ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛЮБИМСКИЙ АГРАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии протокол № __ от «___»__________2018 г. Председатель: __________ Т.М.Смирнова |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора ___________И.В. Самойлова «____»______________2018 г.
|
ПРОГРАММа
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Профессия:
35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
Код и уровень квалификации по профессиям ОК О16 94
Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм код15586, уровень квалификации 4-5 разряд
Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования код18545, уровень квалификации 3-4 разряд
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства код 19205, уровень квалификации «В», «С», «Е», «D», «F»
Водитель автомобиля код 11442, уровень квалификации «В», «С»
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения - 3 года 10 мес.
Исходный уровень образования - основное общее образование
г. Любим
2018 г.
Пояснительная записка
Комплект внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям профессионального обучения. Данный комплект составлен в соответствии с программой по русскому языку, разработанной ФГУ «Федеральный институт развития образования», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16 апреля 2008 г.
Максимальная учебная нагрузка студентов составляет – 171часа из них занятий на уроках – 114 часов, на самостоятельную работу студентов отводится 57 часов
Основные задачи курса - совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и др.) и их функционировании в речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы студентов:
· подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);
· подготовка к выступлению на семинаре;
· подбор текстов для самоконтроля;
· подготовка рефератов, презентаций;
· работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;
· составление плана ответа;
· ответы на контрольные вопросы;
· написание эссе.
Разработчик: преподаватель Смирнова К. В.
Характеристика заданий
1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч, максимальное количество баллов – 2.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• наличие элементов наглядности.
2. Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• соответствие оформления реферата требованиям.
3. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Критерии оценки:
• содержательность конспекта, соответствие плану;
• отражение
основных положений, результатов работы
автора, выводов;
• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
• наличие
схем, графическое выделение особо значимой
информации;
• соответствие оформления требованиям;
• грамотность изложения;
• конспект сдан в срок.
4. Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Обучающийся должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от обучающегося умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.
Критерии оценки:
• новизна, оригинальность идеи, подхода;
• реалистичность
оценки существующего положения
дел;
• полезность и реалистичность предложенной идеи;
• значимость
реализации данной идеи, подхода, широта
охвата;
• художественная
выразительность, яркость, образность
изложения;
• грамотность изложения;
• эссе представлено в срок.
Наиболее распространенный вид работы – комплексный анализ текста.
Так, работа с текстом дает обучающимся возможность практического применения своих знаний из области русского языка, литературы, истории, культурологии. В творческой работе по тексту дети должны видеть возможность если не поделиться своими открытиями с собеседником, то поспорить с писателем или поговорить о том, что волнует (и, конечно, написать сочинение по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания).
Повторяя фонетику, орфографию, пунктуацию, учащиеся «углубляются» в текст, прикасаясь к эстетической стороне языка. Многие задания к тексту формулируются в форме вопросов, приглашающих школьников вчитаться, вдуматься в текст, почувствовать слово, языковую ткань текста.
Программа внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык».
№ и название темы |
Наименование самостоятельной работы |
Форма выполнения |
Время, затраченное на выполнение работы |
Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Входной срез. |
Подбор афоризмов о русском языке. Индивидуальные доклады об учёных-русистах с обзором их статей. |
Устный рассказ.
Сообщения. |
2 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. |
.Подготовить рассказ о разделах русистики 2. Составление схемы-таблицы «Качество хорошей речи» ( см. упр. 549, с. 401-406). 3. с.413, упр. 55 с. 413, упр. 552;с. 413, упр. 553, 554. Выполнить групповые задания с текстами научного стиля. 4. Составить деловые бумаги: заявления, расписки, доверенности, автобиографии ( см. с. 417, 418). 5. Работа с текстами публицистического стиля речи: с. 419-423, упр. на выбор 559, или 560, или 561. 6. 423, упр. 562 (написание эссе) 7. Составление таблицы «Изобразительно выразительные средства» с примерами из текстов художественного стиля речи. 8. Создать небольшой текст на свободную тему с соблюдением признаков абзаца, 9. Составить аннотации на одно из произведений русской классической литературы, 10. Составить рецензию на книгу, фильм, спектакль, газетную статью по плану. 11. Определить признаки, структуру текста. 12. Подготовка к контрольной работе. 13. Работа над ошибками контрольной работы. |
Работа со статьёй учебника.
