Книга является ярким проявлением духовной жизни общества. Изучение книжной культуры – составляющая часть проблемы общественной жизни. Истоки русской книжности восходят к древним временам. Слова были, а письма не было, но наши пращуры отличались любознательностью, им хотелось зафиксировать слова на бумаге, а мысли записать и оставить для потомков. Алексей Толстой в своем рассказе «Родина» писал: «Проходили поколения и умнейшие среди умных, мудрейшие среди мудрых, задумались над созданием письменности».
И вот такие люди появились – это были Кирилл и Мефодий.
В начале было Слово.docx
Тидва Ольга Ивановна
Учитель истории I категории МОУ ТСШ №2 г. Тирасполь.
Празднование 1150 летия Славянской Письменности в Приднестровье. Праздник
посвящен ученым, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известно во всех
славянских странах, что это святые Кирилл и Мефодий. Появление письменности оказало
решающее влияние на развитие славянских народов.
Вначале было Слово…
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
М. П. Розенгейм
Книга является ярким проявлением духовной жизни общества. Изучение
книжной культуры – составляющая часть проблемы общественной жизни.
Истоки русской книжности восходят к древним временам. Слова были, а
письма не было, но наши пращуры отличались любознательностью, им
хотелось зафиксировать слова на бумаге, а мысли записать и оставить для
потомков. Алексей Толстой в своем рассказе «Родина» писал: «Проходили
поколения и умнейшие среди умных, мудрейшие среди мудрых, задумались
над созданием письменности».
И вот такие люди появились – это были Кирилл и Мефодий.
2013 год богат знаменательными историческими, праздничными датами.
Одним из таких дней является 24 мая. 1150 лет – создание Славянской
Письменности. В этот день в Приднестровье, как и в России и во многих
1 других славянских странах отмечается День славянской письменности – это
праздник христианского просвещения, праздник родного языка, родной книги,
родной литературы, родной культуры. Жители Приднестровья с большим
трепетом относятся к празднованию Дня славянской письменности, так как
сама славянская письменность является связующим звеном для многих
народов. Празднование Дня славянской письменности посвящено ученым,
создавшим впервые в мире славянское письмо, известным во всех славянских
странах святым Кириллу и Мефодию. Они стали основоположниками
славянской письменности. Оба брата родились в городе Солуни в Македонии,
где их отец, Лев, занимал высокую военную должность. Биограф
Константина Философа, не забывая о его духовных достоинствах, с большим
уважением говорит о его учёности. Константин поражает своей эрудицией
ученых исламской религии во время дипломатической миссии в Арабский
халифат. Биографа Мефодия интересует, прежде всего, его жизнь в Паннонии
и Моравии после смерти брата. Они были работниками для блага людей и
Бога. В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя
Ростислава с такой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но
у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном
Император призвал святого
языке. Пришлите нам таких учителей».
Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя
никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой
приступил к новой работе. Это было в 863 году. В то время у славян не было
письменности. Все христианское богословие, Писание и богослужебные
тексты надо было переложить на славянский язык, не обладавший к тому
времени еще никакими средствами. И Константин справился успешно с этой
задачей. Конечно, работал он не в одиночку, снова призвал на помощь брата,
были привлечены и другие сотрудники. Это был своего рода научный
2 институт. Переводили Евангелие, проверяли выражения и термины,
переводили богослужебные книги. Объем переводов, сделанных Святыми
братьями и их учениками, был весьма значителен, ко времени крещения Руси
уже существовала целая библиотека славянских книг. Среди части богословов
западной церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться
только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте
Господнем: еврейском, греческом и латинском. Святой Константин отвечал
им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить по ним
Бога. Но Давид пишет: Пойте Господу вся земля, хвалите Господа все языки,
всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: научите
вся языки». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше
и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения
этого вопроса. Папа встретил их с почетом, и утвердил Богослужение на
славянском языке, а переведенные братьями книги приказал распространить в
римских церквах славянского мира и совершать литургию на славянском
языке.
