Влияние школьных праздников на личностное развитие учащихся.

  • Педсоветы
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на тему: Влияние школьных праздников на личностное развитие учащихся. Эта тема актуальна,так как в любой школе проходят, проводят праздники. В этом материале описано как праздники влияют на развитие учащихся. Праздники проводят не только с развлекательной целью,но также они способствуют развитию талантов у детей.Доклад на тему: Влияние школьных праздников на личностное развитие учащихся.
Иконка файла материала 27.12.2017.docx
Доклад на тему: Влияние школьных праздников на личностное развитие учащихся. Каждый   взрослый,   как   самые   дорогие   воспоминания   хранит   впечатления, полученные в детстве во время праздника. “Потребность в празднике ­ это потребность человека в разделенной с другими “радости бытия”. Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни   детей   и   подростков.   Детский   праздник   –   один   из   самых   ярких моментов   в   жизни   ребенка.   Праздники   открывают   детям   простор   для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают   умение   жить   в  коллективе,  духовно   обогащают   ум   и  сердце. “Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно   окрашенные   эмоциональные   переживания   и   создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых”. Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. “Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как   мощное   средство   гуманизации   воспитания,   как   форма,   имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению)   ­   праздник   представляется   в   качестве   всестороннего   развития личности.   Как   предмет   педагогической   деятельности   праздник   выступает психологическим   посредником   в   обеспечении   процесса   адаптации. Многообразные   виды   деятельности,   с   которыми   сталкивается   ребенок   в процессе   подготовки  и   проведения   праздника,  творческие,  познавательные, игровые,   общественные   влияют   на   развитие   ребенка,   на   динамику   его способностей. В   реальном   художественно­педагогическом   процессе   создания   детского праздника   активно   взаимодействуют   взрослые   и   дети,   что   позволяет   им выходить   на   качественно   новый   уровень   сотрудничества   и   выражается   в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется,   с   учетом   местных   особенностей   и   условий.   Вместе   с   тем решающая   роль   в   успешном   осуществлении   этого   процесса   принадлежит коллективу   специалистов   и   педагога­организатора,   их   подготовленности, слаженности,  взаимопониманию   и   взаимодействию   с  детьми.  Праздник   как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний   (коллективных)   и   ценностях   творчества   (в   разных   видах деятельности).   Эмпатийное   единство   участников   праздника   (детей   и взрослых)   помогает   созданию   модели   общественного   поведения   личности, свободному   ориентированию   в   жизненных   ситуациях,  развитию   творческихспособностей.   Массовое   праздничное   действие   активно   влияет   на эмоциональную   сферу   ребенка,   вызывая   сильные   эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают радость, гордость, восхищение, восторг, и накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь индивида. В жизни детей с проблемами коммуникативного общения праздник занимает особое место. Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и   взрослыми   театрализованная   деятельность   оказывает   выраженное психотерапевтическое   воздействие   на   аффективную   и   когнитивную   сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе   проявляют   индивидуальные   особенности,   что   способствует формированию   их   внутреннего   мира,   преодолению   коммуникативной дезадаптации. В   театрально­игровой   деятельности   происходит   интенсивное   развитие познавательных   процессов,   эмоционально­личностной   сферы.   Игра   может изменить   отношение   ребенка   к   себе,   самочувствие,   способы   общения   со сверстниками.   Психотерапевтический   механизм   сценических   игр   состоит   в определении   ролей   для   участников.   Роль   может   раскрыть   в   ребенке потенциальный   коммуникативный   ресурс.   Любимые   герои   становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Праздники   и   театрализованную   деятельность     следует   рассматривать   как совокупность методик, обладающих следующими функциями: ­ катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний); ­   регулятивная   (снятие   нервно­психического   напряжения,   регуляция психосоматических положительного психоэмоционального состояния); ­   коммуникативно­рефлексивная   (коррекция   нарушений   общения, формирование адекватного поведения, самооценки). В коррекционной работе с детьми, имеющими коммуникативные проблемы всегда   необходимо   опираться   на   их   эмоциональный   мир,   познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и   упражнениях.   Стихотворный   текст   как   ритмически   организованная   речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают   увлекательными   различные   игры   и   задания.   Говоря   от   имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Праздники,   сказки,   фольклор   оказывают   положительное   эмоциональное воздействие на детей, имеющих проблемы в общении. Ребенок, усваивая свою   моделирование     процессов,роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности. Коммуникативные   действия   в   театрализованной   игре   опосредованы   через ведущую   деятельность   детей   ­   игровую.   Именно   игра   оказывает   самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети   учатся   полноценному   общению.   Игровая   роль   ­   та   внешняя   опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в   ребенке   потенциальный   коммуникативный   ресурс.   Творческая   игра   ­ драматизация  является  условием, в котором развивается коммуникативная деятельность,   умение   понять   своего   партнера,   опираясь   не   только   на вербальные высказывания, но и на эмоциональность  и выразительность  его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение. Принятие   ребенком   роли   какого­либо   персонажа   ­   весьма   существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность   попробовать   разные   способы   взаимодействия   с   людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. Так обогащаются его представления о социальном взаимодействии между   людьми,   преодолеваются   нелогичность   поведения,   а   также эмоциональная нестабильность. Игровая   деятельность   детей   характеризуется   многогранностью,   так   как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное,   изобразительное.   Отличительная   особенность   драматической формы   ­   соединение   артиста,   зрителя,   в   одном   лице.   Праздники, театрализованная   деятельность   помогает   ребенку   передать   свои   эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Заученные во время подготовки   к   празднику,   спектаклю   литературные   образы   речи   дети используют   впоследствии   как   готовой   речевой   материал   в   свободном общении. Праздничная,   театрализованная   развивающая   среда   для   ребенка   с коммуникативными   проблемами   обеспечивает   комплекс   психолого­ педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, потребностей возраста (двигательных,   эмоциональных   и   других).   И   предупреждению вторичных   отклонений:   целенаправленному   социально­эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей. Несмотря на то, что поводы для мероприятий всегда разные, есть во всех праздниках в школе что­то схожее и что­то особенное. Кроме того, участие в таких мероприятиях – это всегда хорошая возможность проявить и показать себя, свои таланты. Программа школьных праздников всегда составляется таким образом, чтобы способствовать   всестороннему   развитию   личности:   в   эмоциональной   и удовлетворению     ведущихпознавательной  сфере, расширению кругозора и получению положительных эмоций. А подготовка к празднику в школе способствует развитию у детей социальной   адаптации,   инициативы   и   нравственной   культуры.   Развиваются умения, интересы, практические навыки учащихся. Все проводимые в школе мероприятия можно разделить на несколько тематик:  государственные: День   знаний, День   Конституции, День   защитника Отечества;  международные: 8­е марта, Рождество и Новый Год;  традиционные   школьные   праздники:   первый   и   последний   звонок, выпускной бал и День учителя;  тематические литературные, трудовые или игровые вечера. Каждое   мероприятие,   в   зависимости   от   тематики,   имеет   свои неповторимые организационные моменты и условия:  государственные несут в себе информативную функцию с элементами праздника;  международные праздники – поздравительную и торжественную;  традиционные   праздники   –   это   всегда   событие   с   приятными воспоминаниями и пожеланиями;  тематические   мероприятия   способствуют   развитию   учащихся   в интеллектуальной сфере. Но все они имеют и нечто общее: имеют не только развлекательную цель, но и способствуют развитию талантов, включают в себя познавательную функцию, остаются в памяти, как светлые и радостные моменты школьной жизни.