Выполнение упражнений.
Сообщение
Устный ответ на вопрос |
10 |
Раздел 2. Лексика и фразеология. |
1.Составление антологии русских пословиц на тему о труде. 2.Составление текста по объяснению значения афоризма. Записать цитаты. 3.Работа с толковым словарем русского языка по определению принадлежности слов с точки зрения их принадлежности; книжная, нейтральная и т.д. 4.Речеведческий анализ текста с определением лексического и грамматического значения слов. 5.Лексико- фразеологический разбор текста. 6 Подбор синонимов, омонимов, антонимов. 7. Редактирование текста с лексическими ошибками. |
Работа с учебником, ответы на вопросы после статьи учебника. Составление схемы—таблицы.
Анализ текста
Анализ текста
Редактирование |
7 |
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. |
.Упражнения в фонетическом разборе слов. С. 37, упр. 47.Развитие умения производить фонетический разбор слов. 2.Упражнение в правописании безударных гласных в корнях слов. Ответы на вопросы: с. 88, с. 65, упр. 89, 93. С. 103, упр. 163-165.
3.Упражнение в расстановке словесного и логического ударения в стихотворном тексте. Нахождение средств художественной выразительности в поэзии С.А. Есенина
4. Упражнение в употреблении буквы ь. П. 24, с. 83, упр. 124, 125.
5. Упражнение в правописании звонких и глухих согласных в корнях слов и приставках. Составление плана п. 14, с. 37-39 « Основные правила произношения», вопросы по п. 14.
6. Упражнение в правописании приставок на 3- и С-. П. 27, с. 93, работа с карточками. П. 29, с. 98-99, упр. 156, 157.
|
Упражнения по теме «Фонетика, орфоэпия и графика».
|
5
|
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. |
Морфемный разбор слов. П. 16, с. 50-55, упр. 68, 69, 74. 2.Определение способов словообразования знаменательных частей речи. С. 53-55, упр. 76, 78. 3.Упражнение в правописании чередующихся гласных в корнях слов. С. 59, упр. 85. 4.Упражнение в правописании приставок. 5. Упражнение в правописании сложных слов. С. 60, ответы на вопросы для повторения. 6.Упражнение в словообразовательном анализе слов. § 17-ознакомительное чтение статьи, упр. Упр. 82, 83, 85 7.Подготовка к контрольному диктанту. 8. Работа над ошибками контрольного диктанта. |
Работа со словарём.
Выполнение тренировочных упражнений по учебнику.
Тренировочные упражнения.
|
10
|
Раздел 5. Морфология и орфография. |
1.Упражнение в правописании окончаний существительных, в употреблении форм существительных в речи. 2.Морфологический разбор существительных. 3.Упражнение в правописании суффиксов и окончаний имен прилагательных, правописании сложных прилагательных. 4.Морфологический разбор прилагательных, составление текстов с употреблением форм прилагательных. 5.Упражнение в правописании числительных. 6.Редактирование текста с исправлением речевых ошибок, связанных с употреблением числительных. 7.Редактирование текста с исправлением речевых ошибок, связанных с употреблением местоимений. 8.Упражнение в правописании НЕ с глаголами. 9.Упражнение в правописании НЕ с причастиями. 10.Редактирование текстов с неправильным употреблением причастий. 11.. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. 12.Упражнение в расстановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах. 13. Морфологический разбор частей речи. 14. Подготовка к контрольному диктанту. |
Тренировочные упражнения.