Политические противоречия дорого стоили братьям миссионерам. Из
за постоянных интриг немецкого духовенства Константину и Мефодию
дважды приходилось оправдываться перед папой Римским. Для Византии
доктриной было христианство. Укрепление и распространение Православия
воспринималось императорской властью как первостепенная государственная
задача. Поэтому, как пишет современный исследователь кирилло
мефодиевского наследия А.Э. Тахиаос, «дипломата, вступавшего в
переговоры с врагами или «варварами», всегда сопровождал миссионер».
Таким миссионером и был Константин. Сложно сегодня
отделить
просветительскую его деятельность от политической. Только перед самой
смертью он символически сложил с себя государственную службу, приняв
3 монашество. «Более я не слуга ни царю, ни комулибо другому на земле,
только Богу Вседержителю был и буду во веки», — писал Кирилл. В 869
году, не выдержав перенапряжения, Святой Кирилл скончался, ему было
всего 42 года, и его дело продолжил Мефодий. Перед смертью Константин
сказала Мефодию: «Мы с тобой, как два вола, от тяжелой ноши один упал,
другой должен продолжить путь». Находясь в Риме, святой Константин
занемог, и в чудесном видении извещенный Господом о приближении
кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия
схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался. Отходя к
Богу, Святой Кирилл заповедал брату своему Святому Мефодию продолжать
их общее дело Просвещение славянских народов светом истинной веры.
Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и многих крестил.
Мефодий скончался в 885 году, пережив изгнание, оскорбления и заточение,
продолжавшееся несколько лет. Святитель Мефодий предсказал день своей
смерти 6 апреля 885 года в возрасте 60 лет. Два брата – две яркие личности.
Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более
богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они
бы ни в чем никогда не нуждались. Однако оба брата выбрали иной путь,
увенчав себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как
проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских
народов.
Начинался расцвет славянской культуры, а значит, и русской культуры
тоже. В книгах стала использоваться кириллица, названная так в честь
создателя первого алфавита. Письменность выросла и окрепла. С этого
времени началось развитие нашего языка. А. Толстой пишет: «Дивной вязью
народ начал плести невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед
весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над
4 колыбелью, певучего и богатого. И дремучий мир, на который он накинул
волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь». Русский язык
стал достоянием для потомков. Совсем немногие народы удостоились чести
иметь свой собственный алфавит. Это понимали наши потомки уже в IX веке.
Ученые писали, что: «Бог сотворил и ныне в наши годы, объявив буквы для
языка нашего, то чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы
были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем родном
языке». После знакомства с удивительной биографией Кирилла и Мефодия,
мы понимаем, какую огромную работу проделали братья, чтобы теперь мы
могли свободно читать и писать, получать новые знания и общаться друг с
другом. За 33 буквами алфавита стоит целая история. Святые Кирилл и
Мефодий стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно
оказывались на передовых позициях, и когда отстаивали христианские истины
перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд.
Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате, именно, им мы
обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и
драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар —
СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ.
То, что сделали Святые Кирилл и
Мефодий, послужило фундаментом, на котором построено прекрасное здание
нынешней славянской культуры, занявшей своё почётное место в мировой
человеческой культуре, которая выводит славянство на уровень «великих
народов». Неумолимо течет время. Проходят года, тысячелетия. Создана
великая русская литература. Значение русской литературы невозможно
переоценить. Но всё восходит к великой книге «Библии» это основа основ и
народа, и жизни вообще, где написано в Евангелии от Иоанна: «Вначале было
Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
5 В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. В мире был, и мир через Него
начал быть, и мир Его не познал. И Слово стало плотию и обитало с нами,
полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как единородного
от Отца».
В данном Писании Слову придается большое значение. Оно возвеличено
и обожествлено, так как все, что существует в настоящее время в культуре,
литературе, духовном мире и в других областях деятельности человека
«сотворялось» Словом и через Слово. В нем человек выражал свое понимание
мира, искал ответы на вечные волнующие вопросы и в Слове же находил
ответы. Какой же мудрый был Творец, который начал со Слова. Он подарил
нам радость общения, радость чтения, возможность слушать Слово Божие и
обращаться к Господу со словами раскаяния и мольбы.
