Весь процесс обучения в школе заключается в обучении детей умениям и формировании на этой основе навыков, и применения приобретенных знаний и умений на практике. Это два этапа в процессе усвоения, но они находятся во взаимной связи. Так, обучение умениям возможно только на основе знаний, а формирование навыков является по сути учебной практикой, в процессе которой учащиеся обучаются применять приобретенные знания и умения. Знания и умения – две стороныВесь процесс обучения в школе заключается в обучении детей умениям и формировании на этой основе навыков, и применения приобретенных знаний и умений на практике. Это два этапа в процессе усвоения, но они находятся во взаимной связи. Так, обучение умениям возможно только на основе знаний, а формирование навыков является по сути учебной практикой, в процессе которой учащиеся обучаются применять приобретенные знания и умения. Знания и умения – две стороны
Влияние уроков физической культуры на развитие
общеучебных умений и навыков.
Весь процесс обучения в школе заключается в обучении детей
умениям и формировании на этой основе навыков, и применения
приобретенных знаний и умений на практике. Это два этапа в процессе
усвоения, но они находятся во взаимной связи. Так, обучение умениям
возможно только на основе знаний, а формирование навыков является
по сути учебной практикой, в процессе которой учащиеся обучаются
применять приобретенные знания и умения. Знания и умения – две
стороны одного и того же учебного процесса. Но умения
формируются после приобретения знаний и на их основе.
Обучение умению – это процесс усвоения приемов
динамических решений. А это значит, что процесс обучения любому
умению должен подчиняться тем же закономерностям, которым
подчиняется процесс усвоения. Приступая к обучению умениям,
учитель должен показать правильное его выполнение, т.е. организовать
восприятие, после чего учащиеся должны сами осуществить это
умение. В процессе этой деятельности ученики должны восстановить в
памяти те знания , которые им необходимы.
Учебный процесс, в школе только тогда приобретает
общественный смысл, когда он не только обеспечивает учащихся
знаниями, но и обучает их применять эти знания в жизни –
производительном труде.
Поэтому нам интересно проследить не только как развиваются
конкретные умения и навыки (допустим умение бегать, прыгать,
метать мяч, навык преодоления полосы препятствий), но и развитие
общешкольных умений и навыков.Проанализировав уроки физической культуры можно найти
возможность формирования ряда общешкольных умений и навыков.
В процессе обучения выполнению строевых упражнений
учащиеся приобретают умение и навыки, как организовать урок с
наименьшей потерей времени при перестроении для проведения
различных частей урока, т.е. дети приобретают навык целесообразно
организовывать работу.
При изучении техники физических упражнений развивается
умение вести наблюдение и воспроизводить показанное учителем.
При выполнении сложных упражнений, когда учащимся
необходимо контролировать движение всех частей тела, как в
акробатике, а также и допустим движение мяча при игре в баскетбол,
пионербол, волейбол, вырабатывается навык самоконтроля и
самопроверки.
Вышеперечисленные умения и навыки относятся к учебно
организационным умениям и навыкам.
При обучении технически сложным видам спорта в средней и
старшей школе, таким как баскетбол, волейбол, пионербол,
акробатика, объясняются особенности выполнения тех или иных
приемов и целесообразность их применения в различных ситуациях.
Чтобы не возникло механического повторения изученного, а
выбирались приемы, ведущие к быстрому достижению результата. У
детей развиваются аналитические умения и навыки.
На уроках физической культуры в средней и старшей школе
используются межпредметные связи.
При обучении технике выполнения упражнений, мы обращаемся
к физике. При объяснении воздействия упражнений на организм мы
обращаемся к биологии и органической химии.Это пути развития на уроках физической культуры учебно
интеллектуальных умений и навыков.
Учебнокоммуникативные умения и навыки, развиваются во
время проведения спортивных игр и эстафет, когда дети учатся
поддерживать партнеров по команде в трудных ситуациях,
подстраховывать в случае ошибки.
В начальных классах больше внимания уделяется формированию
учебноорганизационных умений и навыков и учебно
коммуникативных. В средней школе, когда ученики в состоянии
овладевать технически сложными видами спорта и имеют больше
общих знаний, добавляется формирование учебноинтеллектуальных
умений и навыков.
Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1.
В начальной школе на уроках физической культуры
необходимо больше уделять внимание формированию учебно
организационных умений, и к моменту перехода в среднюю
школу эти умения должны перейти в навык.
2.
Учебнокоммуникативные умения и навыки
формируются в конце начальной и начале средней школы.
3.
Учебноинтеллектуальные умения формируются
в средней школе и к моменту перехода в старшую школу
закрепляются в навыки.
г. Москва 2012г