Морфологический разбор
Редактирование текста |
7
|
Раздел 6.Служебные части речи |
.Упражнение в правописании простых и производных предлогов - в течение, в продолжение, вследствие от слов омонимов. 2.Упражнения в правописании частиц НЕ и НИ с разными частями речи. 3.Упражнение в употреблении союзов в простом и сложном предложениях. 4.Упражнение в различении союзов и частиц в заданном тексте» 5.Редактирование текстов с неправильным употреблением предлогов. 6. Подготовка к сочинению |
Тренировочные упражнения.
Редактирование текстов |
6
|
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация |
Упражнение в расстановке логического ударения, определении прямого и обратного порядка слов. 2. Создание связных текстов с применением прямого и обратного порядка слов. 3. Упражнение в определении грамматической основы простого двусоставного предложения и расстановке тире между подлежащим и сказуемым. 4..Упражнение в определении второстепенных членов предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение) и расстановке знаков препинания. 5. Конструирование предложений с второстепенными членами предложения, определение их стилистической функции. 6.Создание текстов разных стилей на заданную тему с употреблением однородных членов предложения. 7.Редактирование текстов с вводными словами и предложениями. 8.Упражнение в расстановке знаков препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 9.Расстановка знаков препинания при цитатах. 10. Составление сложносочиненных предложений. Составление «памяток» «Пунктуация в сложных предложениях»(см. п.95, с.330-332, п.96, с.338, 339; п.97, с.342-345; п.98, с.348-351); с.351, упр.487, с.354, 355, упр.493(7 предложе 11.Составление сложноподчиненных предложений. 12. Составление бессоюзных сложных предложений. 13. Комплексный анализ текста с грамматическим заданием. 14. Мини- сочинение «Мои успехи по русскому языку» 15.С.333, упр.469; с.334, упр.471. 16.С.340, упр.479; с.342, упр.482. 17.С.345, упр.483. 18.С.359, ответы на вопросы и задания для повторения. 19.С.362, упр.503; с.363, упр.506. 20. С.367, упр.511; с.391, упр.540. 21.Подготовка к обобщающему уроку 22. Подготовка к обобщающему уроку 23. Работа над ошибками. |
Тренировочные упражнения
Создание текстов.
Конструирование предложений
Составление памяток |
10
|
|
|
Итого: |
57 |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи [Текст]: учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 367 с.
2. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10 – 11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2013. – 448 с.
Дополнительные источники:
1. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 10-й класс [Текст]: учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, З.И. Курцева, О.В. Чиндилова – М.: Баласс, 2014. – 320 с.; ил.
2. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 11-й класс [Текст]: учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, З.И. Курцева, О.В. Чиндилова – М.: Баласс, 2013. – 272 с.; ил.
3. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 448 с.
Интернет – ресурсы:
1. http://gramota.ru – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
2. http://slovari.gramota.ru - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру
3. http://www.gramma.ru/RUS/ - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.
4. http://www.slovari.ru - ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; |
1. Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 3. Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 4. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; |
1. Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 2. Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 3. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; |
1. Оценка результатов выполнения письменных работ (анализ текстов (фрагментов). |
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; |
1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 2. Оценка содержания реферативных сообщений.
|
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; |
1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 2. Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3. Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; |
1. Оценка содержания реферативных сообщений. 2. Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 3. Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 4. Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
Применять в практике речевого общения знания основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; |
1. Оценка содержания реферативных сообщений. 2. Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 3. Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 4. Оценка результатов выполнения письменных работ.
|
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; |
1. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). 2. Оценка результатов выполнения тестовых заданий.
|
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; |
1. Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы, дискуссии. 2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.
|
Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; |
1. Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.). 2. Оценка содержания реферативных сообщений. 3. Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.
|
Связь языка и истории, культуры русского и других народов; |
1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2. Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3. Оценка выполнения тестовых заданий. 4. Оценка содержания реферативных сообщений. |
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; |
1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2. Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; |
1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2. Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. |
1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2. Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. 4. Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.