И мы в Приднестровье отстояли наш язык на славянской азбуке. Только в
нашей маленькой республике родной молдавский язык изучается на
кириллической графике. За то, чтобы сохранить наш язык и славянскую
азбуку пришлось пролить много крови в 90 е годы XX века. Ведь главной
причиной конфликта между Приднестровьем и Молдовой послужил
языковый барьер, забыть славянскую письменность и учиться латинской,
такое предложение было со стороны Кишинева, но народ Приднестровья с
такой постановкой вопроса не согласился. Забыть свой родной язык, на
котором говорили наши предки тысячелетия, забыть славянскую культуру?
«Нет, никогда»: сказал гордый народ Приднестровья. И поэтому сегодня и в
нашем крае также проводятся большие празднества Славянской
Письменности, один из них на котором мы присутствуем, а также большой
праздник сегодня в городе Днестровске, где находится единственный в
Приднестровье храм, построенный в честь Кирилла и Мефодия, которому в
этом году исполняется 15 лет. По инициативе руководства города и
6 Православной церкви на фасаде храма будет установлена и освящена
памятная плита в честь 1150летия создания Славянской азбуки Святых
Кирилла и Мефодия. Среди населения Приднестровья неоспорим духовный
авторитет христианских церквей. Светская власть нередко обращается к
опыту христианства. Обращение к христианским традициям актуально и в
настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения в обществе,
так как общество и государство остро нуждаются в новых методах,
обеспечивающих духовнонравственные аспекты современного человечества.
Сейчас бесспорна позитивная роль христианства на пути просвещения и
духовнонравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому очень
важно и полезно объединение усилий государственных и церковных структур
в общем деле формирования христианского мировоззрения, борьбы за
возрождение духовнонравственных идеалов, восстановление духовных основ
жизни в семье, обществе, и государства в целом.
Приднестровский край с древности считался местом пересечения многих
культур и народов. А это значит, что в основе общественного воспитания
приднестровцев должны преобладать идеи гражданства, патриотизма,
нравственности на основе многонациональности и поли культурности, что
нельзя сделать в современном мире без сотрудничества с национальными
культурными обществами, общественными организациями, и особенно с
христианскими церквями.
Без обращения к духовным, нравственным
ценностям нам не создать физически развитую и духовно обогащенную
личность, достойного гражданина своего Отечества. Три основных народа
Приднестровья – молдаване, украинцы, русские сохранили славянскую
культуру: традиции, обычаи, быт. Также традиционным элементом
славянских праздников в Приднестровье стали возложения цветов к
7 памятникам, деятелей славянской культуры – А. С. Пушкину, Т. Г.
Шевченко, Котляревскому в городах Приднестровья.
Хочется сделать следующие выводы. Появление письменности оказало
решающее влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие
таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и других
без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень
затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с
развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае если бы не
было письма, вообще невозможно говорить о науке, как таковой,
существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы
невозможен прогресс человечества. Сегодня в нашем современном обществе
трудно представить интеллигентного человека, который не умел бы читать и
писать. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но не грамотные
короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни
неграмотный человек не может участвовать в прогрессе этого мира. Чтобы мы
делали без книг, газет писем? Чтобы произошло с нашими средствами
коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать? Письмо
имеет большое значение в нашей повседневной жизни. Наша цивилизация
скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, электричества,
нежели без письма.
Литература
1. Бернштейн С. Б. КонстантинФилософ и Мефодий. Начальные главы из истории
славянской письменности. М., 1984
2. Библия Евангелии от Иоанна 1:15,10,14
3. Гильфердинг А. Ф. О Кирилле и Мефодии (1862) // Собрание сочинений А.
4. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963, 1988 (2е изд.).
5. Малышевский И. И. Святые Кирилл и Мефодий – 1985г.
6. Попов В., протоиерей Слава вам, братья, славян просветители!
8 7.
Шмеман Александр, протопресвитер. Исторический путь Православия. Глава 5. Византия,
часть 6.
9
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.