развитие. Конечно   все   дети   разные,   не   все   одинаково   восприимчивы   к   школьной деятельности   в   целом   и   поэтому,   для   решения   этих   вопросов   и   нужно устраивать   открытые   уроки   с   привлечением   культурно­социальных институтов,   которые   разносторонне   способны   повлиять   на   мировоззрение учащихся. Это и есть основной принцип урока современного типа14. 12 Артемова Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного  воспитания: Дис... д­ра пед. наук. ­ Киев, 2005. 13 Атутов П.Р. Рынок труда и выпускник школы // Подготовка учащихся и будущих учителей  труда к работе в условиях рыночных отношений: Тезисы докл. Респ. Научно­практической  конференции, Брянск, БГПИ, 2002.­С. 2. 14  Галкина   J1.B.   Как   формируется   экономическое   мышление   //Народное   образование. 2003. № 3. ­ С. 17.

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности

Влияние предпринимательской деятельности на формирование позитивных качеств личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017